Введение
Возрастающий интерес российских компаний к процессному подходу в управлении бизнес–процессов, обусловливает необходимость поиска и анализа теоретической и практической основ, которые могли бы обеспечить приемлемый для топ–менеджмента уровень экономического эффекта от внедрения подобных инициатив. Концепция Business Process Management (BPM) остается наиболее актуальным и перспективным направлением развития экономической деятельности на макро– и на микроуровне в современных условиях.
Ключевыми факторами развития BPM являются: глобальные экономические процессы, обуславливающие стремления компаний к инновациям, необходимость быстрой адаптации к изменяющейся конкурентной среде, увеличение и ускорение информационных потоков, всеобъемлющие интеграционные процессы и т.д. Главная причина успеха концепции BPM, обеспечившая ей лидирующие позиции в мировой практике, – понимание общих тенденций развития в области управления бизнес–процессами и осознание организацией на каком этапе развития BPM она находится, что важно для успешной реализации целей и задач компании.
Новый подход начал развиваться приблизительно с 2000 года, а всплеск числа публикаций о BPM пришелся на 2003 год. BPM сменил популярный в 1990 реинжиниринг бизнес–процессов.
Интерес к BPM во всем мире достаточно высок. Именно поэтому этот рынок развивается быстрыми темпами. По пути практического внедрения BPM–концепции уже идут многие компаний во всем мире. Характерно, что Россия в этом процессе не является слабым звеном: BPM– решения не только в полной мере присутствуют на российском рынке, но и реально используются российскими компаниями.
Не вызывает сомнений, что со временем решения класса BPM станут необходимым элементом корпоративных систем управления, что будет способствовать повышению управляемости и эффективности деятельности российских компаний.
Такой подход к вопросам менеджмента по предприятии в каждом конкретном случае требует дальнейших разъяснений и деталировки составляющих компонентов и действий.
1 Нормативные ссылки
В курсовой работе использовались следующие нормативные документы:
ГОСТ ISO 9000–2011 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
ГОСТ ISO 9001– 2011 Системы менеджменты качества. Требования
ГОСТ Р50.1.028–2001 Методология функционального моделирования IDEF0.
2 Термины, определения и сокращения
При разработке курсовой работы использовались следующие термины:
2.1 Бизнес–процесс – совокупность различных видов деятельности, в рамках которой «на входе» используется один или более видов ресурсов, и в результате этой деятельности «на выходе» создается продукт, представляющий ценность для потребителя.
2.2 Моделирование – процесс построения модели как некоего представления оригинала, отражающего наиболее важные его черты и свойства.
2.3 Модель бизнес–процесса – формализованное описание бизнес– процесса, отражающее реально существующую или предполагаемую деятельность предприятия.
2.4 Реинжиниринг – это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование деловых процессов для достижения резких, скачкообразных улучшений главных современных показателей деятельности компании.
2.5 Регламент процесса – документ, определяющий последовательность выполнения работ, их исполнителей, результаты каждой работы и всего процесса в целом.
2.6 Паспорт процесса – документ, который содержит краткое описание основных атрибутов процесса, позволяет в общем виде представить объект процесса.
2.7 BPM – концепция процессного управления организацией, рассматривающая бизнес–процессы как особые ресурсы предприятия, непрерывно адаптируемые к постоянным изменениям.
При разработке курсовой работы использовались следующие обозначения и сокращения:
2.8 WfMS – Workflow Management System.
2.9 SADT – Structured Analysis and Design Technique.
2.10 IDEF – Integrated DEFinition.
2.11 DFD – Data Flow Diagrams.
2.12 еЕРС – extended Event– Driven Process Chain.
3 Классификация и идентификация бизнес–процессов
Бизнес–процесс – совокупность различных видов деятельности, в рамках которой «на входе» используется один или более видов ресурсов, и в результате этой деятельности «на выходе» создается продукт, представляющий ценность для потребителя [1].
Бизнес–процесс представляет логически завершенную цепочку взаимосвязанных и повторяющихся видов деятельности, в результате которых ресурсы предприятия используются для переработки объекта (физически или виртуально) с целью достижения определенных измеримых результатов или создания продукции для удовлетворения внутренних или внешних потребителей. В качестве клиента бизнес–процесса может выступать другой бизнес–процесс [2].
Все бизнес–процессы организации классифицируются на основные, обеспечивающие, развития, управления [3].
Основные бизнес–процессы, представляющие ценность для клиента и обеспечивающие получение дохода для предприятия, непосредственно ориентированы на производство продукции.
Обеспечивающие бизнес–процессы – вспомогательные бизнес– процессы, которые предназначены для обеспечения выполнения основных процессов. Фактически обеспечивающие бизнес–процессы снабжают ресурсами всю деятельность организации.
Бизнес–процессы развития – процессы совершенствования, освоения новых направлений и технологий, а также инновации [3].
Бизнес–процессы управления – это бизнес–процессы, охватывающие весь комплекс функций управления на уровне текущих действий и бизнес – системы в целом.
Кроме важнейших категорий процессов СМК (процессы высшего руководства, процессы управления ресурсами, процессы жизненного цикла продукции и процессы измерения, анализа и улучшения) в разделе 4 ГОСТ ISO 9001 предусмотрены процессы управления документацией и управление записями.
