ОПТИМИЗАЦИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕХНОГЕННЫХ ВЫБРОСОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО СЕКТОРА ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОПТИМИЗАЦИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕХНОГЕННЫХ ВЫБРОСОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО СЕКТОРА ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Плещенко Т.В. 1, Скитер Н.Н. 1
1ФГБОУ ВПО Волгоградский ГАУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Основными экономическими инструментами регулирования вредных производственных выбросов являются платежи и налоги за загрязнение, которые представляют собой косвенные рычаги воздействия и выражаются в установлении платы на выбросы и сбросы [3].

Плата за негативное воздействие на окружающую среду, оказываемое на территории региона федерации зачисляется в федеральный, региональный и местный бюджеты в следующем соотношении: 20 % – в федеральный бюджет; 40 % – в бюджет области; 40 % – в местный бюджет по месту нахождения источника, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду. В Волгоградской области на 01.12.2011 г. в бюджеты всех уровней за негативное воздействие на окружающую среду перечислено 293 млн. руб. (прирост поступлений составил 18,9 %) (Табл. 1). Отметим, что размеры платежей за загрязнение окружающей среды недостаточно велики, чтобы служить эффективным стимулом сокращения загрязнения и потребления природных ресурсов.

Таблица 1 – Поступление платежей за негативное воздействие

на окружающую среду в Волгоградской области за 2009, 2011, 2013 гг.

Наименование поступлений

Сумма, тыс. руб.

2009 год

2011 год

2013год *

Всего поступлений,

246,4

293,0

307,1

в том числе в федеральный бюджет

49,4

58,6

61,5

в областной бюджет

98,5

117,2

122,8

в местный бюджет

98,5

117,2

122,8

*Данные за 9 месяцев 2013 года [1].

Вместе с тем эти платежи выполняют функцию повышения доходов. Уровень платежей можно увеличить при условии, что база для начисления этих платежей будет более детализированной. Тогда ЭЭБ на уровне субъекта федерации повышается, что наглядно моделируется с использованием математических зависимостей.

В современных условиях проблемы обеспечения безопасности страны, региона и предприятия довольно сложны, они зависят от реформ в политической, экономической, социальной областях и призывают к переосмыслению концепций безопасности. Обеспечение эколого-экономической безопасности (ЭЭБ) в условиях глобализации требует разработки математических моделей, адекватно описывающих взаимодействие национальных и транснациональных производственных предприятий и системы регуляторов различного уровня. Система эколого-экономических регуляторов техногенного загрязнения среды включает экономические, эколого-экономические и экологические инструменты (Рис. 1).

 

бесплатно распределяемые

разрешения на выбросы

координация международной

эколого-экономической

политики

создание экологически

чистых инновационных

технологий

формирование рынка

экологических услуг

 

Рисунок 1 – Система эколого-экономических регуляторовтехногенного загрязнения окружающей среды [7]

Экономико-математическая модель основывается на том, что федеративное государство включает субъектов федерации. Обозначим индексы, характеризующие экономические показатели субъектов федерации, через ,. Предполагается, что субъектами федерации производится однородная продукция, что сопровождается выбросами загрязняющих веществ в окружающую среду. Затраты на производство продукции в каждом регионе характеризуются функцией , которая является строго возрастающей по количеству произведенной продукции . Предполагаем также, что выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду нормированы так, что продукция и вредные выбросы производятся совместно в отношении один к одному, т.е. производство единиц продукции сопровождается вредными выбросами в окружающую среду в объеме единиц выбросов.

Издержки сокращения вредных выбросов для производственных предприятий субъекта федерации определяются функцией

, (1)

где - полный объем выбросов загрязняющих веществ, - объем сокращения выбросов загрязняющих веществ, а - строго выпуклая функция. Таким образом, функция является линейно однородной (т.е. увеличение в одинаковой количество раз полного объема выбросов загрязняющих веществ и объема сокращения выбросов загрязняющих веществ приводит к увеличению издержек сокращения вредных выбросов в такое же количество раз). Предельные издержки сокращения выбросов загрязняющих веществ описываются функцией . Будем предполагать, что имеют место условия , , так что предельные издержки сокращения выбросов загрязняющих веществ: (1) равны нулю, если производство товара в субъекте федерации сопровождается нулевым сокращением объема вредных выбросов и (2) строго возрастают по уровню сокращения выбросов загрязняющих веществ. Наконец, предполагаем, что предельные издержки сокращения выбросов загрязняющих веществ становятся бесконечно большими при полном исключении вредных выбросов.

