КАЛЕНДАРНЫЕ ПРАЗДНИКИ И ОБРЯДЫ СЕЛА НИКИТСКОЕ БОРИСОВСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ: ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ БЫТОВАНИЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

КАЛЕНДАРНЫЕ ПРАЗДНИКИ И ОБРЯДЫ СЕЛА НИКИТСКОЕ БОРИСОВСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ: ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ БЫТОВАНИЯ

Супрунова Ю.В. 1, Шамина Н.П. 1
1Белгородский государственный институт искусств и культуры
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Как показывает этнографическое исследование, село Никитское Борисовского района – один из локальных очагов, где праздники и обряды календарно-земледельческого цикла носили первостепенную социально-общественную и личностную значимость.

Как отмечает М.С. Жиров, «естественно, с течением времени многие праздники видоизменились, переосмыслились, однако этнографические экспедиции ряда последних лет дают нам право говорить об удивительной устойчивости на Белгородчине обрядов, связанных с календарно-земледельческим кругом» [1, с. 116]. Данный факт подтверждают и экспедиционные материалы исследуемого села.

Так, в селе Никитское зафиксированы некоторые местные особенности празднования таких календарных праздников, как: Рождество, Крещение, Масленица, Сороки, Благовещение, Средокрестие, Вербное воскресенье, Пасха, Лалынки и Троица. Рассмотрим каждый.

К Рождеству в селе Никитское готовились заранее – белили хаты, украшали их рушниками. За день до Рождества заканчивался Филипповский пост. Когда на небе всходила первая звезда, все садились «вечерять». На стол ставили горшочек с кутьей, приготовленной из пшеницы. Другой горшочек с кутьей ставили под иконы в святой угол, туда же ставили сено, чтобы куры цыплят выводили. Когда ставили кутью, то приговаривали:

Кутья, кутья, иди на покутья.

А ты, узвар, иди на базар.

А вы, цыплята, – сюда.

Когда садились за стол «вечерять», старший мужчина в семье звал Мороза – кутью есть:

Мороз, Мороз, иди до нас кутью есть,

Да не бей наши жито и пшеницу.

После ужина дети разносили кутью крестным родителям.

В селе колядовали главным образом дети. Они подходили к дому и пели:

Ой, Коляда! Шла по дорожке.

Ой, Коляда! Нашла топорочек.

Ой, Коляда! Топорок нашла.

Ой, Коляда! Возьми меня, ковалек.

Ой, Коляда! Отдам тебе топорок.

В каждом селе хозяева щедро одаривали колядующих пирожками, блинами, салом и мелкими деньгами. Все наколядованное несли в какой-нибудь дом и там гуляли.

Под Рождество девушки гадали: бегали под окно слушать, что в доме говорят. Если услышишь слово «иди» или «уходи», значит в этом году замуж выйдешь. А если услышишь: «сядь», то это значило сидеть весь год в девках. Также девки подбегали к прохожим и спрашивали, как жениха будет звать. Еще одним видом гадания являлось гадание на внешность жениха: завязывали глаза и вслепую перевязывали колья на заборе. Если перевязанный кол был ровный, то жених будет стройным, а если корявый – то рябой.

Днем на Рождество жгли солому, чтобы у пшеницы «головни не было» (головня – порченое зерно).

В Новый год мужчины ходили по домам «засевать». Они пели:

Дева Мария по полю ходила.

Бога просила:

«Зароди, Боже,

Жито, пшеницу,

Всякаю пашницу.

Здравствуй, хозяин с хозяйкой!

С Новым Годом!»

Затем залазили на стол и «квохтали», чтобы куры лучше неслись. Хозяева давали им пирожки, блины, пятаки.

Под Крещение варили кутью, ставили ее под иконы в «святой угол». Туда же ставили ветку вишни (чтобы вишня уродила), клали сено (чтобы квочки садились цыплят выводить).

Утром все шли на реку святить воду. Священник служил молебен. После водосвятия мужчины стреляли из ружей. Местные жители говорят, что делали это для того, чтобы пугать волков. Освященную воду несли домой. Дома ею обрызгивали помещения, детей, скотину. На дверях и потолке рисовали мелом крестики.