Формальное соответствие СМК требованиям стандарта ГОСТ ISO 9001, безусловно, привносит некий порядок в деятельность организации: при разработке СМК и внедрении процессного подхода в соответствии с требованиями данного стандарта достаточно узкой задачей является идентификация процессов. Методические ошибки этого этапа внедрения приводят к построению громоздкой, «неудобной» СМК, и, как следствие, охлаждению интереса к процессной модели управления.
Тем не менее, современные организации, ориентированные на оценку и совершенствование бизнес–процессов, заметно выигрывают в сравнении со своими конкурентами. Ключом к успеху является постоянный анализ и оптимизация бизнес–процессов.
Так же в курсовой работе рассмотрена идентификация процессов.
Под идентификацией процессов понимаются следующие действия:
– определение состава процессов СМК и составление перечня процессов;
– определение показателей для оценки бизнес– процессов, разработка модели каждого процесса.
Задачи, поставленные в рамках методики идентификации процессов СМК, формулируются следующим образом:
– обеспечить понятность, прозрачность и управляемость СМК, базирующейся на процессном подходе;
– определить перечень процессов СМК, их названия, границы, руководителей, взаимосвязи входов и выходов;
– заложить возможность изменения системы процессов при смене стратегических задач организации.
Методика идентификации процессов СМК должна демонстрировать целесообразность внедрения процессного подхода. Идентификация процессов не является разовым действием.
Кроме классификации и идентификации в курсовой работе рассматривается состав бизнес–процессов.
Организация должна:
– выявлять необходимые для системы менеджмента качества процессы и области их применения по всей организации;
– определять последовательность и взаимодействие этих процессов;
– определять требуемые критерии и методы, позволяющие гарантиро–вать, что функционирование и контроль этих процессов эффективны;
– обеспечивать наличие ресурсов и информации, необходимых, чтобы поддерживать функционирование и мониторинг этих процессов;
– вести мониторинг, измерять и анализировать эти процессы, а также в соответствии с ГОСТ ISO 9001 предпринимать необходимые действия с целью достичь запланированных результатов [3].
Целесообразно назначить и руководителей процессов, предполагая, что в их обязанности будут входить:
– разработка и организация процесса для достижения заданных результатов (выходов) процесса;
– расчет и обоснование ресурсов процесса;
–псоответствие результата (выхода) процесса установленным требованиям;
– удовлетворенность потребителей процесса.
4 Развитие методов моделирования описания и автоматизации бизнес–процессов
Развитие методов моделирования описания и автоматизации бизнес–процессов принято разделять на три этапа, или три «волны». Началом каждой из них явился очередной всплеск интереса к повышению эффективности деятельности предприятий и процессному управлению. Основные характеристики этих этапов приведены в таблице 1 в сравнении с соответствующими стадиями развития информационных технологий и подходов к совершенствованию деятельности компании [5].
Таблица 1 – Этапы развития моделирования описания и управления бизнес–процессами
Этапы |
Моделирование бизнес– процессов |
Совершенствование деятельности |
Информационные технологии |
Первая волна |
1920– 80– е гг. Анализ способов выполнения работ Рационализация трудовых операций Модели на бумаге Низкая автоматизация |
1980– е гг. Всеобщее управление качеством Непрерывность изменений Научный подход Последовательное совершенствование |
1970– 90– е гг. Система управления базами данных Совместное использование данных Приложения, обращающиеся к базам данных |
Вторая волна |
ПО для построения диаграмм и анализа процессов в статике Ручной реинжиниринг Единовременное создание модели Автоматизация: КИС с поддержкой потоков работ (WfMS, ERP) |
Реинжиниринг бизнес– процессов Дискретность изменений Ненаучный подход Радикальное преобразование |
Распределенные вычисления Совместное использование функций Распределенные приложения |
Третья волна |
Ориентированное на бизнес– процессы ПО Исполняемые модели Итеративная оптимизация Средства моделирования интегрированы в BPMS Имитационное моделирование и анализ моделей в динамике Конвертирование моделей Стандартизация методологий |
Управление бизнес– процессами (ВРМ) Непрерывность изменений Гибкость, адаптивность Научный подход Итеративное совершенствование |
Системы управления бизнес– процессами Совместное исполнение бизнес– процессов Распределенные бизнес– процессы |
Начало первого этапа относят к 1920–м годам. XX в. и связывают с именем Ф. Тейлора и его книгой «Принципы научного управления». В этот период впервые была осознана необходимость исследовать бизнес– процессы, описывать их в различных документах и действовать в соответствии с этими описаниями [4].
В период «первой волны» для моделирования бизнес–процессов используются блок–схемы, ориентированные графы, сети Петри, методологии SADT, IDEF, DFD [5].
В 1980 гг. предпринимаются первые попытки автоматизации бизнес – процессов (не отдельных шагов, а хода процесса в целом) путем реализации в программном обеспечении для управления документами – системах электронного документооборота – функций по отслеживанию последовательности выполняемых действий для автоматизации процедур утверждения и выпуска документов.
Начало второго этапа ознаменовал выход книги М. Хаммера и Д. Чампи «Реинжиниринг корпорации: манифест революции в бизнесе» [2], которая возродила в управленческой среде интерес к описанию и анализу бизнес– процессов с целью их радикальной перестройки – реинжиниринга.
