ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Коваленко Е.Г. 1, Волова Д.С. 1
1Кубанский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1 Психолого-педагогические и методические основы организации самостоятельной работы младших школьников

1.1 Сущность и задачи самостоятельной работы в начальной школе

В фундаментальных исследованиях В.В.Давыдова, Н.ГДайри, М.А.Данилова, Б. П. Есипова, Н. А. Менчинской, И. Т. Огородникова и многих других отечественных педагогов и психологов самостоятельная работа школьников рассматривается как одна из основных концепций дидактики.

Одни исследователи определяют самостоятельную работу как метод обучения (В.К. Буряк, Л.В. Жарова, А.В. Усова и др.), другие как форму организации учебной деятельности (Б.П. Есипов, М.М. Моро, Т.И. Шамова и др.), третьи рассматривают ее как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность (П.И.Пидкасистый, Н.Д.Хмель, Б.Ю. Зотов и др.) и т.д. [12, c.90].

Сегодня самостоятельная работа широко применяется как в основной, так и в начальной школе, помогая развивать познавательные способности и познавательную самостоятельность учащихся [6, c.34].

Самостоятельная работа развивает у учащихся инициативу, упорство в достижении цели, вырабатывает умение анализировать факты и явления, учит самостоятельному мышлению, служит ведущим средством превращения полученных знаний в умения и навыки. Продуктом выполнения самостоятельной работы является либо новое знание, либо углубление и расширение сферы действия уже полученных знаний. В начальной школе проблема повышения роли самостоятельной работы учащихся обусловлена непрерывно возрастающим информационным потоком научных и практических знаний, отражением ее значимости в образовательных документах и возрастными особенностями младших школьников. Самостоятельная работа в учебной деятельности учеников начальной школы обеспечивается высоким уровнем их познавательной активности по критерию саморегуляции и целеполагания, которые формируются именно в этом возрасте. Самостоятельная работа с позиции ученика представляется как вид познавательной деятельности, а с позиции учителя ее можно рассматривать и как метод обучения, и как средство вовлечения учащихся в познавательную деятельность, и как способ этой деятельности [6, c.45].

Первым российским педагогом, в трудах которого подчеркнуто значение самостоятельной работы и разработаны организационно-практические вопросы вовлечения школьников в нее, был К.Д. Ушинский. Он считал самостоятельную деятельность школьников единственно прочным основанием всякого плодотворного учения, а самостоятельность рассматривал как главное условие, при котором обучение становится средством воспитания. Особое значение К.Д. Ушинский придавал формированию у детей самостоятельности в учении и поведении, указывая на то, что недостаточное развитие и владение самостоятельными видами работы у учащихся объективно задерживает рост их способностей к дальнейшему учению [24, c.56].

Б.П. Есипов определил самостоятельную работу как «работу, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное время; при этом учащиеся сознательно стремятся к поставленной заданием цели, употребляя свои усилия и выражая результат умственных и физических действий» [15, c.34]. В его понимании самостоятельная работа характеризуется такими признаками, как:

− наличие задания учителя;

− наличие времени для выполнения;

− наличие результата в виде устных, письменных работ;

− необходимость умственного напряжения.

И.Т.Огородников, обосновывая необходимость самостоятельных работ, рекомендовал следующие виды сочетания деятельности учителя и деятельности учащихся:

−учитель сам не излагает материал, а лишь организует самостоятельную работу учащихся по его изучению;

− изучение нового материала начинается сообщениями учащихся;

−учитель останавливается только на основных вопросах, а второстепенный материал учащиеся изучают самостоятельно;

− учитель даёт лишь введение к теме, а учащиеся под его руководством самостоятельно изучают весь материал [18, c.45].

Он справедливо указывал, что главная, основная роль учителя – побуждать учащихся к самостоятельному логическому мышлению, учить их анализу, определению познавательных задач и проблем урока, применению полученных знаний и приобретённых учебных умений, в том числе практических.

Р.М.Микельсон под самостоятельной работой понимал «выполнение учащимися заданий без всякой помощи, но под наблюдением учителя» [19,c.45].

Г.М. Муртазин под самостоятельной работой учащихся понимает «активную познавательную деятельность всех учащихся класса, которая выполняется без непосредственного участия учителя,но по его заданию и в специально отведённое для этого время» [20, c.40].

Т.И. Шамова, считая самостоятельные работы формой организации познавательной деятельности учащихся, называет пять отличительных признаков самостоятельной работы:

− наличие цели;

− конкретного задания;

− чёткая форма выражения результата работы;

− определение формы проверки результата;

− обязательное выполнение работы каждым учеником [24, c.56].

И.Э. Унт называет самостоятельной работой такой способ учебной деятельности, «когда ученику даются учебные задания и руководство для их выполнения; работа проводится под руководством учителя, но без его участия,и её выполнение требует от школьников умственного напряжения» [25, c.45].

Н.Д. Левитов под самостоятельной работой понимает такую работу, «которая выполняется при отсутствии точного инструктирования, разъяснений со стороны учителя, без контроля в открытой форме за ее выполнением» [9, c.45].

Е.Я. Голант выделяет существенные признаки самостоятельной работы: наличие определенного учебного задания, состоящего из нескольких действий, выполнение работы без непосредственного руководства учителя, без немедленной проверки им каждого действия [3, c.50].

По мнению П.И. Пидкасистого, именно самостоятельная работа является важнейшим условием самоорганизации и самодисциплины в овладении методами познавательной деятельности, она вырабатывает у обучаемого психологическую установку на самостоятельное пополнение знаний и выработку умения ориентироваться в потоке различной информации при решении разных задач [17, c.30].

В методических исследованиях Н.Ф. Вапняр, Ф.В. Верегиной, Л.Г.Латохиной, М.И. Моро, А.М. Пышкало самостоятельная работа рассматривается как метод обучения. Значительный вклад в разработку этого метода внесла М.И.Моро. Ею наиболее полно изучены виды самостоятельных работ, при их анализе и разработки методики их проведения автором учитывались как основные критерии дидактическая цель самостоятельной работы, характер познавательной деятельности учащихся, учебный материал, на котором строится задание. Показаны возможности применения самостоятельной работы на всех этапах урока.

М.И. Моро характеризует самостоятельную работу следующим образом: «Подлинно самостоятельной работой учащихся является только такая работа, которая проводится без непосредственной помощи учителя, без непосредственного участия в работе в момент ее выполнения, но это не исключает, а предполагает руководство учителя» [11, c.94].

Разработкой психологической концепции формирования самостоятельной деятельности занимались известные ученые: А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, О.А. Конопкин, И.А. Зимняя и др. Роль самостоятельной работы понимается психологами как фактор повышения познавательной активности личности. Исследователи выделяют стадии развития умственной самостоятельности от подражания через воспроизведение усвоенных действий к творческой деятельности, определяют влияние индивидуально-психологических особенностей индивида на готовность к самостоятелной работе. В структуре деятельностной саморегуляции выделяются следующие компоненты: осознание цели, условий, программа действий, самооценка и самокоррекция. Сформированная система саморегуляции деятельности является психологической основой самостоятельности, понимаемой как комплексное свойство психики, позволяющее действовать инициативно, творчески, автономно (О.А. Конопкин, П.И. Осницкий,). Выделенные учеными стадии сформированности самостоятельности, зависящие от преобладания в них воспроизводящих или творческих процессов, служат основой классификации видов самостоятельной работы: копирующий, воспроизводящий, собственно самостоятельный, творческий [2, c.90].

По определению А.И. Зимней, самостоятельная работа представляется «как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ученику удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания». А.И. Зимняя подчёркивает, что самостоятельная работа школьника есть следствие правильно организованной его учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное её расширение, углубление и продолжение в свободное время [15, c.45].

Можно отметить, что единства в подходе к данной проблеме у учёных не существует. Они по-разному толкуют понятие «самостоятельная работа», её сущность, содержание и структуру.

