РАЗРАБОТКА ОБУЧАЮЩЕЙ МЕТОДИКИ: СОЗДАНИЕ НОВЫХ ФОРМ УСЛОВНОСТИ И ЯЗЫКОВЫХ КОДОВ В КОМПОЗИЦИИ ГРАФИКИ, ЖИВОПИСИ И ДИЗАЙНА. - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

РАЗРАБОТКА ОБУЧАЮЩЕЙ МЕТОДИКИ: СОЗДАНИЕ НОВЫХ ФОРМ УСЛОВНОСТИ И ЯЗЫКОВЫХ КОДОВ В КОМПОЗИЦИИ ГРАФИКИ, ЖИВОПИСИ И ДИЗАЙНА.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация. Статья раскрывает особенности авторского подхода к разработке интегративной методики, актуальной для творческих кафедр. Важно найти механизм взаимосвязи между появлением новых форм условности с одновременным ростом количества языковых культурных кодов в изобразительном искусстве. Внимание уделено преемственности между классическим наследием мастеров живописи предшествующих эпох и современными поисками в композиционном и живописном процессах обучения студентов.

Ключевые слова. Модернизация современного образования, традиция и новация, интегративная обучающая методика, семиотика в изобразительном искусстве, языковые культурные коды, «непредметная живопись».

Одним из аспектов модернизации российского образования является задача формирования будущих специалистов, осваивающих современные инновационные технологии на фоне устойчивых знаний об эволюционном развитии изобразительного искусства.

Актуально рассмотреть взаимосвязь появления новых форм условности с одновременным ростом количества языковых культурных кодов в изобразительном искусстве. Сегодня довольно расплывчато доводятся до студентов вопросы изучения и классификации языковых кодов живописи, различных живописных подходов, способствующих пониманию преемственности между композиционным и живописным процессом в современном искусстве и творчестве мастеров живописи предшествующих эпох.

Художниками производятся новые формы условности в изобразительном искусстве, одновременно растёт количество языковых культурных кодов. Соответственно, усложняется создание современного изобразительного искусства (например, «непредметной живописи») молодыми художниками и понимание его зрителями.

Известный культуролог, открывший школу семиотики еще в середине ХХ столетия, Ю.М. Лотман отмечает: «Всякий акт коммуникации включает в себя отправителя и получателя информации. Но этого мало: хорошо известный нам факт непонимания свидетельствует о том, что не всякое сообщение воспринимается. Для того чтобы получатель понял отправителя сообщения, необходимо наличие у них общего посредника — языка» [6].

В живописном акте коммуникации таким посредником является язык живописи. Понятие условности указывает на существующую дистанцию между действительностью и художественным произведением. Сегодня в этой связке мы выделяем новое понятие, важное для обучающихся живописи студентов: о существовании языка изобразительного искусства, транслирующего информацию об объектах в пространственной среде окружающей реальности.

Материальность предметов, пространство и объём существуют только в иллюзии «искушения», созданной искусством «обмана» живописца. Изобразительная плоскость, на которой работает живописец, составляет основную закономерность "условности" живописи. Передать бесконечно многообразные характеристики природной формы можно лишь относительно, при помощи создания специфического языка, характеризуемого тональным и цветовым масштабом, созданием искусственных эквивалентов природной, натурной формы.

Проблема состоит в том, что студент, обучающийся на творческой специальности (дизайн, педагогическое образование), где важное место на начальном этапе обучения занимает рисунок, живопись, а далее и технический рисунок, проектная живописная техника, часто недостаточно изучает теорию. По этой причине не применяет в рамках учебной живописной и графической работы различные языковые коды (подходы), разработанные мастерами книжной, станковой графики, живописи, дизайна на протяжении многовекового развития мирового изобразительного искусства.

Как следствие, слабое знание теории, эволюционного развития живописного искусства негативно сказывается на результатах учебной работы. Итогом нерешенности данной проблемы является слабость дипломных работ, выраженная аморфной художественной визуализацией.

На наш взгляд, существующая проблема возникает по причине недостаточной разработки методик, пособий, нормативов по освоению и классификации культурно-языковых кодов,условностей. Теоретические знания должны закрепляться в практических заданиях, например, на основе выполнения «вольного копирования» и «композиционных построений» в учебном рисунке, живописи.

