МАЛЫЙ БИЗНЕС КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

МАЛЫЙ БИЗНЕС КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Барсегян А.М. 1, Тарадина М.В. 1
1Филиал Южного федерального университета в городе Новошахтинске, кафедра «Менеджмента и экономики»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация: В статье подробно рассматриваются аспекты предпринимательской активности в Ростовской области в сравнении с регионами Южного Федерального округа. Самым важным фактором в рыночной экономике региона является малый бизнес и оценка его динамики и тенденции также раскрываются в данной статье.

Ключевые слова: Малый бизнес, предпринимательская активность, Ростовская область, государственные программы.

Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 % ВНП. Поощрение деятельности малого бизнеса наблюдается в абсолютном большинстве развитых государств.

Известно, что малые предприятия гибки и маневренны; они быстро приспосабливаются к конъюнктуре рынка и изменениям в производстве, оперативно реагируют на запросы потребителей, сравнительно быстро осваивая новые технологии, новые виды продукции и услуг; так же они расположены близко к потребителю. Развитие «малой экономики» способствует формированию конкурентной среды; широкое распространение «малых» предприятий делает экономику наиболее восприимчивой к внедрению достижений научно-технического прогресса. Кроме того, на малых предприятиях достигается более рациональное использование трудовых ресурсов, и «малая экономика» обеспечивает в определенной степени решение проблемы занятости, особенно в небольших и средних городах.

Таблица 1 - Интегральный индекс предпринимательской активности в регионах ЮФО

Регион

Сводный индекс в производственном секторе

Сводный индекс сельскохозяйственном и лесном секторе

Сводный индекс в сфере услуг

Сводный индекс по виду

деятельности «Строительство»

Интегральный индекс

Южный федеральный округ

40,51

18,44

6,32

40,41

28,33

Республика Адыгея

17,37

13,98

3,54

20,88

14,35

Республика Калмыкия

5,78

24,17

2,96

10,08

9,92

Краснодарский край

31,41

22,67

7,15

75,59

33,51

Астраханская область

31,12

10,31

5,19

17,95

18,28

Волгоградская область

68,08

14,68

6,68

18,46

32,94

Ростовская область

41,99

17,50

5,86

19,57

24,19

Данные расчетные показатели говорят о том, что Ростовской области наблюдается низкий уровень численности населения, вовлеченных в создание и управление новыми предприятиями. Всего лишь каждый 3-й экономически активный житель Ростовской области (2,6 %) по итогам 2012 г. является предпринимателем и занимается собственным бизнесом. Причинами непопулярности предпринимательской деятельности в Ростовской области и, как следствие, сдерживающими факторами развития следует признать неэффективность механизмов стимулирования предпринимателей и негативную оценку населением возможностей для стартапов, что приводит к повышению уровня предпринимательского риска. Только 13 % граждан по всей России считают условия для ведения бизнеса в регионе благоприятными.

В таблице 2 представлен сравнительный анализ основных показателей деятельности малых предприятий за январь-июнь 2013 года.

Таблица 2 - Статистическая информация по сравнительному анализу основных показателей деятельности малых за январь-июнь 2013 года по субъектам РФ, расположенным на территории ЮФО

 

Число малых предприятий на 1.07.2013, тыс. единиц

Среднесписочная численность работников малых предприятий (без внешних совместителей) в январе-июне 2013 года, тыс. человек

Оборот малых предприятий

Инвестиции в основной капитал

млн. рублей

в расчете на одно малое предприятие, тыс. руб.

млн. рублей

в расчете на одно малое предприятие, тыс. руб.

Республика Адыгея

0,4

12,9

8953,3

22383,3

474,5

1186,3

Республика Калмыкия

0,2

4,6

1938,8

9694,0

24,5

122,5

Краснодарский край

6,1

198,5

225921,5

37036,3

13397,3

2196,3

Астраханская область

1,1

30,1

17187,5

15625,0

285,1

259,2

Волгоградская область

3,4

82,4

70835,0

20833,8

1600,1

470,6

Ростовская область

6,3

155,3

176958,6

28088,7

5041,7

800,3

По данным таблице видно, что доля малых организаций на Дону практически схожа с Краснодарским краем, но оборот их деятельности в Ростовской области остается на среднем уровне по Южному федеральному округу.

Малый бизнес на Дону постоянно набирает темпы и укрепляет позиции, как видно из рисунка 1.

