Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, так как процент дошкольников с различными речевыми нарушениями за последнее время сильно повысился.И чаще всего нарушения встречаются комплексные, которые требуют длительной работы с ребенком.
Развитая речь - это один из показателей сформированности уребенкатаких познавательных процессов как: внимание, память, логическое мышление, воображение. И если они нарушены, то ребенку будет трудно осваивать школьную программу.
Мы решили провести сравнение двух выборок детей, обследованных с 2001 по 2003 гг. (30 человек) и с 2009 по 2011 гг. (30 человек), на базе детских садов Можгинского района, Удмуртской Республики по таким параметрам готовности ребенка к школе как: словарный запас, фонематическое восприятие, звукопроизношение, фонематический анализ и синтез слова, составление рассказа по картинке и ориентировка в пространстве.
При помощи критерия Фишера было доказано, что современные дети имеют низкий показатель звукопроизношения (р<0,01), фонематического анализа и синтеза слова (р<0,01) и составления рассказа по картинке (р<0,01). А также низкий показатель фонематического восприятия, ориентировки в пространстве на уровне тенденции. И только словарный запас не имеет существенных отличий по сравнению с прошлыми годами (2001-2003 гг.). Это связано с тем, что кардинальных изменений в социальном пространстве дошкольника нет. Непосредственное общение происходит как со сверстниками, так и с взрослыми на одном и том же уровне, как и 8 лет назад.
Мы считаем, что это связано с тем, что в условиях деревни, родители меньше уделяют внимание детям, воспитатели имеют недостаточную квалификацию и разновозрастные группы детей в детском саду. А так же низкий процент рождаемости здоровых детей на сегодняшний день.