Суммируя всё вышесказанное, к основным признакам самостоятельной работы учащихся можно отнести следующие:

− внешними признаками самостоятельности учащихся при выполнении заданий являются умение планировать свою работу, выполнять задания без непосредственной помощи учителя и оценивать результат своей работы;

−систематическое осуществление учащимися самоконтроля за результатами своей работы, корректирование и усовершенствование способов её выполнения;

−наличие познавательной задачи, проблемной ситуации, побуждающей учеников к самостоятельной интеллектуальной деятельности;

−проявление учащимися самостоятельности и творческой активности при разрешении поставленных перед ними познавательных задач;

−включение в задания для самостоятельной работы материала, усвоение которого способствовало бы целостному развитию личности учащегося, самообразованию и творчеству.

Мы солидарны с теми авторами, которые рассматривают самостоятельную работу как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, а самостоятельную деятельность – как целенаправленный процесс, организуемый и выполняемый в структуре обучения для решения конкретных учебно- познавательных задач.

Таким образом, внешне самостоятельная работа как средство обучения выступает в виде самых разнообразных заданий, внутренне она выражается через познавательную или практическую задачу, которая в обучении служит своеобразным импульсом для включения младшего школьника в процесс учебно-познавательной деятельности.

1.2 Виды самостоятельной работы в начальной школе

В процессе обучения применяются различные виды самостоятельной работы учащихся, с помощью которых они самостоятельно приобретают знания, умения и навыки. Все виды самостоятельной работы, применяемые в учебном процессе, можно классифицировать по различным признакам: по дидактической цели, по характеру учебной деятельности учащихся, по содержанию, по степени самостоятельности и элементу творчества учащихся и т.д. [12, c.90].

В соответствии с уровнем самостоятельной продуктивной деятельности учащихся П.И. Пидкасистый выделяет 4 типа самостоятельных работ:

  • по образцу;

  • реконструктивные;

  • вариативные;

  • творческие [16, c.45].

Каждый из них имеет свои дидактические цели.

Самостоятельные работы по образцу необходимы для формирования умений и навыков и их прочного закрепления. Они формируют фундамент для подлинно самостоятельной деятельности ученика.

Реконструктивные самостоятельные работы учат анализировать события, явления, факты, формируют приёмы и методы познавательной деятельности, способствуют развитию внутренних мотивов к познанию, создают условия для развития мыслительной активности школьников. Самостоятельные работы этого типа формируют основания для дальнейшей творческой деятельности ученика [4, c.42].

Вариативные самостоятельные работы формируют умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца. Постоянный поиск новых решений, обобщение и систематизация полученных знаний, перенос их в совершенно нестандартные ситуации делают знания ученика более гибкими, формируют творческую личность.

Творческие самостоятельные работы являются венцом системы самостоятельной деятельности школьников. Эти работы закрепляют навыки самостоятельного поиска знаний, являются одним из самых эффективных средств формирования творческой личности [10, c.50].

В зависимости от дидактической цели выделяют следующие виды самостоятельных работ.

1. Самостоятельная работа с целью актуализации знаний.

Актуализировать опорные знания и умения учитель должен перед введением нового материала и перед его закреплением. Данная работа может носить воспроизводящий и реконструктивно-вариативный характер. Работы воспроизводящего характера (или по образцу) – это многочисленные упражнения с полностью заданными условиями. Работы такого вида учащиеся выполняют с подробной инструкцией. Работы реконструктивно-вариативного характера требуют от учащихся выполнения различных преобразований, обобщений, с опорой на ранее приобретённые знания и умения. Здесь необходимо не только воспроизвести отдельные функциональные характеристики знаний, но и структуру этих знаний в целом. Тем самим знания углубляются, сфера их применения расширяется, они становятся более совершенными, а мышление учащихся достигает уровня продуктивной деятельности [4, c.50].

2. Самостоятельная работа с целью освоения новых знаний.

Введение нового материала может происходить на различных уровнях познавательной активности учащихся. Это зависит от сложности материала и подготовленности класса. Работы воспроизводящего характера (или по образцу) выполняются всецело на основе образца или подробной инструкции, в силу чего уровень познавательной активности и самостоятельности учащихся не выходит за рамки воспроизводящей деятельности. Работы реконструктивно-вариативного характера. Здесь учащиеся должны видеть и уметь применять опорные знания и умения. Для этого необходима система подготовительных вопросов и заданий – только она позволит организовать самостоятельную работу данного вида. Работы частично поискового характера отличаются от предыдущих большей степенью самостоятельности учащихся. При таком виде работы целесообразно предлагать дополнительный материал. В работах исследовательского характера учащимся самим предлагается разрешить проблему, составить алгоритм решения, сделать обобщение. Большую роль здесь играет также система подготовительных упражнений [4, c.45].

3. Самостоятельная работа с целью закрепления и повторения знаний и развития умений.

Цель закрепления – запоминание, систематизация, обобщение и практическое применение знаний и умений. Закрепление – процесс длительный, и задания должны предлагаться в определённой последовательности: решение аналогичных задач; выполнение заданий, где осуществляется перенос знаний в новые условия; включение новых знаний в систему старых; последними можно предлагать задания творческого характера. Для самостоятельного выполнения можно использовать задания любого вида. При закреплении самостоятельные работы могут носить воспроизводящий и реконструктивно-вариативный характер [12, c.90].

4. Самостоятельная работа с целью проверки знаний и умений.

Цель проверки – определение уровня усвоения знаний и умений учащихся. Результат проверки – выставление оценки. Работы на этом этапе, как и при закреплении знаний, могут носить воспроизводящий и реконструктивно-вариативный характер, задания предлагаются аналогичные.

Таким образом, применение на практике разнообразных видов самостоятельных работ способствует совершенствованию умений работать самостоятельно и развитию самостоятельности ученика. Однако, любая работа должна начинаться с осознания учащимися цели действий и способов действий.

1.3 Психолого-педагогические условия организации и руководства самостоятельной работой младших школьников

Эффективность самостоятельной работы прямо зависит от условий, обеспечивающих организацию и планирование, управление и контроль за системой самостоятельных работ, позволяющих в рамках целостного учебно-воспитательного процесса параллельно использовать и методы косвенного руководства учебной деятельностью обучаемых, и методы управления приобретением ими навыков сознательной самоорганизации. Естественно, создание таких условий требует от учителя знаний о психолого-педагогической специфике содержания прямых и косвенных методов управления познавательной деятельностью учащихся в ходе выполнения ими самостоятельных работ разного типа и их назначения, умения своевременно и правильно формулировать и трансформировать цели, мотивы, ориентиры и ценностные установки на учебную деятельность. Кроме того, важным является и умение учителя реализовывать требование своевременного и последовательного включения самостоятельных работ в процесс усвоения знаний [20, c.45].

Готовя самостоятельную работу обучаемых, следует иметь в виду, что она, как и любой вид учебного труда, остается нейтральной по отношению к характеру познавательной деятельности обучаемых, если учитель предварительно не сформулировал четко частно-дидактические цели работы и не подобрал систему познавательных задач, решение которых позволит достичь сформулированных целей. Дело в том, что именно частно-дидактическая цель и познавательные задачи, которые учитель формулирует и подбирает для каждого конкретного вида и типа самостоятельной работы, должны создавать предпосылки для регуляции умственной активности учащихся, вовлечения их в планируемую познавательную деятельность, управления ею.

Кроме того, методика организации и проведения самостоятельной работы должна учитывать необходимость постепенного, строго регламентированного и учтенного в единой системе самостоятельных работ изменения их частно-дидактических целей, типов предъявляемых познавательных задач, степени их трудности и сложности. Такие изменения на разных этапах обучения способствуют развитию интеллектуальных возможностей обучаемых, их подготовке к непрерывному самообразованию в дальнейшем [4, c.34].

При выполнении самостоятельной работы необходимо осуществлять разумное сочетание изложения материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению знаний, умений и навыков. В этом деле нельзя допускать крайностей: излишнее увлечение самостоятельной работой может замедлить темпы изучения программного материала, темпы продвижения учащихся вперед в познании нового.

Учителю для успешной организации самостоятельной работы в классе важно использовать различные методические рекомендации, памятки. Это помогает им быстрее овладеть необходимыми умениями, усвоить определенный порядок действий и некоторые общие способы организации своей деятельности.

