Многогранность проявлений жизни человеческого общества обусловливает проявление разнообразных форм общения между его членами. Признавая мотивы и потребности человека продуктом его воспитания, а весь комплекс форм общения активным средством их удовлетворения можно с достаточной долей уверенности утверждать, что формирование потребностно-мотивационной сферы ребенка должно осуществляться не только одновременно, но и обязательно взаимосвязанно с обучением навыкам общения.
Из различных сторон общения наиболее актуальной в современной социально-экономической ситуации, на наш взгляд, является регуляционно-коммуникативная ее форма. Функция данной формы, по классификации Б.Ф. Ломова (4), заключается в коррекции действий в процессе совместной деятельности предполагающей, как известно, три вида взаимодействия со стороны членов группы (класса, команды и пр.) – партнерство (сотрудничество), лидерство и исполнительность. Причем, и это необходимо подчеркнуть, даже в процессе какой–либо кратковременной совместной деятельности (например, игра) нередко создаются ситуации, когда каждый из ее участников должен проявить то качество лидера, то партнера или исполнителя.
Перед изложением своего видения методологии решения проблемы формирования навыков общения, мы считаем необходимым выразить собственное отношение к терминологической неурядице по отношению к определению процесса выполнения физических (физкультурных) упражнений (1,2,3,7,9). По мнению, например, Р.А. Пилояна и А.Д. Суханова (7) достаточно вольно интерпретирующих психологическую теорию деятельности Л.С. Выгодского, А.Н. Леонтьева и др., «… лишь спорт высших результатов благодаря наличию мотивации… может быть отнесен к деятельности» [7, с.44].
Отмечая наивысшую восприимчивость дошкольного возраста к педагогическим (воспитательным) воздействием (6), а также всесторонность влияния физкультурной деятельности на физический, интеллектуальный и нравственный потенциал ребенка (5), следует признать именно эти два фактора определяющими эффективность освоения социально-необходимых форм делового (игрового) общения. Однако проблема формирования различных видов коммуникативного взаимодействия средствами и методами физической культуры занимает в настоящее время неоправданно скромное место в исследованиях сферы общения детей дошкольного возраста, что, учитывая актуальность данной проблемы, послужило основанием для разработки методологии ее экспериментальных исследований.
В качестве рабочей гипотезы исследования эффективности формирования навыков общения средствами физической культуры предлагаем принять предположение, что использование в образовательном процессе детей дошкольного возраста повышенных объемов специально разработанных комплексов физкультурных средств и методов, требующих активного проявления качеств лидера, исполнителя и партнера, во-первых, наиболее эффективно по сравнению с общепринятыми подходами формирования данных форм деятельностного общения, во-вторых, способствует активному развитию физических качеств и, в-третьих, не является сбивающим фактором для формирования интеллектуальной сферы ребенка и, в-четвертых, содействует формированию адаптационных психических реакций на ситуативные требования к проявлению тех или иных форм общения.
Биологическим основанием предложенной гипотезы явилась генетически детерминированная потребность детей дошкольного возраста в двигательной деятельности (физической нагрузке), скоротечность восстановительного периода после околопредельной и даже предельной ее интенсивности, а также необходимость рационального распределения всех видов физической нагрузки (учебной, трудовой, игровой, физкультурной и т.д.) в соответствии с возрастными санитарными нормами и суточными биологическими ритмами жизнедеятельности детского организма.
Психологическое основание гипотезы представлено реальностью глубокой индивидуализации средств, форм, объемов и интенсивности физкультурных воздействий на дошкольников в зависимости от их психофизиологических и психофизических особенностей, необходимостью формирования у детей навыков психической адаптации и толерантности к психически дискомфортной ситуации в процессе общения, а также возможностью организации педагогического процесса на высоком положительном эмоциональном фоне.
Нагрузку педагогического основания нашей гипотезы несет универсальная сущность педагогической науки интегрирующей в систему знания множества научных дисциплин. Интегрирующая функция педагогики, представляет нам возможность использовать дидактическое содержание физической культуры в качестве как средства, так и методов педагогического процесса, что, в свою очередь, позволяет точно дозировать коммуникативные, физические и психические нагрузки и, реализуя условия принципа сопряжения, сочетать двигательную активность с различными формами общения и его тонкого ролевого дифференцирования.
