Современному обществу на сегодняшний день необходимы люди способные не только сосуществовать с окружающей средой, но и умеющие самореализоваться в ней как личность, не смотря на огромное количество стрессогенных факторов. Когда речь заходит о подготовке будущих специалистов, эта проблема становится еще более актуальной.
Исследование, направленное на изучение стрессоустойчивости как фактора социально-психологической адаптации, проводилось среди студентов психолого-педагогического факультета первого курса Елабужского института Казанского (Приволжского) Федерального университета. Для достижения цели исследования использовались методики: «Опросник определения склонности к развитию стресса (Т.А. Немчин и Тейлор), «Методика адаптированности студентов в ВУЗе» (Т.Д. Дубовицкая).
Были получены следующие данные. У большинства испытуемых (52%) наблюдается высокий уровень стрессоустойчивости к стрессовым ситуациям. Такие люди обладают умением преодолевать трудности, подавлять свои эмоции, проявляя выдержку и такт. У 11% испытуемых низкий уровень стрессоустойчивости. При исследовании уровня адаптации было выявлено, что у 39% респондентов он высокий. Такие люди быстро приспосабливаются к меняющимся обстоятельствам. Низкий уровень адаптации наблюдается лишь у 11% испытуемых. При изучении взаимосвязи между адаптированностью студентов и их стрессоустойчивостью использовался коэффициент корреляции Пирсона. Величина расчетного коэффициента корреляции (0,49) показывает, что существует прямопропорциональная зависимость между исследуемыми показателями и средний уровень ее связи. Это означает, что стрессоустойчивость человека в значительной мере влияет на процесс его адаптации.
Обобщая выше сказанное, можно утверждать, что умение студента устоять перед проблемами, которые встают в процессе его учебной деятельности, является важной характеристикой, от которой зависит дальнейшее успешное обучение студента в ВУЗе и реализация его внутреннего потенциала возможностей и умений в этой деятельности.