РАЗРАБОТКА КВАДРИПТИХА ПЛАКАТОВ НА ТЕМУ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЭДГАРА АЛЛАНА ПО «ВОРОН» - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

РАЗРАБОТКА КВАДРИПТИХА ПЛАКАТОВ НА ТЕМУ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЭДГАРА АЛЛАНА ПО «ВОРОН»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация. Переход от краткого сообщения к научной статье был выполнен в качестве практического задания по предмету «Основы исследовательской деятельности». В качестве источника для осмысления и анализа определен учебный проект прошлого семестра. В процессе разработки статьи был использован алгоритм действий, который мы попытались формализовать. В статье уточнены особенности базового комбинаторного подхода к выполнению проекта и инновационный показатель качества.

Ключевые слова. Учебный проект - УП, интерпретация произведения, проектно-технологический алгоритм, показатели УП, стилистика плаката.

Poster quadriptyque creation

based on Edgar Allan Poe's “Raven” poem

Abstract.The article is devoted to the peculiarities of transition from a simple presentation to a professional scientific article. It is supposed to represent practical usage of creative knowledge according to the tasks of “The Basics of Scientific Research” subject. Edgar Allan Poe’s “Raven” poem has been chosen as an object to formalize the process algorithm.

The article stands for the basic combinatory approach specialties of the project creation and rate of innovative qualities.

Key words. Instructional project (IP), object interpretation, project progress technics algorithm, IP rates, poster stylistics.

Актуальность. На современном этапе модернизации образования особое внимание уделено не просто профессиональной, но профильно-квалификационной подготовке дизайнеров. Уточнены программы, разделяющие уровни подготовки «бакалавров» и магистров».

Для постперестроечного российского общества стало понятно, что с «дизайнером-любителем» опасно иметь дело. Ибо дизайнер - как хирург, должен владеть квалификационной спецификой деятельности. Именно от компетентности дизайнеров зависит, какой будет культурно-цивилизационная модель российского многонационального общества в третьем тысячелетии.

Состояние подготовки дизайнеров-бакалавров. Мы провели обзорный анализ компетенций, которые являются основными для дизайнера-графика. Особенность подготовки компетентных дизайнеров-бакалавров в том, что это не просто навыки или знания, а компетенции, сгруппированные в модули, где перечислены показатели подготовленного бакалавра. В этой связи внимание педагогов должно быть сконцентрировано на поиске образовательных методик, которые формируют конкретные компетенции.

Системный анализ специальной литературы показал, что современные учёные фокусируют внимание на ценностно-образной культурологической значимости художественного текста (Г.И.Фазылзянова) [8]; знаковой символики художественно-графических объектов дизайна (В.Г.Мосин, А.В.Сокольникова) [3,4]; на вопросах формирования профессионального мышления дизайнеров-графиков (А.В.Тарнани) [5]; на конструировании обучающих методик (С.К. Ткалич, А.В. Коновалова, Г.В. Верхова) [6,7].

На занятиях по предмету «Основы исследовательской деятельности» (осенний семестр 2013, педагог С.К.Ткалич, д.п.н.) была освоена матрица-1 научного сообщения и матрица-2 научной статьи. Уточнены отличительные особенности.

Темой сообщения мы выбрали последний учебный проект, выполненный в период весеннего семестра-2013 (педагог Анна В.Тарнани, предмет «Компьютерная графика»). Студенты нашей группы в сообщении старались объяснить, с помощью каких философских, психологических, художественно-графических, цветовых импульсов были созданы композиции плакатов. Процесс выполнения плакатов опирался на знание компьютерных программ.

В научной статье была выполнена более сложная задача, поставленная педагогом (С.К.Ткалич), где усилено внимание на технологических аспектах проекта, на взаимосвязи проектной культуры графического дизайна и информационных программ, необходимых для авторской интерпретации литературного произведения.

Технологический аспект № 1. В процессе выполнения учебного проекта был выполнен ряд необходимых действий, без которых задание не может быть реализовано. Этот модуль действий мы назвали проектно-дидактическим.

Технологический аспект № 2. Подготовку и выполнение учебного проекта можно разделить на следующие этапы:

  • этап 1 – поисковый, он связан с изучением работ ученых в области наук, имеющих прямое отношение к теме учебного проекта: искусствоведение, эстетика, композиция плаката, знаковая семиотика графического произведения;

  • этап 2 - использован навык подготовки рабочих эскизов;

  • этап 3 - выполнение задания осуществлялось в компьютерной программе Adobe Illustrator;

  • этап 4 - первоначально презентация учебного проекта включала 36 слайдов. Однако при выполнении научной статьи педагогом рекомендовано сократить количество слайдов до 10, в соответствии с конкретными технологическими акцентами для детализации авторского подхода к выполнению учебного проекта.