Очень важен контроль выполнения самостоятельной работы. Каждую самостоятельную работу необходимо проверять, подводить ее итоги, определять: что удалось лучше, а на что следует обратить особое внимание. Нужно распознать причину появления ошибки – найти верный путь к ее исправлению. Именно при выполнении самостоятельной работы имеется реальная возможность выяснить причину ошибки, а, следовательно, и правильно спланировать самостоятельную работу учащихся, связанную с совершенствованием навыков, достижением прочных знаний, рациональным использованием учебного времени. Итоги самостоятельной работы позволяют видеть ученику его продвижение вперед [3, c.123].

Исходя из вышеизложенного, можно дать некоторые методические рекомендации по организации самостоятельной работы на уроке:

1.Для того чтобы процесс усвоения материала был более прочным, самостоятельная работа должна проводиться систематически.

2.Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это достигается четкой формулировкой цели работы. Недооценка этого требования приводит к тому, что учащиеся, не поняв цели работы, делают не то, что нужно, или вынуждены в процессе ее выполнения многократно обращаться за разъяснениями к учителю. Все это приводит к нерациональной трате времени и снижению уровня самостоятельности.

3.Задания для самостоятельной работы должны требовать от учеников волевых усилий, тренировки их памяти, быстроты реакции, самооценки.

4.Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно. Однако здесь нельзя допускать крайностей: содержание и объем самостоятельной работы, предлагаемой на каждом этапе обучения, должны быть посильными для учащихся, а сами ученики – подготовлены к выполнению самостоятельной работы практически и теоретически.

5.Сначала у учащихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы (выполнение схем и чертежей, простых измерения, решения несложных задач и т.д.). В этом случае самостоятельной работе учащихся должен предшествовать наглядный показ приемов работы учителя, сопровождаемый четкими объяснениями, записями на доске.

6.Для самостоятельной работы нужно предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации. Только в этом случае самостоятельная работа способствует формированию инициативы и познавательных способностей учащихся.

7.Задания для самостоятельной работы должны вызывать интерес учащихся.

8.Нужно учитывать, что для выполнения задания разным учащимся требуется разный временной промежуток.

9.При выполнении учащимися самостоятельных работ любого вида руководящая роль должна принадлежать учителю. В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками различными учащимися требуется разное время. Осуществлять это можно путем дифференцированного подхода. Наблюдая за ходом работы класса в целом и отдельных учащихся, учитель должен вовремя переключать успешно справившихся с заданиями на выполнение более сложных. Некоторым учащимся количество тренировочных упражнений можно свести до минимума, а другим дать значительно больше таких упражнений в различных вариациях, чтобы они усвоили новое правило и научились самостоятельно его применять [12, c.90].

Именно при выполнении самостоятельной работы имеется реальная возможность выяснить причину ошибки, а следовательно, и правильно спланировать самостоятельную работу учащихся, связанную с совершенствованием навыков, достижением прочных знаний, рациональным использованием учебного времени. Итоги самостоятельной работы позволяют видеть ученику его продвижение вперед. Какое бы средство ни использовалось для организации самостоятельной работы, важно, чтобы оно развивало деятельность учащихся и влияло на ее конечный результат.

Таким образом, при организации самостоятельных работ необходимо соблюдать некоторые требования: конкретность цели, определенный порядок выполнения, соответствие учебным возможностям учащихся, сочетание различных видов деятельности, обеспечение развития познавательных способностей учащихся и формирование привычки к самостоятельному познанию. Эффективность организации самостоятельной работы на уроке зависит от учета индивидуальных возможностей выполнения самостоятельной работы детьми. При организации самостоятельной работы учителю необходимо определить меру помощи, необходимую каждому ученику.

2 Экспериментальная работа по организации самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка в начальной школе

2.1 Диагностика уровня сформированности учебной самостоятельности младших школьников

Для проверки выдвинутой нами гипотезы мы организовали экспериментальное исследование в двух вторых классах средней общеобразовательной школы № 9 ст. Крупской, Краснодарского края. При этом 2 «А» класс (18 учащихся) мы определили как экспериментальный, а 2 «Б» класс (17 учащихся) – как контрольный. Всего было задействовано 35 человек. Экспериментальная работа проводилась с марта по апрель 2013 г. и состояла из трех этапов.

На констатирующем этапе эксперимента с целью выявления исходного уровня сформированности самостоятельной учебной деятельности учащихся была использована диагностика параметров самостоятельной деятельности младших школьников, разработанная Н.В. Калининой. Учащимся предлагалась анкета, вопросы которой были направлены на изучение таких параметров учебной самостоятельности, как: успеваемость, мотивация, активность, организованность, ответственность и самостоятельность. Каждый вопрос имел три варианта ответа, учащимся необходимо было выбрать один ответ и отметить его знаком «+». После суммирования баллов, полученных каждым учеником, определялись уровни сформированности самостоятельной учебной деятельности:

Высокий уровень (8-12 баллов) – успеваемость ученика отличная или хорошая, учащийся проявляет устойчивый учебно-познавательный интерес к самостоятельной работе, инициативу, если требуется выполнить нестандартное упражнение, самостоятельно выполняет самостоятельную работу без помощи учителя, умеет организовать свое рабочее место, планировать время и способы действия при выполнении самостоятельной работы.

Средний уровень (4-7 баллов) – успеваемость ученика хорошая или средняя, учащийся проявляет ситуативный учебно-познавательный интерес к самостоятельной работе, инициативу, если требуется выполнить доступные задания, но требующие размышления, выполняет самостоятельно без помощи учителя только задания средней сложности, умеет организовать свое рабочее место, планировать время и способы действия при выполнении самостоятельной работы.

Низкий уровень (0-3 балла) – успеваемость ученика низкая, учащийся не проявляет интерес к самостоятельной работе, выполняет самостоятельно без помощи учителя только задания репродуктивного характера, не умеет организовать свое рабочее место, планировать время и способы действия при выполнении самостоятельной работы.

С целью выявления уровня сформированности умений самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка была разработана диагностическая самостоятельная работа, состоящая из трех заданий. Каждое задание имело три уровня сложности: 1 – воспроизводящий, 2 – реконструктивно-вариативный и 3 – частично-поисковый. За каждый правильно выполненный уровень учащийся получал один балл.

Задание № 1.

Уровень 1. Прочитай слова. Вставь пропущенные буквы.

Вес…ник - …, учас…ник - …, завис…ник - …, трос…ник - … .

Уровень 2. Напиши проверочные слова.

Уровень 3. Образуй с помощью суффикса – ник- однокоренные слова. Запиши. Подчеркни в словах непроизносимую согласную.

Весть - …, двор - …, лёд - …, участвовать - …, зависть -…, работа - …, трость - …, шутка - … .

Задание № 2.

Уровень 1. Прочитай. Вставь пропущенные буквы.

Д(о,а)лёкий, л(а,о)скал, др(а,о)жал, л(и,е)сёнок, т(е,и)пло, зв(е,и)зда, в(и,е)сло, ст(а,о)да, т(и,е)мнота, ст(о,а)нал, т(е, я,и)жёлый.

Уровень 2. Напиши проверочные слова.

Уровень 3. Придумай предложение со словами из этой группы.

Задание № 3.

Уровень 1. Прочитай слова, раскрой скобки.

(За)платил, (за)плату, (под)рисовал, (под)рисунком, (в)лез, (в)лес, (за)брал, (за)брата, (по)ход, (на)ходка, (по)лёт, (по)полю, (от)винтил, (от)винта,(по)вредил, (во)вред, (по)солил, (с)солью, (с)резать, (с)резьбой, (у)летел, (у) лётчика.

Уровень 2. Распредели слова в два столбика.

Уровень 3. Выдели корень и приставку в словах. Придумай свои слова с приставками и предлогами.

Уровни сформированности умений самостоятельной работы по русскому языку:

Воспроизводящий уровень – 1 балл.

Реконструктивно-вариативный уровень – 2 балла.