Как следующий шаг в автоматизации бизнес–процессов в 1990–х годах. появляются системы управления потоками работ WfMS, предназначенные для маршрутизации потоков работ любого типа в рамках бизнес–процессов компании. В качестве примера методологии и средства автоматизации бизнес–процессов второго поколения можно назвать соответственно ARIS и распространенную ERP–систему SAP R/3 [6].
Негибкость моделей и средств автоматизации, их неспособность обеспечить оперативное реагирование на постоянные изменения в бизнес– среде стали основными недостатками систем «второй волны», стимулировавшими разработку в начале 2000–х года. методологий следующего – третьего – поколения. Манифестом «третьей волны» в моделировании бизнес– процессов можно по праву назвать книгу Г. Смита и П. Фингара «Управление бизнес–процессами: третья волна». На смену радикальному реинжинирингу приходит системное и «плавное» управление.
Автоматизация процессов производится посредством систем управления бизнес–процессами BPMS, которые дают возможность непосредственно реализовывать бизнес–процессы в соответствии с построенной формальной моделью и не требуют разработки дополнительного программного обеспечения [3].
«Третья волна» принесла в моделирование бизнес–процессов стремление к стандартизации. Методологии построения исполняемых моделей разрабатываются и выпускаются организациями по стандартизации и международными консорциумами.
5 Совершенствование методологии описания управления деятельностью предприятия
Современные методологии управления деятельностью предприятия делятся на:
– Реинжиниринг – это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование деловых процессов для достижения резких, скачкообразных улучшений главных современных показателей деятельности компании, таких, как стоимость, качество, сервис и темпы. Методологии SADT, IDEF, DFD используются при реинжиниринге.
– SADT (Structured Analysis and Design Technique) – технология структурного анализа и проектирования, представляет собой универсальный
инструмент моделирования и анализа сложных систем и процессов. Разработана Дугласом Т. Россом в конце 60–х годов в ходе развития структурного программирования. С 1981 г методология SADT стала стандартом ВВС США под именем IDEF0 в рамках программы интегрированной компьютеризации производства Министерства обороны США – ICAM (Inte – grated Computer–Aided Manufacturing).
IDEF. Наиболее широко используемая методология описания бизнес–процессов – стандарт США IDEF0. Пример модели IDEF0 в приложении А «Создание полиэтиленового пакета»
Методология IDEF0 предоставляет аналитику широкие возможности для описания бизнеса организации на верхнем уровне с акцентом на управление процессами. В настоящий момент к семейству IDEF можно отнести следующие стандарты:
IDEF0 – методология функционального моделирования.
IDEF1 – методология моделирования информационных потоков внутри системы, позволяющая отображать и анализировать их структуру и взаимосвязи;
IDEF1X (IDEF1 Extended) – методология построения реляционных структур
IDEF2 – методология динамического моделирования развития систем.
IDEF3 – методология документирования процессов, происходящих в системе.
IDEF4 – методология построения объектно – ориентированных систем.
IDEF5 – методология исследования сложных систем.
Моделирование IDEF0 имеет много преимуществ, но так же много недостатков. Преимущества заключаются в том что, полнота описания бизнес-процесса (управление, информационные и материальные потоки, обратные связи); возможность агрегирования и детализации потоков данных и информации (разделение и слияние стрелок); наличие жестких требований методологии, обеспечивающих получение моделей процессов стандартного вида; соответствие подхода к описанию процессов в IDEF0 стандартам ISO 9000:2000
Недостатки заключаются в том что, сложность восприятия (большое количество стрелок); большое количество уровней декомпозиции; трудность увязки нескольких процессов, представленных в различных моделях одной и той же организации.
DFD. Цель методологии описания потоков данных DFD – продемонстрировать, как каждый процесс преобразует свои входные данные в выходные. Может отражать не только информационные, но и материальные потоки.
Основными компонентами диаграмм потоков данных являются:
внешние сущности (материальный объект или физическое лицо, являющиеся источником или приёмником информации);
системы и подсистемы;
процессы (преобразование входных потоков данных в выходные в соответствии с определенным алгоритмом);
накопители данных (абстрактные устройства для хранения информации);
потоки данных;
Workflow – это полная или частичная автоматизация программ бизнес–процесса, при которой документы, информация или задания передаются от одного участника (бизнес–процесса) к другому для выполнения действий согласно набору руководящих правил.
Системы Workflow используются для автоматизации текущей деятельности, то есть позволяют документам автоматически проходить заданные маршруты и получать отчеты, как по содержанию документов, так и по процессу.
Системы Workflow содержат информацию о состоянии процесса обработки, времени выполнения и пользователях каждого бизнес–процесса и при необходимости выдают данные для оценки стоимости и времени, а также предоставляют информацию для мониторинга процессов.
Преимущества внедрения Workflow на предприятии:
преимущества для предприятия: Workflow усиливает контроль над производительностью выполнения задач, связанных с информацией.
