РУДИМЕНТЫ ЯЗЫЧЕСТВА В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ СЕЛА БЕЛЫЙ КОЛОДЕЗЬ ВЕЙДЕЛЕВСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

РУДИМЕНТЫ ЯЗЫЧЕСТВА В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ СЕЛА БЕЛЫЙ КОЛОДЕЗЬ ВЕЙДЕЛЕВСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Сорока А.А. 1, Кузнецова Н.С. 1
1Белгородский государственный институт искусств и культуры
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Формирование традиционной культуры села Белый Колодезь связано с периодом строения засечных черт, защищавших окраины Московского государства от набегов кочевников (XVI-XVII вв.), а также с активным заселение южнорусских территорий русскими и украинскими поселенцами.

Известно, что село Белый Колодезь в географическом отношении оказалось окруженным украинскими поселенцами. Этот факт, по всей видимости, оказался немаловажным в формировании местной песенной традиции, способствующим ее консерватизации. Песенные культуры подобного рода исследователи называют очаговыми (термин Е.А.Дороховой). Как правило, очаговые традиции заключают в своей основе наиболее архаичные элементы. В местной традиции они содержаться как в материальной, так и в духовной культуре. В материальной – это особенности кроя и деталей женского костюма. В духовной – ритуальные практики (в наибольшей степени – свадебный обряд).

Народная одежда - символ богатейшей истории края, национального самосознания и художественно-эстетических взглядов. Действительно, одежда края является одним из наиболее уникальных явлений традиционной культуры. Она дает представление о быте, укладе жизни, общественном и политическим статусе, мировоззрению наших предков.

В селе Белый Колодезь бытовал поневный комплекс, в состав которого входили: понева, рубаха, жилетка, «завеска» или «хвартук», пояс, кичка, повойник, черевички. Верхней одежды являлись «балахон» и полушубок. Основу традиционного женского костюма составляет понева. По способу соединения полотнищ, между собой понева села Белый Колодезь является глухой. Такое название понева получила из-за того, что края полотнищ соединялись узкой темной вставкой «прошвой». На праздники надевали самые нарядные поневы, с почти ковровой по плотности вышивкой из разноцветных нитей. Свадебная понева чаще всего была красного цвета, на ней вышивались знак плодородия, а также сочетания мужских и женских символов. Как известно красный цвет - это символ жизненной силы, любви, брака.

Также неотъемлемой частью местного костюма является рубаха. В селе Белый Колодезь бытовало несколько ее видов. Наиболее архаичным типом является туникообразная рубаха. Она делалась из длинного холста, перегнутого на плечах с низком воротником-стойкой. Вышивалась рубаха красными нитями по горловине, по краю и предплечью рукавов и по подолу. Наибольший интерес представляет праздничная рубаха, которая шилась из красного фабричного материала и орнаментировалась черным или темно-синим цветом.

Поверх рубахи замужние женщины носили черные жилеты, украшенные на груди, по бортам и по подолу зигзагообразной и ромбовидной вышивкой желтым или зелеными нитями. Поневный комплекс дополнялся завеской в основном красного цвета. По подолу вышивались разноцветные фабричные ленты. Поверх завески женщины носили подпояску. К поясу у селян до сих пор сохранилось особое отношение. Веря в его магическую силу «оберега», они вкладывали в его изготовления много творчества и мастерства. Довольно длинные, будничные – однотонные синего или бардового цвета и праздничные – ярких, сочных тонов.

Самый большой интерес для нас представляет головной убор, именуемый «кичка», бытующий в селе еще до XIX века и не встречающийся более нигде в данном регионе. Кичка являлась разборным головным убором и включала в себя до полутора десятка деталей, основные из которых: 2. «Налобник» - он украшался вышивкой, лентами, бисером.

  1. Кичка - главная деталь этого убора, состоящая из твердого возвышения надо лбом и волосника из холста или ситца, плотно облегающую голову.

