ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ НА ПРИМЕРЕ БАЗЫ ОТДЫХА В КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ НА ПРИМЕРЕ БАЗЫ ОТДЫХА В КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Дизайн сегодня имеет множество квалификационных нормативов деятельности. Многие студенты работают в разных фирмах большого города, им порой кажется, что они обогнали своих педагогов по многим параметрам деятельности. И это понятно, так как каждая фирма постоянно ищет новые возможности для производства свое продукции. И все же новое задание по предмету «Проектирование в графическом дизайне» (педагог С.К.Ткалич) с помощью проблемно-модульного усложненного подхода помогло понять новый уровень профессиональной деятельности. Технология усложненного подхода к выполнению проблемно-модульного задания была озвучена педагогом, предложена в виде схемы и положена в основу экспериментального проекта [4]. Этот уровень получил название профильно-ценностный.

В нашем проекте мы соединили следующие знания:

  • о культурном наследии Кабардино-Балкарии (Северный Кавказ, РФ),

  • о методе «метафорической образности» объекта социально-культурной сферы (СКС),

  • о доминанте квалификационных навыков по графическому дизайну в проектном решении.

Объекты социально-культурной сферы (кратко СКС) являютсяважным показателем культурного, научного, технологического развития общества. Для выполнения учебного проекта я выбрал объект «туристический комплекс». Идея заключалась в том, чтобы разработать комплекс, где могут отдыхать семьи, в которых есть взрослые и дети, подростки с ограниченными возможностями передвижения.

Введение педагогом норматива из 5-ти планшетов сопровождалось усилением внимания на смысловых и функциональных задачах каждого планшета. В процессе выполнения учебного проекта стало понятно, что очень важно не потерять навигатор проектно-творческой деятельности, так как тема раскрывает большие возможности для самостоятельного поиска и возникают все новые идеи.

  • Идейно-ценностный показатель проекта.

Он заключается в том, чтовпервые рассматривается роль и функция графического дизайна в процессе выполнения проектного предложения на основе интерпретации культурного наследия.

Источником для освоения артефактов наследия выбрана территория Кабарди́но-Балка́рской Респу́блики. Интерес к этой территории связан с семейными воспоминаниями о том, что там жили мои родители.

Паспорт территории. Кабарди́но-Балка́рская Респу́блика является субъектом Российской Федерации, входит в состав Северо-Кавказского федерального округа. Расположена на юге европейской части России. Государственными языками Кабардино-Балкарской Республики на всей её территории являются кабардинский, балкарский и русский. Столица – город Нальчик.

Республика граничит со Ставропольским краем на севере, Северной Осетией и Грузией на юге, Карачаево-Черкесией на западе. Расположена в основном в горах Северного Кавказа, северная часть — на равнине.

На юге протягиваются параллельно 4 хребта Большого Кавказа: Пастбищный (Меловой), Скалистый, Боковой и Главный (или Водораздельный).

  • Высочайшая точка: гора Эльбрус (5642 м) самая высокая точка России, Кавказа и Европы.

  • Максимальная длина с севера на юг: 167 км.

  • Максимальная длина с востока на запад: 123 км.

Климат континентальный. Средняя температура января от −4 °С (на равнине) до −12 °С (в горах), июля соответственно +23…+4 °С. Осадков 500—2000 мм в год.

  • Предпроектный этап – подготовка к обоснованию идеи проекта.

Особенность в том, что территория Республики расположена в основном в горах Северного Кавказа, северная часть — на равнине. Существенно то, что разный рельеф делает возможным большое разнообразие животного мира. От ледников Кавказского хребта по четырём главным большим ущельям республики – Черекскому, Чегемскому, Баксанскому ущельям и долине Малки протекают горные реки, которые на землях республики впадают в главную водную артерию – реку Терек.

На территории республики расположены две крупные природоохранные зоны: от подножий Эльбруса простирается Национальный парк Приэльбрусье. От подножий горы Дыхтау, в границах которых берут свои истоки реки Чегем и Черек, простирается Кабардино-Балкарский государственный заповедник. Имеются привлекательные с туристической точки зрения пресноводные высокогорные озёра: Тамбукан и Голубые озёра. Вокруг озёр чудесные места для отдыха.

Приэльбру́сье имеет мировую известность. Это бальнеоклиматическая курортная местность на территории в Кабардино-Балкарии, район центрального Кавказа (Северный Кавказ), ближайшие окрестности у подножия высочайшей горы Европы — Эльбруса, и горы Чегет (Азау-Гитче-Чегет-Карабаши). Высокогорная местность расположена на высоте 1850-2000-2340 м, в 144 км от Нальчика.

Местом для туристического комплекса определен поселок Терскол. Терско́л (карач.-балк. Терс къол — «неправильная, кривая балка») — село в Эльбрусском районе Кабардино-Балкарии.

Село построено для проживания обслуживающего персонала рекреационного района Приэльбрусья. Это главный горнолыжный центр бывшего СССР и нынешней России. В центре посёлка находится контрольно-спасательная служба, которая является одной из самых сильных служб в структуре МЧС России.

  • Социально-ценностный аспект проекта.