Рисунок 1 - Структура малых предприятий по видам экономической деятельности в Ростовской области по итогам на начало и конец 2012 года

Факторами содействия старту и развитию деятельности субъектов предпринимательства являются инфраструктура поддержки бизнеса, государственная поддержка в форме субсидирования и программы кредитования банковскими структурами, так как основные проблемы, с которыми сталкивается бизнес – это отсутствие или недостаточность финансовых и имущественных ресурсов на создание или развитие деятельности.

Одним из необходимых инструментов активизации предпринимательской инициативы является механизм субсидирования бизнеса со стороны органов государственной власти. В таблице 3 представлены основные направления финансовой поддержки предпринимателей со стороны властных структур.

Таблица 3 - Основные программы субсидирования представителей предпринимательства в РО

Вид субсидии

Критерии отбора получателей

субсидии

Размер

субсидии

Субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам (займам)

- Юридические лица со среднесписочной численностью работников равной 50 и более человек, отнесенные к субъектам малого и среднего предпринимательства.

не более 10 млн. руб. на 1 заемщика

Субсидии начинающим предпринимателям

- субъект малого предпринимательства, срок предпринимательской деятельности которого со дня государственной регистрации не превышает 12 месяцев.

70 % от фактических затрат, но не более 200 тыс. рублей.

Субсидии в целях возмещения части затрат на приобретение банковской гарантии или поручительства третьих лиц, страховых взносов

-рост средней заработной платы по сравнению с годом, предшествующим году получения субсидии;

- расчетная сумма налоговых и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Ростовской области в году получения субсидии выше суммы субсидии.

не более 100 тыс. рублей на 1 субъекта МСП

Субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения части стоимости присоединения и/или подключения к сетям

- рост средней заработной платы работников по сравнению с годом, предшествующим получению субсидии;

- расчетная сумма налоговых и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Ростовской области за текущий год выше суммы субсидии.

не более 250 тыс. рублей на 1 субъекта МСП

По данным этой таблицы можно сказать, что в течение 2012 г. в Ростовской области поддержку со стороны органов государственной власти по выделенным нами направлениям субсидирования получили лишь 1 % субъектов предпринимательства. Кроме этого, установленные критерии отбора отсеивают значительную часть малых предприятий, не давая им возможности претендовать на поддержку со стороны государства. Так, на субсидирование процентных ставок по кредитам и займам могут претендовать только юридические лица со среднесписочной численностью работников равной 50 и более человек, отнесенные к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, причиной сдерживания предпринимательской активности в Ростовской области в сложившихся условиях служит неразвитость механизма субсидирования представителей бизнеса.

Но, несмотря на такую позитивную картину, на пути малого бизнеса встречаются не малые проблемы.

Главным образом, эти проблемы связаны с открытием малого бизнеса: нехватка торговых площадей, недостаточность стартового капитала, отсутствие у людей достаточных знаний по вопросам регистрации бизнеса и получении разрешительных документов и т. д.

В разрешении этих проблем большую роль играют обучающие семинары для будущих предпринимателей с участием бизнесменов, которые уже сформировали свой бизнес. Молодые предприниматели могут присоединяться к объединениям предпринимателей и создавать свои. Такие союзы и объединения уже действуют на территории Ростовской области, это:

  • Торгово-промышленная палата Ростовской области;

  • Союз работодателей Ростовской области;

  • Региональная общественная организация «Ассоциация молодых предпринимателей Ростовской области»;

  • Региональное отраслевое Объединение работодателей предприятий торговли и сферы услуг Ростовской области;

  • Муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства;

  • Совет по малому предпринимательству при Администрации области;

Объединяясь, молодые бизнесмены легко противостоят проблемам и легче преодолевают административные барьеры.

Итак, несмотря на проблемы развития малого предпринимательства, существуют различные пути их разрешения. Большие положительные результаты дают ежегодные принимаемые меры, что говорит о достаточно перспективном будущем для Ростовской области.

Таким образом, с одной стороны, Ростовская область является положительным примером региона, где создана многоуровневая система поддержки предпринимателей с нормативным и функциональным обеспечением, но, с другой - ее механизм на данный момент не способен в полной мере стать драйвером активизации предпринимательской деятельности в регионе. Дальнейшее развитие и совершенствование системы поддержки и регулирования малого предпринимательства позволит повысить экономический потенциал области.

Библиографический список

  1. Официальный портал Правительства Ростовской области [Электронный ресурс]. URL: http://www.donland.ru (дата обращения: 12.12.2013).

  2. Малый и средний бизнес Дона: портал малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. URL: http://www.mbdon.ru (дата обращения: 13.12.2013).

Просмотров работы: 1411