Общеизвестно, что композиция является основой для рисунка и живописи. Неглубокие теоретические знания законов композиции и малый опыт в практике использования композиционных средств негативно сказываются и в учебной академической живописи, и в «плоскостной» живописи декоративного плана. В пространстве образовательной программы дизайнеров также практически не практикуется живописный рисунок, который передавал бы знаковые коды конкретного направления в живописи.

В то же время существует замечательное учебное пособие для вузов «Западные концепции художественного творчества» д-ра филос. наук, профессора М.Н. Афасижева [2]. Данное учебное пособие раскрывает особенности формообразовательной деятельности «импрессионистов» в пленэрной живописи, особенности создания художественной формы в «непредметной живописи».

Профессиональные компетенции и будущего педагога, и дизайнера совпадают в сфере нахождения новых языковых живописных кодов, композиционных подходов и условных решений в поставленной перед ними творческой задаче [8,10].

Студент художественного факультета, где взаимодействуют творческие и педагогические профили подготовки, должен более чутко воспринимать взаимодействие образования, культуры, науки в появлении авангардных течений и уметь их научно объяснить. Тем более, быть готовым к созданию творческой учебной работы посредством представления богатства языка живописи, созданных известными мастерами своеобразных системных координат для условной передачи идеи художника языком изобразительного искусства.

Обобщение своих выводов мы провели на основе практической деятельности на двух базах. База № 1 - наш практический опыт преподавания в мастерской члена - корреспондента РАХ, заслуженного художника РСФСР Лошакова О.Н. в государственном специализированном институте искусств (ГСИИ) курса «Абстрагирование и формальная композиция для 3 и 4 курсов в мастерской станковой живописи» [5] и его положительный результат. База № 2 - работа со студентами МГГУ имени М. А. Шолохова (факультет «Дизайн и визуальные искусства») [6,7,8, 9,10,11].

Тезис 1: «Результат учебных работ убедил в необходимости разработки специальных сбалансированных заданий по рисунку и живописи на основе интеграции существующей академической традиции и авангардных идей».

Таким образом, наше предложение решения проблемы по изучению богатства композиционных решений в живописи, графике, заключается в дополнительных заданиях, выполняемых с 1 курса параллельно с заданиями основной программы по рисунку и живописи. Это приводит к положительным результатам в приобретении профессиональных компетенций в сфере создания новых языковых кодов в творческих композиционных работах.

Тезис 2: «Студенты могут использовать аналогии уже созданных мастерами работ, они должны проводить самостоятельный поиск близких по своим требованиям образных художественных решений, необходимых для выражения своей идеи по созданию новой формы. Идея формулируется в цель живописной работы, а достижение поставленной цели возможно при условии изучения формального подхода в рисунке, живописи, композиции».

Первый тип условности, влияющий на язык художественного произведения, характеризуется материалами изобразительного искусства (видовая условность), которая создается специфичностью языка техники и материала живописи, графики. Предлагаем следующие дополнительные краткосрочные задания в рамках, выполняемых по ООП графических и живописных работ:

1.1. выполнение линейно – конструктивных, тональных, линейных рисунков и живописи по памяти и представлению на основе натурных работ, выполненных по основной программе. Применение в учебном рисунке по памяти и воображению мягких, подвижных материалов (соуса, сангины, угля) на тонированной бумаге;

1.2. выполнение схематического анализа работ великих мастеров живописи и дизайна в графической (линия, линия + пятно) технике. Для практического освоения студентами данного типа условности, нами разработаны дополнительные задания по вольному копированию для применения в учебных работах опыта фламандских и итальянских мастеров, метода лепки пространства и формы цветовыми планами (на основе вольных копий работ П.Сезанна), метода плоскостной живописи (например, на основе вольных копий работ художников – «фовистов»);

1.2. выполнение (в цвете) вольного копирования работ мастеров художественных школ ХХ столетия, важных для дальнейшего развития российского дизайна.

Мы убеждены, что студент художественного вуза, работающий над дополнительными к основной программе заданиями по рисунку, живописи, композиции и вольному копированию, приобретает теоретические и практические знания в сфере разработки проектной идеи, основанной на концептуальном подходе к решению дизайнерских задач. Это становится возможным, благодаря подготовленности студента к прочтению языковых кодов мастеров дизайна и живописи.

В заключение важным учебно-методическим нормативом мы подчёркиваем необходимость интегративной обучающей методики, тезисная доминанта которой: «введение нового формата учебной подготовки «на основе интеграции новой идеи и классических аналогий» для создания условий формирования активного изучения формальной составляющей в классических и современных образцах мастеров живописи, графики, дизайна, как источнику культурно-языковых кодов».