На рынке продаваемых разрешений на выбросы загрязняющих веществ, производственные предприятия субъектов федерации ведут себя как ценополучатели, т.е. не обладают рыночной властью. Обозначим через цену продаваемых разрешений на выбросы загрязняющих веществ, а представляет собой первоначальное количество разрешений на выбросы загрязняющих веществ, предоставляемых -му субъекту федерации (). Субъект федерации должен иметь одно продаваемое разрешение в расчете на единицу сверхнормативных выбросов загрязняющих веществ в расчете на единицу выпуска продукции. Обозначим через полное количество не устраненных выбросов загрязняющих веществ, допускаемых в - ом субъекте федерации (так что для -го субъекта федерации ). Поэтому по определению чистый спрос - го субъекта федерации составляет продаваемых разрешений на выбросы загрязняющих веществ. Заметим, что при условии -ый субъект федерации является чистым поставщиком продаваемых разрешений на выбросы загрязняющих веществ [3].

Наиболее распространенными загрязняющими веществами, выбрасываемыми производственными предприятиями в атмосферу, являются окись углерода, углеводороды, сернистый ангидрид, окислы азота [2]. Объемы загрязняющих веществ по ЮФО и его субъектам представлены в табл. 2. В динамике наблюдается сокращение выбросов наиболее распространенных загрязняющих веществ в атмосферу, следовательно, улучшается экологическая безопасность регионов, но снижаются платежи за выбросы.

Таблица 2 - Выбросы в атмосферу наиболее распространенных загрязняющих веществ в субъектах ЮФО в 2009, 2011 гг., тыс. т

Субъект ЮФО

2009год

2011 год

Твердые вещества

Газообразные и жидкие вещества

Окись углерода

Углеводороды

Сернистый ангидрид

Окислы азота

Всего

Южный федеральный округ, в т.ч.

96,2

64,6

763,7

578,3

253,7

192,2

233,3

187,6

137,3

106,8

128,9

79,9

860,0

632,0

Краснодарский край

11,4

8,9

135,2

152,4

47,2

35,1

61,2

87,0

5,0

6,3

17,9

19,0

146,6

161,3

Астраханская область

2,4

2,2

122,6

129,4

55,5

58,5

12,1

16,9

46,7

47,2

6,7

5,3

125,1

131,5

Волгоградская область

16,9

13,4

204,4

164,8

78,1

75,4

90,8

52,6

7,4

6,8

25,7

26,2

221,3

178,2

Ростовская область

31,3

29,1

153,9

124,9

24,9

21,1

25,8

27,2

67,1

46,3

34,9

28,6

185,2

154,0

Республика Адыгея

1,7

0,9

1,3

3,4

0,6

0,9

0,4

2,0

0,04

0,1

0,2

0,3

3,0

4,2

Республика Калмыкия

0,1

0,1

4,1

3,5

1,2

1,2

2,3

1,7

0,07

0,1

0,4

0,4

4,2

3,6

Источник [1]

Государственные институты, осуществляющие эколого-экономическую политику в -ом субъекте федерации, могут налагать неотрицательные платежи за вредные выбросы производственных предприятий за каждую единицу сверхнормативных выбросов загрязняющих веществ в расчете на единицу выпуска продукции.

Поэтому совокупные платежи за выбросы загрязняющих веществ, выплачиваемые фирмами -го субъекта федерации, составляют . Обозначим через количество продукции, требуемое в субъекте федерации . Можно определить функцию затрат, включающую затраты на соответствие условиям регулирования выбросов загрязняющих веществ на государственном и федеральном уровнях, следующим образом

при условиях и .