Частично-поисковый уровень – 3 балла.

На основе предложенных диагностических методик были получены результаты исследования уровней сформированности самостоятельной учебной деятельности и умений самостоятельной работы по русскому языку учащихся 2 «А» и 2 «Б» классов, которые получили отражение на рисунках 1и 2.

Рисунок 1. Сравнительные результаты уровня сформированности самостоятельной учебной деятельности учащихся вторых классов на констатирующем этапе эксперимента

Из диаграммы видно, что в экспериментальном 2 «А» классе 16% учащихся имеют высокий уровень сформированности самостоятельной учебной деятельности, у 32% школьников выявлен средний уровень сформированности самостоятельной учебной деятельности и у большинства учащихся 2 «А» класса – 52% – выявлен низкий уровень сформированности самостоятельной учебной деятельности.

В контрольном 2 «Б» классе 12% учащихся имеют высокий уровень сформированности самостоятельной учебной деятельности, у 42% учеников выявлен средний уровень сформированности самостоятельной учебной деятельности, и у 46% младших школьников выявлен низкий уровень сформированности самостоятельной учебной деятельности.

Результаты исследования по данной методике показали, что большинство учащихся контрольного и экспериментального классов не проявляли интерес к самостоятельной работе, выполняли самостоятельно без помощи учителя только задания репродуктивного характера, не могли организовать свое рабочее место, планировать время и способы действия при выполнении самостоятельной работы. Лишь немногие ученики проявляли устойчивый учебно-познавательный интерес к самостоятельной работе, инициативу, особенно если требовалось выполнить нестандартное упражнение, самостоятельно выполняли самостоятельную работу без помощи учителя, могли организовать свое рабочее место, планировать время и способы действия при выполнении самостоятельной работы.

Далее проанализируем результаты исследования уровня сформированности умений самостоятельной работы у учащихся контрольного и экспериментального классов представлен на рисунке 2.

Рисунок 2. Сравнительные результаты исследования уровня сформированности умений самостоятельной работы по русскому языку у учащихся вторых классов на констатирующем этапе эксперимента

Из диаграммы видно, что в экспериментальном 2 «А» классе всего у 14% учеников умения самостоятельной работы по русскому языку сформированы на частично-поисковом уровне, у 40% учеников данные умения сформированы на реконструктивно-вариативном уровне и у большинства учащихся 2 «А» класса – 46% – умения самостоятельной работы по русскому языку сформированы на воспроизводящем уровне.

В контрольном 2 «Б» у 20% учеников умения самостоятельной работы по русскому языку сформированы на частично-поисковом уровне, у 40% учеников данные умения сформированы на реконструктивно-вариативном уровне и у 40% младших школьников умения самостоятельной работы по русскому языку сформированы на воспроизводящем уровне.

Итак, результаты констатирующего эксперимента показали, что у большинства учащихся как экспериментального, так и контрольного классов наблюдаются низкие показатели сформированности учебной самостоятельности.

2.2 Разработка и реализация разноуровневых заданий для самостоятельной работы младших школьников на уроках русского языка

На формирующем этапе эксперимента нами были разработаны и реализованы на уроках русского языка в экспериментальном 2 «А» классе разноуровневые задания для самостоятельных работ, направленные на повышение уровня сформированности навыков самостоятельной учебной деятельности младших школьников. Задания составлены в соответствии с изучаемыми разделами курса русского языка во 2 классе (УМК «Школа России; авторы учебника «Русский язык. 2 класс» Канакина В.П., ГорецкийВ.Г). Представленные в Таблице 1 разноуровневые задания вводились поэтапно и предлагались для выполнения отдельному ученику, группе учащихся или всему классу.

Таблица 1 ‒ Разноуровневые задания для самостоятельных работ по русскому языку для второго класса

Тема

Уровень сложности заданий

1

2

3

Воспроизводящий уровень

Реконструктивно-вариативный уровень

Частично-поисковый уровень

Виды речи. Диалог и монолог

1. Выбери из данных записей диалог и спиши его.

1) – Заяц белый, куда бегал?

– В лес зелёный.

– Что там делал?

– Лыки драл.

– Куда клал?

– Под колоду.

2) Удивительно, как это Ёжику в голову при-

шла такая счастливая мысль! Ведь если бы Ёжик

не придумал чистить звёзды, их бы давно уже

никто не видел. Вон, какая пыльная!

С. Козлов

1. Спиши диалог, правильно оформив его

на письме. Поставь знаки препинания

в конце предложений.

Лиса и заяц

Почему, Заинька, у тебя такие длинные ушки

Так надо, Лиса

Почему, серенький, у тебя такие быстрые ножки

А всё потому, Лисонька, что очень у тебя

тихие шаги и очень острые зубы

1. Составь диалог из вопросов и ответов

и запиши его.

Что вы делали сегодня на уроке

О том, как провёл летние каникулы

Какую оценку ты получил

Мы писали сочинение

О чём ты писал в сочинении

Я получил пятёрку

2. Спиши текст. Поставь знаки препинания в конце предложений.

1) Какие красивые цветы Они растут на Алтае Ты знаешь их названия

2) Как хорошо за городом На полях золотится рожь Кто это расхаживает по лугу

Это аист

2. Составь из слов предложения. Слово,

написанное с заглавной буквы, должно

стоять первым. Запиши получившийся

текст.

1) пришёл, на помощь, петух, Зайке

2) убежала, лес, плутовка, в, Рыжая

3) и, Дружно, звери, весело, живут

2. Раздели текст на предложения и запиши его. Придумай и запиши название

текста.

Дождик стучал по трубе он бил по стёклам кот Васька забился под стул ударил гром сверкнула молния кот испугался грозы.

Продолжение таблицы 1

Тема

Воспроизводящий уровень

Реконструктивно-вариативный уровень

Частично-поисковый уровень

Виды речи. Диалог и монолог

3. Спиши текст. Подчеркни «вежливые» слова. Определи, диалог это или монолог, запиши.

Никогда я столько подснежников не видела.

Да какие все крупные, стебельки пушистые, точно бархатные, лепестки будто хрустальные. Спасибо вам, хозяева, за доброту вашу. Прощайте,

братья-месяцы!

По С. Маршаку

3. Найди в учебнике по литературному чтению

монолог (3-4 предложения) и спиши его.

3. Составь диалог на любую тему и запиши

его. Используй «вежливые» слова.

Текст. Части текста

1. Определи, какая группа предложений составляет текст, и спиши его.

1) Началась война. Идёт дождь. Я люблю

свою школу! Папа читает газету.

2) День стал коротким. Часто идёт дождь.

Трава стала вянуть. Птицы летят в тёплые края.

1. Прочитай текст. Спиши заголовок и основную часть текста.

Ласточки

Над наличником окна было гнездо ласточек.

Однажды из гнезда выпал птенец. Ласточки

кружились над ним и звучно пищали. Это увидел

Петя. Он поднял птенца и посадил в гнездо.

Ласточки весело защебетали.

По Л. Толстому

1. Спиши текст, вставь подходящие по смыслу слова.

Пришла зима. Трещат лютые . Все реки,

пруды и озёра . Дети надели куртки.

Они бегут кататься на и на .

Продолжение таблицы 1

Тема

Воспроизводящий уровень

Реконструктивно-вариативный уровень

Частично-поисковый уровень

Текст. Части текста

2. Какое предложение в тексте лишнее? Спиши текст без этого предложения.

В наших лесах живут лоси. Это очень краси-

вые животные. Лоси питаются травой и ветками

деревьев. На дереве сидит дятел.

2. Прочитай текст. Письменно ответь на вопросы предложениями из текста.

Женя и Зоя нашли в лесу ёжика. Он лежал

тихо. Ребята решили, что ёжик заболел. Зоя положила его в корзину. Дети побежали домой.

Они кормили ёжика молоком. Затем отнесли его

в живой уголок. Там живёт много животных.

1) Кого нашли Женя и Зоя?

2) Что подумали ребята?

3) Чем дети кормили ёжика?

4) Куда ребята отнесли ёжика?