Нормативом подготовки такого задания будет самостоятельный поиск студентов в области новообразования художественной формы на основе знаний, полученных при копировании живописи, рисунков, дизайнерских работ, выполненных великими мастерами. В идеале, благодаря расшифровке работ мастеров, студент будет готов к созданию разнообразных цветовых и композиционных подходов с использованием своего персонального художественного языка.

Наш научно-методический концепт состоит в том, что такой язык возможен и как синтезированное новообразование, в таком случае студент должен уметь объяснить его истоки, назвать персоналии мастеров, чьё искусство повлияло на рождение идеи, приёма, техники изображения, композиционного построения.

Студент, работающий над дополнительными заданиями по нашей методике, более свободен в выборе разнообразных композиционных решений натурных объектов по рисунку и живописи или эскизного решения объекта, положенного в основу дизайн – проекта.

Литература

  1. «Аполлон»: Терминологический словарь «Искусство. Архитектура. Живопись». М., 1999.

  2. Афасижев М.Н.«Западные концепции художественного творчества». Учебное пособие для вузов. М.: «Высшая школа». 1990. 176 с. ISBN: 5-06-001594-7.

  3. Ковалев А.А. Теория и практика формального метода построения изображения в системе профессиональной и специальной подготовки художника-педагога : дис. д-ра пед. наук : 13.00.02. Москва, 2006. - 505 с. РГБ ОД, 71:07-13/27.

  4. Лошаков О.Н. Рабочая учебная программа дисциплины «Абстрагирование и формальная композиция для 3 и 4 курсов в мастерской станковой живописи». Государственный специализированный институт искусств. М., 2009.

  5. Лотман Ю. М. Структура художественного текста //В книге: Лотман Ю.М. Об искусстве. – СПб: «Искусство – СПБ», 1998. С. 16 – 285.

  6. Мирхасанов Р.Ф. Изучение курса «Формальная композиция и абстрагирование» студентами государственного специализированного института искусств. Статья.// /Вестник МГГУ имени М.А. Шолохова. № 3(1). 2012. С. 47-51.

  7. Мирхасанов Р.Ф. Изучение формальных составляющих композиции на основе натурных учебных постановок и «вольного» копирования. Статья.// /Вестник МГГУ имени М.А. Шолохова. № 2. 2013. С. 86-91.

  8. Мирхасанов Р.Ф. Развитие композиционного видения для решения учебных задач при выполнении натурной постановки». Статья.// Приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица. Научные исследования в образовании». №8. 2012. Стр.

  9. Мирхасанов Р.Ф. Абстрагирование и формальный подход в декоративной живописи, выполняемой студентами художественных училищ, колледжей и учащимися детских художественных школ. Выступление с докладом//Конференция «Молодые ученые столичному образованию». ХII Городская научно – практическая конференция. Департамент образования г. Москвы. ГБОУ ВПО МГППУ г. Москвы. 18 апреля 2013 г.

  10. Мирхасанов Р.Ф. Этюд с натуры в обучении студентов – инвалидов живописи. Статья.// «Специальная педагогика и специальная психология: современные проблемы теории, истории, методологии". Материалы V международного теоретико – методологического семинара. Департамент образования г. Москвы. (ГБОУ ВПО МГПУ). 08-09 апреля 2013. С. 272-275.

  11. Мирхасанов Р.Ф. Изучение законов и свойств композиции на основе натурных учебных постановок и вольного копирования. Статья.// «Инновации в профессиональном образовании». Департамент образования г. Москвы. ГБНУ НИИРПО. М., 2012. С.126 – 130.

  12. Ткалич С.К. Основы коммуникативного дизайна. Учебное пособие: ГРИФ УМО МГХПУ имени С.Г. Строганова. М., 2007. 112 с. ISBN 5-94778-136-0.

  13. Ткалич С.К. История дизайна: эволюция, методология, современные тенденции. В 2-х ч. Учебное пособие: ГРИФ УМО МГХПУ имени С.Г.Строганова. М.: МГУКИ, 2007. 160 с. ISBN 5-94778-136-0.

  14. Ткалич С.К.Новая образовательная технология: адаптация этноискусствоведческого анализа к профессиональной подготовке творческих кадров //Педагогика искусства. Электронный научный журнал РАО. № 1. 2011. [Режим доступа: URL http://[email protected]].

Просмотров работы: 1858