КОМБИНИРОВАННЫЙ МЕТОД ХУДОЖЕСТВЕННО-ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ АЛЕКСАНДРА БЛОКА «НЕЗНАКОМКА» - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

КОМБИНИРОВАННЫЙ МЕТОД ХУДОЖЕСТВЕННО-ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ АЛЕКСАНДРА БЛОКА «НЕЗНАКОМКА»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация. В научном сообщении рассмотрен авторский подход к разработке комбинированного метода художественно-выразительной интерпретации по теме конкретного произведения. В качестве образца проанализированы иллюстрации известных художников-иллюстраторов. В учебном проекте был использован комплекс компьютерных программ. Редактирование изобразительного материала, текста и эскизов проводилось с помощью компьютерного планшета «Bamboo Fun Wacom».

Ключевые слова. Компьютерные технологии, художественно- выразительность эскизов, неформальная композиция, комбинированный метод интерпретации, усложнённый метод комбинаторики,графический дизайн.

Актуальность. На современном этапе модернизации образования особое внимание уделено профессиональной подготовке дизайнеров. Мы полагаем, что подход к разработке обучающих методик должен быть комплексный, так как дизайнер должен обладать навыками иллюстратора, плакатиста и одновременно владеть компьютерными технологиями. Именно обучающая комплексная методика может сформировать компетентно подготовленного дизайнера.

На наш взгляд, актуально выдвинуть тезис № 1: «От компетентно подготовленных российских дизайнеров зависит, какой будет культурно-цивилизационная модель многонациональной страны в третьем тысячелетии».

Состояние подготовки дизайнеров-бакалавров. На основе знакомства с научными исследованиями в области дизайн-образования (Ю.Назаров, Г.Стор, А.Сокольникова), мы провели обзорный анализ компетенций, которые являются основными. Действительно, сегодня разработаны базовые компетенции. Но в то же время некоторые педагоги-практики считают, что предлагаемый базовый набор компетенций не является завершенным и статичным комплексом. Он должен иметь возможность углубления, инновационных экспериментов (С.К.Ткалич, доктор педагогических наук, МГГУ им. Шолохова). Мы согласны с этой позицией.

Уточнение особенностей подготовки компетентных дизайнеров-бакалавров показывает, что наиболее продуктивным является использование дидактического модуля, который помогает расставить этапы любого учебного проекта: познавательный, репродуктивный, творческий и продуктивный. Таким образом, можно сделать вывод, что сегодня внимание педагогов должно быть сконцентрировано на поиске образовательных методик, которые формируют новые компетенции.

По результатам проведенного анализа и вывода можно выдвинуть тезис № 2: «От многообразия обучающих методик зависит полнота профессиональной подготовки дизайнеров, востребованных российским обществом XXI века».

На занятиях по предмету «Основы исследовательской деятельности» была освоена матрица научного сообщения [1]. Тема сообщения каждого студента соответствует названию учебного проекта, выполненного в прошлом семестре. Особенность в том, что в процессе разработки учебного проекта необходимо было найти образ иллюстративного выражения «смысловой строки» из стихотворения. Затем необходимо было продумать способ изображения найденного образа и композицию. Подготовку учебного проекта можно разделить на следующие этапы:

Этап 1 – Поисковый, он связан с изучением работ иллюстраторов в области дизайн - образования. С целью моделирования собственного триптиха.

Этап 2 - Использован навык рисования эскизов, выполненных в черно-белом варианте с тонировкой. Далее определена «мрачная» цветовая гамма, которая помогает создать «настроение» иллюстрации. На этапе эскизирования были найдены разные композиционные и смысловые решения. Такие как: компазиционный центр, динамика, статика в некоторых элементах иллюстраций. В итоге была найдена гармония и уравновешенность.

