ВИДЫ ОДАРЁННЫХ ГЕРОЕВ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ» - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ВИДЫ ОДАРЁННЫХ ГЕРОЕВ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На протяжении многих веков велись споры о том, что такое гениальность, и кто является гением. Латинский дериват Genius, от которого происходит слово «гений», первоначально обозначал сверхъестественное существо, олицетворявшее жизненную силу, спутника или духа-покровителя мужчины, а затем семьи и общины. Таким образом, гениальность определяется как человеческая индивидуальность, которая при этом является частью рода или семьи. Позже понятие гениальности определяли как «народный дух», характер нации или эпохи (Гегель). Лишь начиная с эпохи романтизма, провозглашается культ Гения, как исключительного человека, полагающегося на собственную интуицию и связанного с созданием качественно новых творений, он ломает стереотипы, меняет привычный уклад жизни [1, с. 128].

В своём исследовании мы попытаемся сформулировать определение термина «одарённость», а также рассмотрим её проявление на примере жизни великого русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского и литературных персонажей его последнего романа «Братья Карамазовы».

Нами был проведён опрос, участниками которого стали студенты и преподаватели ВУЗов города Елабуга в возрасте от 18 до 56 лет. Всего было опрошено 76 человек. Факультет в данном случае значения не имел. Респондентам был задан одинаковый для каждого вопрос: «Что такое одарённость?» В результате опроса мы сумели получить весьма любопытные данные:

Одарённость- это…

Количество ответов

1. Наличие у человека каких-либо способностей: умственных, музыкальных, духовных. / Совокупность индивидуальных качеств, свойств личности.

55 (72,4%)

2. Обладание каким-либо определённым талантом / то же, что талант.

11 (14,5%)

3. Склад ума / совокупность интеллектуально развитых черт / экстраординарность мышления

5 (6,6%)

4. Результат работы человека над собой.

2 (2,6%)

5. Задаток гениальности.

2 (2,6%)

6. Высшая степень духовного развития.

1 (1,3%)

Таким образом, мы можем сделать вывод, что в житейском обиходе под одарённостью чаще всего понимают наличие у человека каких-либо общих способностей (музыкальных, умственных, духовных). Это понимание фактически не расходится с представлениями учёных-психологов, с той лишь разницей, что в психологии выделяется общая и специальная одарённость, а также отмечается особенно высокий уровень одарённости – гениальность [2, с. 543]. Между тем, понятия «гениальность», «одарённость» ставятся психологами в один ряд с талантом, как и у некоторых опрошенных. В действительности, различия между сущностями этих явлений минимальны: талант всегда остаётся в рамках достигнутого, а гений создаёт «что-то принципиально новое» [2, с. 543].

Итак, гениальность, талант – это два понятия одного явления – одарённости, которое характеризуется наличием у человека определенного уровня каких-либо способностей. Не поддаётся сомнению существование качеств, присущих человеку гениальному, одарённому. Перечислим некоторые из них: острое чувство одиночества;мучительные поиски смысла жизни, желание познать во всём истину; способность к неординарному мышлению; неприспособленность к жизни, что в большей степени проявляется в неумении рационально использовать свои способности для достижения материального достатка или высокого положения в обществе; в полной мере развитое чувство справедливости;физические или психические отклонения, причём, эти отклонения могут быть и в положительную и в отрицательную сторону, то есть одарённый человек может обладать как большей эмоциональной устойчивостью, лучшим сложением тела, крепким здоровьем, так и явной болезненностью относительно «обычных» людей.

Поистине одарённым человеком был известный русский писатель XIX века Фёдор Михайлович Достоевский. Результаты, проведённого нами Интернет-опроса, показали, что 85,8% респондентов считают, что писатель творчески одарён; 9,4% опрошенных его произведений не читали или мало знакомы с творчеством автора, а потому не могут определить степень его одарённости; и лишь 4,8% участников опроса писателя одарённым не считают.

Уже с детства Достоевский познал чувство одиночества, оказавшись в тринадцатилетнем возрасте, в связи с учёбой в пансионе, вдали от дома и со всей остротой почувствовав боль долгой разлуки. К тому же, в большой семье, кроме брата Михаила, будущего писателя никто не понимал, что только укрепляло уже зародившееся чувство, которое будет преследовать его всю жизнь.