2. Запиши предложения в такой последовательности, чтобы получился текст. Подбери заголовок к тексту.

Антон взял прут и стал дразнить гусей.

Больно ущипнул он Антона.

За селом широкий луг.

Гусь зашипел и кинулся на мальчика.

Гусиная семья щипала на лугу сочную травку.

3. Выбери только предложения и спиши их.

Около школы большой сад. В нём растут. Школьный сад посадили ученики. Рядом

с домом построили. Мы собираем большой

урожай фруктов. На столе.

3. Выбери только вопросительные пред-

ложения. Спиши их, поставь знаки

препинания.

1) Лотос растёт в воде

2) Где прячут икру рыбы

3) Какое красивое озеро

4) Стоял тёплый весенний день

5) За домами раскинулась большая лу-

жайка

6) Что за птицы трещат в лесной тишине

3. Запиши предложения в такой последовательности, чтобы получился текст.

Придумай и запиши название текста.

Дул сильный ветер.

Мальчики взялись за руки и побежали

в школу.

Малыш боялся идти в школу один.

Утром Коля вышел из дома.

Выла вьюга.

Он заметил Сашу.

Продолжение таблицы 1

Тема

Воспроизводящий уровень

Реконструктивно-вариативный уровень

Частично-поисковый уровень

Гласные звуки.

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

1. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова.

Д(о,а)лёкий, л(а,о)скал, др(а,о)жал, л(и,е)сёнок, т(е,и)пло, зв(е,и)зда, в(и,е)сло, ст(а,о)да, т(и,е)мнота, ст(о,а)нал, т(е, я,и)жёлый.

1. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова.

Д…лёкий, л…скал, др…жал, л…сёнок, т…пло, зв…зда, в…сло, ст…да, т…мнота, ст…нал, т…жёлый.

1. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова.

Д…лёкий, л…скал, др…жал, л…сёнок, т…пло, зв…зда, в…сло, ст…да, т…мнота, ст…нал, т…жёлый.

Придумай предложение со словами из этой группы.

Звонкие и глухие согласные звуки

1. Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные.

Ястре(б, п ) - …, арбу(с, з) - …, гара(ш, ж) - …, жира(в,ф) - …, заво(т,д) - …, гвоз(д, т)ь - …, ёр(ж,ш) -…, вежли(в,ф) -…, хоро(ж,ш) - …. .

1. Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные.

Ястре… - …, арбу… - …, гара… - …, жира… - …, заво… - …, гвоз…ь - …, ёр… -…, вежли… - …, хоро… -….

1. Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные.

Разделите слова на 2 группы.

Ястре… - …, арбу… - …, гара… - …, жира… - …, заво… - …, гвоз…ь - …, ёр… -…, вежли… - …, хоро… -….

2. Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы.

Ры(б, п)ки, бли(с,з)кий, кро(ш,ж)ки, чес?ный, поз?но, свис?нул, нахо(д, т)ка, здра?ствуйте, ла(п, б)ка, сла(т, д)кий, иву(ш,ж)ка.

2. Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Разделите на группы. Запишите в 3 столбика.

Ры(б, п)ки, бли(с,з)кий, кро(ш,ж)ки, чес?ный, поз?но, свис?нул, нахо(д, т)ка, здра?ствуйте, ла(п, )ка, сла(т, д)кий, иву(ш,ж)ка.

2. Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Разделите на группы. Запишите в 3 столбика.

Ры…ки, бли…кий, кро…ки, чес…ный, поз…но, свис…нул, нахо…ка, здра…ствуйте, ла…пка, сла…кий, иву…ка.

Продолжение таблицы 1

Тема

Воспроизводящий уровень

Реконструктивно-вариативный уровень

Частично-поисковый уровень

Звонкие и глухие согласные звуки

3. Распредели слова на группы.

Гла(д,т)кий, сто(к,г), ука(з,с)ка, ко(с,з)ьба, пиро(г,к), завя(с,з)ка, но(ш,ж), хо(д,т), карапу(з,с), вперё(т,д), приба(ф,в)ка.

3. Спиши. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова.

Гла…кий, сто…, ука…ка, ко…ьба, пиро…, завя…ка, но…, хо…, карапу…, вперё…, приба…ка.

3. Распредели слова на группы. Выпиши каждую группу в отдельный столбик. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова.

Гла…кий, сто…, ука…ка, ко…ьба, пиро…, завя…ка, но…, хо…, карапу…, вперё…, приба…ка.

Допиши по 2 слова в каждый столбик.

4. Прочитай. Найди слова с непроизносимой согласной в корне слова.

Ездить, езда, поезда, поездка, наездник;

Звёздный, звезда, звёздочка;

Свист, свистнуть, свистеть, засвистел.

Честь, честный;

Вести, известить, известный.

4. Выпиши слова с непроизносимой согласной. Обозначь орфограмму.

Ездить, езда, поезда - поез…ка, наез…ник;

звезда, звёздочка – звёз…ный,

Свист, свистеть, засвистел - свис…нуть;

Честь – чес…ный;

Вести, известить – извес…ный.

4. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова.

Поез…ка - …, наез…ник - …, звёз…ный -…, свис…нуть - …, чес…ное - …, извес…ный -… .

Синони

мы и антонимы

1. Прочитай слова, подчеркни одной чертой синонимы, двумя чертами антонимы.

Доктор-врач, мороз-холод, холодный-теплый, смелый-трусливый, горят-пылают, метель-пурга, грязный-чистый.

1.Прочитай слова, раздели их на две группы

Доктор-врач, мороз-холод, холодный-теплый, смелый-трусливый, горят-пылают, метель-пурга, грязный-чистый.

1.Прочитай слова, раздели их на две группы, подбери синонимы и антонимы.

Доктор-___, мороз-____, холодный-____, смелый-______, горят-_____, метел-______, грязный-________.

Продолжение таблицы 1

Тема

Воспроизводящий уровень

Реконструктивно-вариативный уровень

Частично-поисковый уровень

Синони

мы и антонимы

2. Найди в предложении синонимы, подчеркни.

Зябнет осинка, дрожит на ветру.

2. Найди в предложении синонимы, подчеркни.

Зябнет осинка, дрожит на ветру.

Подбери еще один синоним к данным словам (стынет, мерзнет).

2. Найди в предложении синонимы, подчеркни.

Зябнет осинка, дрожит на ветру.

Подбери еще один синоним к данным словам (стынет, мерзнет).

Пидумай свое предложение с данными синонимами.

Однокоренные слова.

1. Выдели корень в словах

Сахар, сахарница, сахарный

1. Подбери к слову «сахар» однокоренные слова, выдели корень

1. Подбери к слову «сахар» однокоренные слова, выдели корень, составь с этими словами два предложения.

2.Выдели корень в выделенных однокоренных словах.

В лесу своя жизнь. У норы лисы играют лисята. Белка учит бельчат прыгать. За лосихой бродит лосёнок

2. Найди в тексте однокоренные слова и выдели в них корень

В лесу своя жизнь. У норы лисы играют лисята. Белка учит бельчат прыгать. За лосихой бродит лосёнок

2.Найди в тексте однокоренные слова и выдели в них корень.

В лесу своя жизнь. У норы лисы играют лисята. Белка учит бельчат прыгать. За лосихой бродит лосёнок.

Выпиши слово «играет», подбери к нему однокоренные слова.

Части речи. Имя существи-тельное

1. Подчеркни слова, которые отвечают на вопросыкто? что?Дождь, поет, большой, иголка, лечит, зеленая.

1. Подчеркни слова, которые отвечают на вопрос кто? – одной чертой, а слова, которые отвечают на вопрос что? - двумя чертами.Писатель, стол, гусь, юла, щука, врач.

1. Подчеркни слова, обозначающие предметы живой природы, одной чертой, слова, обозначающие предметы неживой природы, - двумя чертами.Высокая башня, хитрая лиса, глубокое озеро, хищный зверь.

Составь с ними предложения.

Продолжение таблицы 1

Тема

Воспроизводящий уровень

Реконструктивно-вариативный уровень

Частично-поисковый уровень

Части речи. Имя существительное

2. Подчеркни слова, которые пишутся с заглавной буквы.кот Барсик, корова Зорька, река Волга.

