ПРОТИВОСТОЯНИЕ ДОБРА И ЗЛА В СТИХОТВОРЕНИИ А. Н. МАЙКОВА «ВЕСНА» - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПРОТИВОСТОЯНИЕ ДОБРА И ЗЛА В СТИХОТВОРЕНИИ А. Н. МАЙКОВА «ВЕСНА»

Захарова Н.В. 1
1ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет» Магнитогорск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Майков Аполлон Николаевич (1821—1897) родился в родовитой дворянской семье, сын академика живописи (приложение 1). В течение многих лет Майков служил на государственной службе, был помощником библиотекаря Румянцевского музея, а затем работал в комитете иностранной цензуры, где с 1875 был председателем, дослужившись до чина действительного статского советника. В молодые годы Майков усиленно занимался живописью, но потом сосредоточился на поэзии.

Вместе с Полонским и Фетом Майков составил ту известную триаду поэтов, которая выступала с лозунгом «искусство для искусства». Группа эта находилась на правом фланге тогдашней литературы и составляла нечто вроде штаба поэтического отряда крепостников, не желавших без боя сдавать позиции развивающемуся капитализму, в особенности же озабоченных ростом революционно-демократического движения.[5] Стихотворение «весна» написано в 1880-х году, посвящено Коле Трескину и входит в цикл "Дома". Коля Трескин - вероятно, сын Н. А. Трескина (1838-1894), цензора

Московского цензурного комитета, директора учительского института при Московском воспитательном доме. Н. А. Трескин в студенческие годы дружил с братом поэта Л. Н. Майковым, который в 1863 г. женился на сестре Н. А. Трескина, а впоследствии стал крестным отцом Коли Трескина. А. Н. Майков. Гармонический взгляд на природу, до сих пор свойственный лирике Майкова, теперь дает себя знать в зарисовках русских деревенских пейзажей.

Стихотворение «Весна», которое изучается в 4 классе по программе Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. [2] (приложение 2)

Идейно-художественный анализ начинаем с анализа стихотворения, которое целесообразно проводить в три этапа. Во-первых, это работа над закрепленным в словаре лексическим значением слова. По словарю Ожегова «весна - время года, следующее за зимой и предшествующее лету». [4]

Во-вторых, работа над лексическими ассоциациями. Слово «весна» вызывает у опрошенных (10 человек) следующие ассоциации: птички, солнце, тепло, трава зеленеет.

В-третьих, уточняем эмоциональное значение слова. Слово «весна» у опрошенных вызывает чувство радости, хорошего настроения. Все эмоции и чувства положительные.

Так как название стихотворения состоит только из существительного «Весна», то читатель может предположить, что в стихотворение будет описание весны.

До прочтения стихотворения учителю следует рассказать о весне, как о природном явлении. В марте она еще только начинает пробуждаться от зимней спячки. Весеннего тепла не хватает для того, чтобы заставить снег и ледяные глыбы таять, но воздух постепенно прогревается, подготавливая все живое к постепенному пробуждению, появляются первые кучевые облака, которые парят еще очень высоко. Воздух вокруг наполняется журчанием ручьев, которые могут спровоцировать начало половодья – явного весеннего признака.

Весенний ледоход завораживает и вызывает опасения. Иногда лед не успевает таять, образуются заторы, которые могут вызвать разрушительные наводнения. Но если реки вскрываются правильно, и лед тронулся одновременно в нескольких местах, то серьезных последствий можно избежать.

Солнце постепенно наполняет своим теплом землю, которая его отражает и создает предпосылку для образования весенних ветров. Пока они еще слабы и неустойчивы, но чем теплее становится вокруг, тем сильнее перемещаются воздушные массы. Такие ветра называют термальными, именно они характерны для этого времени года.

То тут, то там снег сходит с земли, образуя невзрачные проталины. Они появляются везде, где снежный покров был наиболее тонким. Именно появление проталин говорит о том, что зима сдала свои права, и началось новое время года. Сквозь них быстро пробивается первая зелень, на них можно найти первые весенние цветы – подснежники. Снег еще долго будет лежать в расщелинах и впадинах, но на возвышенности он тает быстро, подставляя островки суши под теплое солнышко.

