Актуальность проблемы адаптации личности к новой социальной среде продиктована тем, что в современном обществе резко возросли темпы социальных изменений, связанных с мобильностью населения, потоками миграций, в том числе, и с обменами студентов. Человек с рождения усваивает правила и нормы, определяемые культурной средой, которые в дальнейшем регулируют его поведение. Ценности, установки, социальные нормы обладают и адаптивной функцией. Они позволяют личности успешно существовать в своей культурной среде, и порождает чувство принадлежности к ней. Личность, попадая в другую социальную среду, сталкивается с проблемой адаптации к новым нормам поведения, традициям и т.д. Адаптация понятие многозначное. В социологии и психологии это понятие обозначает процесс и результат установления определенных взаимоотношений между личностью и средой. С целью изучения адаптации личности к новой социальной среде в зависимости от этнической принадлежности было проведено исследование. Исследование проводилось среди студентов 1 курса ЕИ К(П)ФУ . В исследовании приняли участие 60 испытуемых(30 татар,30 русских).Для исследования использовался опросник адаптации личности к новой социокультурной среде (А.В.Янковский). В ходе нашего исследования была поставлена гипотеза о том, что студенты русского этноса более быстро осваиваются в новой социальной среде, т.к у них нет языкового барьера. Представители русского этноса при адаптации используют конформный тип адаптации ,т.епринятие системы ценностей и норм поведения данной среды. У этноса татардоминирует шкала интерактивности, настроенности на расширение социальных связей; критичности к собственному поведению.
Результаты показали, что русский этнос более адаптируется в новой социальной среде, чем этнос татар. Также были выявлены различия по 3 шкалам: адаптивности, ностальгии, депрессивности. Это означает, что этнос татар склонен к ностальгии, депрессивности. Следовательно, поставленная нами гипотеза подтвердилась.