  2. Позатыльник – полоса ткани прямоугольной форма, которая прикреплялась на затылок на темени и закрывала волосы сзади.

  3. Платок - имел форму прямоугольника. Он расшивался разноцветной тесьмой. Закреплялся над налобником при помощи броши.

Следует подчеркнуть, что кичка является головным убором замужних женщин, который надлежало одевать лишь в большие годовые праздники. А вот повседневным, будничным головным убором почитался повойник (легкая шапочка из домотканного полотна).

В целом, важно отметить, что облик традиционного костюма села Белый Колодезь запечатлел в себе особенности древнейших славянских воззрений.

В продолжении поисков рудиментов язычества местной традиции мы обратились к исследованию свадебного обряда, некогда бытовавшего в селе. Свадебный обряд – один из важнейших в жизни человека, к тому же древнейший в культуре восточных славян. Издавна свадьба считалась не только заключением партнерского союза, но и необходимым этапом в получении молодыми нового социального статуса. Посредством свадебного обряда оформляется, прежде всего, переход девушки и юноши в следующую социовозрастную группу, завершение линии инициационной обрядности. Свадебный ритуал у восточных славян относится к «обрядам перехода» (термин А. ван Геннепа), основу которых составляют три этапа. Первый этап направлен на выделение объекта ритуала и подчеркивание его переходного состояния между прежним и будущим. Содержание второго этапа сводится к уничтожению прежнего статуса объекта. Третий этап заключает в себе действия, демонстрирующие рождение ритуального объекта в новом качестве [Камаева,8]. По мнению исследователей, в восточнославянской свадьбе сохранились мифологические представления о дуальной организации мирового пространства, отразившиеся в многочисленных кодах ритуала – акциональном, вербальном, музыкальном и др. [Пашина, 202].

Свадьба села Белый Колодезь Вейделевского района по своей структуре относится к южнорусскому типу «свадьба-веселье» (термин Б. Ефименковой). Колорит местной свадьбы отличается обилием элементов украинской культуры, которые в наибольшей степени проявились в говоре. Основные действия исследуемого обряда отражены в Таблице 1:

Таблица 1

Сценарий свадебного обряда села Белый Колодезь

п/п

Название этапа

Основные действия

1.

Сватовство

сватать ходили отец, мать, жених и крестные родители. Войдя в дом приговаривали: «Оце мы шли усталые, бачим тут красная девица».

2.

Смотрины

невеста с родителями ходили к жениху хозяйство смотреть.

3.

Магарыч

«пропивали невесту» - приглашали самых близких родственников.

4.

Девичник

невеста прощалась с подругами, она причитала: «Простите, девчата, теперь я не с вами- у меня хозяин есть», девушки пели песню «Ой орел, ты орел»

5.

Выпечка каравая

в доме жениха собирались женатые мужчины со своими женами, этот обряд сопровождался песнями и танцами, после того девушки шли домой и переодевались для свадьбы

6.

Первый свадебный день

утром рано подруги приходили к невесте собирать ее в венчанию, собрав невесту девушки усаживались за стол и пели песню «Ой верба, верба-то»

7.

Второй день свадьбы

после брачной ночи невеста вставала рано и шла помогать свекрови по хозяйству, был распространен обычай прятать невесту, также была традиция демонстрировать девичью невинность, в с. Белый Колодезь если невеста была невинной рядили калиной каравай.

Сюжет свадебного обряда во многом перекликается с поэтическим содержанием свадебных песен. В селе Белый Колодезь сохранилась незначительная часть свадебных текстов1, реконструкция содержания которых возможно прольет свет на утраченные обрядовые действия, поможет дополнить ход ритуала.

Ярким образом обладает песня « Ой, верба, верба желтый цвет»:

Ой, верба, верба желтый цвет.

А что тебя Ваня цвет долго нет?

Уже тебя Марьюшка прождалась.

Ой, посыл послать не смею,

Письмо написать не умею,

А сама пойти - боюсь

Лютого зверя батюшку.

