Ключевые слова: образование, региональный компонент, культура, искусство, мультимедиа технологии, интеграция.
Аннотация статьи
В статье раскрывается актуальность регионального компонента в системе общего образования, призванная оптимизировать педагогический процесс на уроках изобразительного искусства. Гармоничное объединение, взаимодействие и интеграция в образовательном процессе изучения изобразительной грамоты и народного регионального искусства способствует целостному и адекватному восприятию окружающего мира.
Связь современного человека с народными корнями и культурой своего народа, на сегодняшний день продолжает быть актуальной темой в системе общего и художественно-эстетического образования. Уникальный мир духовных ценностей представляет собой народное искусство, и чем больше утрачивается нить, связывающая нас с прошлым, тем явственнее становится духовное обнищание.
Главная задача современного образования, определенная тенденциями современного поликультурного социума - приобщение учащихся к глобальным ценностям, формирование умения общаться и взаимодействовать с представителями соседних культур и мировом пространстве, воспитание через искусство интереса и уважения к культуре иных, непохожих народов и радость познания их культуры и искусства.
Так, Ибрагимова Л.А. в своем исследовании утверждает: «Если мы хотим сохранить единство России, то современная образовательная система при ее стремлении к цивилизации должна реализовать принцип: от воспитания культуры своего народа к культуре совместно проживающих народов, а затем к пониманию мировой культуры, т.е. поликультурного образования должна стать принципиальной в построении образовательной системы» [2, с.49].
Также подчеркивается важность включения национально-регионального компонента в систему художественного образования школьников висследовательских работах Ю.П. Желтухова, Т.Я. Шпикаловой, А.С. Меликсетяна, В.В. Алексеева, К.В. Дитмар, Г.В. Лабунской. В последние годы проблема освоения школьниками национально-регионального компонента в системе художественного образования, основывающиеся на особенностях отдельных регионов России, получила всестороннее теоретическое обоснование в диссертационных исследованиях И.Н. Полынской, Л.А. Слагаевой, Е.Н. Губановой.
Ключом к решению проблемы эффективности урока изобразительного искусства является национально-региональный компонент и его интеграция с другими предметами, на таком уроке легко соединяются учебные универсальные действия, что активизирует мыслительную деятельность учащихся. Интегрирование национально-регионального компонента с другими предметами, требует активных форм и методов обучения: уроки-путешествия («Путешествие в страну народных сказок», «Природа и животный мир Забайкалья», «Забайкалье – страницы истории»), экскурсии (Краеведческий музей, Художественные галереи, Музейно-выставочный центр), наблюдения, конкурсы, викторины (на заключительных уроках изучаемого цикла, где учащиеся в игровой форме могут продемонстрировать усвоенные знания), которые позволяют перейти от «сухого» воспроизведения изученного к осознанному пониманию и духовному обогащению личности учащихся. Данные уроки позволяют формировать целостные знания о родном крае, а также развивают творческие и исследовательские умения, воспитывают любовь и уважения к историческому, литературному культурному наследию малой родины, ведь без любви, уважения к истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, привить ему положительные качества. Также нужно отметить, что благодаря обращению к особенностям региональной культуры и быта, дети осознают свою принадлежность к культурно-природной среде, придут к пониманию своей ответственности за ее сохранение и приумножение. Обращение к национальной культуре и искусству – это возможность «формировать общекультурный интеллект личности», приблизить ее к природе как «началу душеобразования человека с обретением глубоко человеческой, одухотворяющей все живое позиции, сблизить культуры» и обрести «планетарное сознание, милосердие, терпимость, уважение к человеку» [1, с.12].
Первый урок целесообразно начать со знакомства с народами населяющих Забайкальский край и их народным костюмом. Важно дать расшифровку символики народного костюма, орнамента, а затем на последующих уроках ознакомить с архитектурой, убранством дома, утварью. Ведущим компонентом народной культуры является устное народное творчество, существующее в виде сказок, легенд, былин, поэтому после изучения быта и жилища народов, необходимо перейти к иллюстрированию сказок. На таких уроках школьники реально действуют: рисуют, конструируют, моделируют, иллюстрируют. В это время их легче научить сотрудничать: выполнять вместе задания, оценивать работу, быть внимательным к работе друг друга в группе, коллективе.
В связи с введением в учебный процесс национально-регионального компонента важным становится сохранение разумного баланса между традициями и инновациями. Традиционное образование ХХ века, когда ведущим в воспитании был принцип коммунистического воспитания личности, в ХХI веке не актуален. Произошли изменения в философско-дидактическом звучании социально-педагогических принципов, от авторитарной философии образования перешли к личностно-ориентированной. Современный этап философии образования характеризуется слиянием традиций (принцип научности, последовательности, сознательности, наглядности) и инноваций (принцип проблемности, междисциплинарныной взаимодополняемости). Введение национально-регионального компонента в систему преподавания изобразительного искусства требует сохранения разумного баланса с традиционным обучением основам изобразительной грамоты. Наиболее полно раскрывает научные принципы в содержании обучения изобразительному искусству в школе с учетом национально-регионального компонента И.Н.Полынская: принцип воспитывающего обучения принцип научности, наглядности, сознательности и творческой активности, преемственности, доступности, диалога культур и цивилизаций, гражданственности и картины мира.
