ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ЖАНРЕ НАРОДНОЙ ПЕСНИ: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ЖАНРЕ НАРОДНОЙ ПЕСНИ: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ

Квочка В.А. 1, Квочка В.А. 2, Алексеева О.И. 2
1БГИИК
2ГОУ ВПО Белгородский государственный институт искусств и культуры
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время освоение и развитие песенно-обрядовых традиций особенно значимо в условиях глобализации. В связи с чем накопление вековых традиций и художественное мастерство народа чрезвычайно актуализирует трансляцию в современный социум лучших образцов традиционной музыкальной культуры. Препятствующая разрушению основ русской национальной культуры, в контексте продолжения её жизни в различных сценических формах, она выводит на качественно новый уровень в аспекте традиционных и новаторских подходов.

Для народной песни как искусства, сохраняемого и поддерживаемого в народном быту живой традицией, а значит - обладающего определенной насущной значимостью, та или иная связь с современностью, с современными интересами народа исторически предопределена, то есть заложена в самой ее природе. В этой связи совершенно справедлив тезис К.В.Чистова о том, что «надо окончательно расстаться с представлением о том, что традиция – это обязательно нечто консервативное, косное, подлежащее преодолению, в каждой традиции, далее учёный отмечает «есть разновременные по своему происхождению элементы и далеко не всегда самые старые из них обладают наименьшей актуальностью» [4, 110]. Применительно к народной песне это утверждение чрезвычайно значимо.

Более того, как тонко заметил Аполлон Григорьев, «у народа все современное лишается в песне своего современного характера и получает общий эпический, коренной, старый» [2, 34], благодаря чему новое как бы покоряется традиции и благодаря ей получает в фольклоре «права гражданства». Согласно тезису ученого, «старое не умирает, оно живет и продолжается в новом» [2, 31]. Однако устойчивое, традиционное понимание народной песни без поправки на время противоречит ее реальной жизни и в случае механического следования ему приводит к парадоксальным выводам. К примеру, отдельные исследователи до сих пор отстаивают тезис о том, что «фольклор (песенный, в первую очередь) существует, пока жива бесписьменная традиция коллективного творчества, и перестает существовать с ее исчезновением» [3, 78].

Актуализируя мысль, высказанную В.Г. Белинским полтора столетия назад: «Народные песни принадлежат к вечно живущим и движущим явлениям. Каждая эпоха произносит о них свое суждение, и как бы ни верно поняла она их, но всегда ставит следующей за ней эпохе сказать что-нибудь новое и более верное, и ни одна и никогда не выскажет всего» [1, 125-145], мы отмечаем, что она важна и современна в настоя щее время.

Сегодня музыкальная культура России включает в себя сложные процессы взаимодействия народных и профессиональных образцов музыкального творчества. Мощный креативный потенциал песенного фольклора повышает его адаптационные возможности к современным условиям восприятия народной песни, и создает фундамент для развития и модернизации новых форм музыкальной культуры.

Синкретическая природа народной песни предполагает развитие синтеза в исполнительском искусстве, что делает возможным сочетание таких компонентов, как музыка, слово, танец и т.д. Трансформация фольклора приводит к возникновению фольклоризма и неофольклоризма, а также новых форм исполнения песенного фольклора на сцене, сочетающих в себе традиции народного пения и элементы современного творчества, которые подчиняются законам сцены. На современном этапе развития сценической практики исполнители всё чаще обращаются к народной песне, интерпретируя её на сцене в стилизованном виде. Таким образом, происходит процесс перевода содержания древних пластов песенного фольклора на современный язык музыкального искусства, что делает доступным и понятным архаичное содержание народной песни для современного зрителя. В результате сохраняются народные традиции, которые являются ярким проявлением национального стиля.

Изменения произошедшие с течением времени в социокультурном мышления народа, нашли отражение в изменении его духовных потребностей. Фольклор стал не бытовой необходимостью, а искусством, выносимым на сцену, что стало предпосылкой появления певческих коллективов, как аутентичных, так и вторичных.

