ИЛЛЮСТРАТИВНЫЕ АССОЦИАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ИСПОЛНЕНИИ ПО КНИГЕ ЭРИХ МАРИЯ РЕМАРК «ТЕНИ В РАЮ» - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЕ АССОЦИАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ИСПОЛНЕНИИ ПО КНИГЕ ЭРИХ МАРИЯ РЕМАРК «ТЕНИ В РАЮ»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация. В статье рассматривается алгоритм выполнения интегрированного задания на основе двух дисциплин учебного процесса. Задание проекта заключало в себе свободный выбор литературного произведения, песни или стихотворения любого автора. Моя задача заключалась в том, чтобы максимально отразить в изображении основные идеи автора. Введение нового формата интегрированного задания усилило внимание к изобразительным символам плакатов.

Ключевые слова. Символика плаката, средства изображения, приемы компьютерной графики, формат интегрированного задания.

Gavrushenko Daria Igorivna, 4 year, the Department of Design, Department of Design and Visual Arts, MGGU them. M.A. Sholokhova [email protected]

Illustrative association with a modern twist on the book

Erich Maria Remarque "Shadows in Paradise"

Abstract. Semester project is a free choice of literary works, songs or poems of any website. Their preferences I gave foreign classics. Task was to identify the course project distinctive features and problems raised in the novel. Remarque's book «Shadows in Paradise «covers a wide range of issues that arise in a person's life . My objective was to maximize the image reflect the main ideas of the author. Through the use of technology tools: computer programs - Illustrator and Photoshop, I achieve the desired effect.

Keywords. Artistry, contrast, illustration, design, parallel.

Семестровый проект (2013) заключал в себе свободный выбор литературного произведения, песни или стихотворения любого автора. Свои предпочтения я отдала зарубежной классике. Поставленной задачей курсового проекта было выявить отличительные черты и проблемы, затронутые в произведении. Книга Ремарка «Тени в раю» охватывает широкий круг вопросов, возникающих в жизни человека.

Предварительно проводился анализ по подбору исходных данных иллюстраций по теме литературного произведения, что было обязательным приложением к курсовой работе, как вариация развития темы произведения. Также были изучены вдохновляющие работы авторов художников, которые продвигали в развитии мысли по данному произведению. Из текста произведения Ремарка «Тени в раю» выделялась фраза, предложение. Она заключала в себе фабулу, основную мысль. Ограничивалось это тремя выделенными тезисами из всей книги, они и являлись материалом для перенесения в изображение, каждая картина была приурочена к ним.

Основная мысль Ремарка заключается в том, что люди, вошли в американский рай, как тени, обожженные огнем Второй мировой. Беглецы со всех концов Европы, утратившие прошлое. По сути, весь роман пронизан описаниями трагедий из жизни переселенцев, и каждый из них по-своему справляется с психологическими и физическими травмами, нанесенными войной. Невротичная красавица-манекенщица и циничный, пьющий писатель. Дурочка-актриса и гениальный хирург. Отчаявшийся герой сопротивления и щемяще-оптимистичный бизнесмен. Что может быть общего у столь разных людей? Хрупкость нелепого эмигрантского бытия. И святая надежда когда-нибудь вернуться домой.

Для раскрытия мысли и передачи её языком художника я выбрала вот эти основные тезисы: 1) циничность людей, которых приучила к грубости война, граничит с искренней любовью и настоящей дружбой; 2) если не сумеешь забыть прошлое или зачеркнуть его — оно убьёт тебя; 3) глупость — ценнейший дар, но тот, кто ее утратил, никогда не приобретёт вновь. Она спасает, как шапка-невидимка. Опасности, перед которыми бессилен любой интеллектуальный человек, глупость просто не замечает.

Цель проекта. Любое осознанное литературное произведение, художественное творение содержит внутренний, дополнительный смысл в себе, так и здесь: в наше изображение вкладывается состояние, переживание героев литературного произведения.

Выполнение поставленной цели. Обработка с тремя иллюстрациями (триптих) должна была быть в двух вариантах исполнения: плакатный жанр и художественный. Именно таким образом, при условии двойной художественно-графической передачи идеи мы можем посмотреть, как можно выразить лаконично социальную и эмоциональную составляющие.

Плакат это всегда сдержанность и краткость. Как правило, он заключает в себе символику и больше абстракцию, так как создаётся с целью внедрения в социум важной информации, призыва или рекламы.

Плакаты реже носят в себе только эстетические задачи, больше социальные нагрузки. Для сравнения уточним, что в художественном жанре более разнообразны приёмы передачи состояния, менее угловаты линии и меньше геометрических форм. Тут задача автора состоит в том, чтобы предложить композиционное решение, которое требует больше внимания, зритель останавливается и разглядывает нюансы и подробности, тут больше мелочей. На мой взгляд, в художественном жанре больше проявляются стиль и отличительные черты автора.