2. Выпиши имена, фамилии, отчества людей и названия городов.Мы учили стихи Александра Сергеевича Пушкина. В нашей стране много древних красивых городов: Владимир, Псков, Новгород.

2. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни имена собственные.Возвратясь под вечер с _оля,Потеряла сережку _оля.Ту _ережку нашел_ережка,Прибежал, постучалв окошко:- Отыскалась твоя_ережка!

3. Выбери слова и напиши их в нужный столбик.Кукла, тетрадь, ветер, малыш, снег, картина, воробей, учитель, гром.Предметы:Живые существа:Явления природы:

3. Выпиши слова, обозначающие предметы, в два столбика, вставь пропущенные буквы.Пригрело солнце, раст.пило снег. Хл.поту-нья белка выл.зла из гн.зда. Выбрались из своих убежищ бобр, барсук и к.лючий еж.к.Предметы живой природы:Предметы неживой природы:

3. Запиши одним словом, расположи в два столбика.Животное, дающее молоко. Сильная буря в море. Зверек с длинными ушами. Заход солнца. Ненастье с громом и молнией. Ребенок женс- кого пола.Предметы живой природы:Предметы неживой природы:

4. Запиши имена существительные в три столбика: слова женского рода, мужского рода и среднего рода.

Багаж, касса, неделя, насекомое, солнце, месяц, помидор, сердце, черёмуха, совесть, сочинение, синица, правило.

4. Запиши имена существительные по родам.

Багаж, касса, неделя, насекомое, солнце, месяц, помидор, сердце, черёмуха, совесть, сочинение, синица, правило.

4. Запиши имена существительные по родам.

Багаж, касса, неделя, насекомое, солнце, месяц, помидор, сердце, черёмуха, совесть, сочинение, синица, правило.

В каждую группу допиши по два своих слова.

Окончание таблицы 1

Тема

Воспроизводящий уровень

Реконструктивно-вариативный уровень

Частично-поисковый уровень

Части речи. Имя существительное

5. Образуйте из данных слов слова во множественном числе по образцу: полено – поленья.

Звено - …, крыло -…, стул - …, перо - …, лист - …, край - …, пень - …, день - …, колос - …, брат - … .

5. Образуйте из данных слов слова во множественном числе.

Звено - …, крыло -…, стул - …, перо - …, лист - …, край - …, пень - …, день - …, колос - …, брат - … .

5. Образуйте из данных слов слова во множественном числе.

Звено - …, крыло -…, стул - …, перо - …, лист - …, край - …, пень - …, день - …, колос - …, брат - … .

Допишите четыре своих слова.

6. Выпишите слова в таком порядке - существительные, прилагательные, глаголы.

Суббота, шампунь, сиреневый, праздновать, путешествовать, хоккейная, терраса, тоскует, яблочный, ужинать, ужин, север, северный, серебряный, серебро.

6. Выпишите слова в таком порядке - существительные, прилагательные, глаголы.

Суббота, шампунь, сиреневый, праздновать, путешествовать, хоккейная, терраса, тоскует, яблочный, ужинать, ужин, север, северный, серебряный, серебро.

В каждую группу допиши по два своих слова.

6. Выпишите слова по частям речи.

Суббота, шампунь, сиреневый, праздновать, путешествовать, хоккейная, терраса, тоскует, яблочный, ужинать, ужин, север, северный, серебряный, серебро,.

В каждую группу допиши по два своих слова.

Части речи. Предлог

1. В один столбик выпиши слова с приставками, в другой – слова с предлогами.

(За)платил, (за)плату, (под)рисовал, (под)рисунком, (в)лез, (в)лес, (за)брал, (за)брата, (по)ход, (на)ходка, (по)лёт, (по)полю, (от)винтил, (от)винта,(по)вредил, (во)вред, (по)солил, (с)солью, (с)резать, (с)резьбой, (у)летел, (у) лётчика.

1. Распределите слова в два столбика, раскрывая скобки. Выделите корень.

(За)платил, (за)плату, (под)рисовал, (под)рисунком, (в)лез, (в)лес, (за)брал, (за)брата, (по)ход, (на)ходка, (по)лёт, (по)полю, (от)винтил, (от)винта,(по)вредил, (во)вред, (по)солил, (с)солью, (с)резать, (с)резьбой, (у)летел, (у) лётчика.

1. Распределите слова в два столбика, раскрывая скобки. Выделите корень.

(За)платил, (за)плату, (под)рисовал, (под)рисунком, (в)лез, (в)лес, (за)брал, (за)брата, (по)ход, (на)ходка, (по)лёт, (по)полю, (от)винтил, (от)винта,(по)вредил, (во)вред, (по)солил, (с)солью, (с)резать, (с)резьбой, (у)летел, (у) лётчика.

Придумайте свои слова с приставками и предлогами.

Формирование навыков самостоятельной работы учащихся проходило поэтапно. На первом этапе младшие школьники учились выполнять учебные задания на основе образца. Вторая стадия отражала формирование среднего уровня учебной самостоятельности (операционные действия). На этом этапе младшие школьники учились встраивать способ действия (анализ, синтез, классификация и т. д.) в учебную деятельность, применить его в дальнейшем на новом материале. На высоком уровне учебной самостоятельности задания позволяли научить учеников действовать, не задумываясь о способе действия.

Задания первого уровня сложности включались в самостоятельную работу на уроках изучения нового материала. Задания второго уровня сложности использовались в самостоятельных работах на повторение и закрепление изученного материала. Задания третьего уровня сложности включались в самостоятельные работы по завершению изучения какой-либо темы. Задания были составлены таким образом, что их можно было предложить отдельному ученику, группе учащихся или всему классу. Это позволяло реализовывать дифференцированный подход в обучении и своевременно определять качество усвоения материала на обязательном и более высоком уровне. Выполнение данных заданий давало возможность школьникам отработать полученные навыки, а также побуждало их к осуществлению различных мыслительных операций: сравнению, обобщению, абстракции, конкретизации, классификации и систематизации.

2.3. Динамика уровня сформированности учебной самостоятельности младших школьников

Основной целью контрольного этапа эксперимента стало определение эффективности предложенного нами комплекса разноуровневых заданий для самостоятельных работ по русскому языку, направленного на повышение уровня учебной самостоятельности второклассников.

Контрольный этап эксперимента заключался в повторном проведении в двух вторых классах диагностических методик, описанных в разделе 2.1., содержание заданий для самостоятельной работы было изменено (Приложение В). Полученные результаты представлены на рисунках 3 и 4.

Рисунок. 3. Сравнительные результаты уровней сформированности самостоятельной учебной деятельности учащихся вторых классов на контрольном этапе эксперимента

Результаты контрольного этапа исследования показали, что в экспериментальном 2 «А» классе самостоятельная учебная деятельность сформирована: на высоком уровне − у 40 % учащихся (на 24% больше по сравнению с констатирующим этапом); на среднем уровне − у 48% учащихся (на 13 % больше по сравнению с констатирующим этапом); на низком уровне − у 12% учащихся (на 40% меньше по сравнению с констатирующим этапом).

В контрольном 2 «Б» классе результаты практически не изменились по сравнению с результатами констатирующего этапа, и навыки самостоятельной учебной деятельности сформированы во 2 «Б» классе: на высоком уровне − у 13% учащихся (на 1 % больше по сравнению с констатирующим этапом); на среднем уровне − также у 42% учащихся; низком уровне − у 45% учащихся (на 1 % меньше по сравнению с констатирующим этапом).

