Поддержание здорового образа жизни является важным условием витального, то есть, самосохранительного поведения индивидуума. К сожалению, в последние годы все чаще наблюдаются негативные тенденции снижения уровня здоровья населения, в том числе, и среди студентов. Не последнюю роль в этом процессе играет недостаточное внимание к важности соблюдения принципов здорового образа жизни в нашем обществе. Между тем, поддержание здоровья молодого поколения – первостепенная задача современности, требующая комплексного подхода к поиску решений с привлечением специалистов разных научных сфер. Проблемы поддержания здорового образа жизни (ЗОЖ) могут быть рассмотрены с позиции медицины, психологии, физиологии, валеологии, социальной работы, с использованием различных определений и классификаций, сложившиеся в тех или иных научных школах. Сегодня социально-психологические проблемы здоровья являются актуальными и разрабатываются рядом отечественных исследователей [2].
На организацию здорового образа жизни влияет целый комплекс предпосылок, в числе которых можно обозначить следующие:
– объективные социальные и общественно-экономические условия жизни общества;
– конкретные обстоятельства жизнедеятельности, в которых осуществляется семейно-бытовая и профессиональная деятельность индивидуума;
– индивидуально-типологические наследственные факторы;
– личностно-мотивационные факторы, определяемые мировоззрением и культурой человека и степенью их ориентации на здоровье и здоровый образ жизни.
Если по первым трем позициям мы имеем в наличии предустановленные условия внешней среды, общества и обстоятельств жизни человека, на которые чаще всего нет возможности повлиять и как-то существенно изменить, то с последней позицией этого перечня ситуация иная. Именно личностно-мотивационные факторы в большей степени влияют на систему действий и отношений, опосредующих здоровье, а в конечном итоге – на продолжительность жизни каждого индивида [3]. Причем это касается не только хронологической продолжительности жизни, но и ее качества, во многом определяемым уровнем здоровья человека.
Известно, что в самом определении понятия «здорового образа жизни» учитывают два отправных фактора – генетическую природу данного человека и ее соответствие конкретным условиям жизнедеятельности. С этих позиций здоровый образ жизни есть способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиям жизни, и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций.
При этом акцент делается на индивидуализации самого понятия, т.е. даже при наличии основополагающих рекомендаций по построению здорового образа жизни у каждого человека он должен быть сугубо индивидуальным, имеющим собственные специфические особенности. Так, в разработке программы здорового образа жизни для каждого человека необходимо учитывать как его типологические особенности (тип темперамента, морфофункциональный тип, преобладающий механизм вегетативной нервной регуляции и т.д.), так и возрастно-половую принадлежность, национальность и социальную обстановку, в которой он живет (семейное положение, профессию, традиции, условия труда, материального обеспечения, быта и т.д.) и пр. Кроме того, в исходных посылках важное место должны занимать личностно-мотивационные особенности данного человека, его жизненные ориентиры.
С учетом всех указанных предпосылок и опираясь на основы, сформулированные Казиным Э.М., Блиновой Н.Г. и Литвиновой Н.А [1], рассмотрим принципы организации и содержания здорового образа жизни,
1)Принцип ответственности за свое здоровье. Только разумное отношение к здоровью позволяет человеку на долгие годы сохранить бодрость, высокую работоспособность, социальную активность и достичь долголетия. Обеспечение здорового образа жизни возможно только при условии, что человек сам захочет быть здоровым. Необходимо, чтобы человек в своем поведении постоянно помнил: крепкое и надежное здоровье является главным условием воплощения в жизнь его физических, психических и умственных умственных возможностей. Чтобы быть здоровым или вернуть здоровье, требуются значительные собственные усилия, которые нельзя ничем заменить (например, таблетками). Как правило, человек прибегает к этим усилиям, если у него есть жизненно важная цель, мотивация, которые у каждого человека свои (социальный успех, любовь, семья, страх смерти и некоторые др).
2)Принцип комплексности. Нельзя сохранять здоровье по частям. Здоровье означает согласованное действие всех систем организма и личности, так что изменение в любом из них обязательно скажется на здоровье в целом.
3)Принцип индивидуализации. Каждый человек уникален как с точки зрения биологической (генотипической), так и психологической и социальной. Поэтому у каждого из нас должна быть своя программа здорового образа жизни, в которой должны быть учтены соответствующие особенности, а именно:
– генотипические факторы (тип телосложения, особенности обмена веществ, преобладающий характер вегетативной регуляции, биоритмологические показателями и т.п.);
– психологические факторы (тип темперамента, экстра- или интравертивность, самопсихорегуляции и пр.);
– социальные факторы (принадлежность к конкретной социальной группе и взаимоотношения человека с окружающими);
– семейно-бытовой статус;
– уровень культуры человека, его жизненные приоритеты (здесь особое значение приобретает воспитание культуры здоровья, здоровых потребностей и привитие навыков здорового образа жизни).