Этап 3 – В переводе на компьютерный вариант, выполнение задания опиралось на следующие программы: Photoshop, Illustrator. В Photoshop были выявлены планы иллюстраций, то есть слои, для разбивки картин по тону. Скомпанованы вырезанные элементы фотографий и нарисованные в Illustrator изображения, которые после были обработаны через фильтры. Так же производилась книжная верстка иллюстраций - это нанесения текста на изображение, отображающее некий смысл.

Этап 4 - Презентация учебного проекта делалась в программе Power Point и включала в себя 15 слайдов, где были подготовлены комментарии для детализации авторского метода. Однако мы полагаем, что презентация требует доработки для публичной защиты проекта.

Авторский метод включал также образно-эстетическое осмысление иллюстративных композиций. Например, важно понять и передать психологическое состояние лирического героя стихотворения А.Блока «Незнакомка» через иллюстративный материал для более эмоционального восприятия стихотворения. Особенно это важно для читателей, реагирующих на визуальное изображение сюжетной композиции. Можно сказать, что использован не просто метод комбинаторики, а именно усложнённый метод комбинаторики, где, кроме визуальной информации, воздействует на зрителя читателя также психологический настрой героя. Он создан с помощью выразительных средств: цветового, пластического, средового.

Мы попытались сформулировать тезис № 3: «Художественно-графическая специфика иллюстрирования произведения должно отражать не только композиционный, цветовой, образный компоненты, но и настроение произведения, что накладывает особую ответственность на художника-иллюстратора».

Таким образом, мы выдвигаем инновацию в виде усложнённого метода комбинаторики. Иллюстрации к произведению при помощи этого метода помогают читателю лучше понять и раскрыть суть данного произведения. Основной задачей иллюстрации является придать произведению запоминающийся, индивидуальный облик. Таким образом, читатель получает более подробное и раскрытое представление о роли творческой индивидуальности художника в передаче глубокого смысла литературного произведения и стиля автора. По характеру иллюстративные работы тесно связаны с литературным текстом.

Как правило, в учебном процессе создаются ситуации поиска, где перекликаются две линии: эстетическая и художественно-образная. Мы полагаем, что иллюстратору важно понять период жизни самого поэта, чтобы верно отразить заложенный «мотив настроения». Также важно знать приёмы метафорического обобщения мыслей автора в символической форме, которые отображают смысл всего произведения или его части. Эти виды иллюстраций подобны музыке, их настроение и состояние эмоционально.

Например, взятое для учебного проекта стихотворение Александра Блока принадлежит к циклу “Страшный мир”, когда главными в восприятии поэтом мира были ощущения тоски, отчаяния и неверия. Мрачные мотивы многих стихотворений данного периода выражали протест поэта против жестокости страшного мира, превращающего все самое высокое и ценное в предметы торга. Здесь царят не красота, а жестокость, ложь и страдание, и выхода из этого тупика нет. Лирический герой не выдерживает и отдаётся « отраве хмеля и буйного разгула».

И каждый вечер друг единственный

В моем стакане отражен

И влагой терпкой и таинственной,

Как я, смирен и оглушен.

В этот период поэт порывает со своими друзьями-символистами. От него ушла его первая любовь. Казалось, что А.Блок топит отчаяние в вине. Но, несмотря на это, главной темой стихов периода “Страшного мира” все же остается любовь. Но та, о ком поэт пишет свои великолепные стихи, уже не прежняя Прекрасная Дама, а роковая страсть, искусительница, разрушительница. Она мучит и сжигает поэта, а он не может вырваться из-под ее власти.

Даже о пошлости и грубости страшного мира А.Блок пишет одухотворенно и красиво. Хотя он уже и не верит в любовь, но образ незнакомки в стихах этого периода все же остаётся прекрасным.

“Незнакомка” — одно из самых характерных и красивых стихотворений этого периода. Блок описывает в нем реальный мир — грязную улицу со сточными канавами, блудницами, царство обмана и пошлости, где среди льющихся помоев прогуливаются “испытанные остряки” с дамами.