Рис. 4. Сравнительные результаты уровней сформированности умений самостоятельной работы по русскому языку учащихся вторых классов на контрольном этапе эксперимента

Из диаграммы видно, что умения самостоятельной работы по русскому языку сформированы в экспериментальном 2 «А» классе на: частично-поисковом уровне − у 44 % учащихся (на 20 % больше по сравнению с констатирующим этапом); реконструктивно-вариативном уровне − у 36% учащихся (на 16% больше по сравнению с констатирующим этапом); воспроизводящем уровне − у 20% учащихся (на 20 % меньше по сравнению с констатирующим этапом). Младшие школьники 2 «А» класса стали проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к самостоятельной работе, инициативу, научились самостоятельно выполнять самостоятельную работу без помощи учителя, научились организовать свое рабочее место, планировать время и способы действия при выполнении самостоятельной работы. В контрольном 2 «Б» классе результаты практически не изменились по сравнению с результатами констатирующего этапа и умения самостоятельной работы по русскому языку сформированы во 2 «Б» классе на: частично-поисковом уровне − также у 16 % учащихся; реконструктивно-вариативном уровне − у 39% учащихся (на 1% больше по сравнению с констатирующим этапом); на воспроизводящем уровне − у 45% учащихся (на 1% меньше по сравнению с констатирующим этапом).

Обобщая результаты контрольного этапа эксперимента, можно сделать вывод о том, что в экспериментальном 2 «А» классе значительно повысилось число учащихся с высоким и среднем уровнем сформированности учебной самостоятельности и понизилось количество учеников с низким уровнем сформированности учебной самостоятельности.

Итак, в результате проведенного эксперимента была отмечена положительная динамика уровней сформированности учебной самостоятельности у младших школьников экспериментального класса по сравнению с контрольным, что служит доказательством эффективности разработанных и реализованных разноуровневых заданий для самостоятельной работы на уроках русского языка в начальной школе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теоретический анализ литературных источников показал, что одни исследователи определяют самостоятельную работу как метод обучения, другие как форму организации учебной деятельности, третьи рассматривают ее как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность. Также было установлено, что самостоятельная работа как средство обучения выступает в виде самых разнообразных заданий, внутренне она выражается через познавательную или практическую задачу, которая в обучении служит своеобразным импульсом для включения младшего школьника в процесс учебно – познавательной деятельности. В соответствии с уровнем самостоятельной продуктивной деятельности учащихся выделяются четыре типа самостоятельных работ: по образцу, реконструктивные, вариативные и творческие.

В экспериментальной части исследования был определен уровень сформированности самостоятельной учебной деятельности младших школьников экспериментального и контрольного классов, разработаны и апробированы разноуровневые задания для самостоятельных работ на уроках русского языка в начальной школе с учетом уровня сформированности навыков самостоятельной учебной деятельности младших школьников, была отслежена динамика уровня сформированности самостоятельной учебной деятельности младших школьников экспериментального и контрольного классов.

Таким образом цель исследования реализована: разработаны и апробированы разноуровневые задания для самостоятельных работ на уроках русского языка в начальной школе.

Задачи исследования достигнуты: проанализирована психолого-педагогическая и учебно-методическая литература по проблеме исследования, выявлен исходный уровень сформированности учебной самостоятельности у учащихся экспериментального и контрольного классов, разработаны и применимы на уроках русского языка разноуровневые задания для самостоятельных работ, выявлена динамика уровня сформированности учебной самостоятельности у учащихся экспериментального и контрольного классов.

Гипотеза исследования о том, что: организация самостоятельных работ на уроках русского языка в начальной школе будет способствовать повышению уровня сформированности навыков учебной самостоятельности младших школьников если: разработаны разноуровневые задания с учетом уровня сформированности навыков самостоятельной учебной деятельности младших школьников; выявлены и соблюдаются в образовательном процессе этапы организации самостоятельных работ – нашла свое подтверждение в результатах теоретического и экспериментального исследований.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Адрианова А.Е. Индивидуальная самостоятельная работа над ошибками / А.Е. Адрианова // Начальная школа. 1986. – №2. – С. 16–20

  2. Алексеева Л.Л. Планируемые результаты начального общего образования. (Стандарты второго поколения) / Л.Л. Алексеева. – М.: Просвещение, 2010. – 98 с. – ISBN 5–2500–0345–1.

  3. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка: 1–3 классы / Г.А. Бакулина. – М.: Владос, 2005. – 234 с.– ISBN 5-3456-0345–1.

  4. Боричевская В.И. Развитие самостоятельности мышления учащихся. // Начальная школа. - 1992. – №1. – С. 2–3

  5. Буряк, В. К. Самостоятельная работа учащихся / В.К. Буряк. - М.: Просвещение, 1984.-С.56.– ISBN 4-2345-3445-1.

  6. Гаркунова И.Л. Формирование приемов самостоятельной работы на уроках чтения / И.Л. Гаркунова // Начальная школа. – 1988. – №1. – С. 33–36.

  7. Гаврилычева Г. Воспитание самостоятельности / Г.Гаврилычева // Воспитание школьников. – 2008 –. №5. – С.24 – 27

  8. Дембицкая Н.В., Обухова Е.А., Бакулина Г.А. Методика интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка / Н.В. Дембицкая, Е.А. Обухова, Г.А. Бакулина.– М.: Владос, 2006. – 280с.– ISBN 3–4567–3467–1.

  9. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб / И.А. Зимняя – М.: Лотос, 2000. – 384с.– ISBN 3–1234–45667–1.

  10. Калинина, Н.В. Учебная самостоятельность младшего школьника: диагностика и развитие: практич. пос. / Н.В. Калинина, С.Ю. Прохорова. – М.: АРКТИ, 2008. – 80 с.– ISBN 5–3456–0345–1.

  11. Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 2 класс. (Стандарты второго поколения) / под ред. О.Б. Логиновой. – М. Просвещение, 2009. – 67 с. – ISBN 5–3456–0345–1.

  12. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: cистема заданий / М.Ю. Демидова, С. В. Иванов, О.А. Карабанова и др.. М.: Просвещение, 2009. - 67 с. – ISBN 4–3267–0345–2.

  13. Пиче-Оол Т.С. Возможные пути решения проблемы самостоятельной работы младших школьников с текстом / Т.С. Пиче – Оол //Начальная школа. 1991. – №9. – С. 31–36.

  14. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / Л.Л. Алексеева. С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др. – М. : Просвещение, 2010. – 145 с. – ISBN 5-3456-0345-1.

  15. Моро М.И., Пышкало А.М. Средства обучения математике в начальных классах / М.И. Моро, А.М. Пышкало. – М.,1981 – 234 с. – ISBN 5–1234-0345-1.

  16. Моро М.И. Самостоятельная работа учащихся на уроках арифметики в начальных классах / М.И. Моро. – М.: 1983.- 123 с. – ISBN 4–5634–2345–1.

  17. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся / П.И. Пидкасистый. – М., 1972.– 320 с. – ISBN 5–4568–2345–1.

  18. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе /Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 1988. – 152 с. – ISBN 5–4568–2345–1.

  19. Ямалтдинова, Д.Г. Организация самостоятельной деятельности учащихся / Д.Г. Ямалтдинова// Начальная школа. – 2008. – №2. – С.8–9.

Приложение А

Разноуровневые задания для самостоятельной работы на контрольном этапе

Задание 1.

Уровень 1. Спиши текст. Подчеркни «вежливые» слова.

Никогда я столько подснежников не видела. Да какие все крупные, стебельки пушистые, точно бархатные, лепестки будто хрустальные. Спасибо вам, хозяева, за доброту вашу. Прощайте, братья-месяцы! (По С.Я. Маршаку)

Уровень 2. Определи, диалог это или монолог, запиши.

Уровень 3. Выпиши из второго предложения имена прилагательные.

Задание 2.

Уровень 1. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

Ястре(б, п ) – …, арбу(с, з) – …, гара(ш, ж) – …, жира(в,ф) – …, заво(т,д) – …, гвоз(д, т)ь – …, ёр(ж,ш) –…, вежли(в,ф) –…, хоро(ж,ш) –…. .

Уровень 2. Напиши проверочные слова.

Уровень 3. Раздели слова на две группы.

Задание 3.

Уровень 1. Найди в тексте однокоренные слова, подчеркни их одной чертой.

В лесу своя жизнь. У норы лисы играют лисята. Белка учит бельчат прыгать. За лосихой бродит лосёнок.

Уровень 2. Выдели корень в однокоренных словах.