4)Принцип умеренности. Для тренировки функциональных систем должны использоваться умеренные нагрузки. Под «умеренными» понимаются такие, которые вызывают среднюю степень утомления, последствия которого не должны продолжаться более 24 – 36 часов. Меньшие нагрузки (психические, интеллектуальные, физические), как правило, не способствуют росту резервов организма, а более значительные могут привести к переутомлению. Об умеренности нагрузок следует говорить с точки зрения организма в целом, а не только наиболее нагружаемой системы.
5)Принцип рационального чередования нагрузки и отдыха. Как отмечал отечественный физиолог Н.Е. Введенский, «люди устают не потому, что работают много, а потому, что работают неправильно». При этом важно таким образом строить образ жизни, чтобы последующий отдых в полной мере соответствовал характеру выполненной перед этим работы. Например, после большого объема выполненной интеллектуальной работы должен следовать специально организованный физический труд (по эффекту «активного отдыха» он стимулирует более активное восстановление интеллектуального потенциала). Такое разумное чередование позволяет организму рационально не только расходовать, но и восстанавливать свой потенциал. Пренебрежение этим принципом приводит к накоплению в организме последствий недовосстановления с развитием переутомления. Чаще всего это проявляется в различных формах нарушений психической деятельности (неврозах).
6)Принцип рациональной организации жизнедеятельности. При правильном планировании своей деятельности человек сможет в оптимальные для себя сроки и с соответствующей интенсивностью нагрузки выполнить все необходимые дела согласно их действительным приоритетам.
7)Принцип «сегодня и всю жизнь». Здоровье не дается человеку впрок, оно требует постоянных и упорных усилий.
8)Принцип валеологического самообразования. Формирование здорового образа жизни имеет своей конечной целью совершенствование условий жизни и жизнедеятельности на основе валеологического обучения и воспитания, включающих изучение своего организма и своей личности, освоение гигиенических навыков, знание факторов риска и умение реализовать на практике весь комплекс средств и методов обеспечения здорового образа жизни.
Таким образом, исходя из научных подходов Казина Э.М., Блиновой Н.Г. и Литвиновой Н.А. к индивидуальному здоровью человека, отметим ряд ключевых положений, лежащих в основе здорового образа жизни [1]:
1) Активным носителем здорового образа жизни является конкретный человек как субъект и объект своей жизнедеятельности и социального статуса.
2) В реализации здорового образа жизни человек выступает в единстве своих биологического и социального начал.
3) В основе формирования здорового образа жизни лежит личностно-мотивационная установка человека на воплощение своих социальных, физических, интеллектуальных и психических возможностей и способностей.
4) Здоровый образ жизни является наиболее эффективным средством и методом обеспечения здоровья, первичной профилактики болезней и удовлетворения жизненно важной потребности в здоровье.
Переход к практической части нашего исследования, представлен изучением психологических аспектов отношения студентов к здоровому образу жизни. Был проведен анонимный социологический опрос среди студентов в Красноярском филиале МЭСИ. В опросе приняло участие 37 студентов 1-го и 2-го курсов, которым были заданы семь вопросов, составленными нами. Представляем их: 1) Вы считаете, что ведете здоровый образ жизни? 2) Как Вы проводите свободное время? 3) Как часто вы занимаетесь спортом? 4) Есть ли у Вас вредные привычки? 5) Считаете ли Вы, что здоровый образ жизни способствует успешности человека в учебе и работе? 6) Как вы относитесь к здоровому образу жизни? 7) В чем главная причина того, что люди ведут нездоровый образ жизни?
Результаты исследования.
На заданные студентам вопросы были получены следующие ответы:
Вы считаете, что ведете здоровый образ жизни?
Да – 33 %
Нет – 21 %
Затрудняюсь ответить – 46 %
Как Вы проводите свободное время?
Сижу дома – 23 %
Общаюсь с родными/ друзьями – 52 %
Занимаюсь спортом – 10%
У меня практически нет свободного времени – 15 %
Как часто вы занимаетесь спортом?
Занимаюсь часто – 20 %
Занимаюсь от случая к случаю – 50 %
Не занимаюсь, но хочу начать – 21 %
Не занимаюсь, мне это не нужно – 9 %
Есть ли у Вас вредные привычки?
Да – 41 %
Нет – 49 %
Затрудняюсь ответить – 10 %
Считаете ли Вы, что здоровый образ жизни способствует успешности человека в учебе и работе?
Да – 74 %
Нет – 13 %
Затрудняюсь ответить – 13 %
Как вы относитесь к здоровому образу жизни?
Положительно – 79 %
Отрицательно – 2 %
Мне всё равно – 19 %
В чем главная причина того, что люди ведут нездоровый образ жизни?
