ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Коррупция сопровождает человечество на всем протяжении его развития и существования на Земле. Это негативное явление, известное с приснопамятных времен, не обошло «своим вниманием» ни одно государство, ни одну территорию, где существовали группы людей при том или ином политическом режиме и в условиях различных социально-экономических формаций. Тем не менее, во все времена власть пыталась бороться с коррупцией или, по крайней мере, свести ее к социально приемлемому уровню терпимости обществом.1

Коррупция в органах государственной власти представляет социальную угрозу тем, что она непосредственно или опосредованно влияет на общественные ценности, мораль и государственные устои, подрывая веру в справедливость принимаемых государственных решений. Опасность коррупции представляется, прежде всего, в том, что за принимаемыми решениями чиновников стоит практическая деятельность, которая не всегда может иметь для общества и государства позитивный характер. Коррупция снижает эффективность промышленной политики и побуждает частный бизнес действовать в теневом секторе, нарушая налоговое, административное и уголовное законодательство. В то же время способствующим фактором развитию коррупции является сложная система государственного управления, где взятки порой являются действенным средством принятия решений. 2

Впервые за последние годы попытка законодательно закрепить понятия коррупции и противодействие коррупции, а также урегулировать сущность коррупции и меры, потенциально ей препятствующие, была предпринята в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», принятым вслед за утвержденным 31 августа 2008 г. Президентом России Национальным планом противодействия коррупции. Данный нормативный акт для российского законодательства представляется, бесспорно, интересным и уникальным в своем роде. До этого в 2006 г. Россия ратифицировала Конвенцию Организации Объединённых Наций против коррупции.

Коррупция в нем определяется как злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершения указанных выше деяний от имени или в интересах юридического лица.3

Последствия коррупции для общества и государства катастрофичны: сдерживание коррупционными процессами развития экономических отношений ведет к политической дестабилизации, к деградации общественной инфраструктуры, систем образования, здравоохранения и многих других сфер жизнеобеспечения общества; расширяется теневая экономика, в результате чего уменьшаются налоговые поступления и обедняется бюджет страны, утрачиваются финансовые рычаги управления экономикой; нарушаются законы свободного рынка в результате подкупа чиновников при решении различных вопросов экономического и хозяйственного характера, побеждают не конкурентоспособные хозяйствующие субъекты, а те, кто имеет связи и подходы к чиновникам, разоряются мелкие и средние предприниматели (эксперты утверждают, что почти половина доходов предпринимателей уходит на взятки в различных формах); повышаются цены на товары, работы, услуги в результате включения в них расходов на подкуп; дискредитируется правовая основа общества, у граждан возникает ощущение беззащитности, разочарования, утрачивается доверие к власти, появляется социальная напряженность; и, наконец, падает престиж страны на международной арене.

Важно заметить, что коррупция - это явление двустороннее. Оно не существовало бы, будь более высок моральный уровень гражданского общества и активнее общественные институты. Получать выгоды и брать взятки чиновники будут до тех пор, пока им будут их давать. Взятка - это социальная форма добровольного унижения. В связи с этим на передний план должны выдвигаться воспитательные меры. По мудрому замечанию М.А.Булгакова, высказанному устами его литературного героя профессора Преображенского, «разруха не в клозетах, а в головах». Вот почему представляется таким своевременным и необходимым разработка и внедрение в жизнь комплексных программ противодействия коррупции на всех уровнях, начиная с местного самоуправления.4

Именно на муниципальном уровне зарождаются коррупционные системы, вырастая из сложившихся отношений родственного и соседского протекционизма, блата и кумовства. Но, с другой стороны, именно на этом уровне можно построить осознанное противодействие коррупции, вскрывая конфликт интересов взяточника и местного сообщества.

В то время как коррупция часто воспринимается как имеющая место «на верхах» государственных структур, фактически коррупция является также проблемой и местного уровня; децентрализация управления, последовавшая за развалом старой системы, подняла проблему коррупции местного самоуправления во всей Восточной Европе. Это одна из причин, почему борьба с коррупцией должна начинаться на местном уровне, как это делается в Болгарии, Польше (Программа «Против коррупции») и Сербии, где можно наблюдать появление «чистых» муниципалитетов и появление местных филиалов НПО, борющихся с коррупцией.

Местные администрации скорее откликаются на волю народа, чем высокие уровни правительства, что еще сильнее укрепляет аргументы в пользу антикоррупционной деятельности на местном уровне. Местные жители могут давать оценку работе местного самоуправления, судя по качеству услуг, которые они получают. Вот почему так важно для местного самоуправления добиваться создания функционально целостной системы, в которой поддерживаются высокий уровень интегрированности, честности и гордости на всех уровнях государственных институтов (правительство), частных институтов (бизнес) и институтов гражданского общества (НПО). Данные три типа институтов должны работать вместе в коалиции, чтобы бороться против коррупции и добиваться большей целостности и прозрачности в предоставлении услуг на местном уровне. Работать вместе легче на местном уровне, где количество и разнообразие игроков меньше, чем на национальном уровне. Такой род сотрудничества отвечает нуждам граждан, привлекателен для зарубежного бизнеса и может использоваться для привлечения инвестиций.5

Залог успеха при разработке муниципальных программ видится в их комплексности. С позиции политики – это ясно выраженная политическая воля муниципальных должностных лиц и согласие самим стать объектом проверок; с позиции экономики – это определение сфер деятельности органов местного самоуправления и четкое регулирование экономических отношений без передачи должностным лицам права принятия решений по собственному усмотрению; с позиции права – совершенствование нормотворческой деятельности; социальные меры должны обеспечивать неуклонное и целенаправленное развитие всех слоев населения, с позиции нравственности - недопущение дальнейшего искажения и восстановление деградированных элементов системы морально-этических ценностей общества. За счет подобного разделения возможно противопоставление коррупционеров остальной части законопослушных граждан и формирование на этой основе в обществе нравственно-этических норм, обусловливающих данные действия как осуждаемые населением страны.