Повышая конфиденциальность и ужесточая контроль доступа, Workflow одновременно привносит «промышленные» методы руководства и управления процессами;
преимущества для клиента: улучшение качества обслуживания, повышение его оперативности, четкая информация о состоянии запроса, и упрощение доступа к представителям компании;
преимущества для сотрудников: каждый работающий видит перечень функций, которые он должен выполнить, и может организовать свою работу соответствующим образом. Можно наглядно представить контекст каждой функции. Для сотрудников Workflow означает гибкость в работе, быстроту исполнения и высокую степень комфорта;
преимущества для руководства: Workflow позволяет принимать решения в нужный момент и представляет достаточную информацию, чтобы руководство могло эффективно вмешиваться в процесс. Workflow дает возможность менеджерам действовать оперативнее, быстрее и компетентнее, обеспечивая постоянный доступ к информации о состоянии каждого заказа, а система мониторинга позволяет держать ситуацию под контролем. С помощью Workflow можно сделать более эффективной функцию контроля, существенно приблизив ее к промышленному аналогу;
преимущества для аналитика: автоматизация процедур на базе Workflow предоставляет в распоряжение организационных аналитиков всю необходимую статистику для анализа рабочих нагрузок, затрат, периодов пиковой нагрузки и многих других аспектов деятельности компании; Использование инструментальных средств в рамках Workflow позволяет моделировать процедуры и возможные сценарии их выполнения с беспрецедентной степенью детализации и точности, а доступ к данным о выполнении процессов требует минимальных затрат.
Расширением систем класса Workflow являются системы управления бизнес–процессами (BPM), которые появились сравнительно недавно. Они объединяют в одном наборе средства моделирования, реализации и сопровождения изменения бизнес–процессов. В основе любой системы BPM лежит управление потоками работ (Workflow);
– Aris. В настоящее время наблюдается тенденция интеграции разнообразных методов моделирования, проявляющаяся в форме создания интегрированных средств моделирования. Одним из таких средств является программный продукт, носящий название ARIS (Architecture of Integrated Information Systems) – архитектура интегрированных информационных систем, разработанный германской фирмой IDS Scheer.
6 Методология ARIS системы
Интегрированная инструментальная среда ARIS является сложной системой и состоит из комплекса взаимосвязанных и взаимодополняющих модулей, выполняющих различные функции. Любая сложная система должна иметь понятную и рациональную структуру, то есть разделяться на части – модули, имеющие вполне законченное функциональное назначение с четко оговоренными правилами взаимодействия.
Основным модулем анализа и проектирования является базовый модуль ARIS Toolset, который может включать все остальные модули системы. При необходимости они легко интегрируются в ARIS Toolset.
Модуль ARIS Easy Design представляет собой упрощенное средство моделирования описания и анализа, имеющее ограниченные функциональные возможности по сравнению с ARIS Toolset. Если модуль ARIS Easy Design отсутствует в системе, то все подключенные к нему модули соединяются непосредственно с ARIS Toolset.
Набор инструментов и функциональные возможности модулей ARIS Easy Design и ARIS Toolset предопределяют различия в областях их применения. ARIS Easy Design обычно используется оперативными аналитическими отделами организаций для проведения технического анализа, а инструменты ARIS Toolset более предназначены для управления бизнес–процессами. Следует отметить, что ARIS Toolset также включает в себя ARIS Easy Design.
Модуль ARIS Easy Design содержит следующие компоненты:
ARIS Administrator – средство для администрирования баз данных ARIS;
ARIS Attributes – средство для управления атрибутами элементов ARIS;
ARIS Configuration – инструмент для импорта из одной базы данных в другую методологических фильтров и шаблонов;
ARIS Designer – конструктор моделей;
ARIS Explorer – проводник, обеспечивающий работу с серверами, базами данных, моделями и объектами;
ARIS Export/Import – средство для экспорта или импорта баз данных в формате ASCII;
ARIS Report – генератор отчетов о элементах ARIS;
ARIS RTF Editor – редактор текстовых документов и д.р.
Модуль ARIS Toolset наряду с функциональными возможностями ARIS Easy Design включает также:
ARIS Analysis – инструмент для анализа моделей и их анимации;
ARIS Chat – инструмент для создания и использования графических диаграмм;
ARIS Consolidation – инструмент для объединения баз данных моделей;
ARIS Model Generator – инструмент для создания новых моделей с использованием уже существующих;
ARIS Process Generator – инструмент для генерации новых объектов и моделей в программе Excel и переноса их в ARIS. Имеется возможность с помощью специального отчета перенести объекты и модели в Excel и вернуть измененные данные назад в ARIS;
ARIS Script Editor – инструмент для создания отчетов .
В ARIS предусмотрены модули, предназначенные для решения некоторых частных задач и требующие дополнительных лицензий. К ним относятся:
ARIS ABC (Activity Based Costing) – инструмент для проведения функционально – стоимостного анализа моделей;
ARIS Connectivity for Lotus Notes – инструмент, позволяющий запускать базы и документы Lotus Notes, которые связаны с элементами ARIS. Предусмотрена возможность открывать базы Lotus Notes, документы Lotus Notes, которые содержат элементы ARIS, с помощью веб – браузеров;
ARIS Connectivity for R/3 – инструмент для переноса моделей ARIS в формат HTML, использующий функциональные возможности транзакций информационной системы SAP R/3. Это позволяет запускать функции, связанные с системными операциями SAP R/3, из веб – браузеров;
ARIS Tool Integration– инструмент для обмена информацией баз данных моделей ARIS с программными приложениями других производителей (с так называемыми приложениями партнеров);
ARIS Web Publisher – инструмент для преобразования моделей.