Заслуживает особого внимания классификация песенного фольклора выработанная И.И.Земцовским, на основе которой можно выделить следующие типы коллективов и отдельных исполнителей в зависимости от их интерпретации фольклора на сцене.

Этнографический концерт можно отнести к первому типу. Традиция фольклорных встреч берёт своё начало от Е. Э. Линевой и М. Е. Пятницкого. Выступление аутентичных коллективов и солистов (как концертный жанр) к настоящему времени переживает процесс угасания, поскольку аутентичное фольклорное исполнительство практически не функционирует в должном виде – из уст уста от старшего поколения к младшему. Вместе с тем следует отметить, что южнорусское аутентичное исполнительство занимает более устойчивую позицию.

Известно, что на Белгородчине существует ряд коллективов, сохранивших мастерское владение традиционной манерой пения. Это обстоятельство позволило исследователям народной культуры и любителям традиционного пения организовать постоянно действующие фестивали, научно-творческие лаборатории, в рамках которых производятся выступления этнографических коллективов. Одним из таких мероприятий следует считать «Маничкины чтения», организуемые кафедрой искусства народного пения Белгородского государственного института искусств и культуры, в ходе концертной части которого зрители знакомятся с традиционным исполнительским искусством ведущих мастеров из сел: Подсереднее, Иловка Алексеевского района, Нижняя Покровка Красногвардейского района, Фощеватово Волоконовского района, Вышние Пены, Введенская Готня Ракитянского района и многих других.

Следующий тип фольклорного ансамбля можно выделить творческую деятельность молодых «учеников» народных исполнителей, обычно имеющих специальное музыкальное образование и стремящихся подражать фольклорным самородкам, копировать их, стилизовать, а в лучших случаях - проникать в их творческую лабораторию, осваивать их певческий метод, их своеобразный интонационный строй, артикуляцию, специфику их исполнительского общения и поведения, искусство импровизации и т.д. Как правило, такие коллективы принято называть вторичными, поскольку исполнители не наследуют конкретную песенную традицию, а воссоздают ее через погружение в звуковой мир и диалектные особенности.

Одним из ярких примеров может служить ансамбль «Казачий круг», основателем и руководителем которого является Валерий Скунцев. В репертуаре коллектива содержится около 300 песен донских, кубанских, терских, запорожских, уральских, сибирских, волжских казачьих войск России, а также казаков-некрасовцев. Участники ансамбля стараются максимально точно следовать старым традициям казачьего пения, бережно сохраняя распев и диалект оригинала.

Песни в исполнении ансамбля «Народный праздник» (руководитель Екатерина Дорохова) звучат в подлинном виде, в традиционной манере, передающей аутентичный тембр и певческие приемы, характерные для календарного пения западнорусских территорий, а также русских сел на территории Украины. Для разучивания песенного материала используются многоканальные записи песен. Многие образцы выучены участниками в этнографических экспедициях непосредственно от носителей традиции.

К региональным коллективам, работающим в этом направлении можно отнести студенческие ансамбли: народный коллектив фольклорный ансамбль «Млада» (рук. О.Я. Жирова, О.И. Алексеева), народный коллектив фольклорный ансамбль «Раздолье» (рук. Л.Н.Сушкова) функционирующие на кафедре искусства народного пения БГИИК. Основу репертуара коллективов составляют подлинные образцы музыкального фольклора (протяжные лирические, карагодные, игровые, величальные, обрядовые, карагодные, «вечерошние», шуточные, плясовые, частушки, детский музыкальный фольклор), записанные и расшифрованные студентами и преподавателями в ходе многолетних фольклорных экспедиций в села Белгородской области; фольклорный ансамбль «Воскресение» созданный в 1989 году в городе Губкине Белгородской области. В составе ансамбля преподаватели и студенты музыкального колледжа. Основателем и бессменным руководителем коллектива является А.В.Горбатовская (с 2013г. И.В.Седых). Цель создания и работы коллектива - сохранение уникального песенного стиля родного края, возрождение хореографической и инструментальной традиции.

