ВТО И ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ: ВОЗДЕЙСТВИЕ НА АПК - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ВТО И ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ: ВОЗДЕЙСТВИЕ НА АПК

Драгуца О.А. 1, Тарадина М.В. 2
1Филиал ЮФУ в городе Новошахтинске, кафедра «Менеджмента и экономики»
2Филиал Южного федерального университета в городе Новошахтинске, кафедра «Менеджмента и экономики»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация: В статье рассматриваются актуальные вопросы положительных и отрицательных сторон воздействия ВТО и ТС на Российскую экономику в целом и АПК. Также ставится вопрос об адаптационных механизмах в АПК, которые государство должно предприниматься.

Ключевые слова: Таможенный союз, ВТО (Всемирная торговая организация), АПК (Агропромышленный комплекс), государственная поддержка.

Таможенный союз и ВТО – это любопытное положение, потому что процесс, с одной стороны, формирования Таможенного союза, с другой стороны, организация и налаживание механизмов России с вступлением в ВТО, обретающее курьезное положение на мировой арене. Государство ведет одновременно на двух площадках переговоры по одному и тому же вопросу – торговая политика и обязательства, связанные с ее проведением. Но сейчас появилось Соглашение о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы (от 19 мая 2011 г.), которое фиксирует соотношение всех правовых обязательств, данных любой из сторон, в том числе Россией. Стороны согласились с тем, что обязательства России в рамках ВТО и все международные соглашения в рамках ВТО станут частью правовой системы Таможенного союза.

По итогам первого полугодия после вступления нашей страны в ВТО министр экономического развития Алексей Улюкаев признал, что инвестиционная активность в РФ продемонстрировала отрицательный рост, а ВВП увеличился всего на 1,7 %. По многим экспертным оценкам, российская экономика в настоящее время балансирует на грани кризиса.

«По моим данным, реального улучшения условий для нашего экспорта не произошло, потому что были сняты лишь четыре из более чем 2000 запретительных условий», - отмечает первый заместитель председателя Комитета ГД по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Михаил Емельянов. По его мнению, не стоит соотносить большие надежды, что Россия получит от ВТО на настоящих условиях позитивное развитие для экономики страны, а явно то, что инвестиционный климат и предпринимательская активность регрессирует.

Самым уязвимым является АПК, так как находится в первой тройке отраслей, подверженных риску в связи с вступлением России во Всемирную торговую организацию.

Снижение импортных пошлин согласно требованиям ВТО и появление встречных «заградительных» мер и ограничений свидетельствуют о сохранении внутреннего противостояния правилам ВТО. Шаги по защите российских производителей, разработке промышленной политики, созданию системы поддержки российского экспорта на сегодняшний день разрозненны. В результате при возникновении споров с ВТО выработка выгодной для российских игроков позиции будет затруднена.

Снижение таможенных пошлин привело к засилью на российском рынке ввозимого сырья и падению цен. Сейчас в Европе пошлина на ввоз российского зерна - около 140 евро за тонну. Таким образом запретительный барьер составляет примерно 100 % его стоимости. Россия же после вступления в ВТО снизила размеры пошлин на ввоз по десяткам позиций. В настоящее время 50 % продовольственных товаров ввозится в Россию из-за рубежа.

Почему мы едим иностранные ГМП (генетически модифицированные продукты), вместо своих, натуральных? Есть мнение, что при нынешней численности населения планеты только ГМП могут избавить мир от угрозы голода. При создании ГМП выделенный в лаборатории ген одного организма пересаживается в клетку другого. В результате ГМП имеют улучшенные вкусовые качества, лучше выглядеть и дольше храниться. Так например, американские ученые, чтобы сделать помидоры и клубнику морозоустойчивыми «вживляют» им гены северных рыб, а с целью защитить кукурузу от вредителей «прививают» ей очень активный ген, полученный от ядовитой змеи.

Сегодня в России разрешены к продаже 13 видов растительных продуктов питания, содержащих ГМО (генетически модифицированные организмы): 3 сорта сои, 6 сортов кукурузы, 2 сорта картофеля, 1 сорт сахарной свеклы и 1 – риса.

Достаточно установить пошлину, уверены эксперты МЭФ, и на прилавках появятся отечественные продукты.

Попытки распространения ограничительных мер на импорт дополняются инициативами, связанными с изменением правил изготовления определенных товаров внутри России. Однако производители теперь получили возможность апеллировать к практике ВТО, указывая, что случаи «санитарного активизма» являются плохо закамуфлированными проявлениями внутреннего лоббизма с целью передела рынка. Наиболее острая борьба развернулась вокруг проекта технического регламента «О безопасности алкогольной продукции» Таможенного союза. Камнем преткновения стал возможный запрет использования пластиковой упаковки для алкогольных напитков.