К сожалению, муниципалитетов, имеющих опыт разработки программ противодействия коррупции, единицы; среди них можно назвать Чебоксары, Казань, Ижевск, Димитровград, Уфу. Ещё одной проблемой является то, что муниципалитеты просто копируют эти программы друг у друга и не предпринимают никаких действий по реализации этих программ.

В других странах также есть опыт создания и реализации программ борьбы с коррупцией, в том числе и на муниципальном уровне. Так в Лондоне принята Программа, Стратегия и План по борьбе с коррупцией и мошенничеством на 2013-2015 года.6 Существуют Планы и Стратегии по борьбе с коррупцией в ЮАР, Австралии, Бразилии, Швеции, Филиппинах, Германии и т.д.

Уровень коррупции в России оценивается как один из самых высоких в мире. По данным Transparency International Россия занимает 127 место в мире по уровню коррупции из 177. 7Со времени принятия федерального закона «О противодействии коррупции» ситуация начала меняться в сторону большего разоблачения взяточничества и казнокрадства.

Одним из последних громких дел на муниципальном уровне стало задержание 15 ноября 2013г. мэра Астрахани Михаила Столярова. Градоначальнику вменяется получение взятки в размере 10 миллионов рублей, сообщает Следственный комитет РФ. По версии следствия, в октябре 2013 года некий бизнесмен попросил Столярова, выделить ему в Астрахани земельный участок площадью три тысячи квадратных метров под строительство административного здания. Столяров попросил за эту услугу 10 миллионов рублей, а также потребовал перерегистрировать 25 процентов доли предприятия на его доверенное лицо. Задержание мэра было произведено в ресторане при получении денег. 8

В Уфе в 2013г. выявлено в два раза меньше нарушений коррупциогенного характера. Согласно антикоррупционной экспертизе муниципальных правовых актов и их проектов, за 10 месяцев 2013г. правовым управлением администрации Уфы было выявлено и устранено 87 потенциально коррупциогенных факторов. Об этом сообщает пресс-служба столичной мэрии со ссылкой на заседание антикоррупционной комиссии под руководством главы города И.И. Ялалова. В состав антикоррупционной комиссии входят ответственные руководители городской и районных администраций, Управления МВД России по Уфе, органов прокуратуры, а также представители депутатского корпуса и общественности. Антикоррупционная экспертиза муниципальных правовых актов и их проектов осуществляется в рамках столичной Программы противодействия коррупции на период до 2013 года.

Ответственные руководители соответствующих подразделений городской администрации будут зачитывать перед Комиссией доклады о принимаемых мерах по устранению причин, условий, а также тенденций, способствующих подготовке содержащих коррупциогенные факторы проектов муниципальных законов. Также на заседании обсудили результаты прокурорской проверки исполнения законодательства о муниципальной службе. По сравнению с прошлым годом количество нарушений снизилось более чем в два раза. Количество нарушений, касающихся предоставления сведений о доходах и имуществе, снизилось более чем на 40%. В 4 раза меньше нарушений, связанных с несоблюдением служащими установленных запретов, ограничений, требований к служебному поведению и об урегулировании конфликта интересов. Фактов, связанных с несоответствием специалистов предъявляемым квалификационным требованиям, использованием при поступлении на муниципальную службу поддельных документов и т.д. и вовсе не было выявлено. Злой умысел при совершении какого-либо нарушения также не был обнаружен..Анализ работы районных администраций Уфы показал, что общее количество нарушений сократилось в 8 раз.

По итогам заседания И.И. Ялалов попросил городское Управление МВД России и прокуратуру «принять самые активные и решительные меры по выявлению и пресечению коррупционных преступлений и правонарушений». По его словам, «большое значение имеет антикоррупционная пропаганда среди широких слоев населения.9

Бороться с коррупцией нужно и начинать нужно с самого нижнего уровня, то есть с муниципального.

Необходимо добиться в обществе стойкого неприятия к любым формам коррупционного поведения, исключить имеющуюся сегодня соглашательскую позицию. Нужно сделать так, чтобы взяткодателей не любили так же, как и взяткополучателей.

Для эффективной борьбы с коррупцией необходимо, чтобы в каждом муниципальном образовании были созданы и работали Программы противодействия коррупции.

1 Филиппов В.В. - АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ МЕРЫ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ США: КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ И СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ. 2012

2 Черепанов В.В. – Основы государственной службы и кадровой политики. Москва. ЮНИТИ. 2012

3 Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»: Правовая система Консультант плюс, 2009.

4 В.Бондарь – Муниципальные программы противодействия коррупции

5 Программа Развития ООН (Региональное Бюро по странам Европы и СНГ) «Борьба с коррупцией в посткоммунистических государствах: практические уроки». http://www.transparency.org.ru/

6 ANTI - FRAUD STRATEGY 2013 – 2015, Mayor of London

7 http://www.transparency.org/research/gcb/overview

8 www.lenta.ru

9 http://ufa.rbc.ru/

Просмотров работы: 8839