ИЛЛЮСТРАЦИИ К УЧЕБНИКУ "ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ" - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ИЛЛЮСТРАЦИИ К УЧЕБНИКУ "ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ"

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация. На примере проектно-технической задачи рассмотрен алгоритм создания иллюстраций для массовой учебной продукции (учебник "История России с древнейших времен до наших дней" (Н. Л. Клименко, В.Г. Кошкидько, С.В. Пронкин, А. В. Сидоров, К, А. Соловьев). Уточнены инструментальные способы и методы комбинаторного подхода к выполнению учебного проект. В статье даётся сравнение с работами других дизайнеров, графиков и художников в этой области.

Ключевые слова.Учебная книга, авторский метод, тематическая иллюстрации.

Summary. On the example of a design and technical task the algorithm of creation of illustrations for mass educational production (the textbook "History of Russia since the Most Ancient Times Up to Now" (N.L.Klimenko, V. G. Koshkidko, S. V. Pronkin, A.V. Sidorov, To, A.Solovyev) is considered. Tool ways and methods of combinatory approach to performance educational the project are specified. In article comparison with works of other designers, schedules and artists in this area is given.

Keywords. Educational book, author's method, thematic illustration.

Актуальность.С изменением национальной программы образования возникает необходимость и модернизации иллюстрирования учебной книги. Учебник является определенным показателем социально-культурного и научно-технического развития общества. Как известно, хороший учебник пользуется популярностью среди педагогов и студентов, школьников долгие годы. Многие фундаментально разработанные учебники с адекватным иллюстративным материалом многократно переиздаются. В то же время дизайн учебника должен эволюционировать с развитием технического прогресса в книгопечатании [5].

Проблемы современной иллюстрации учебной книги. На сегодняшний день актуальность профессии «графический дизайнер» в нашей стране очень высока. Особенно востребованы дизайнеры в мегаполисах, где постоянно возникает необходимость обновление визуальных комплексов, логотипов, рекламных постеров.

Одно из древнейших направлений – книжный дизайн. Интерес к специалистам в этой области не утратился с годами, а, наоборот, возрос с развитием технического прогресса. Книга – источник информации. Учебная книга - проводник системы ценностей, определенной идеологии и культуры, участвующий в процессе социализации молодого поколения, которому она адресована [1].

На всех этапах развития образования учебники не подвергались изменению. Хотя критиковались и учителями, и книговедами, и в печати. Основной проблемой для одних были несовершенство и консерватизм формы, для других чрезмерная усложнённость.

Важную роль в учебнике играют иллюстрации. Они должны привлекать внимание учащегося, давать внятное и осмысленное представление темы, способствовать дифференциации обучения, мотивировать учащихся. В последнее время к иллюстрациям предъявляются новые требования: они должны включать и интерактивные элементы, придающие будничному обучению привлекательность [2].

Подход к разработке учебного проекта мы выстроили согласно нормативу как поэтапный алгоритм выполнения анализа произведения, эскизных разработок, инструментальных операций, поисковых действий, интеграции результатов поиска и технической задачи проекта. Кратко план действий (или рабочий алгоритм) выглядит так:

  • этап 1- пред-проектный анализ представлен изучением работ советских и современных российских учёных. Выявление проблем и вывод;

  • этап 2- сбор информации о способах изготовления иллюстраций к учебникам: комбинаторных, аналоговых, образно-ассоциативных. В результате мы попытались сформулировать проектно-творческую концепцию [3];

  • этап 3 – выбор тематического фрагмента из содержания учебника. Разработка эскизов как первая художественно-изобразительная и композиционная ступень по созданию иллюстраций: наброски, проба цвета. Напомним, что основной этап дизайнерского проектирования протекает в сознании дизайнера. В дизайнерском проектировании сочетаются знания и фантазия, интуиция и расчет, наука и искусство, талант и мастерство [3];

  • этап 4 - выполнение коллажей при помощи графических программ (adobe photoshop, adobe illustrator);

  • этап 5 - моделирование. Создание материальных компонентов оригинал-макета в распечатках, макетах, образцах;

  • этап 6 - презентация, которая включала 10 слайдов.

