В раннем возрасте у ребенка зарождаются основы сюжетно - ролевой игры. Взрослые используют данный вид деятельности в целях воспитания и обучения, что способствует развитию речи ребенка. Благодаря игре, ребенок познает окружающую действительность. Играя, малыш не подозревает о том, что осваивает навыки взаимодействия и общения со сверстниками, все действия совершаются произвольно. Дети раннего возраста в ходе игры набираются жизненного опыта, учатся соблюдать правила, становятся ответственны и исполнительны. В процессе игровой деятельности ребенок непрерывно говорит и не имеет большого значения, играет ли он один или с товарищами, главным является то, что он активно использует предметы, которые подталкивают его на разговор, особенно это проявляется в действиях с игрушками.
На базе факультета психологии и педагогики Елабужского института КФУ нами было проведено исследование, в котором приняли участие 5 детей, в возрасте от 2 до 3 лет. Целью исследования явилось изучение особенностей речевого развития детей посредством игровой деятельности. В начале исследования были изучены особенности речевого развития детей при помощи методик «Назови слова» и опросника Е.А. Елисеевой. Результаты, полученные в ходе первого этапа исследования, таковы: запас слов, которые хранятся в активной памяти у детей раннего возраста, находятся на среднем уровне. Было выявлено, что не все дети способны правильно произносить слова. В течение двух с половиной месяцев после первоначальной диагностики с детьми проводились развивающие игры на расширение ориентировки в окружающем пространстве и обогащение словарного запаса. После этого была проведена повторная диагностика, которая выявила следующие результаты: запас слов, хранимый в активной памяти, увеличился и по развитию достиг высокого уровня.
Таким образом, речь связана со знаниями, умениями и навыками, которые приобретает ребенок в процессе игровой деятельности.