В нашем проекте предлагаетсяпроектное решение по разработке туристической базы отдыха в одном из живописных мест Приэльбрусья. По нашей версии, здесь могут быть сосредоточены специальные тренировочные корпуса для пара-олимпийцев. При этом параллельно разработать проект и заложить строительство санаторно-оздоровительной базы отдыха для людей с ограниченными возможностями передвижения. Такое интерактивное полезное соседство укрепит дух и волю к жизни тех, кто впервые попал в такую ситуацию. Покажет, как можно найти новый способ активной жизни.

Несомненным является то, что особенность передвижения отдыхающих на базе предполагает условие комфорта, начиная от встречи на вокзале, в аэропорту. Непосредственно на базе отдыха должны быть правилом одноэтажность корпусов, удобное расположение номеров, различных санитарно-гигиенических помещений.

База отдыха будет оцениваться также по характеристикам с экологическим дизайном, который должен иметь разработанную дизайн-программу действий и концепцию. Это цветовые решения, материалы, доступная для пользования на уровне протянутой руки сидящего человека мебель, метафорическая форма осветительных приборов, «скруглённая» образность и ширина/длина пространственных помещений, наличие навесных /настенных артефактов, украшающих холлы.

  • Художественно-графический аспект проекта.

Культурно-языковые коды наследия [5] собираются на первом этапе поиска с помощью ручной фотофиксации артефактов, затем происходит процесс «оцифровки» - перевод на информационный носитель с помощью компьютера. Но есть специфика проекта, когда нужны знания и навык ручного выполнения эскизов - на этапе поиска метафорической образности объекта. Эту специфику мы назвали «ручной навык эскизных набросков». При этом также необходимо знать способы метафорического переноса явлений среды на объекты дизайна, что требует особых знаний педагога и специальных занятий-тренингов [1].

Специфика графического дизайна представлена в проекте блоками, которые отражены на 5-ти планшетах.

1 - планшет «клаузура» - обоснование идеи проекта и истоков культурного наследия, конкретизация этнохудожественных артефактов, которые выбраны для разработки единого стиля туристического комплекса.

2 - планшет «Знаковая символика туристического комплекса» и точки на объектах, где будут расположены логотип, цветовой блок, шрифтовой блок.

3 – планшет «Графическая система навигации» на территории туристического комплекса с использованием разработанной знаковой символики.

4 – рекламный плакат туристического комплекса с использованием разработанной знаковой символики.

5 - сувенирные изделия со знаковой символикой туристического комплекса.

  • Проектный модуль графического решения пространственного объекта.

Несомненно, что графический дизайнер автор проекта, является координатором по реализации своего проекта. Важный блок проекта выполнит команда дизайнеров, проектировщиков, архитекторов. Например, кроме гостиничных помещений, санитарно-гигиенических блоков, столовой для питания со специальным каталогом-меню для выбора, доступных габаритов водо-технического оборудования для мытья рук, в нашем проекте будут предусмотрены:

  • мастерская традиционных промыслов,

  • салон сувениров,

  • игровые площадки для разминок туристов,

  • спортивные павильоны с тренажерами для мужчин и женщин (раздельно),

  • солярий в летнее время,

  • сауна и фитосалоны,

  • обзорная тропа вокруг туристического комплекса с площадками для отдыха, рисования,

  • площадки для фотосессий о природной красоте Приэльбрусья,

  • площадки для обучения рисованию и живописи с натуры под руководством педагога.

  • Рекомендуемая печатная продукция.

Информационный каталог о преимуществах отдыха в данном туристическом комплексе, карта-навигатор для туристов, альбомы-фотосессии самих отдыхающих, рекламные афиши об организованных мероприятиях, которые могут быть представлены художниками, мастерами-педагогами, кинооператорами, артистами разговорного жанра, спектаклями моно-театра.

Заключение. Усложненная форма проекта, где были предложены для студентов новые горизонты использования квалификационной подготовки после получения диплома, помогла понять возможности и функции графического дизайна не только в плакатном искусстве. Участие дизайнера-графика в масштабных проектах реально и осуществимо. Зачастую после строительных работ облик вновь построенного объекта отличается от проектного предложения на эскизе. И тогда роль дизайнера-графика неоспорима. Экспериментальный проект актуален также и тем, что открываются новые профессиональные возможности для самореализации дизайнеров-графиков в социально-экономическом пространстве РФ.

Литература

  1. Жердев Е.В. Метафорическая образность в дизайне. Монография. М.: Архитектура-С, 2004. 180 с.

  2. Кузнецова А.Я. Народное искусство карачаевцев и балкарцев. Альбом. М., 2005.

  3. Крэйг М. Бергер. Путеводные знаки (альбомный формат учебного пособия для дизайнеров-графиков). USA-Вашингтон, 2007.

  4. Ткалич С.К. Курс лекций и практикум по предмету «Проектирование в графическом дизайне». Кафедра дизайна, факультет «Дизайн и визуальные искусства», МГГУ им.М.А.Шолохова. Весенний семестр 2013.

  5. Ткалич С.К. Коммуникативный дизайн. Учебное пособие для студентов. М.: МГУКИ. 2007. 112 с.

  6. Шабанова М.Н. Интеграция этнохудожественной культуры в многоуровневую подготовку учителя изобразительного искусства. Автореферат дисс. д-ра пед. наук. М., МГПУ. Сайт ВАК. Ноябрь 2013.

Просмотров работы: 1208