Песня исполнялась во время сборов невесты к венцу и в ожидании жениха. В основе сюжета – ожидание невестой приезда жениха, её толение, переживание. Этот образ достигается благодаря символическому параллелизму. Жёлтый цветок или цвет - признак, наделяемый в народной культуре преимущественно негативной оценкой. Желтый цвет часто осмысляется как символ смерти, в славянских поверьях появление желтого пятна на руке предвещает смерть. По мнению исследователей, желтый цвет в цветовой характеристике мифологических персонажей встречаются редко. Мифические существа, которые водят души на «тот свет», являются в желтых тонах. Также желтый цвет наряду с красным может выступать как заместитель золота. В приметах этот цвет означает несчастье, болезнь или смерть [Усова 456]. Применительно к исследуемому тексту, желтый цвет воплощает состояние невесты, ухода в «иной мир». Данный текст широко распространен в свадебном обряде Юга России, о чем свидетельствуют публикации в песенных сборниках (В.М. Щуров, Г.Я. Сысоева).

Еще одним ярким примером является песня «Ой, чтой –то такое»

Ой, чтой-то такое горы стогнут

Подковы звенят

Богачи едут

Богачку везут

К богачу во двор

К богачке за стол

Песня исполнялась когда жених ехал за невестой.

В русской народной космогонии Гора - локус, соединяющий небо, землю и «тот свет». По одной из легенд Горы возникли, когда Бог и черт сжимали жидкую землю с двух сторон, что бы сделать ее твердой. Гора-вертикаль, связывающая вверх и низ, что определяет двойственность представлений о горе, с одной стороны, как о чистом, с другой- как о демоническом локусе. Русские летописи сообщают о поклонении славян языческим божествам на горах. С горой связано представление о потустороннем мире: отправится на горку - «умереть» [Левкиевская,79]. Царство мертвых – страна с золотыми горами; рай находится на железной горе или - за горами. Также гора – обитание нечистой силы. Лысая гора - традиционное место шабаша ведьм. Однако, исследователи отмечают, что у славян мало специфически горных демонов, хозяев гор. Суммируя представленные сведения, мы можем предположить, что образ гор в данной песне заключает в себе символ далёкого пути свадебного поезда.

Также в селе Белый Колодезь были записаны приговорки, исполняющиеся во время выпечки свадебного каравая. К сожалению, песен, приуроченных к этому действию, не сохранилось. На основе записанных приговоров: «Наш каравай на дыбошки встал», «Наш каравай потолок достал» и обрядовых действий мы попытаемся раскрыть мифологическую основу этого главного свадебного символа. В селе Белый Колодезь каравай украшали ветками вишни и калины, которые перевязывали лентами.

Каравай - главный свадебный хлеб у славян, большой, чаще всего круглый, который делят на свадьбе для угощения всех ее участников. Название каравай известно только восточным и южным славянам. Как обозначение ритуального хлеба, прежде всего свадебного. Каравай являлся мифологическим олицетворением божества, это основывается на его украинских названиях: дивень, дивний каравай, Божий каравай. Каравай считался символом счастья, достатка и изобилия. Его выносили на расшитом рушнике. Чем пышнее выпечен каравай, тем счастливее и богаче станут отведавшие его молодожены. Каравай был многослойным и делил его крестный отец жениха или невесты. Исследователи отмечают, что верхушку отдавали молодым, среднюю часть - гостям, а низ, в который часто запекали монеты – музыкантам.

Список литературы:

  1. Левкиевская Е.Е. Мифы русского народа. – М., 2000. – 528 с.

  2. Усачева В.В. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. / Под общ. ред. Н.И. Толстого. – Т.2: Д-К (Желтый цвет). – 1999. – 700 с.

  3. Народное музыкальное творчество / Отв. ред. О. А. Пашина. - СПб, 2005. – 568 с.

  4. Т.Ю. Камаева, А.Ф. Камаев. Народное музыкальное творчество: учебник пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М., 2005. – 304 с.

 

Просмотров работы: 1615