Первые почки на деревьях появляются в конце апреля - в начале мая. Трава уже пробила свои зеленые стебли, а деревья готовятся одеть зеленые наряды. Листья распустятся быстро и внезапно. В конце мая может прогреметь первая гроза. Еще не такая сильная, но ярая. Ливневые дожди окончательно разделаются с весенней грязью и подготовят землю к началу следующего сезона. Переход к лету не затянется на долгое время. Это единственный сезонный промежуток, который проходит быстро и незаметно. [8]

После лексической работы над названием переходим непосредственному анализу стихотворения.

В первых стоках «Уходи, зима седая!// Уж красавицы весны/…» появляется новый образ, не заявленный в названии образ «зимы» (приложение3). Словарь нам дает следующее определение «зима - самое холодное время года, следующее за осенью и предшествующее весне». [4] Чтобы красочнее показать зиму, автор использует такой эпитет как «зима седая». В словаре Ожегова дается определение слова «седой, -ая, - 1. Белый вследствие потери окраски (о волосах). 2. перен. Белесый, тускло-серый. Седая пена моря. 3. перен. О времени, эпохе: очень далекий, давний. 4. С примесью белесой шерсти, белесых перьев». [4] Нам подходит первое определение слова седой – белый, вследствие потери окраски. Прием противопоставления, олицетворение, эпитеты с первых строк показывают противостояние зимы и весны. Стихотворение начинается в форме риторического обращения лирического героя к зиме, которую он прогоняет, словно использует заклинательную силу слов в фольклорной обрядово-календарной поэзии, когда народ призывает приход весны и прогоняет зиму.

Во второй сточке появляется образ весны (приложение 4). Автор называет ее красавицей, любуясь ее видом. Красавица то же самое, что и красавец. По словарю Ожегова «красавец - 1. Человек с красивой внешностью. 2. О ком-чем-н. очень красивом». [4] Нам подходит второе значение о чем-нибудь красивом.

Слова весна и зима тематически близки: оба связаны со временем года.

В нашем случае «зима» - это старуха, время которого уже прошло и её место должна занять «весна»- девушка. Как и в жизни происходят изменения, на смену старому приходит новое, так и в природе, на смену одному времени года приходит другое.

В следующих строчках автор раскрывает суть весны: «Колесница золотая/ Мчится с горней вышины!» Здесь автор использует эпитет «колесница золотая» чтобы показать, что это не просто весна, а он превозносит его в боги. «Колесница - в старину: большой колесный экипаж». [4] Автор использует, глагол мчится, а не спускается с неба, тем самым показывая, что юноша торопиться.

Весна в славянской мифологии— имеет двоякое значение: как олицетворение явлений природы, происходящих после зимнего оцепенения, и как время, в которое празднуется целый ряд торжеств в честь вновь родившегося теплого солнышка. Не только русский народ, но и весь свет, а в особенности поэты и художники, представляют себе весну молодой красивой девушкой (реже — юношей), которая пленяет всех своей красотой и всех наделяет богатыми дарами. Так, в Белой Руси весна представляется молодой девицей, которая называется Ляля. На празднике, ей посвященном, ее изображает самая красивая в деревне девушка, которая наряжается в белые покровы, перевязывает себе шею, руки и стан свежей зеленью и надевает на голову венок из весенних цветов. В одной польской народной сказке весна представляется в виде молодого царевича, который должен отправиться в далекое путешествие и оставить дома молодую жену: желая хоть немножко уменьшить женину тоску, он берет в карман разные семена и потом бросает их за спину; из них мгновенно вырастают зеленые деревья, злаки и цветы, которые, однако, все погибли, когда несчастие постигло царевича, т. е. когда кончилось теплое время и наступила осень.

Так как уже в декабре солнце поворачивает на летний путь и с тех пор начинают прибывать дни, то уже рождественские праздники, или коляду, надо считать праздником в честь весны. Народ образно представлял себе борьбу весеннего солнца с зимним змеем, Кощеем и другими чудовищами, и коляда — это торжество первой победы; несмотря на то, борьба еще продолжается; змей, оправившись от первой неудачи, собирается с силами и разит стужами несчастную землю; но наконец, весна торжествует: на земле появляется первая зелень и новая жизнь. Тогда и люди решаются праздновать это счастливое происшествие; в марте месяце они из деревень изгоняют зиму морену и приветствуют "новый май", т. е. новую весну. [1]

В следующих строчках назревает конфликт: «Старой спорить ли, тщедушной,// С ней - царицею цветов,/ С целой армией воздушной/ Благовонных ветерков!// А что шума, что гуденья,// Теплых ливней и лучей,// И чиликанья, и пенья!..// Уходи себе скорей!» в этих строчках все нудит уйти зиму. С весной появляются первые цветы. Символом первых цветами являются подснежники (приложение 5). Автор использует эпитет «благовонных ветерков». По словарю Ожегова «благовонный - аромат, приятный запах». [4] Тем самым автор хотел показать что с весной ветер теплее и приносит запах распустившихся цветов. С приходом весны к нам возвращаются птицы из теплых стран, и мы можем насладиться их пением.