В качестве общей методологической основы исследования проблемы обучения дошкольников различным формам общения нами приняты базовые идеи философской и педагогической антропологии о природе и сущности человеческой деятельности, о ее влиянии на среду, самого человека и отношения между людьми, ее целесообразном и творческом характере, взаимосвязях различных составляющих биологического и социального оснований как общества в целом, так и каждого его члена в отдельности.
Специальная методология исследования базируется на системно-структурном и личностно-деятельностном подходах к формированию потребностно-мотивационной сферы ребенка, реализации педагогических средств и методов в процессе овладения им социально необходимых умений общения, а также к сопряжению удовлетворения потребности в физической нагрузке с интеллектуальной деятельностью и приобретением опыта различных форм взаимодействий.
За теоретические основы исследования приняты концепции развития функций в онтогенезе человека (И.А. Аршавский, Н.А. Бернштейн, А.А. Маркосян и др.), взаимосвязи физического и психического развития (И.М. Сеченов, Дж. Таннер, В.С. Фарфель и др.), теории физической культуры (В.К. Бальсевич, В.М. Зациорский, Л.П. Матвеев, В.П. Филин и др.), а также теории классификации видов и средств, типологии взаимодействия между субъектами (сторонами) общения и неразрывного единства общения и деятельности (Г.М. Андреев, А.А. Брудный, Л.А. Карпенко, Б.Ф. Ломов, Д.Б. Эльконин и др.), психологические исследования индивидуальных различий (В.Д. Небылицин, Б.М. Теплов).
Для подтверждения рабочей гипотезы необходимо решить следующие основные задачи:
Выявить зависимость преобладающих форм общения детей дошкольного возраста от степени выраженности у них основных психофизиологических свойств.
Разработать комплексы средств физической культуры и методы их реализации предполагающие выраженное проявление качеств лидера, партнера и исполнителя.
Экспериментально обосновать преимущественную эффективность формирования умений разноролевого общения разработанными средствами и методами, а также их сопряженного положительного воздействия на физическую подготовленность и проявление основных свойств интеллектуальной сферы.
В процессе исследования, кроме основных, неизбежно придется решать и некоторые частные задачи.:
Разработать комплексы тестов по определению:
уровня силы-слабости и подвижности нервной системы;
уровня физической подготовленности;
уровня владения основными видами общения;
Определить оптимальные (биологически оправданные) соотношения объема и интенсивности физических и интеллектуальных нагрузок.
Выявить уровень тревожности (психической напряженности) детей в процессе освоения и реализации несвойственных им форм общения.
Можно ожидать, что решение поставленных задач не только упрочит теоретическую базу дошкольной педагогики, в частности, теорию общения, но и положит начало исследованиям новых интеграционных сфер физической культуры.
ЛИТЕРАТУРА
Выдрин В.М., Николаев Ю.М. Содержание, объем и структура понятия «Физическая культура» // Теор. и практ. физ.культ. 1974, № 9, с.8-10.
Демин В.А. Методологические вопросы исследования спорта в аспекте теории деятельности: Автореф. канд. дисс. - М ., ВНИИФК, 1975. – 21 с.
Евстафьев Б.В. О некоторых методологических подходах к определению основных понятий в теории физической культуры. – Л.: 1990. – 35 с.
Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии //Методологические проблемы социальной психологии. М.: 1975б.
Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М.: ФиС, 1991. – 542 с.
Основы дошкольной педагогики /под ред. Запорожца А.В., Марковой Т.А./ М.: Педагогика, 1980.
Пилоян Р.А., Суханов А.Д. Физическая культура как объект познания в аспекте психологической теории деятельности //Теор. и практ. физ. культ. 2000, № 11, с. 40-45.
Попов Г.Г. О методологической структуре исследования физической культуры // Вестник МаГУ, 2001, № 2, с. 148-151.
Столяров В.И. Методологические принципы определения понятий в процессе научного исследования физической культуры и спорта. – М.: ГЦОЛИФК, 1984. – 99 с.