ПОИСК ВЫРАЖЕНИЯ СИНТЕЗА СЕМАНТИКИ И СЕМИОТИКИ В ТЕМАТИЧЕСКОМ ПЛАКАТЕ (АНАЛИЗ ПРОЕКТА «МОСКВА – ГОРОД ГРАМОТНЫХ ЛЮДЕЙ»: ПРЯМОЕ И КОСВЕННОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛОВ). - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПОИСК ВЫРАЖЕНИЯ СИНТЕЗА СЕМАНТИКИ И СЕМИОТИКИ В ТЕМАТИЧЕСКОМ ПЛАКАТЕ (АНАЛИЗ ПРОЕКТА «МОСКВА – ГОРОД ГРАМОТНЫХ ЛЮДЕЙ»: ПРЯМОЕ И КОСВЕННОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛОВ).

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация. В научной статье рассмотрен авторский подход к разработке серии социальных плакатов с авторским названием «Прямое и косвенное употребление слов». Проект был создан в рамках конкурса «Москва – город грамотных людей» под руководством педагога Е.С. Шелестовой. Анализ плакатов и подготовка статьи проведены под руководством педагога С.К. Ткалич, доктора педагогических наук. Оригинал-макет серии социальных плакатов подготовлен с использованием компьютерных программ.

Ключевые слова. Социальный плакат, метод «социальный опрос», инфографика.

Сегодня Москва – это мегаполис, где живут рядом несколько миллионов людей разных национальностей. По данным социологов, коренных жителей только 25 %, остальные – это приезжие из разных городов России и соседнего Ближнего Зарубежья. Если не контролировать такие культурные нормативы, как правила общения, поведения, взаимного сотрудничества, может наступить трагедия «многоязычного Вавилона» – люди перестанут понимать друг друга.

Проанализировав данную ситуацию, было принято решение создать серию плакатов, которая бы наглядно продемонстрировала реальные проблемы с речью в многонациональном городе. Прежде чем начать работу над плакатами, было необходимо провести собственный опрос среди населения мегаполиса «Москва». Были выбраны несколько районов: территория, прилегающая к библиотеке имени В.И. Ленина, Чистые пруды, Комсомольская площадь, ул. Старый Арбат, а также были опрошены студенты Московского Государственного Гуманитарного университета имени М.А. Шолохова.

Мы подобрали слова, которые имеют несколько значений. Например:

  1. «Бабки»: в значении - бабушки, деньги, игра, кости.

  2. «Блин»: в значении - кулинария, досада.

  3. «Собака»: в значении - животное, электронная почта, электричка

  4. «Фишка»: в значении - игра, особенность, удача, подвох.

  5. «Мыло»: в значении - гигиена, электронная почта.

  6. «Вешать лапшу» в значении - обманывать, изворачиваться.

Во время опроса мы называли=перечисляли данные слова и предлагали людям сформулировать свою ассоциацию.

Оказалось, что практически 50 % населения города Москва не только употребляют в своей речи жаргон, но и мыслят категориями сленгов. Прослеживается интересная зависимость между значениями слов и категориями людей, которые были опрошены. Например, 62 % молодежи, в основном, студенты, при слове «собака» по ассоциации называют электронную почту, а для большинства людей, опрошенных в центре Москвы, «бабки» - это деньги. Кулинарное по происхождению слово «блин» в разговорной речи стало выражением промаха, досады, забывчивости. Встречается практически постоянно, оно стало незаменимым у людей разного возраста и статуса. Выражение «вешать лапшу» заменило слово «не надо меня обманывать». Конечно, ученые-филологи, социологи ищут причины такой «ассоциативной» игры слов, их подмены. На наш взгляд, это происходит по причине неустойчивости бытия, динамических передвижений людей, целых семей в пост российском пространстве. Использование слов-перевыртышей, словно защитная оболочка, помогает выжить в незнакомой среде.

Вторая причина в том, что приехавшие из разных мест люди начинают работать среди социальной прослойки «низов», где происходит скопление малообразованных, со слабым знанием русского языка людей. Знание общеразговорного сленга порой позволяет быстрее освоиться среди незнакомых людей и не вызывать раздражение. Доказано, что человек среди незнакомых людей всегда чувствует себя неуютно и настороженно.

А как же быть людям интеллигентным, которые не могут использовать сленг по внутреннему неприятию? Как видим, тема нашего проекта актуальна для мегаполиса и требует более масштабного проекта для всех территорий России.

Рассмотрим алгоритм выполнения серии тематических плакатов по предмету «Компьютерная графика»:

  1. выбор темы;

  2. поиск подходящих слов. Углубленное изучение их этимологии;

  3. выход в город. Опрос населения;

  4. анализ полученных данных;

  5. изучение аналогов;

  6. работа на компьютере с использованием программ.

Авторской новизной мы выдвигаем использование инфографики, так как этот способ визуализации работает там, где нужно показать соотношение предметов и факторов. Инфографика – это визуальное представление информации в знаково-символьной системе, разработанной с помощью компьютерных программ. Сегодня инфографика стала востребованной, так как она позволяет сложную информацию показать быстро и четко.

Мы постарались использовать подходящие к нашей теме изображения. На плакатах, посвященных тому или иному слову, были изображены соответствующие элементы. Например: на плакате с историей о слове «собака» изображено животное собака. Данный способ поможет зрителям, при взгляде на плакат, сразу понять, о чем идет речь, заинтересует его, подтолкнет к углубленному изучению этимологии этого слова.

Заключение. Тематическая серия плакатов была выполнена как эмоциональный отклик на призыв конкурса «Москва – город грамотных людей». Однако по предмету «Основы исследовательской деятельности» был проведен самоанализ выполненного проекта, рассмотрены аналитические, алгоритмические и семантические особенности разработки плакатов. Самое важное, что мы поняли, как обосновать с помощью специальных понятий и терминов свою авторскую новизну.

Литература

  1. Инфографика. Интернет источник http://ru.wikipedia.org/wiki/

  2. Справочно-информационный портал «Грамота.ру». Интернет источник http://www.gramota.ru/

  3. Ткалич С.К. Курс лекций и практикум по предмету «Основы исследовательской деятельности». Факультет ДИВИ, МГГУ имени М.А.Шолохова. Осенний семестр 2013.

  4. Толковый словарь Т. Ф. Ефремовой. Интернет источник http://www.efremova.info/

  5. Шелестова Е. С. Курс лекций и практикум по предмету «Компьютерная графика». Осенний семестр 2013. Кафедра дизайна. МГГУ имени М.А. Шолохова.

Просмотров работы: 1016