Поскольку и , уровень сокращения выбросов загрязняющих веществ в субъектах федерации неотрицателен. Поэтому полное количество не устраненных выбросов загрязняющих веществ, допускаемых в -ом субъекте федерации, , неявно определяется следующим уравнением, определяемым условием первого порядка для функции затрат

. (2)

Согласно уравнению (2), для каждого субъекта федерации предельные издержки сокращения выбросов загрязняющих веществ должны быть равны сумме затрат на приобретение дополнительных разрешений на вредные выбросы и платежей (устанавливаемых на уровне субъекта федерации) за каждую единицу сверхнормативных выбросов загрязняющих веществ. Из уравнения (2) видно, что соответствующим образом назначенный платеж за выбросы загрязняющих веществ может индуцировать любой уровень сокращения выбросов загрязняющих веществ, который выше уровня, назначаемого при отсутствии регулирования на уровне субъекта федерации.

Дифференцируя равенство (2), можно проанализировать воздействие изменений количества продукции, выпускаемой в субъекте федерации платежей и цены продаваемых разрешений на выбросы загрязняющих веществ на уровень не устраненных в -ом субъекте федерации выбросов загрязняющих веществ, минимизирующий затраты :

, (3)

, (4)

Поскольку цена не устраненных в -ом субъекте федерации выбросов загрязняющих веществ составляет , то рост либо платежей за вредные выбросы, либо цены продаваемых разрешений на выбросы загрязняющих веществ, приводит к снижению совокупных выбросов в -ом субъекте федерации, как показывает уравнение (3). Уравнение (4) устанавливает, что уровень не устраненных в -ом субъекте федерации выбросов загрязняющих веществ возрастает с ростом объема произведенной продукции.

Полные объемы не устраненных вредных производственных выбросов, производимых в крупных субъектах ЮФО, показаны на рис. 2.

Рисунок 2 – Динамика объема не устраненных выбросов загрязняющих веществ, по субъектам ЮФО, тыс. т [4]

Следовательно, основной задачей обеспечения ЭЭБ является определение приемлемых уровней опасности и ограничение действия детерминированных и случайных факторов, вызывающих появление угроз, чтобы эти уровни опасности не превышались [6]. Итоговым этапом оценки текущего уровня обеспечения ЭЭБ предприятий, является комплексный анализ целесообразности реализованных мероприятий по предотвращению ущербов и минимизации потерь, а так же влияние эффективности мер на уровень прибыли (дохода) промышленного предприятия. Необходимо отметить, что все мероприятия, направлены на обеспечение устойчивого развития предприятия, что позволяет рассчитывать на синергетический эффект.

Список использованной литературы:

  1. Официальный сайт УФС по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.prirodnadzor-volgograd.ru

  2. Плещенко, Т.В. Моделирование процессов ограничения выбросов производственного сектора в условиях глобализации [Текст] /Т.В. Плещенко, Н.Н. Скитер // Материалы V Межд. электрнаучн. конф. «Студенческий научный форум» 15 февраля – 31 марта 2013 года. Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2013/331/2013

  3. Рогачев, А.Ф. Моделирование эколого-экономической политики на рынках энергоносителей [Текст] / А.Ф. Рогачев, Н.Н. Скитер // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2010. - № 1 (21). - № гос. рег. статьи. - Режим доступа к журн.: http://uecs.mcnip.ru

  4. Российский статистический ежегодник 2011: Стат. сб. [Текст] / Росстат. - М.- 2012.

  5. Скитер, Н.Н. Экономико-математическая модель регулирования выбросов производственного сектора [Текст] / Н.Н. Скитер // Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса, ВГСХА.- Волгоград.-2012.-№1. - С. 214-219.

  6. Скитер, Н.Н. Разработка системы поддержки принятия решений для обоснования параметров эколого-экономических систем [Текст] / Н.Н. Скитер, А.Ф. Рогачев, Т.В. Плещенко // Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: наука и высшее профессиональное образование. – 2012. – №2 (26).

  7. Скитер, Н.Н. Математическая модель регулирования вредных производственных выбросов для обеспечения эколого-экономической безопасности [Текст] / Н.Н. Скитер, А.Ф. Рогачев, Т.В. Плещенко // Fundamental and applied sciences today, Vol.2.- CreateSpace, 4900 LaCross Road, North Charleston, SC, USA 29406.- 2013.- С. 253-258.

Просмотров работы: 1115