Авторский подход к интерпретации произведения. Выполнение задания по теме «Искусство композиции плаката» на основе литературного произведения имеет свои особенности. Самое основное - необходимо найти образ выражения смысловой константы – цитаты, строки. Затем необходимо было продумать способ изображения. Однако между названными двумя основными задачами есть ряд действий, которые нельзя выпускать из виду – они создают алгоритм конкретной профессионально-квалификационной деятельности дизайнера-графика по созданию плакатов на основе литературного произведения.

Для воплощения литературных образов в стилистике плаката, прежде всего, необходимо было провести детальный анализ литературного произведения: выявить тему и главную мысль произведения, выявить взаимосвязь сюжета и композиции; рассмотреть художественные образы, и систему образов-персонажей. Так же было важно проанализировать эмоционально-оценочное отношение к произведению.

Пример: «Ворон» - произведение об утрате, одиночестве и безысходности. Оно наполнено символизмом. Разберем основные образы.

  • Декабрьская ночь – олицетворение настроения стихотворения и того, что ожидает героя – холод, темнота, одиночество.

  • Дом - там тепло и уютно - образ души главного героя.

  • Стук в дверь – герой пугается его, и не зря – это символ потери душевного покоя.

  • Бюст Паллады. Паллад - древнегреческий поэт. Он, в одной из своих эпиграмм, критиковал доктрину Воскресения из мёртвых. Так же он «беспощадно срывал покровы с человеческих слабостей» и выставлял напоказ низость людей и их страдания. Таким образом, бюст Паллады – символ вечных и неизбежных страданий, символ невозможности возродить, то, что было утрачено (Ленору, счастье, душевный покой).

  • Ворон – «демон ночи». Ворон – это и есть олицетворение одиночества, безысходности и боли. То, что ворон сел на бюст Паллады, должно было подчеркнуть его значение.

  • «Nevermore» - не просто слово повторяемое вороном. Оно отражает весь смысл стихотворения – никогда больше герой не встретится с возлюбленной, никогда больше не будет счастлив, никогда больше ему не будет покоя. Многократное повторение призвано усилить эффект драматизма.

  • Тень ворона – если сам ворон – олицетворение одиночества, безысходности и боли, то его тень, падающая на героя – символизирует «плен» души героя «вороном». Он навсегда «пригвожден» к ней – герой понимает, что это навсегда.

На основе проведенного анализа выявлено, что произведение насыщено знаковыми символами, раскрывающими психологическое состояние героя произведения. После того, как уточнены символы и определена роль этих символов, можно начинать эскизные наброски композиционного решения плакатов. Можно сделать вывод, что нами проведено хронологически выстроенное определение основных образов произведения и литературных символов, их олицетворяющих, которые послужили основой изобразительной части плакатов.

Перевод литературных образов на изобразительные формы происходил путем использования ассоциативных метафор - ухода от прямого изображения персонажей или событий, построение изобразительной составляющей с учетом смысловой и эмоциональной нагрузки вложенной в литературные образы и события.

Пример: 1 плакат – используется образ умершей возлюбленной главного героя - Леноры. На плакате – сверху линейно изображен стилизованный женский профиль, постепенно трансформирующийся в прямую линию. Метафорическое изображение ухода из жизни – профиль символизирует жизнь, прямая линия смерть (используется ассоциация с кардиомонитором, на экране которого отображается ритм сердцебиения, где прямая линия означает остановку сердца).

2 плакат – используются образы «декабрьской ночи» и ворона. На плакате: черный силуэт ворона на фоне белой луны. Метафорическое изображение нарушения душевного покоя главного героя (луна – это покой, безмятежность, стабильность; черный ворон – боль, одиночество, которое возникает в жизни героя).

3 плакат – используются образы ворона, Леноры. Также за основу взят диалог главного героя и ворона:

"Я молю, пророк зловещий, птица ты иль демон вещий,

Заклинаю небом. Богом, отвечай, в тот день, когда

Я Эдем увижу дальней, обниму ль душой печальной

Душу светлую Леноры, той, чье имя навсегда

В сонме ангелов - Ленора, лучезарной навсегда?"