Вышеназванный рабочий алгоритм деятельности позволяет организовать студенту подготовку учебного проекта без потерь времени.

Авторский метод интерпретации произведения. Из содержания учебника "История России с древнейших времен до наших дней" ( Н.Л. Клименко, В.Г. Кошкидько, С.В. Пронкин, А. В. Сидоров, К, А. Соловьев) мы выбрали тему Великой отечественной войны 1941-1945 года и попытались создать три иллюстрации.

Они рассчитаны на восприятие учащихся среднего общеобразовательного учреждения. Иллюстрации созданы методом «коллажирования» и обладают высокой степенью выразительности из-за сильного контраста и употребления открытых цветов. Подобные сочетания помогают передать трагизм и напряженность той или иной ситуации. Иллюстрации – это диалог между говорящим и слушающим, пишущим и читающим, в процессе которого осуществляется деятельность по расшифровке знаковых изображений, визуально отражающих смысл текста. Диалог этот можно рассматривать как процесс столкновения картин мира автора и интерпретатора, поскольку понимание любого художественного произведения обусловлено комплексом факторов социально-психологического и культурно-языкового характера, контекстом бытия реципиента [10].

Каждый коллаж представляет возможность восстановить события того времени, почувствовать атмосферу войны, посредством элементов фотографий увидеть реальные сцены жизни в военное время

Иллюстрация 1. Первая иллюстрация относится к началу Великой Отечественной Войны:

«…Война началась на рассвете 22 июня 1941г. Благодаря неожиданности нападения германские войска захватили инициативу, стали быстро продвигаться в глубь территории СССР…»[4, 351с.]

Задача иллюстрации – художественное выражение противоборства двух сильных правителей и первые шаги войны.

Главными фигурами композиции являются Адольф Гитлер и Иосиф Вассарионович Сталин. Они изображены крупным планом. Глаза соперников на одном уровне, но они не смотрят друг на друга. Они смотрят вдаль. На лице каждого прочитывается тяжелая работа мысли. За фигурой Гитлера – армия вооруженных солдат, за Сталиным – СССР ( олицетворенный в величайших его достопримечательностях).

Фон иллюстрации делится на две части – земля и небо. На черной земле бледно вырисовываются буквы текста плана Барбаросса.

«…в декабре 1941 года был утвержден план нападения на СССР, который получи кодовое название «директива №21», или «план Барбаросса». В основе замысла германского командования лежала идея… неожиданного нападения и нанесения мощных танковых ударов, которые должны были привести к быстрому окружению и разгрому главных сил советской армии ...» [4, 350 с.] На темно красном небе яркое пятно фашистских самолетов. Они сбрасывают бомбу на СССР. Облачный рассвет. Облака умышленно окрашены в кроваво-красный оттенок. Еще один элемент на небе – это немецкая печать. «Geheime kommandosache»-«Совершенно секретно». Это печать стояла на документе плана Барбаросса.

Иллюстрация 2. Вторая иллюстрация изображает нападение немецких войск на СССР. «…Германские войска должны были действовать на трех стратегических направлениях: группа армий «Север» наступала через Прибалтику на Ленинград…, группа армий «Центр» наносила главный удар – через Белоруссию она наступал на Москву, группа армий «Юг» через Украину должна была выйти на Северный Кавказ…» [4, 350 с.]

В центре композиции она имеет расщелину, которая делит композицию на 4 части. Части по краям представляют собой карты нападения 3 фашистских группировок. Каждая из этих частей имеет позади себя фотографию немецких солдат в момент атаки. Во внутреннюю часть помещена фотография русских партизан. На ней изображен мальчик и старик, они отважны и решительны и готовы постаять за свою родину. Поверх фотографии виднеется знак СССР.

