УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСПРОПОРЦИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСПРОПОРЦИИ

Непомнящая В.Е. 1, Охрименко А.И. 1
1Ростовский государственный строительный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Согласно проведенным исследованиям развитие экономики России связано с решением ряда социально-экономических проблем. Уровень жизни населения один из наиболее важных критериев социального благополучия. Существование глубоких диспропорций регионов России затрудняет проведение политики социально-экономических преобразований, обостряет региональные кризисы, повышает дезинтеграцию национальной экономики и дифференциацию социума. Эффективная региональная политика невозможна без перераспределения ресурсов, которое должно проводиться не только централизованно, но и с помощью механизмов, разработанных самими регионами.

Анализ динамики и причин территориальной социально-экономической диспропорции уровня жизни населения, помогает в решении таких важных задач, как:

-оптимальное размещение государственной, федеральной, муниципальной и общественной инфраструктуры, выработка и реализация мер государственной поддержки развития экономических специализаций каждой;

-переход к новым принципам применения налогово-бюджетных инструментов в региональной политике;

-обеспечение необходимой финансовой самостоятельности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в части роста доли налоговых поступлений в территориальные бюджеты.

Диспропорции в экономическом развитии регионов России, выражающиеся в разной обеспеченности инфраструктурой, в разных уровнях жизни населения, в демографических различиях, в степени урбанизации, в структуре производства оказывают сильное влияние на эффективность экономики, стратегию и тактику институциональных преобразований и социально-экономическую политику.

Преодоление диспропорций в экономическом развитии создает благоприятные условия для развития внутреннего рынка, оптимизации социально-экономических преобразований, укрепления единства российского государства, в то время как усиление диспропорций расширение числа отстающих регионов, ослаблениемеханизмовмежрегиональногоэкономическоговзаимодействияинарастаниемежрегиональныхпротиворечий, чтозначительнозатрудняетпроведениеединойобщероссийскойполитикисоциально-экономическихпреобразований.

Повышение показателей автопродаж компании «Fоrd» свидетельствует о росте доходов российских граждан. Однако, это не говорит о положительном результате, так как люди пытаются спасти обесценивающие деньги от инфляции.

В общем по стране остается неизменной долгосрочная тенденция слишком высокого удельного веса бедного населения и продолжается процесс нарастания дифференциации доходов.

По итогам социологического исследования выяснилось, что количество малообеспеченного населения составляет 43%, при этом 16% находится на грани бедности (см. рисунок 1).

Рисунок 1. Численность различных слоев в российском обществе

Различия в доходах, неравный доступ социальных групп и лиц к материальным и духовным благам, в первую очередь находящимся в государственной собственности способствует социальной дифференциации населения. Остросоциальное расслоение проявляется в показателях доступности услуг социальной сферы, как в удельном весе бесплатно или льготно предоставляемых услуг, так и в количестве и ассортименте этих услуг.

Формирующиеся в Российской Федерации новые региональные отношения не всегда обеспечивают поддержание связей между регионами в стране. Действующие административные границы регионов препятствуют процессам социально-экономического развития, так как регионы-лидеры оказывают слабое влияют на развитие других территорий. А это в свою очередь лишь способствует дальнейшему росту региональных диспропорций.

Поэтому стратегически важным для России является проведение сильной государственной региональной политики, направленной на сглаживание различий в уровне социально-экономического развития регионов Российской Федерации.