Любознательность, стремление добраться до сущности вещей, желание самосовершенствоваться – вот качества, которые были присущи Фёдору Михайловичу во всей своей полноте. Писатель был чрезвычайно начитан, высокообразован, однако всю жизнь не выходил из финансовых неурядиц – настолько классик был неприспособлен к бытовой жизни. Болезненность осложняла и без того трудный путь Достоевского к своему читателю. Эпилепсия сильно повлияла на психическое состояние писателя. С возрастом, любое эмоциональное потрясение, будь то горе или радость, могло усугубить здоровье автора.

Тяжёлым и долгим был путь Фёдора Михайловича к своему читателю, который осложнялся ещё более болезнью, преследовавшею писателя большую часть жизни. Недуг сильно повлиял на психическое состояние прозаика. Со временем, любое эмоциональное потрясение, будь то радость или горе, могло привести его к очередному припадку.

Фактически в каждом произведении Фёдора Михайловича изображается одарённая личность. В данной работе мы обратим внимание на художественные приёмы, которые передают психологические особенности двух одарённых персонажей романа «Братья Карамазовы» старца Зосимы и Алексея Фёдоровича Карамазова.

Алексей Карамазов феномен всего произведения. Уникальность его образа очевидна. Он – связующее звено между мирской жизнью и жизнью монастырской, точка соприкосновения старших братьев, а также отца, Фёдора Павловича, и брата Дмитрия. Образ его чрезвычайно гармоничен, со стойкими убеждениями, неизменно добрым и чистым сердцем, открытой душой, несмотря на внутренние противоречия. Эти качества и отличают его от других. С начала повествования автор подчёркивает странность Алексея, которая проявилась уже «с колыбели» [3, с. 21]. С детства он был молчалив, задумчив, нелюдим, «редко бывал резв, даже редко весел» [3, с. 23]. Достоевский указывает и на его любознательность, которая проявляется сначала в любви к чтению книг, а после в желании познать человеческие души. Эти особенности объединяют героя с писателем. Товарищ по пансиону Достоевского вспоминал: « это был серьёзный, задумчивый мальчик Его мало занимали игры: во время рекреаций он не оставлял почти книг » [4, с. 25]. Как и Фёдор Михайлович, Алексей был абсолютно неприспособлен к бытовой реальности: «Когда ему выдавали карманные деньги , то он или по целым неделям не знал, что с ними делать, или ужасно их не берёг, мигом они у него исчезали» [3, с. 24].

Любовь и внимание к людям, вера в людей, забота о них – то, что действительно отличает Алексея Карамазова от многих героев романа. Он, кажется, единственный верил в то, что Дмитрий сумеет встать на путь истинный, найдёт в себе силы начать жить заново. Алёша сумел разглядеть в Грушеньке чуткую, чувственную, ранимую душу. Выслушав её «исповедь» (глава «Луковка»), герой воскликнул: « Слышал ты её сейчас? Нельзя с души человека столько спрашивать, надо быть милосерднее. Она выше любовью, чем мы. » [Там же, с. 397]. Он сопереживал героине, её душевным мукам. Искренно, трепетно, нежно Алексей любил своего учителя, духовного наставника, старца Зосиму, детей, которых он прекрасно понимал. Обладая природной чуткостью, герой без особых усилий мог найти подход к любому «школьнику», никогда не чувствуя превосходства над ними.

В этом человеколюбии проявляется некая детскость самого Алексея, что, безусловно, также является признаком одарённости героя, который отличается от окружающих даже внешними данными: «Алёша был статный, краснощёкий, со светлым взором, пышущий здоровьем девятнадцатилетний подросток. Он был очень красив собою, строен, средне-высокого роста, тёмно-рус, с правильным, хотя несколько удлинённым овалом лица, с блестящими широко расставленными глазами, весьма задумчивый и по-видимому весьма спокойный» [Там же, с. 29]. Как мы видим, герой обладает не только внутренней красотой и гармонией, но и внешней. Его облик даже несколько иконичен. Тем самым, писатель вновь и вновь подчёркивает необычайность, одарённость своего персонажа.

Очевидно, что в судьбе и жизни Алёши существовала некая предопределённость. Не случайно в повествование включен внесюжетный элемент воспоминание из детства героя: « он запомнил один вечер, летний, тихий, отворённое окно, косые лучи заходящего солнца , в комнате в углу образ, перед ним зажжённую лампадку, а пред образом на коленях рыдающую, как в истерике, со взвизгиваниями и вскрикиваниями, мать свою, схватившую его в обе руки, обнявшую крепко до боли и молящую за него богородицу, протягивающую его из объятий своих обеими руками к образу как бы под покров богородице…» [3, с. 22]. Материнский образ не покидал Алексея всю жизнь. Влияние его, кажется, было огромным. Он и в монастырь поступает тогда, когда, наконец, сумел побывать на ёё могиле. Именно в послушничестве видел молодой человек обретение истинного смысла бытия, «весь идеал исхода рвавшейся из мрака к свету души его» [Там же, с. 30].