Учитывая, что Россия сегодня стала страной из числа крупнейших производителей зерна, которая фактически отказалась от государственного контроля качества и безопасности зерна, государство так и неактивизирует работу по разработке и принятию новой редакции закона «О зерне и продуктах его переработки», с учетом отечественного опыта и законодательств других стран.

Государственная поддержка агропромышленного комплекса осуществляется в рамках реализации государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы в форме предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации по направлениям представленным в таблице 1. Таблица 1 - Объемы финансирования и распределения средств на государственную поддержку АПК РФ

Направление государственной поддержки

Предусмотрено в текущем году, тыс. руб.

Всего

в т.ч. за счет средств

Федерального бюджета

Бюджета субъекта РФ

Возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии

5 304 419

4 431 018

873 401

Возмещение части процентной ставки по кредитам и займам

86 265 177

72 220 449

14 044 728

Государственная поддержка отраслей животноводства

45 052 796

29 083 173

15 969 623

Государственная поддержка отраслей растениеводства

3 195 707

1 838 891

1 356 816

Оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства

36 878 591

25 085 172

11 793 419

ФЦП «Социальное развитие села»

24 071 626

9 011 300

15 060 326

Государственная поддержка малых форм хозяйствования

6 224 634

3 580 518

2 644 116

Возмещение недополученных доходов от реализации сельскохозяйственным товаропроизводителям сельскохозяйственной техники

0

0

0

Реализация перспективных инновационных проектов в агропромышленном комплексе

0

0

0

ФЦП «Сохранение и восстановление почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы и на период до 2013 год»

0

0

0

В то же время необходимо отметить, что проблемы развития АПК постоянно возникают и в настоящее время только обостряются с вступлением в ВТО и объединением с Таможенным союзом.

Основными причинами медленного развития АПК являются: низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства природно-экологического потенциала; неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, прежде всего неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции; финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, накопленной декапитализацией, недостаточным притоком частных инвестиций на развитие отрасли, слабым развитием страхования при производстве сельскохозяйственной продукции; дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.

В государственной программе развития АПК и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия необходимо рассмотреть достаточный объем финансирования, приемлемый для адаптации отраслей АПК к условиям ВТО и в рамках Таможенного союза. Также необходимо разработать комплекс мер по адаптации наиболее чувствительных отраслей АПК, прежде всего, производителей мясопродуктов (как на уровне сельхозпроизводителя, так и на уровне переработчика), к новым условиям торговли, применимым к ВТО и Таможенному союзу.

С учетом условий присоединения России в ВТО увеличить поддержку племенного животноводства, элитного семеноводства, стимулировать использование натуральных комбикормов.

Осуществлять постоянный мониторинг ситуации с производством и торговлей в наиболее чувствительных отраслях и оперативно применять меры поддержки и защиты, предусмотренные правилами ВТО и Таможенного союза.

Разработать программу повышения конкурентоспособности российского продовольствия на внешних рынках в соответствии с нормами и правилами ВТО с участием всех заинтересованных сторон, включая отраслевые союзы.

Активизировать сотрудничество с соответствующими международными организациями по обучению и переквалификации российских специалистов и отечественных бизнес-структур к работе в новых условиях адаптации к правилам ВТО и Таможенного союза.

Ограничителем активности в указанной сфере будет выступать слабая освоенность российскими представителями в ВТО и ТС конкретных механизмов защиты интересов российской экономики в целом и отдельных отраслей.

«Экономическая система должна стимулировать развитие производства в стране, ВТО – вторично», - такое мнение высказал директор Аналитического центра «ВТО-Информ» Евгений Корневой.Эксперт подтвердил, что все прогнозы, представленные Центром, оправдались: бюджет терпит убытки, экономический рост замедлился, промышленный рост снижается, в сельском хозяйстве доходность упала, практически все секторы испытывают проблемы, при этом цены на прилавках не снизились и экспорт не увеличился. К сожалению, план адаптационных мер существует только на бумаге, реально действующих мер для поддержки отраслей нет. По мнению Е. Корчевого, первый шаг, который должна предпринять власть, - уменьшить стоимость кредитов в России, второй - изменить налоговую систему, третий - поддержать экспорт, четвертый - снизить цены на энергоносители для внутреннего потребителя, пятый шаг - разобраться с таможенными тарифами. «Не стоит забывать, - отметил Корчевой, - что для россиян гораздо важнее экономический рост в стране, нежели членство в какой-либо организации. Россия должна возглавить в ВТО процесс пересмотра несправедливых условий».

Список литературы:

1. Сайт Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и Департамента экономики и государственной поддержки АПК www.gp.specagro.ru/site/index/day/19/month/12/year/2013

2. Год в ВТО. Первые итоги Авдеева (Человек и труд, 2013, №10) с. 2.

Просмотров работы: 1885