В процессе выполнения учебного проекта я старалась объединить все три изображения, придать им единство и общее эмоциональное восприятие. Использованные эффекты максимально приближены к направлению мысли: более резкой и однозначной или компромиссной. С помощью использования инструментальных технологий: компьютерных программ - Иллюстратор и Фотошоп я добивалась нужного эффекта. Для работы с разными жанрами каждой иллюстрации я использовала следующие средства компьютерной графики:

  1. эффекты «стилизация», «трассировка», «высвечивание» отдельных частей;

  2. приёмы: обводка, усиление резкости, эффект «ретикуляции» и «тепловой»;

  3. применение эффектов акварели, трансформации, использование маски в наложении текста (постепенное размытие).

Для художника оттенки цвета, формы и конфигурация символических объектов - это и есть язык, с помощью которого он общается со зрителем. Посредством угловатости линии, холодности или теплоты оттенков, можно передать настроение, эмоции, чувства.

В первой композиции я использовала контрастность тёплого и холодного, голубых оттенков и красных. Этим я пыталась отразить сопоставление войны и дружбы. В композиции есть два силуэта, напоминающие антропоморфные фигуры (человека). Один силуэт усыпан цветами и лепестками, а второй окружён языками пламени.

Второй вариант композиции сопровождается аллегорией «прошлого» в виде большой глыбы, которую человек пытается двигать впереди себя. Глыба - это память о войне. При помощи выделения этой глыбы цветом, отличающимся от остального окружения, мы акцентируем внимание на её формате, что показывает напряжение человека, живущего с памятью о событиях войны.

Наконец третья композиция отображает человеческую глупость, как «маску от проблем». На иллюстрации присутствует женский лик, прячущийся за маской, но часть лица остаётся открытой. В нашей художественно-графической и символической интерпретации - маска удобный предмет-символ (инструмент самопрезентации: я глуп, какой с меня спрос?). Если человек снимает её, то остаётся не защищённым от внешних ударов жизненных ситуаций, как и человек, утративший глупость.

Выполнение задания по предмету «Основы исследовательской деятельности» (педагог Ткалич С.К.) на основе данного проекта значительно повышает уровень компетентности студента-дизайнера, как аналитика, так и мастера художественно-графического выражения своей идеи, мысли в виде символов и конфигурации, композиционных и стилистических приемов. Большой объем информации, который нужно обработать и сжать, выделить главное и провести параллели с образом и контекстом, совокупно является хорошим тренингом для креативного мышления. Тема учебного проекта учит быть разнообразным в подаче информации, как можно на одни и те же вещи посмотреть под разным углом, но в тоже время придерживаться одного стиля. Введение нового формата задания с научной доминантой в виде написания научной статьи по теме выполненного проекта создает атмосферу научно-творческой школы дизайна, где тщательно выверяются смысловые и изобразительные параллели, точность отображения идеи автора социального плакатов. Формат задания с научной доминантой связывает разные по смысловой нагрузке 1-ю и 2-ю части.

1-я часть: идет прочтение и анализ литературного произведения (педагог А.И.Тарнани, предмет «Компьютерная графика»); затем формируется цикл из трех плакатов (триптих), затем стандартный триптих превращается в «бинарный» триптих, так как все композиции выполнены в двойном изображении - художественно-графическом и компьютерном вариантах; 2-я часть: научное осмысление выполненного учебного проекта по предмету «Основы исследовательской деятельности» (педагог С.К.Ткалич, д.п.н.). Каждый студент формулирует идею создания своей сюжетной или символической композиции.

Вывод. Когда символы и изобразительные художественные и компьютерные средства соответствуют идее и поставленной цели автора, то одним взглядом можно окинуть работы и мгновенно понять смысловые тезисы Ремарка в художественном изображении, и это самое главное.

Литература

  1. Дубина Н. «Цвет в графическом оформлении книги».2005.

  2. Железняков В. « Цвет и Контраст. Технология и творческий выбор ». 2007.

  3. Иванов А. Последние вершины.// Ремарк Э.-М. Ночь в Лиссабоне. Тени в раю, 2006.

  4. Тарнани А.И. Поиск методологии преподавания графического дизайна в высшей школе: к вопросу о формировании профессионального мышления. Статья.//Художественное образование в XXI веке (часть 2). Сборник научных статей. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. М.: Синаксис, 2012. С. 85-92.

  5. Тарнани А.И. Курс-практикум по предмету «Компьютерная графика». Кафедра дизайна. МГГУ им. М.А.Шолохова. 2013.

  6. Ткалич С.К.Новая образовательная технология: адаптация этноискусствоведческого анализа к профессиональной подготовке творческих кадров //Педагогика искусства. Электронный научный журнал РАО. № 1. 2011. [Режим доступа: URL http://[email protected]].

  7. Ткалич С.К. Курс лекций и практикум по предмету «Основы исследовательской деятельности». Кафедра дизайна. МГГУ им. М.А.Шолохова. 2013.

  8. Штернбург В. Как будто все в последний раз: Отрывки из книги о жизни и творчестве Эриха Марии Ремарка.// ИЛ, 2000.- № 3, стр. 12.

  9. Эрих Мария Ремарк «Тени в раю».Перевод Л.Черной, В.Котелкина. Харьков, Аст - Фолио, 1999.

Просмотров работы: 1129