В монастыре Алексей обрел не только душевное спокойствие, но и учителя, старшего наставника, человека, оказавшего огромное влияние на его мировоззрение и всю жизнь – старца Зосиму.

Безусловно, одарённый человек может и должен создать нечто новое, совершенно незыблемое, то, что останется в мире ещё очень надолго. Способность Зосимы прекрасно понимать и чувствовать души людей, позволило ему создать нечто необычайное. Он подарил людям веру: в Бога, добро, а главное, в самих себя. Возлюбите ближнего больше самого себя, и тогда познаете счастье, тогда будет всё в вашей жизни – вот то, к чему призывал старец: «…люби всех, люби всё, ищи восторга и исступления сего», «любите человека и во грехе его любите всё создание божие. Будешь любить всякую вещь и тайну божию постигнешь в вещах».

Отмечается, что одарённые люди обладают великолепным чувством юмора. Помнится, что Алексея Карамазова очень удивляло умение старца Зосимы с улыбкой смотреть на всё происходящее. Он почти всегда был «весел в обхождении» [Там же, с. 34] и даже во время скандала между Дмитрием и Фёдором Павловичем Карамазовыми, Зосима сохранял спокойствие, смотря на выходки второго с улыбкой.

Одарённость Зосимы приобретённая: она проявилась далеко не с рождения. Достоевский пишет, что старец «происходил из помещиков» [Там же, с. 33], а в юности был военным и служил на Кавказе в звании обер-офицера. Об обретении Зосимой себя и своего истинного призвания подробно рассказывается в биографических сведениях из жития старца: « Одного дня довольно человеку, чтобы всё счастие узнать» в этих словах правда жизни героя. Ночь перед дуэлью с избранником своей возлюбленной полностью изменило его. Он вдруг осознал всю ошибку этого предприятия: «И представилась мне вдруг вся правда, во всем просвещении своём: что я иду делать? Иду убивать человека доброго, умного, благородного, ни в чём передо мной не повинного, а супругу его тем навеки счастья лишу, измучаю и убью» [Там же, с. 335]. Через месяц после случившегося герой ушёл в монастырь. За годы службы в святом месте старец развил уникальную способность – умение с первого взгляда по лицу незнакомого человека угадывать причину, с которой он к нему пришёл. Многие называли это даром предвидения, между тем, это всего лишь прозорливость мудрого старца, доступная, однако, не каждому. Высшая степень проявления мудрости Зосимы в том, что, предчувствуя будущие страдания Дмитрия Фёдоровича Карамазова, он, встав на колени, поклонился ему в ноги.

Глубокая мудрость и знание жизни заключается в поучениях старца Зосимы. Он рассуждает о рабстве и говорит, что спасение Руси в народном единении. Зосима неустанно повторяет: « любите человека и во грехе его, ибо сие уж подобие божеской любви и есть верх любви на земле» [Там же, с. 358], особенно просит любить детей и животных – они безгрешны, а потому очищают нашу душу.

Подводя итоги всему вышесказанному, мы можем сделать вывод: Алексей Карамазов и старец Зосима – одарённые личности. Алёша обладает врождённой одарённостью, которая стала результатом наследственности, и первые признаки её проявились уже в детстве. Одарённые личности рождаются не только в творческой атмосфере, царящей в семье, но и в той, где люди так и не реализовали себя и даже в неблагополучных семьях, хотя процент таких детей очень низок, потому что его трудно выявить. Одарённость Зосимы приобретённая – это жизненная мудрость, ставшая следствием огромной духовной работы над собой. Увидеть и понять их незаурядность читателю помогают портретные характеристики, рассуждения героев, биографические данные их жизни.

Список литературы:

  1. Матвеева Е.М., Божкова Г.Н. Психологические приёмы создания одарённой личности в романе Ф.М. Достоевского «Идиот»// Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2012. №5(72). 201 с.
  2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2009. 713 с.: ил. (Серия «Мастера психологии»).
  3. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в пятнадцати томах. Т.9 Ленинград: Наука, 1991. 696 с.
  4. Кулешов В.И. Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского. М.: «Детская литература», 1979. – 205 с.
Просмотров работы: 1552