Аннотация: В статье подробно рассматриваются аспекты предпринимательской активности в Ростовской области в сравнении с регионами Южного Федерального округа. Самым важным фактором в рыночной экономике региона является малый бизнес и оценка его динамики и тенденции также раскрываются в данной статье.
Ключевые слова: Малый бизнес, предпринимательская активность, Ростовская область, государственные программы.
Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 % ВНП. Поощрение деятельности малого бизнеса наблюдается в абсолютном большинстве развитых государств.
Известно, что малые предприятия гибки и маневренны; они быстро приспосабливаются к конъюнктуре рынка и изменениям в производстве, оперативно реагируют на запросы потребителей, сравнительно быстро осваивая новые технологии, новые виды продукции и услуг; так же они расположены близко к потребителю. Развитие «малой экономики» способствует формированию конкурентной среды; широкое распространение «малых» предприятий делает экономику наиболее восприимчивой к внедрению достижений научно-технического прогресса. Кроме того, на малых предприятиях достигается более рациональное использование трудовых ресурсов, и «малая экономика» обеспечивает в определенной степени решение проблемы занятости, особенно в небольших и средних городах.
Таблица 1 - Интегральный индекс предпринимательской активности в регионах ЮФО
Регион |
Сводный индекс в производственном секторе |
Сводный индекс сельскохозяйственном и лесном секторе |
Сводный индекс в сфере услуг |
Сводный индекс по виду деятельности «Строительство» |
Интегральный индекс |
Южный федеральный округ |
40,51 |
18,44 |
6,32 |
40,41 |
28,33 |
Республика Адыгея |
17,37 |
13,98 |
3,54 |
20,88 |
14,35 |
Республика Калмыкия |
5,78 |
24,17 |
2,96 |
10,08 |
9,92 |
Краснодарский край |
31,41 |
22,67 |
7,15 |
75,59 |
33,51 |
Астраханская область |
31,12 |
10,31 |
5,19 |
17,95 |
18,28 |
Волгоградская область |
68,08 |
14,68 |
6,68 |
18,46 |
32,94 |
Ростовская область |
41,99 |
17,50 |
5,86 |
19,57 |
24,19 |
Данные расчетные показатели говорят о том, что Ростовской области наблюдается низкий уровень численности населения, вовлеченных в создание и управление новыми предприятиями. Всего лишь каждый 3-й экономически активный житель Ростовской области (2,6 %) по итогам 2012 г. является предпринимателем и занимается собственным бизнесом. Причинами непопулярности предпринимательской деятельности в Ростовской области и, как следствие, сдерживающими факторами развития следует признать неэффективность механизмов стимулирования предпринимателей и негативную оценку населением возможностей для стартапов, что приводит к повышению уровня предпринимательского риска. Только 13 % граждан по всей России считают условия для ведения бизнеса в регионе благоприятными.
В таблице 2 представлен сравнительный анализ основных показателей деятельности малых предприятий за январь-июнь 2013 года.
Таблица 2 - Статистическая информация по сравнительному анализу основных показателей деятельности малых за январь-июнь 2013 года по субъектам РФ, расположенным на территории ЮФО
Число малых предприятий на 1.07.2013, тыс. единиц |
Среднесписочная численность работников малых предприятий (без внешних совместителей) в январе-июне 2013 года, тыс. человек |
Оборот малых предприятий |
Инвестиции в основной капитал |
|||
млн. рублей |
в расчете на одно малое предприятие, тыс. руб. |
млн. рублей |
в расчете на одно малое предприятие, тыс. руб. |
|||
Республика Адыгея |
0,4 |
12,9 |
8953,3 |
22383,3 |
474,5 |
1186,3 |
Республика Калмыкия |
0,2 |
4,6 |
1938,8 |
9694,0 |
24,5 |
122,5 |
Краснодарский край |
6,1 |
198,5 |
225921,5 |
37036,3 |
13397,3 |
2196,3 |
Астраханская область |
1,1 |
30,1 |
17187,5 |
15625,0 |
285,1 |
259,2 |
Волгоградская область |
3,4 |
82,4 |
70835,0 |
20833,8 |
1600,1 |
470,6 |
Ростовская область |
6,3 |
155,3 |
176958,6 |
28088,7 |
5041,7 |
800,3 |
По данным таблице видно, что доля малых организаций на Дону практически схожа с Краснодарским краем, но оборот их деятельности в Ростовской области остается на среднем уровне по Южному федеральному округу.
Малый бизнес на Дону постоянно набирает темпы и укрепляет позиции, как видно из рисунка 1.