Далее в строках наступает кульминационный момент борьбы: «У нее не лук, не стрелы,// Улыбнулась лишь – и ты» в этих строчках». Достаточно «улыбнуться лишь» своими солнечными лучами и зима в миг «уступит свой трон». «Подобрав свой саван белый,// Поползла в овраг, в кусты!..» автор использует инверсию «саван белый». По словарю Ожегова «саван - широкое одеяние, покров из белой ткани для покойников». Зима в испуге захватив свой «саван» прячется в овраге, в кустах.

В последних строчках начинается развязка всей борьбы: «Да найдут и по оврагам!// Вон – уж пчел рои шумят,// И летит победным флагом/ пестрых бабочек отряд!» в этих сточках зиме не скрыться. Автор использует эпитет «пестрых бабочек». По словарю Даля «пестрый - разноцветный, рябый, разноласый, клетчатый, полосатый, либо чубарый, пятнастый, пегий, разномастый, перепелесый; цветной, узорочный, расписной, не одной масти, краски, цвета, не сплошной». [3] Автор сравнивает разноцветных бабочек с «победоносным флагом».

Главной темой стихотворения является противостояние зимы и весны, то есть борьба добра и зла. Такая же тема присуща Тютчеву «Зима недаром злится».

Детям стоит рассказать о празднике «масленица»- проводах зимы и встрече весны. Масленица - яркий, интересный праздник, который пришел к нам с языческих времен. Поскольку проведение масленицы ознаменовывало прощание с надоевшей холодной зимой и встречу весны, праздник этот как бы соединял холода и тепло, тьму и свет. Когда-то, еще у древних славян, новый год начинался именно весной. Весна - это зарождение новой жизни, скорее, ее абсолютное начало.

Наши предки почитали Солнечный круг, который дарил долгожданное тепло. В честь Солнца сначала пекли пресные лепешки, а уже после смогли печь пышное тесто, а значит, и блины. Наши предки считали, что вместе с блином они поглощают часть могущества Солнца, ведь блин был таким горячим, круглым и желтым, как и само Солнце. В это день делали чучело «зимы» и сжигали его. [7] (приложение 6)

Данное стихотворение учит детей начальной школы эстетическому чувству.

Список используемой литературы

  1. Брокгауза, Ф. А. Энциклопедический словарь. / Ф.А. Брокгауза, И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

  2. Бунеев, Р. Н. В океане света. Ч 1: книга для чтения в 4 классе. / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева – М. :С-ИНФО, Баллас. – 1994. –

  3. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - Спб., 1863-1866.

  4. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка : 80000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, под ред. Н. Ю. Шведова // Российский фонд культуры. – 3 – е изд. стереотипное. – М. : АЗЪ, 1996. – 928 с.

  5. Покровский В., А.Н. Майков. Его жизнь и сочинения, изд. 2-е, М., 1911.

  6. Словарь символов. – М., 2001. – 512 с.

  7. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.polezno.com/holiday/424

8 Электронный ресурс. Режим доступа: http://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D1%8F%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%8B.html

Приложение 1

Аппалон Николаевич Майков

Приложение 2

Майков А. Н.

«Весна»

Уходи, зима седая!

Уж красавицы Весны

Колесница золотая

Мчится с горней вышины!

Старой спорить ли, тщедушной,

С ней - царицею цветов,

С целой армией воздушной

Благовонных ветерков!

А что шума, что гуденья,

Теплых ливней и лучей,

И чиликанья, и пенья!..

Уходи себе скорей!

У нее не лук, не стрелы,

Улыбнулась лишь - и ты,

Подобрав свой саван белый,

Поползла в овраг, в кусты!..

Да найдут и по оврагам!

Вон - уж пчел рои шумят,

И летит победным флагом

Пестрых бабочек отряд!

Приложение 3

И. И. Левитан. «Зимой в лесу»

Приложение 4

А. К. Саврасов. «Грачи прилетели»

Приложение 5

Приложение 6

Б. М. Кустодиев «Масленица»

Просмотров работы: 9134