Результаты анализа статистических данных обеспеченности субъектов РФ объектами социальной инфраструктуры, являются основополагающими сведениями для решения назревших проблем (приложение 1).1

Качество жизни является целостной характеристикой, которая включает объединение показателей, характеризующих осуществлять трудовую деятельность в достойных условиях, иметь высокий уровень материального благополучия, получать первоклассное медицинское обслуживание, иметь хорошие жилищные условия, иметь возможность доступа к культурным ценностям, проживать в условиях безопасности. Если в столице, занимающей наиболее высокие позиции по социально-экономическому развитию, ситуация касающаяся качество жизни по меркам России принято считать удовлетворительной, то за ее пределами далеко не все благополучно, несмотря на самые высокие социальные стандарты. Дело не только в уровне доходов населения, являющихся немаловажным фактором, во многом определяющим качество жизни, но и в устоявшейся инфраструктуре, качестве медицинского обслуживания, положении на рынке труда, условиях проживания, в возможности досуга к культурным ценностям, то есть во всем том, что составляет основу комфортной среды обитания. Многие региональные различия заданы климатически и географически: и кардинально изменить ситуацию в ряде случаев просто невозможно, во всяком случае в среднесрочной перспективе: но улучшить ситуацию и подправить диспропорции безусловно, возможно. Здесь должны быть приложены усилия не только региональных властей, которые в силу ограниченности бюджетных возможностей и особенностей государственного устройства не в состоянии радикально изменить ситуацию. Важная роль должна принадлежать федеральному центру. Но для этого необходимо, в первую очередь, провести диагностику сложившейся ситуации в регионах и определить ключевые факторы, определяющие различия регионов по качеству жизни.

В целях решения оптимального размещения государственной, федеральной, муниципальной и общественной инфраструктуры, выработка и реализация мер государственной поддержки развития экономических специализаций каждой территории, необходимо в разрезе федеральных округов для каждого субъекта Российской Федерации определить приоритетные экономические специализации, центры экономического роста в соответствии с задачами, определенными Президентом Российской Федерации. На этих территориях на долгосрочный период прогнозируется образование территориально-производственных кластеров и единых технологических цепочек (в рамках приоритетных экономических специализаций) для производства продукции с высокой добавленной стоимостью, формирующих основной вклад в экономику каждого региона исходя из принципов рационального межрегионального разделения труда и межрегиональной экономической интеграции.2

Достижение перехода к новым принципам применения налогово-бюджетных инструментов в региональной политики основывается на сокращении уровня бюджетной обеспеченности субъектов РФ и местных бюджетов для реализации ими собственных полномочий при сохранении стимулов к интенсивному социально-экономическому развитию. Эта задача должна решаться, в первую очередь, путем формирования и распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ.

При этом необходимо предотвратить рост межрегиональной дифференциации, который сегодня достигается десятков раз в отличие от развитых стран мира, путем установления минимального уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ с учетом дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов Федерации по отношению к среднему показателю по стране. 3

Осуществление обеспечения необходимой финансовой самостоятельности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в части роста доли налоговых поступлений в территориальные бюджеты должно достигаться путем;

- снижение установленных на федеральном уровне льгот и упразднение земельного налога и налога на имущество, служащие основными источниками формирования территориальных бюджетов;

- усовершенствование налогообложения вертикально-объединенных структур с целью установления особенностей уплаты налогов на местах расположения и регистрации отдельных подразделений с целью минимизации зависимости от политики территориальных бюджетов и роста их предсказуемости и прогнозируемости;

- начисление работодателем НДФЛ по месту жительства работников с целью объединения места уплаты налогов и места получения населением публичных услуг;

- изъятие из государственной и муниципальной собственности, в первую очередь из федеральной государственной собственности, имущество, которое не применяется при исполнении полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления, с начислением средств от соответственных продаж или перехода в аренду преимущественно в основном региональные и местные бюджеты.

Рассмотренные проблемы территориальной социально-экономической диспропорции требуют незамедлительного решения. Именно из-за нарастающей дифференциации и поляризации между регионами требуется развитие и укрепление основ государства благосостояния, которое должно измеряться качеством жизни слабейших его членов.

Во-первых, необходимо создать нормальный уровень жизни простым гражданам(среднему классу), что требует больших финансовых вложений.

Во-вторых, введение прогрессивного налогообложения, должно привести к увеличению поступлений в бюджет, сокращению дефицита, улучшить социально положение граждан, и рост доли среднего класса, за счет увеличения налоговой нагрузки на граждан с высокими доходами.