Рисунок 1 - Структура малых предприятий по видам экономической деятельности в Ростовской области по итогам на начало и конец 2012 года
Факторами содействия старту и развитию деятельности субъектов предпринимательства являются инфраструктура поддержки бизнеса, государственная поддержка в форме субсидирования и программы кредитования банковскими структурами, так как основные проблемы, с которыми сталкивается бизнес – это отсутствие или недостаточность финансовых и имущественных ресурсов на создание или развитие деятельности.
Одним из необходимых инструментов активизации предпринимательской инициативы является механизм субсидирования бизнеса со стороны органов государственной власти. В таблице 3 представлены основные направления финансовой поддержки предпринимателей со стороны властных структур.
Таблица 3 - Основные программы субсидирования представителей предпринимательства в РО
Вид субсидии |
Критерии отбора получателей субсидии |
Размер субсидии |
Субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам (займам) |
- Юридические лица со среднесписочной численностью работников равной 50 и более человек, отнесенные к субъектам малого и среднего предпринимательства. |
не более 10 млн. руб. на 1 заемщика |
Субсидии начинающим предпринимателям |
- субъект малого предпринимательства, срок предпринимательской деятельности которого со дня государственной регистрации не превышает 12 месяцев. |
70 % от фактических затрат, но не более 200 тыс. рублей. |
Субсидии в целях возмещения части затрат на приобретение банковской гарантии или поручительства третьих лиц, страховых взносов |
-рост средней заработной платы по сравнению с годом, предшествующим году получения субсидии; - расчетная сумма налоговых и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Ростовской области в году получения субсидии выше суммы субсидии. |
не более 100 тыс. рублей на 1 субъекта МСП |
Субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения части стоимости присоединения и/или подключения к сетям |
- рост средней заработной платы работников по сравнению с годом, предшествующим получению субсидии; - расчетная сумма налоговых и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Ростовской области за текущий год выше суммы субсидии. |
не более 250 тыс. рублей на 1 субъекта МСП |
По данным этой таблицы можно сказать, что в течение 2012 г. в Ростовской области поддержку со стороны органов государственной власти по выделенным нами направлениям субсидирования получили лишь 1 % субъектов предпринимательства. Кроме этого, установленные критерии отбора отсеивают значительную часть малых предприятий, не давая им возможности претендовать на поддержку со стороны государства. Так, на субсидирование процентных ставок по кредитам и займам могут претендовать только юридические лица со среднесписочной численностью работников равной 50 и более человек, отнесенные к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, причиной сдерживания предпринимательской активности в Ростовской области в сложившихся условиях служит неразвитость механизма субсидирования представителей бизнеса.
Но, несмотря на такую позитивную картину, на пути малого бизнеса встречаются не малые проблемы.
Главным образом, эти проблемы связаны с открытием малого бизнеса: нехватка торговых площадей, недостаточность стартового капитала, отсутствие у людей достаточных знаний по вопросам регистрации бизнеса и получении разрешительных документов и т. д.
В разрешении этих проблем большую роль играют обучающие семинары для будущих предпринимателей с участием бизнесменов, которые уже сформировали свой бизнес. Молодые предприниматели могут присоединяться к объединениям предпринимателей и создавать свои. Такие союзы и объединения уже действуют на территории Ростовской области, это:
Торгово-промышленная палата Ростовской области;
Союз работодателей Ростовской области;
Региональная общественная организация «Ассоциация молодых предпринимателей Ростовской области»;
Региональное отраслевое Объединение работодателей предприятий торговли и сферы услуг Ростовской области;
Муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства;
Совет по малому предпринимательству при Администрации области;
Объединяясь, молодые бизнесмены легко противостоят проблемам и легче преодолевают административные барьеры.
Итак, несмотря на проблемы развития малого предпринимательства, существуют различные пути их разрешения. Большие положительные результаты дают ежегодные принимаемые меры, что говорит о достаточно перспективном будущем для Ростовской области.
Таким образом, с одной стороны, Ростовская область является положительным примером региона, где создана многоуровневая система поддержки предпринимателей с нормативным и функциональным обеспечением, но, с другой - ее механизм на данный момент не способен в полной мере стать драйвером активизации предпринимательской деятельности в регионе. Дальнейшее развитие и совершенствование системы поддержки и регулирования малого предпринимательства позволит повысить экономический потенциал области.
Библиографический список
Официальный портал Правительства Ростовской области [Электронный ресурс]. URL: http://www.donland.ru (дата обращения: 12.12.2013).
Малый и средний бизнес Дона: портал малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. URL: http://www.mbdon.ru (дата обращения: 13.12.2013).