По вечерам над ресторанами

Горячий воздух дик и глух,

И правит окриками пьяными

Весенний и тлетворный дух.

Лирический герой одинок, он отвергает этот ужасающий его душу мир, похожий на балаган, в котором нет места ничему прекрасному и святому. Мир травит его, но среди этого хмельного угара появляется незнакомка, и ее образ будит светлые чувства. Образ ее удивительно романтичный и манящий, где практически сказано слово поэта о том, что жива мечта о чистой, беззаветной любви. И хотя стихотворение и завершается словами “In vino veritas”, но образ прекрасной незнакомки вселяет веру в светлое начало жизни.

В стихотворении две части, а основным литературным приемом является антитеза, (противопоставление). На место бытовой лексики первой части приходят одухотворенные, поражающие своей музыкальностью строки. Художественные формы подчинены содержанию стихотворения, позволяя глубже проникнуться им. Аллитерации в описании грязной улицы, нагромождения грубых согласных звуков сменяются далее ассонансами и аллитерациями сонорных звуков — [р], [л], [н]. Благодаря этому создается прекраснейшая мелодия звучащего стиха. Стихотворение «Незнакомка» А.Блока входит в сокровищницу классической русскую поэзии наряду со сборником «Стихи о Прекрасной даме».

В основных поисках художественных наработок для графического изображения было использовано большое количество готовых изображений, фотографий, часть из которых была отобрана по принципу интуитивного отбора автора данной научной статьи.

Разработка иллюстраций проводились с помощью:

- подробного анализа стихотворения «Незнакомка»,

- разработки эскизов,

- компьютерных программ: векторной Illustrator, и растровой Photoshop.

- программы Power Point для презентации .

На финальной стадии учебного проекта вся проделанная работа была объединена в презентации, сделанной в программе Power Point.

Вывод. На наш взгляд, подготовка дизайнеров–бакалавров должна включать не только выполнение практических заданий, но и научный подход к осмыслению и формулировке новых методов, дополняющих основной метод комбинаторики в дизайне. В процессе работы были использованы приёмы: синтезированного анализа и разбивка единой панорамы на сюжеты, неформальной композиции. Знание вышеназванных приёмов и усложненный метод комбинаторики, метод «создания настроения» с помощью цвета помогли создать триптих из плакатов по стихотворению «Незнакомка» одного из видных представителей Серебряного века в русской литературе – Александра Блока.

Литература

  1. Сокольникова А.В. Семиотический подход к анализу национальной специфики графического дизайна в процессе подготовки дизайнеров в вузе. Диссертация кандидата педагогических наук. М., МГГУ им. М.А.Шолохова, 2011.

  2. Тарнани А. И. Поиск методологии преподавания графического дизайна в высшей школе: к вопросу о формировании профессионального мышления. Статья.//Художественное образование в XXI веке (часть 2). Сборник научных статей. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. М.: Синаксис, 2012. С. 85-92.

  3. Тарнани А.И. Курс-практикум по предмету «Компьютерная графика». Кафедра дизайна. МГГУ им. М.А.Шолохова. 2013.

  4. Ткалич С.К. Новая образовательная технология: адаптация этноискусствоведческого анализа к профессиональной подготовке творческих кадров //Педагогика искусства. Электронный научный журнал РАО. № 1. 2011. [Режим доступа: URL http://[email protected]].

  5. Фазылзянова, Г.И. Специфика культурологической интерпретации художественного текста / Г. И. Фазылзянова // Журнал «Культурная жизнь Юга России». – 2008. – №2 (27). – С. 30-35 (0,4 п.л.).

  6. Фазылзянова, Г.И. Культурологическая методология анализа художественного текста. Статья. // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2007. №4 (20). С. 30-34.

  7. Фазылзянова Г.И. Понимание художественного текста как культурологический феномен. Монография. – СПб.: Астерион. 2008.

Просмотров работы: 1419