И ответил Ворон: "Никогда" (По Эдгар Аллан, пер. Бальмонт К.) [3]

На плакате № 3: стилизованный образ Леноры, наполовину закрытый крылом ворона. Метафорическое изображение потери, которую невозможно восполнить: «ворон» отнимает у героя последнюю надежду когда-либо встретиться с возлюбленной.

4 плакат – используется образ ворона и главного героя. На плакате: стилизованный глаз (главный герой), в котором отражается силуэт ворона. Метафорическое изображение одиночества и боли главного героя, которые навсегда останутся с ним.

Важно было добиться того, чтобы плакаты в целом оказывали такое же эмоционально воздействие, что и само произведение. Для этого также необходимо было правильно построить композицию плакатов, и подобрать цветовую гамму. В данном случае композиция в плакатах «открытая и динамическая», что подчеркивает напряженность и главную тему произведения – уход, потерю. Цветовая гамма – черно-белая, использована плотная заливка, обозначающая четкую разницу между двумя состояниями. Белый цвет символизирует жизнь, радость; черный цвет – смерть, безысходность, тоску.

Таким образом, в процессе выполнения задания был выявлен инновационный показатель качественной работы. Он заключается в соблюдении упорядоченного алгоритма действий, на базе которого происходит создание знаково-символьной конструкции образа и усложненной композиции из 4-х плакатов.

Вывод. Научный подход к разработке квадриптиха плакатов на тему произведения Эдгара Аллана По «Ворон» показывает, что при подготовке дизайнеров–бакалавров (графический дизайн) важно ставить задачу осмысления процесса выполнения учебного проекта не только с позиции творческого мышления и навыков студента-дизайнера, но и с позиции педагога или руководителя проекта. Бакалавры, как будущие исполнители конкретных творческих заказов или преподаватели студий, школ искусств, должны руководить динамикой выполнения заданий, понимать взаимодействие образно-символического и технологического процессов в едином учебном проекте. В таком реальном мега-проектепроисходит активное приобщение студентов-бакалавров к особенностям педагогической деятельности. Мы попытались сформулировать показатели качественной учебной работы:

  • соблюдение упорядоченного алгоритма действий;

  • конкретизация авторских поисков с помощью выполнения эскизов (показатель вариативного мышления);

  • визуальное отражение результатов вариативного мышления в процессе создания плакатов с помощью компьютерных программ;

  • навык формулировки авторской инновации в контексте графического дизайна.

Литература

  1. Коськов М.А. Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века.//Материалы международной научной конференции. Серия «Symposium». Выпуск №12. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского философского общества. 2001. C. 65-70.

  2. Мосин В.Г. Психометрия визуального дизайна: учебное пособие // Современные проблемы науки и образования. 2009. – № 1 – С. 78.

  3. По Э. А. The Raven .// Газета Evening Mirror. 1845. Ворон (пер. Бальмонт К.). //Эдгар По. Стихи. Издательство Эксмо. 2006. С. 35.

  4. Сокольникова А.В. Семиотический подход к анализу национальной специфики графического дизайна в процессе подготовки дизайнеров в вузе. Диссертация к-та пед. наук. М., МГГУ им. М.А. Шолохова, 2011.

  5. Тарнани А. И. Поиск методологии преподавания графического дизайна в высшей школе: к вопросу о формировании профессионального мышления. Статья.//Художественное образование в XXI веке (часть 2). Сборник научных статей. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. М.: Синаксис, 2012. С. 85-92.

  6. Тарнани А.И. Курс-практикум по предмету «Компьютерная графика». Кафедра дизайна. МГГУ им. М.А.Шолохова. 2013.

  7. Ткалич С.К., Коновалова А.В., Верхова Г.В. Перспективное моделирование комбинированной образовательной методики для дизайнеров: императив триадичной интеграции. Статья. //Успехи современного естествознания (журнал РАЕ). № 10. 2013. С. 95-97. ISSN 1681-7494. Импакт-фактор РИНЦ - 0,186.

  8. Ткалич С.К. Новая образовательная технология: адаптация этноискусствоведческого анализа к профессиональной подготовке творческих кадров //Педагогика искусства. Электронный научный журнал РАО. № 1. 2011. [Режим доступа: URL http://[email protected]].

  9. Фазылзянова Г.И. Понимание художественного текста как культурологический феномен. Монография. – СПб.: Астерион. 2008.

Просмотров работы: 1063