ARIS в формат HTML с целью их использования как внутри компании, так и за ее пределами после передачи через Интернет. Различные типы экспорта графики позволяют использовать модели ARIS на множестве платформ;
ARIS BSC (Balanced Scorecards) – инструмент для стратегического управления [3].
Средства ARIS могут применяться как однопользовательская среда, а также поддерживать коллективные разработки в среде «клиент– сервер». Возможность коллективной работы обеспечивают:
– объединение баз данных (модуль ARIS Merge);
– обмен моделями через Интранет и Интернет (модуль ARIS Web Publisher);
– совместный доступ нескольких пользователей к единому хранилищу данных – репозиторию ARIS (модуль ARIS Server).
В состав ARIS входят вспомогательные специализированные модули, например, модуль ARIS Script Converter, предназначенный для конвертации скриптов, созданных в ARIS 4–х, в скрипты ARIS 5.0, модуль ARIS Admintool, предназначенный для управления базами данных ARIS при работе под Window NT и Novell, ARIS for INTERSHOP enfinity и некоторые другие.
Каждый модуль ARIS имеет свой логотип, изображаемый в правом верхнем углу основного окна.
Благодаря модульности комплекс средств ARIS позволяет скомпоновать оптимальный состав системы, полностью обеспечивающий реализацию необходимых задач, не оплачивая ненужные для конкретного применения возможности [6].
ARIS объединяет специализированные приложения, стандартные программные решения и компонентную сборку.
ARIS поддерживает четыре типа моделей(и множество видов моделей в каждом типе), отражающих различные аспекты исследуемой системы:
организационные модели, представляющие структуру системы – иерархию организационных подразделений, должностей и конкретных лиц, связи между ними, а также территориальную привязку структурных подразделений;
функциональные модели, содержащие иерархию целей, стоящих перед аппаратом управления, с совокупностью деревьев функций, необходимых для достижения поставленных целей;
информационные модели, отражающие структуру информации, необходимой для реализации всей совокупности функций системы;
модели управления, представляющие комплексный взгляд на реализацию бизнес–процессов в рамках системы.
В ARIS–модели бизнес–процессов вычленяются следующие виды потоков:
организационные потоки; характеризуют управление организационными единицами и их обязанности;
целевые потоки; характеризуют концептуальные и бизнес–цели, которых требуется достичь в результате выполнения того или иного процесса или действия;
потоки выходов.
Мы можем разграничить потоки материальных выходов и потоки услуг. Потоки услуг могут функционировать сами по себе, тогда как потоки материальных выходов обычно управляются и сопровождаются потоками услуг:
– потоки ресурсов; отображают «доставку» используемого выхода потенциального фактора «ресурсы». Понятие «ресурсы» охватывает как производственное оборудование, так и компьютерные средства;
– потоки человеческих ресурсов; показывают «доставку» прямого человеческого ресурса;
– информационные потоки; управляют доступом к информации, представляющей собой совокупность целенаправленных знаний и навыков, необходимых для выполнения функций.
Для построения перечисленных типов моделей используются как собственные методы моделирования ARIS, так и различные известные методы и языки моделирования, в частности, ERM UML (Unified Modeling Language), OMT (Object Modeling Technique). Процесс моделирования можно начинать с любого из типов моделей.
7 Модели в ARIS
Описание модели в ARIS представляют собой диаграммы, элементами которых являются разнообразные объекты – «функции», «события», «структурные подразделения», «документы» и т.д. Между объектами определённых видов могут быть установлены связи определённых видов («выполняет», «принимает решение», «должен быть проинформирован о результатах» ). Каждому объекту соответствует определенный набор атрибутов, которые позволяют ввести дополнительную информацию о конкретном объекте [7].
Из всего многообразия ARIS – моделей для целей бизнес – моделирования используются следующие:
Organizational Chart – организационная схема;
Function Tree – дерево функций;
extended Event– Driven Process Chain – еЕРС– диаграмма.
Перечисленные модели разделяются на три уровня в соответствии со степенью детализации информации (при этом один и тот же тип диаграмм может использоваться для моделирования бизнес–процессов на разных уровнях детализации):
Высокоуровневые модели, отражающие обзор моделируемой предметной области (функции, организационную структуру, данные и пр.), – дерево функций, организационная схема, VACD– диаграмма.
Детальные модели, уточняющие структуру высокоуровневых моделей и их связи, – еЕРС– диаграмма.
Микромодели, обеспечивающие наиболее подробное описание операций в составе бизнес– процессов, организационных единиц, данных и их взаимосвязей, – еЕРС– диаграмма, презентационная диаграмма [4].
7.1 Модель ARIS Organizational Chart
Организационная схема предназначена для описания организационно– штатной структуры предприятия и территориального расположения его подразделений.
Как правило, эта модель строится в начале проекта по моделированию бизнес–процессов.