Иллюстрация 3. Третья иллюстрация – это интерпретация завершения войны. «… 21 апреля… начался заключительный этап Берлинской операции – битва за Берлин…»[4, 355 с.] На иллюстрации изображены армии солдат, танки, самолеты движущиеся на полуразрушенное здание рейхстага. На переднем плане в правом углу элемент фотографии, имеющий историческое значение: водружение знамя победы военнослужащими Красной Армии на куполе здания рейхстага. В левом углу табличка с надписью «Берлин». Она вся пробита пулевыми выстрелами. Фон, как и в первой иллюстрации, делится на две части: черное небо и кроваво-красная земля. На земле видны строки из текста акта «О безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил». Вся композиция передает величественность этого события, но цвета фона напоминают – в войне нет победителей.

Особенности авторского метода. Коллажи составлены методом «аллегорической интерпретации» события, но не подразумевают однозначного к ним отношения. Такой подход должен вызвать интерес и тягу к большей осведомлённости учащегося в этой области. Осмысление подобных иллюстраций должно спровоцировать и творческий подход к ним.

В большинстве своем иллюстрации, составлены в виде неких ребусов, разгадки к которым содержатся в тексте учебника. Понимание их будет тем успешнее, чем внимательнее будет пройден материал.

Вывод. Достижения лучших традиционных форм книгопечатания следует переосмыслить в свете современной художественной культуры и развития научно-технического прогресса. Дизайн учебной литературы актуален, именно он воспитывает вкус подрастающего поколения, приобщает его к культуре страны.

Литература

  1. Андреева В.А. Дизайн учебной книги в России: художественно-техническое оформление азбук и букварей: история и современная практика. Автореферат диссертации на соискание учебной степени кандидата искусствоведения. Санкт-Петербург, 2006. 42 с.

  2. Архипова А.И., Брегеда И.Д., Жужжа Е.Н. Проблемы школьного учебника и его новая модель. Тезисы. // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы интеграции средней и высшей ступеней региональной системы непрерывного образования». Тамбов, 2001.

  3. Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю. Моделирование и художественное оформление одежды. Учебное пособие. М., 2001, 180 с.

  4. История России с древнейших времен до наших дней : учебник / Н. Л. Клименко, В.Г. Кошкидько, С.В. Пронкин, А. В. Сидоров, К, А. Соловьев ; под ред. А. В. Сидорова. – М.: изд-во 6 Проспект, 2010. 464 с.

  5. Сивоглазов В. И. Педагогические условия использования иллюстраций учебника для развития мышления учащихся 5-8 классов: На материале биологии и естествознания. Автореферат диссертации к-та пед. наук. 38 с.

  6. Тарнани А. И. Поиск методологии преподавания графического дизайна в высшей школе: к вопросу о формировании профессионального мышления. Статья.//Художественное образование в XXI веке (часть 2). Сборник научных статей. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. М.: Синаксис, 2012. С. 85-92.

  7. Тарнани А.И. Курс-практикум по предмету «Компьютерная графика». Кафедра дизайна. МГГУ им. М.А.Шолохова. 2013.

  8. Ткалич С.К. Дивергентная систематизация изобразительного искусства в структуре этнохудожественного наследия: Монография. М., 2011. 114 с.

  9. Ткалич С.К. Курс лекций и практикум «Основы исследовательской деятельности». Осенний семестр 2013. Кафедра дизайна. МГГУ им. М.А.Шолохова.

  10. Третьякова И. В. Интерпретация как способ понимания художественного текста. Статья.// Традиции и новаторство в гуманитарных исследованиях: Сб. научных трудов./ Редкол.: Ю. М. Трофимова (отв. ред.) и др. - Саранск: Изд-во Мордовского ун-та. 2002. С. 38-41.

Просмотров работы: 1669