Корреляция форм коллективного и индивидуального творчества является непременным условием процесса развития и трансформации видов народного исполнительского искусства. Сольное народное исполнительство формировалось в зависимости от сложных процессов, происходящих в истории культуры и народно-певческого искусства. Становление традиции сольного народного исполнительства обусловлено закономерностями жанровой и стилевой основы народного творчества. Во взаимодействии форм коллективного (ансамблевого) и индивидуального (сольного) исполнительства отрабатывались основные элементы музыкального языка, образно-смысловой системы народных песен, а также выразительные средства речевого и вокального интонирования.

Закономерности интеграции этих элементов и средств типичны как для ансамблевого, так и для сольного исполнительства. Профессионализация сольного исполнительства расценивается как неизбежный итог эволюции, связанной с социально обусловленными тенденциями, возникающими под влиянием исторических процессов развития общества, общественного и индивидуального сознания, самосознания личности.

Достойным продолжением творческих начинаний плеяды народных солисток является деятельность звезд российской эстрады: Людмилы Георгиевны Зыкиной, Марии Николаевны Мордасовой, Ольги Борисовны Воронец, Александры Ильиничны Стрельченко и многих других выдающихся певиц. Именами своих народных исполнительниц по праву может гордиться и город Саратов. Стоит вспомнить любимицу саратовской публики Римму Васильевну Сергадееву, солистку Саратовской областной филармонии имени А. Шнитке, хорошо известную далеко за пределами Саратовской области.

Апробация различных художественно-исполнительских направлений и поиск возможностей путей для выражения получили широкое распространение в молодёжных коллективах. В настоящее время применяются разнообразные исполнительские формы: синтезируется аутентичное пение с техномузыкой, активно осваиваются жанры эстрадной, джазовой музыки. Основополагающим в творческих вокальных коллективах является сохранение диалектных особенностей конкретных певческих традиций.

Одним из ярких примеров современного этноджазового исполнительства по праву можно считать проект «Этносфера», объединяет которых известные музыканты (Сергей Старостин, Алексей Архиповский, Виталий Кись, Сергей Филатов, Сергей Клевенский, Таисия Краснопевцева и др.) талантливо использующих живой звук духовых, народных, клавишных и др. музыкальных инструментов. Творчество талантливых исполнителей связано с этнической культурой народов России. В ряду подвижников пропаганды лучших образцов традиционной музыкальной культуры является Хор древнерусской духовной музыки СИРИН (рук. Андрей Котов), Трио Сергея Макеева и многие другие. Целью проекта является привлечение внимания профессиональных музыкантов, творческой молодежи и всех, кого волнует судьба отечественной культуры, к проблеме сохранения и развития русской традиции в новых формах современной музыки.

Таким образом, устойчивость народной песни придаёт ей большую жизненную силу, в том числе и способность к инновации. Многие традиционные жанры народного творчества отмирают, но другие находят новое место в жизни. Созданные за многие века высокие образцы народного творчества нашедшие «новую жизнь» сохраняют значение вечно живого культурного наследия, порождающего чувство национального самосознания и гордости, которое питает в настоящее время и даст большие возможности жизни будущим поколениям.

Литература.

Белинский В.Г. Собрание сочинений: в 9 т. Т. 4. Статьи, рецензии и заметки, март 1841 – март 1842 / В.Г. Белинский. – М.:Худож.лит., 1979. – 654 с.

Григорьев, А.А. Русские народные песни с их поэтической и музыкальной стороны / А.А. Григорьев // Григорьев А.А. Эстетика и критика. – М., 1980. – С. 312-358.

Мациевский И.Б. Современность и инструментальная музыка бесписьменной традиции / И. Мациевский // Современность и фольклор: статьи и материалы. – М., 1977. – С. 78-79.

Чистов К.В. Народные традиции и фольклор: очерки теории / К.В. Чистов; АН СССР; Ин-т этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. – Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1986. – 303с.

Просмотров работы: 2987