Организационная модель строится иерархически, от верхнего уровня структуры к нижнему. В модель верхнего уровня включаются самостоятельные подразделения, входящие в структуру организации. Каждое из них детализируется на более низкие уровни – уровни структурных подразделений [8].
7.2 Модель FunctionTree – дерево функций
Модель дерева функций – это график, показывающий взаимоотношения между функциями. Модель показывает иерархию функций и их полный состав. Основные элементы дерева функций приведены в таблице 2, а типы отношений в модели дерева функций – в приложении Б. При этом функции представляются не обязательно в хронологическом порядке.
Таблица 2 – Основные элементы в модели дерева функций
Изображение |
Название элемента |
Описание элемента |
Функция Function |
Показывает функции, выполнение которых направлено на достижение цели |
На самом верхнем уровне описываются наиболее сложные функции, представляющие собой отдельный бизнес–процесс или процедуру. Детализация функций образует иерархическую структуру их описаний. Разделение функций на элементы может происходить на нескольких иерархических уровнях. Базовые функции представляют самый нижний уровень в семантическом дереве функций. Базовая функция – это функция, которая уже не может быть разделена на составные элементы с целью анализа бизнес–процесса [6].
7.3 Модель ARIS eEPC(extended Event– Driven Process Chain)
Модель ARISеЕРС– диаграмма является расширением нотации IDEF3, IDEF0 и DFD. Бизнес– процесс в нотации eEPC представляет собой поток последовательно выполняемых работ (процедур, функций), расположенных в порядке их выполнения. Реальная длительность выполнения процедур в eEPC визуально не отражается. Основные элементы eEPC– модели представлены в приложении Б.
Правила построения еEPC– моделей:
а) каждая модель должна начинаться, как минимум, одним стартовым инициирующим событием и завершаться, как минимум, одним результирующим событием;
б) события и функции по ходу выполнения процесса должны чередоваться;
в) события и функции должны иметь только по одному входящему и одному исходящему отношению, показывающему ход выполнения процесса (модель «один вход – один выход» (single input – single output));
г) путь процесса всегда разделяется и объединяется с помощью правил;
д) события, следующие после правил выбора, должны описывать все возможные результаты выбора;
е) правила ветвления/слияния не могут располагать одновременно несколькими входящими и исходящими соединениями;
ж) для хранения моделей в ARIS используется объектная СУБД, и под каждый проект создается новая база данных. База данных представляет собой иерархическое хранилище моделей.
Работа по созданию модели регламентируется жёсткими и объёмными соглашениями по моделированию (стандартами), ARIS поддерживает механизм методологических фильтров, позволяющих пользователю использовать только определённый набор схем и объектов [7].
8 Реализации BPM– концепции
2009 год для ООО «Рост» является периодом внедрения системы менеджмента качества на основе ISO серии 9000. Соответственно с этого же момента и начинает свое развитие BPM – концепция в Обществе.
BPM– концепция, как отмечено ранее, ставит во главе автоматизацию и оптимизацию бизнес–процессов в компании. На данном этапе развития, по пути к автоматизации ТЦ регламентирует бизнес–процессы.
На сегодняшний день существует множество инструментов для облегчения задачи создания и контроля правильности выполнения регламентов. Один из инструментов, имеющихся в компании – Case средство ARIS – позволяет на основании сформированных моделей бизнес–процессов в автоматическом режиме сформировать следующие регламенты: регламент бизнес–процесса, положение о подразделении, должностные инструкции, так же существует отдельный класс систем для управления бизнес–процессами – BPMS, которые позволяют создать электронный регламент в компании.
Среди российских разработок можно выделить следующие программы:
– Бизнес – инженер (БИТЕК);
– ИНТАЛЕВ;
– ОРГ– Мастер Про (Бизнес Инжиниринг Групп).
Из наиболее популярных зарубежных программных продуктов необходимо отметить:
– ARIS Business Performance Edition (IDS Scheer AG);
– CA ERWin Process Modeler, ранее BPWin (CA);
– Hyperion Performance Scorecard (Oracle);
– IBM WebSphere Business Modeler (IBM);
– SAP Strategic Enterprise Management (SAP).
Программный продукт ИНТАЛЕВ предоставляет собой платформу и набор уже готовых комплектов решений управленческих задач, т.е. по сути управленческих шаблонов. Каждый из комплектовпредназначен для решения определенной бизнес–задачи: построения стратегии, разработки финансовой структуры и т.д. Комплекты легко интегрируются между собой, позволяя разработать единую систему управления организации: от стратегии до должностной инструкции отдельного менеджера.
Программный продукт ОРГ–Мастер Про позволяет разрабатывать системы целей и показателей, систему бизнес–процессов, финансовую, информационную, организационную структуры и прочее. Разработанные диаграммы могут быть проанализированы с помощью стоимостного анализа, анализа загрузки ресурсов, может быть рассчитано среднее время выполнения процессов. Все данные, разработанные в модели, могут быть представлены в виде отчетов. Также на основе данных модели могут разрабатываться регламенты и организационно – распорядительные документы.
IBM WebSphere Business Modeler является программным средством, нацеленным на моделирование, имитацию и анализ бизнес– процессов, позволяет сформировать перечень KPI, привязать их к элементам бизнес–процесса и путем имитации модели спрогнозировать их значения. Таким образом, отслеживается достижение стратегических и тактических целей компании.
