Мировой опыт показывает, что одним из способов упрощения процедур получения государственных услуг является создание центров предоставления услуг по принципу «одного окна». Такие центры зарекомендовали себя как успешная модель взаимодействия государства и граждан при предоставлении государственных и муниципальных услуг в ряде зарубежных государств: Германия, Канада, Бразилия, Португалия, Индия, Греция и др. Опыт этих стран позволяет оценить оптимальные пути безболезненного перехода от бюрократии к «сервисному» государству.
Сегодня основным инструментом обеспечения прозрачности и повышения качества предоставления услуг гражданам и организациям в России являются многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Деятельность МФЦ основана на современных технологиях управления, обеспечивающих эффективное межведомственное взаимодействие и постоянный контакт с заявителем. Работа этих центров организуется в соответствии с утвержденными административными регламентами предоставления услуг, что позволяет оптимизировать каждую процедуру при оказании услуги, определить ответственных и максимально ограничить контакты заявителей с представителями органов власти, снижая тем самым коррупционный потенциал.
Информационная система МФЦ обеспечивает поддержку его деятельности по следующим направлениям:
а) информационно-справочное обеспечение деятельности центра путем:
размещения в открытом доступе с использованием ресурсов сети Интернет и информационных киосков сведений о предоставляемых государственных и муниципальных услугах, включая информацию о порядке предоставления таких услуг и формы необходимых документов;
обеспечения заявителей информацией о событиях и фактах, связанных с ходом (стадией, этапом) предоставления государственных и муниципальных услуг посредством размещения указанной информации в информационных киосках и сети Интернет, включая региональный портал государственных услуг;
б) автоматизация документационного обеспечения деятельности МФЦ путем:
регистрации и хранения обращений заявителей, электронных образцов документов, предоставляемых в центр для получения государственных (муниципальных) услуг, в том числе дистанционно с использованием регионального портала государственных услуг;
организации и управления потоками документов на бумажном носителе и в электронном виде;
в) построение отчетов о деятельности центра и предоставление информации на основе статистики, накапливаемой системой.
Применяемые при создании информационной системы центра форматы данных, протоколы передачи данных, регламенты, требования и инструкции являются доступными и документированными в виде, достаточном для их независимого (без обращения к разработчику) использования третьими сторонами. Они должны иметь открытую структуру и открытый исходный код.
Литература
1. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". URL: http://www.rg.ru/2010/07/30/gosusl-dok.html (дата обращения 25.12.2012).
2. Саак А.Э., Тюшняков В.Н. Региональная система межведомственного электронного взаимодействия как основа предоставления государственных и муниципальных услуг. Известия ЮФУ. Технические науки. 2013, № 6 (143). - С. 145 - 153.
3. Тюшняков В.Н. Формирование системы электронного правительства на основе применения информационно-коммуникационных технологий в органах власти и управления. Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2010. Т. 105. № 4.
4. Тюшняков В.Н. Повышение качества государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров. Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2011. Т. 124. № 11.
5. Тюшняков В.Н. Технологии межведомственного электронного взаимодействия в государственном и муниципальном управлении. Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2012. Т. 133. № 8.