Отсутствие мотивации – 38 %
Пропаганда в СМИ табачной продукции, алкоголя и вредной пищи – 14 %
Отсутствие свободного времени – 26 %
Финансовые трудности – 10 %
Отсутствие поддержки ЗОЖ со стороны власти – 12 %
Как видно из результатов исследования, подавляющее большинство студентов (79 %) положительно относятся к здоровому образу жизни. Число студентов, которые считают здоровый образ жизни залогом успешности в работе и учебе, примерно такое же (74 %). Студентов, открыто позиционирующих свое отрицательное отношение к ЗОЖ, ничтожно мало (2 %). Однако, вопреки явному одобрению ЗОЖ, соблюдать его могут только 33 % опрошенных нами студентов.
Практически половина студентов отрицают наличие у себя вредных привычек (49%). Тех, кто признается в пристрастии к вредным привычкам, меньше (41 %). Данные цифры, скорей всего, не вполне точно отражают фактического соотношения количества студентов с вредными привычками и теми, у кого их нет, но являются еще одним косвенным подтверждением того, что ЗОЖ вызывает одобрение у большинства опрошенных. Также на основании этого можно отметить, что у опрошенных есть внутреннее осознание несовместимости здорового образа жизни с вредными привычками.
Стоит заметить, что отвечая на первый вопрос, больше половины студентов (52%) указали, что свое свободное время посвящают общению с близкими людьми. Предпочтение спорту отдают, согласно тому же опросу, всего 10 %. Однако при ответе на третий вопрос те же самые студенты утверждают, что 70 % из них занимаются спортом: 20 % занимаются часто, а 50 % – время от времени. Судя по всему, истинное процентное отношение занимающихся спортом ближе к показателям, выявленным при ответах на первый вопрос, то есть составляет примерно 10 %.
Также, результаты исследования ответов студентов на заключительный вопрос показал, что, по мнению большинства, отсутствие поддержки ЗОЖ со стороны власти, финансовые трудности и пропаганда в СМИ табака, алкоголя и вредных продуктов не является главной причиной ведения нездорового образа жизни некоторыми людьми. Эти отрицательные факторы отмечают соответственно 12%, 14 % и 10% студентов. Главная проблема поддержания здорового образа жизни для большинства заключается в отсутствии мотивации (38 %). Второе место по значимости занимает проблема отсутствия свободного времени, на которую ссылаются 26 % студентов.
На основании результатов проведенного исследования можно сделать вывод, что для большинства студентов основным препятствием поддержания здорового образа жизни является отсутствие мотивации и правильное понимание ЗОЖ.
Студенты 1-го и 2-го курсов понимают ЗОЖ, в основном, как следование призывам больше двигаться, не курить, не употреблять наркотики, алкоголь и т.д. Однако перечисленные положения не стали для многих руководством к здоровому поведению. Это во многом связано с тем, что рекомендации по ЗОЖ зачастую преподносятся в назидательной, категоричной форме и не вызывают у студентов положительных эмоций. Студенты чаше всего не обращают внимания на возможность угрозы своему здоровью от тех или иных вредных привычек, из-за того, что их последствия отдалены во времени, то есть проявят себя только в более позднем возрасте.
Наши наблюдения, как и наблюдения других исследователей [4; 5], показывают, что для молодых людей иногда теряет значимость мотивация самосохранения. Такой мотив, как угроза здоровью в отдаленном будущем, не является значимым для большинства студентов. Не подходит для них и ссылка на этнокультурные требования, поскольку и этот мотив для них малозначителен. Более того, нарушая его, молодые люди испытывают удовольствие, считая, что таким образом они самоутверждаются.
В связи с этим формирование мотивации и правильного понимания ЗОЖ у студентов требует усилий. Поскольку эффект этих усилий проецируется на будущее и не каждый в состоянии решить эту задачу самостоятельно, необходима нацеленность системы воспитания и образования на формирование у студентов ЗОЖ. На наш взгляд начинать надо с формирования правильного понимания ЗОЖ, которое через некоторое время должно трансформироваться в установку на здоровый образ жизни.
Таким образом, мы считаем, что основными психологическими аспектами формирования у студентов здорового образа жизни являются мотивация и установки на здоровье и здоровый образ жизни.
Литература
1. Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека: Ведение в общую и прикладную валеологию. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2008. 192 с.
2. Васильева, О. С. Психическое здоровье как интерактивная характеристика личности [Текст] /О. С. Васильева, Ф. Р. Филатов // Психологический вестник. – Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ. – 1998. – № 3. – С. 418.
3. Журавлева, И. В. Поведенческий фактор и здоровье населения [Текст] / И. В. Журавлева // Методологические аспекты. – Новосибирск: Наука, 1989. – С. 72.
4. Бароненко В.А., Рапопорт Л.А. Здоровье и физическая культура студента: Учебник. Изд-во УПИ, 2003 г.
5. Ивахненко, Г. А. Здоровье московских студентов: социологический анализ самосохранительного поведения [Текст] / Г. А. Ивахненко // СОЦИС. – 2006. – № 5.