Программный продукт ARIS Business Performance Edition позволяет моделировать, оптимизировать и публиковать бизнес–процессы. Поддерживает проектирование диаграмм бизнес–процессов, создание собственных типов диаграмм, имитационное моделирование. Проводит стоимостной анализ, анализ загрузки ресурсов, анализ на наличие информационных разрывов в процессе, анализ семантики процесса, анализ процессов, поддерживаемых информационными системами, отчет по критическим точкам процесса.
Hyperion Performance Scorecard – специализированный программный продукт, позволяющий связать стратегические цели и оперативные задачи компании и организовать комплексный мониторинг процесса реализации стратегии. Система позволяет определить набор ключевых показателей деятельности, зависимости между стратегическими целями, критическими факторами успеха и конкретными действиями, необходимыми для достижения поставленных целей.
Система SAP Strategic Enterprise Management представляет собой интегрированную среду для поддержки эффективного управления стратегическим развитием компании и принятия своевременных объективных управленческих решений. Использование этого программного продукта особенно эффективно при автоматизации управленческой деятельности в компаниях со сложной структурой и холдингах, действующих в условиях конкурентного рынка.
Целью ООО «Рост» является улучшение деятельности путем автоматизации деятельности по управлению бизнес–процессами. Я считаю, что достигнуть эту цель можно путем внедрения и использования одного из выше указанных программных продуктов. В Обществе внедрен программный продуктмодуля ARIS Design Platform или ARIS Business Designer, но это лишь небольшая часть ARIS Business PERFOMANCE Edition (IDS Scheer AG), которая используется лишь для моделирования бизнес– процессов, а ведь платформа ARIS Business Perfomance Edition поддерживает полный цикл управления бизнес–процессами: от описания стратегии до контроллинга.
Безусловно, внедрение программного продукта в ООО «Рост» связанно с различными трудностями. Прежде всего, это технологические, организационные, внутренние и другие барьеры. Понятно, что для успешной установки программного продукта компании необходимо их избежать или ликвидировать. На мой взгляд, эту процедуру можно упорядочить. Начинать следует с определения распространенных барьеров внедрения информационных систем на предприятии и возможных методов их выявления и устранения.
Среди технологических барьеров наиболее характерными для компании являются ограничения из–за высокой стоимости программного продукта. Важнейшими организационными барьерами являются, во – первых, отсутствие понимания у руководителя Общества механизмов реализации решений. Во – вторых, маркетинговая функция при внедрении информационной системы является наименее приоритетной.
Еще одной существенной организационной проблемой внедрения информационных систем является необходимость формирования квалифицированной команды специалистов, что нуждается в дополнительном финансировании и затрат времени руководства.
Существенным препятствием введения программного обеспечения по управлению является сопротивление работников и руководителей. Работники не понимают возможность автоматизирования деятельности с помощью программ.
Устранение названных барьеров и проблем требуют от руководителей предприятий значительных усилий и затрат. Вместе с тем, преимущества в маркетинговой деятельности, которые получает предприятие от внедрения программного продукта по управлению, значительные. В частности, это сокращение времени принятия решений, возможность использовать внедрение информационных технологий для позиционирования, уменьшение количества бумажной работы, увеличение объема информации, используемой для принятия решений, децентрализация деятельности и др.
Поэтому проект по внедрению программного обеспечения, позволяющего автоматизировать бизнес–процессы на предприятии, должен рассматриваться руководством как стратегическая инвестиция.
9 Создание модели полиэтиленового пакета и её описание
Для создания административного процесса «Создание полиэтиленового пакета» необходимо выполнить следующие этапы:
Выбрать элемент Дизайнер на Панели модулей (рис. 1).
Рисунок 1 - Панели модулей ARIS TOOLSET
Двойным щелчком левой кнопки мыши открыть базу данных «ГАС ОГФУ». Новую модель надо запоминать в папку Главная папка, которая является одним из отображаемых элементов базы данных (рис. 2).
Из контекстного меню, доступного по щелчку правой кнопкой мыши на папке Главная папка, выбрать пункт Новый/Модель (рис. 2).
Рисунок 2 – Создание новой диаграммы
Для создания модели в пошаговом режиме воспользоваться мастером моделей.
Поставить флажок в поле Процессы.
Выбрать EPC в поле Model Types (типы моделей).
Нажать на кнопку ОК.
В «доме» ARIS каждой модели присваивается своя «комната».
«Комнаты» в «доме» ARIS соответствуют представлениям Организация, Данные, Процессы, Функции и Продукт/Услуга. При установке флажка напротив «комнаты» ARIS соответствующий вид «комнаты» выделяется серым цветом. Список типов моделей включает все типы моделей, присвоенных выбранным представлениям. Для выключения представления снимите флажок.
Ввести в поле имя модели Создание полиэтиленового пакета (рис. 3).
Рисунок 3 – Мастер моделей
Нажать на кнопку ОК. Теперь модель Создание полиэтиленового пакета будет автоматически открываться в модуле ARIS Дизайнер.
Подробное описание архитектуры ARIS и значение описательных видов и уровней изложено в руководстве пользователя, которое доступно из пункта меню Справка/Справка по методологии ARIS.