Эффективным для усвоения учебного учащимися на уроках изобразительного искусства - народного искусства, является использование широкого спектра наглядного материала.Известно, что новое молодое поколение с особым интересом вовлекается в сферу мультимедиа-технологий. Различные мультимедийные средства позволяют интенсифицировать процесс обучения, делают его более ярким и наглядным, предоставляют возможность вести обучение в индивидуальном темпе для каждого ученика, так компьютер становится важным электронным посредником между учителем и учеником. В начале урока использование мультимедиа технологий воспринимается учащимися на уровне игры. Педагог значительно активизирует учебный процесс, включая в него мультимедиа технологии, вовлекая учащихся в серьезную творческую работу развивает личность учащегося, его мотивацию к учебе и самостоятельность. Изучению культуры народов, населяющих Забайкальский край, способствует использование различных презентаций («Народный женский костюм»; «Быт народов Забайкалья»; «Традиционные жилища народов края»), а также значительно обогатит содержание уроков музыкальное сопровождение, песенное искусство народов края.
Определяют следующие формы применения компьютера на уроках изобразительного искусства:
- источник информации;
- поддержка учителя, наглядность;
- организация проектной деятельности учащегося;
- использование графических программ, в качестве инструмента художественной деятельности.
Мультимедиа-технологии позволяют более полно погрузиться в мир искусства, побывать в роли художника, если отсутствует возможность посетить музей или художественную галерею, именно благодаря новейшим технологиям стало возможным познакомить учащихся с произведениями Забайкальских художников и посетить различные виртуальные музеи. Но при этом не стоит забывать, что компьютер, лишь дополняет, а не заменяет учителя.
Народная культура позволяет воспитывать у учащихся интерес и уважение к культуре и искусству, обеспечивает целостное воздействие на личность через конкретно-чувственное восприятие окружающей действительности, что является важным в системе образования и воспитания духовно-нравственной личности.
В результате проведенных исследований сделаны выводы о том, что современные задачи художественного образования не должны ограничиваться «сухим» изучением изобразительной грамоты, а могут быть наполнены региональным компонентом. Благодаря изучению богатейшего наследия народного творчества у учащихся расширяется кругозор, формируется исследовательские навыки, потребность в художественной деятельности. Опираясь на национальные особенности региона и диалог культур, можно наиболее эффективно стимулировать творческую активность школьника, его патриотические чувства. На уроках где используются коллективные формы работы, позволяют выработать навыки делового сотрудничества, необходимо использовать следующие методологические подходы – личностно-ориентированный, деятельностый, интегрированный и художественно-эстетический.
Введение национально-регионального компонента в преподавание изобразительного искусства способствует формирование культуры межнационального общения, духовно-нравственному воспитанию, а также несет большие потенциальные возможности для систематического развития творческих способностей и формирования этнокультуры учащихся. М.С. Каган, в своих трудах отмечает, что именно искусство является эффективным посредником, оно делает более легким «вхождение» в чужую культуру, приобщение к ней [3].
На сегодняшний день, понимая важность художественно-эстетического воспитания и обучения учащихся средствами изобразительного искусства, в частности через приобщение к национальной культуре, как регионального компонента мы считаем, что:
- при ознакомлении с искусством народов Забайкалья, необходимо учебный процесс строить на выявление характерных и отличительных особенностей изучаемых культур, способствующих воспитанию интереса и уважения к культуре иных народов;
- уроки изобразительного искусства строить с учетом межпредметных связей с другими предметами школьного цикла (Забайкаловедение, краеведение, история, музыка, литература, и т.д.);
- уделять особое внимание развитию чувственно-эмоционального восприятия, воспитанию любви и уважения к историческому наследию родины, чувства патриотизма и собственного достоинства;
- процесс формирования специальных знаний умений навыков, строить с учетом совокупности педагогических условий, обращая пристальное внимание на постепенное усвоение;
- использовать мультимедиа технологии для наиболее интенсивной активизации учебного процесса.
Литература:
1.Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: учеб.-метод. пособие / под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поровской. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 272 с.
2.Ибрагимова Л.А. Современные подходы к пониманию системы поликультурного образования // Обучение, воспитание, развитие учащихся молодежи в условиях поликультурного пространства России. - Нижневартовск: НГГУ, 2008 .
3.Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъективных отношений / М.С. Каган. - М.:Политиздат, 1988. -215с.