Уровень 3. Подбери к этим словам свои однокоренные слова.

Уровни сформированности умений самостоятельной работы по русскому языку: 1–воспроизводящий уровень – 1 балл, 2– реконструктивно-вариативный уровень – 2 балла, 3 – частично-поисковый уровень – 3 балла.

Приложение Б

Диагностика параметров учебной самостоятельности младших школьников (по методике Н.В. Калининой)

Лист самооценки

Отметь крестиком в каждом параметре один из показателей

I. Успеваемость:

1) Отличная

2) Хорошая

3) Средняя

4) Низкая

II. Мотивация:

Старательно выполняю самостоятельную работу, потому что:

  1.  
    1.  
      1. Мне это интересное

      2. Хочу получить хорошую оценку

      3. Хочу, чтобы не ругали родители

III. Активность:

1) Предпочитаю задания, но требующие размышления, объяснения своими словами.

2) Активно выполняю только несложные задания.

3) Я не люблю самостоятельные работы.

IV. Организованность:

1) Выполняя самостоятельную работу, умею организовать рабочее место, всегда вовремя выполняю самостоятельную работу.

2) Скорее всего, умею хорошо организовать рабочее место, иногда не хватает времени для выполнения самостоятельной работы.

4) Должен признать, что совсем не умею организовать свою самостоятельную работу без посторонней помощи, всегда не успеваю вовремя выполнить задания.

V. Ответственность:

1) Любую работу на уроках и дома всегда выполняю без помощи учителя и родителей.

2) Иногда выполняю работу под контролем учителя или родителей.

4) Всегда выполняю работу под контролем учителя или родителей.

VI. Самостоятельность:

1) Справляюсь с заданием любой сложности без помощи учителя.

  1.  
    1.  
      1. Без помощи могу выполнить задания средней сложности.

      2. При выполнении заданий всегда нуждаюсь в помощи учителя.

Приложение В

Бланк результатов исследования уровня учебной самостоятельности учащихся экспериментального 2 «А» класса на констатирующем этапе

ФИО учащихся

Диагностическая методика

Методика Н.В. Калининой

Самостоятельная работа

Кол-во баллов

уровень

Кол-во баллов

уровень

1. Зонтария Борис

4

средний

1

воспроизводящий

2. Бурлаков Влад

5

средний

1

воспроизводящий

3. Бурлакова Ксения

1

низкий

1

воспроизводящий

4. Продан Алексей

1

низкий

2

реконструктивно-вариативный

5. Николаев Сергей

2

низкий

3

частично-поисковый

6. Минин Сергей

3

низкий

3

частично-поисковый

7. Короткова Дарья

4

средний

2

реконструктивно-вариативный

8. Чуйко Виктория

6

средний

2

реконструктивно-вариативный

9. Васюкова Ксения

9

высокий

1

воспроизводящий

10. Котелевский Кирилл

11

высокий

1

воспроизводящий

11. Тыщенко Ксения

4

средний

2

реконструктивно-вариативный

12. Капустина Мария

2

низкий

1

воспроизводящий

13. Магамедов Андрей

1

низкий

1

воспроизводящий

14. Тыщенко Дмитрий

9

высокий

3

частично-поисковый

15. Краморова Анна

11

высокий

1

воспроизводящий

16. Николаева Виолетта

2

низкий

2

реконструктивно-вариативный

17. Пархоменко Николай

7

средний

2

реконструктивно-вариативный

18. Фролов Егор

2

низкий

1

воспроизводящий

Приложение Г

Бланк результатов исследования уровня учебной самостоятельности учащихся контрольного 2 «Б» класса на констатирующем этапе

ФИО учащихся

Диагностическая методика

Методика Н.В. Калининой

Самостоятельная работа

Кол-во баллов

уровень

Кол-во баллов

уровень

1. Багдасарян Артем

4

средний

2

реконструктивно-вариативный

2. Багданова Лана

3

низкий

1

воспроизводящий

3. Булаева Анастасия

1

низкий

1

воспроизводящий

4. Вычеганина Виктория

1

низкий

1

воспроизводящий

5. Гавриков Андрей

5

средний

3

частично-поисковый

6. Голуб Никита

3

низкий

3

частично-поисковый

7. Загорулько Данил

9

высокий

2

реконструктивно-вариативный

8. Кормалеев Даниил

6

средний

2

реконструктивно-вариативный

9. Крюкова Ирина

9

высокий

1

воспроизводящий

10. Малхасян Карен

6

средний

1

Воспроизводящий?

11. Малышев Андрей

4

средний

2

реконструктивно-вариативный

12. Маркин Андрей

5

средний

1

воспроизводящий

13. Марков Николай

1

низкий

1

воспроизводящий

14. Некрасова Дарья

9

высокий

2

реконструктивно-вариативный

15.Овсянникова Елизавета

11

высокий

1

воспроизводящий

16. Петрова Елизавета

2

низкий

2

реконструктивно-вариативный

17. Согомонян Руслан

7

средний

2

реконструктивно-вариативный

Приложение Д

Бланк результатов исследования уровня учебной самостоятельности учащихся экспериментального 2 «А» класса на контрольном этапе

ФИО учащихся

Диагностическая методика

Методика Н.В. Калининой

Самостоятельная работа

Кол-во баллов

уровень

Кол-во баллов

уровень

1. Зонтария Борис

9

высокий

3

частично-поисковый

2. Бурлаков Влад

5

средний

3

частично-поисковый

3. Бурлакова Ксения

7

средний

2

реконструктивно-вариативный

4. Продан Алексей

4

средний

2

реконструктивно-вариативный

5. Николаев Сергей

2

низкий

3

частично-поисковый

6. Минин Сергей

7

средний

3

частично-поисковый

7. Короткова Дарья

4

средний

2

реконструктивно-вариативный

8. Чуйко Виктория

12

высокий

2

реконструктивно-вариативный

9. Васюкова Ксения

9

высокий

1

воспроизводящий

10. Котелевский Кирилл

11

высокий

1

воспроизводящий

11. Тыщенко Ксения

7

средний

2

реконструктивно-вариативный

12. Капустина Мария

5

средний

3

частично-поисковый

13. Магамедов Андрей

1

низкий

1

воспроизводящий

14. Тыщенко Дмитрий

9

высокий

3

частично-поисковый

15. Краморова Анна

11

высокий

3

частично-поисковый

16. Николаева Виолетта

7

средний

2

реконструктивно-вариативный

17. Пархоменко Николай

9

высокий

2

реконструктивно-вариативный

18. Фролов Егор

10

высокий

3

частично-поисковый

Приложение Е

Бланк результатов исследования уровня учебной самостоятельности учащихся контрольного 2 «Б» класса на контрольном этапе

ФИО учащихся

Диагностическая методика

Методика Н.В. Калининой

Самостоятельная работа

Кол-во баллов

уровень

Кол-во баллов

уровень

1. Багдасарян Артем

4

средний

2

реконструктивно-вариативный

2. Багданова Лана

3

низкий

1

воспроизводящий

3. Булаева Анастасия

1

низкий

1

воспроизводящий

4. Вычеганина Виктория

4

средний

1

воспроизводящий

5. Гавриков Андрей

5

средний

3

частично-поисковый

6. Голуб Никита

3

низкий

3

частично-поисковый

7. Загорулько Данил

9

высокий

2

реконструктивно-вариативный

8. Кормалеев Даниил

6

средний

2

реконструктивно-вариативный

9. Крюкова Ирина

9

высокий

1

воспроизводящий

10. Малхасян Карен

6

средний

1

воспроизводящий

11. Малышев Андрей

4

средний

2

реконструктивно-вариативный

12. Маркин Андрей

5

средний

1

воспроизводящий

13. Марков Николай

6

средний

1

воспроизводящий

14. Некрасова Дарья

9

высокий

2

реконструктивно-вариативный

15.Овсянникова Елизавета

11

высокий

1

воспроизводящий

16. Петрова Елизавета

2

низкий

2

реконструктивно-вариативный

17. Согомонян Руслан

7

средний

2

реконструктивно-вариативный

Просмотров работы: 29371