Для перехода к следующей части краткого ознакомления сначала настроить модуль ARIS Дизайнер, спрятать все панели кроме Модели и Символы, для этого отметьте эти панели в строке заголовка модуля Дизайнер, а остальные галочки убрать.
Окно модели с панелями инструментов подготовлено для создания модели.
Рисунок 4 – Окно модели eEPC
При наведении указателя мыши на кнопку панели инструментов под указателем всплывает текстовое окно с описанием функции этой кнопки. Таким же образом создалась модель, приведенная на рисунке 5.
Рисунок 5 – Разработанная модель «Создание полиэтиленового пакета» на основе методом ARIS eEPC диаграммы
Заключение
В условиях жесткой рыночной конкуренции предприятию для того, чтобы оставаться конкурентоспособным, необходимо постоянно улучшать свою деятельность, повышать качество продукции и эффективность бизнеса.
При выполнении курсовой работы использованы современные подходы к методам описания и управлению бизнес–процессов, основанные на методе внедрения BPM – концепции и BPM – системы.
Аналитический обзор включает характеристику таких подходов к описанию бизнес-процессов, дается понятие о бизнес–процессах, об их моделировании, автоматизации, оптимизации, особенностях BPM – концепции, ее назначении и структуре.
Рассмотрены мотивации предприятия, его цели и плюсы внедрения системы качества. Для сравнения методологии описания мною были использованы IDEF0 и ARIS модели.
В программе ARIS я использовал eEPC диаграмму. При разработке курсовой работе я убедился в том что модель описания ARIS более функциональнее чем IDEF0 и более понятный язык описания. Серьезное преимущество ARIS перед другими инструментами заключается в том, что в ARIS хорошо развиты графические средства представления сформированных моделей. В приложении А для сравнении модель описания ARIS была разработана модель описания IDEF0 «Создание полиэтиленового пакета».
Список используемых источников
1. Репин В.В. Бизнес–процессы компании: построение, анализ, регламентация.- М.: РИА «Стандарты и качество», 2007. – 240 с.
2. Хаммер М., Чампи Дж. Реинжениринг корпорации: Манифест революции в бизнесе. Пер. с англ. – Спб.: Издательство С.– Петербургского университета, 1997. – 332 с.
3. Андерсен Б. Бизнес–процессы. Инструменты совершенствования / Пер. с англ. С.В. Ариничева / Науч. ред. Адлер Ю.П. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2003. – 272 с.
4. Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента / Пер. с англ. Зак А.И.– М.: Контроллинг, 1991. – 104 c.
5. Бунтова О.Г. Введение в ERP–системы SAP, галактика – ERP: учеб. пособие. – Екатеринбург: Уральск. гос. ун– т, 2007. – 167 с.
6. Андреев В. Автоматизация бизнес– процессов – светлое будущее отечественных компаний // Директор информационной службы: сетевой журнал. 2008.
7. Жудин М.Н Обзор программных продуктов бизнес – моделирования// Корпоративный менеджмент: сетевой журнал. 2009.
8. Калянов Г.Н. Моделирование, анализ, реорганизация и автоматизация бизнес-процессов: учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 240 с.
Рисунок А1- Схема описания бизнес-процессов «Создание полиэтиленового пакета» методам IDEF0 |
Приложение А (обязательное) Моделирование «Создание полиэтиленового пакета» методам IDEF0 |
Приложение Б
(справочное)
Основные элементы eEPC– модели
Таблица Б1– Элементы eEPC– модели
Изображение |
Название элемента |
Целевое использование |
Правила именования |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
Функциональные элементы |
|||||
Событие |
Отображение событий, происходящих при выполнении бизнес– процесса |
Имя начинается с имени объекта, состояние или событие по отношению к которому произошло она |
|||
Функция |
Описание бизнес– функции в цепочке выполнения бизнес– процесса |
Имя начинается с действия или обозначе-ния процесса |
|||
Логические элементы |
|||||
Исключа – ющее «ИЛИ» |
Правила ветвления или слияния функций или событий |
Объекты данного типа не именуются |
|||
Логическ – ое «И» |
Правила ветвления или слияния функций или событий |
Объекты данного типа не именуются |
|||
Логическ – ое «ИЛИ» |
Правила ветвления или слияния функций или событий |
Объекты данного типа не именуются |
|||
Элементы данных |
|||||
Набор данных (Cluster) |
Описание абстрактного (на концептуальном уровне)набора формализованных данных |
В имени необходимо упомянуть название документа или источника информации |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
Исп.средство |
Реальное средство или система, автоматизирующая рабочие процессы |
Реальное имя средства или системы |
|||
Документ |
Представление информационного носителя данных в материализованном виде (напр. на бумаге) |
Имя должно содержать наименование документа |
|||
Базы данных |
Представление информационного носителя данных в нематериальной форме |
Именуется названием файла или именем информационной базы данных |
|||
Папка |
Указывает вид хранения документов |
Имя должно содержать наименование папки с документами |
|||
Телефон |
Представление результата человеческих действий, может являться как реальным устройством, так и информацией |
Полное наименование |
|||
Эксперти – за |
Человек или государственный орган, осуществляющий контролирующие или экспертные функции |
Тип эксперта или государственного органа |