В селе Никитское на Крещение существовал интересный обычай «лечить» кур. Утром рано женщины вставали и шли в курятник, там они три раза крестились и приговаривали:

Петушок Охрем,

Курочки горняночки,

Хоть пококочите,

Хоть не кокочите,

А мне по кошелке

Яиц нанесите.

Излюбленным праздником в селе является Масленица, которая длилась всю неделю. В этот период молодежь каталась на санях с гор по селу и на запряженных лошадях. В местной традиции существовал обычай всю масленичную неделю на улице колотить снопы цепом. Делалось это для того, чтобы в новом году был хороший урожай.

В конце масленичной недели все шли на поле и сжигали чучело Масленицы, а пепел развеивали.

К древнему обряду встречи весны приурочен церковный праздник сорока святых мучеников - Сороки. В селе в этот день пекли птичек из теста, которых называли «сороками». Когда родители пекли сорок, дети спрашивали у них:

Куля, куля, баба,

Не выколю глаза.

Глаз - не поличка,

Шьет рукавички.

Дед, поспел обед?

- Нет!

Дети уходили гулять, затем приходили вновь и спрашивали: «Дед, поспел обед?». Когда дед отвечал: «Да!», детям давали испеченных птичек. Они несли их на улицу, при этом кто-то один из детей должен был спрятать сорок, а все остальные их искали. Подбрасывая найденных жаворонков вверх, дети пели:

Кулик, кулик,

Прилетел из-за моря.

Свои обычаи были и на Благовещенье. Так, в этот день пекли просвиры. В одну из них запекали монетку. Кому доставалась такая просвира, тот считался счастливым. Копейку из просвиры брали с собой, когда ехали засевать поле – ее клали в зерно и высевали вместе с ним, чтобы был хороший урожай.

Праздник Средокрестие отмечали в середине поста – в среду на четвертой неделе. В этот день пекли кресты из теста размером с ладонь. В середину креста клали зерна. Эту середину отдавали скоту, а сами съедали все остальное. Когда в первый раз выезжали в поле, то брали с собой крест, испеченный на Сердокрестие.

Праздник входа Господня в Иерусалим на Руси издревле назывался Вербным воскресеньем. Верба на Руси играла ту же роль, что пальма, ветками которой народ приветствовал въезжавшего в Иерусалим Христа. Верба освящается в храме святой водой.

В селе Никтитское освященными веточками вербы хлестали друг друга, приговаривая:

Верба, верба, верболоз,

Не бей детей до голос,

Не я бью, верба бьёт.

Пусть Надечка при здоровье растет.

Освященную вербу обязательно сажали в землю.

Далее следовал праздник Пасхи. В этот день пекли куличи, красили яйца, ходили на кладбище поминать умерших. После обеда устраивали «большую улицу», на которой водили хороводы.

В селе Никитское на второй неделе после Пасхи в воскресенье отмечали «Лалынки». Молодые парни и девушки собирались на поляне и в складчину жарили яичницу на костре. После трапезы водили карагоды и пели песни.

Старожилы села воссоздали в памяти и особенности празднования Троицы. Как они вспоминают, в этот день пекли традиционный каравай из пшена. Его приготавливали следующим образом: варили кашу на молоке, добавляли в нее обжаренное сало и сырые яйца. После все перемешивали, выкладывали на сковороду, смазывали сырыми яйцами и ставили в печь.

Девочки несли этот каравай в лес и там устраивали праздничную трапезу. В лесу девочки наряжали березу лентами и возле нее кумились. Они снимали платки, обменивались ими и приговаривали:

Давай, кума, покумимся,

Три раза поцелуемся.

После кумления водили возле березы карагод.

Таким образом, анализ этнографических материалов показал удивительную сохранность, своеобразие и местную специфику праздников и обрядов календарно-земледельческого цикла села Никитское Борисовского района. Безусловно, современная социокультурная среда повлияла на стирание и потерю отдельных их компонентов, но хотелось бы надеяться, что традиции и обычаи наших предков сохранят свое место в жизни будущих поколений.

Литература

  1. Жиров, М.С. Народная художественная культура Белгородчины / М.С. Жиров. – Белгород, 2000.

Просмотров работы: 1362