В-третьих, достичь повышения ответственности органов власти за эффективность собственной деятельности и расширить их самостоятельность органов местного самоуправления в части роста доли налоговых поступлений в территориальные бюджеты.

Обеспеченность объектами социальной инфраструктуры Приложение 1

Субъект РФ

Обеспеченность врачами на 10 тыс чел населения

Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений на 10 тыс человек

Число больничных коек на 10 тыс человек населения

Средняя занятость койки в году, дней

Доля учреждений здравоохранения, здания которых находится в аварийном состоянии, %

Доля выездов бригад скорой медпомощи доезжающих до вызова в течении 20 минут, %

Доля выездов бригад скорой медпомощи доезжающих до места ДТП в течении 20 минут, %

Численность детей на 100 мест в дошкольных образовательных учреждениях, человек

Численность обучающихся государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений на 10 учителей

Доля обучающихся в гос учреждениях, занимающихся во вторую и третью смены

Число студентов, принятых в образовательные учреждения высшегопрофобраз-я на 1 тыс чел

Обеспеченность торговыми площадями, кв.м на 1 тыс человек населения

Оборот розничной торговли наодного жителя, тыс.руб на человека

Обеспеченность автозаправочными станциями, станций на 1000 км дорог

Рейтинговый балл в рейтинге регионов поразвитию спортивной инфраструктуры

Обеспеченность ресторанами и столовыми, мест на 1 тыс. человек населения

Численность зрителей театров на 1 тыс человек населения

Численность посещений музеев на 1 тыс. человек населения

Рейтинговый балл по группе «Обеспеченность объектами социальной инфраструктуры»

1.

г.Москва

66

277

85

302

21

78

97

106

137

1

18

828

287

45

51,0

43

252

989

74,8

2.

Санкт-Петербург

74

277

84

318

31

81

92

109

148

0

18

975

151

36

53,5

96

519

3682

74,4

3.

Красноярский край

43

269

80

321

64

93

90

110

128

9

10

751

128

51

50,5

24

291

611

56,1

4.

Магаданская область

51

406

127

333

59

80

82

97

142

15

12

680

109

2

50

30

282

124

50,0

5.

Хабаровский край

52

236

84

325

43

90

89

99

141

16

13

540

124

12

46,7

26

222

332

49,7

6.

Ростовская область

35

210

85

321

41

88

97

106

139

14

10

554

127

55

49,0

29

133

351

49,5

7.

Челябинская область

37

245

84

337

34

89

96

114

147

17

10

607

121

46

57,5

25

217

178

47,7

8.

Краснодарский край

37

210

81

319

46

81

93

120

157

19

7

706

139

68

52,3

56

86

398

47,4

9.

Тамбовская область

29

236

85

321

65

88

83

100

105

7

7

400

106

13

45,9

20

138

290

39,5

10.

РеспубликаАлтай

40

287

86

323

61

77

68

109

88

24

6

698

69

6

36,6

26

39

25

34,8

11.

Республика Ингушетия

35

138

50

338

55

45

56

134

91

40

4

86

31

6

2,3

13

65

659

15,6

Список использованной литературы

1.Группа РИА новости. Рейтинг качества жизни в регионах РФ:URL:http:// www.riarating.ru//. ( Дата обращения: 4.12.13г).

2.Кистанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика России. – М.: ИНФРА, 2010г.

3.Кривошей В.А. Государственное регулирование социально-экономической дифференциации качества жизни населения в регионах : концепция, механизм, методика. – М.: ИД «Экономическая газета», 2011г.

1 Группа РИА новости. Рейтинг качества жизни в регионах РФ:URL:http:// www.riarating.ru//

2 Кистанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика России. – М.: ИНФРА, 2010г.

3 Кривошей В.А. Государственное регулирование социально-экономической дифференциации качества жизни населения в регионах: концепция, механизм, методика. – М.: ИД «Экономическая газета», 2011г.

Просмотров работы: 4940