ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО СЕКТОРА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО СЕКТОРА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Егиазарян А.С. 1, Колчина О.А. 2
1Южный Федеральный Университет
2Южный Федеральный Университет (г. Таганрог)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современные подходы к государственному управлению требуют изменения условий и принципов деятельности учреждений, модернизации управленческих механизмов, повышения ответственности руководства и сотрудников учреждений за результаты работы, совершенствования финансовых и экономических инструментов, используемых учредителями в целях развития подведомственных учреждений. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления до недавнего времени зачастую просто осуществляли содержание существующей сети бюджетных учреждений вне зависимости от объема и качества оказываемых ими услуг [2].

Под бюджетным сектором понимается совокупность организаций (юридических лиц), денежные средства которых являются средствами того или иного бюджета бюджетной системы Российской Федерации (федерального, регионального или местного) [1].

Положениями Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» созданы условия для повышения эффективности бюджетных расходов, направляемых на финансовое обеспечение услуг. Это достигается путем создания стимулов для учреждений к сокращению внутренних издержек, а для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления - стимулов к оптимизации подведомственной им сети учреждений [6].

Проблемы развития бюджетного сектора можно условно разделить на четыре группы:

1. Демографические: демографический спад (крайне важно для профобразования); старение населения (крайне важно для здравоохранения и соц. обслуживания).

2. Экономические: расходы на социально-культурную сферу: рост не более 3% ВВП к 2020 г.; сокращение доли внебюджетных доходов от платных услуг населению; низкая эффективность деятельности учреждений; «отрицательный отбор» занятых в бюджетной сфере.

3. Социальные: рост дифференциации потребностей населения; неудовлетворенность потребителей качеством и доступностью услуг; недоверие населения к реформам бюджетной сферы.

4. Управленческие: проблемы с реализацией Федерального закона от 8 мая 2010 года №83-ФЗ; острая нехватка квалифицированных управленческих кадров.

Основными целями реформирования бюджетного сектора является:

  •  
    • повышение качества, доступности социально значимых услуг;

    • повышение эффективности предоставления услуг;

    • оптимизация использования ресурсов в условиях дифференциации потребностей населения.

В современной ситуации принципами реформирования бюджетного сектора выступают:

  •  
    • доступность и высокое качество оказания государственных и муниципальных услуг;

    • обеспечение обязательств в сфере образования, здравоохранения, культуры и т.п. с учетом определения объема гарантированных государственных и муниципальных услуг в данных сферах и формирования единых нормативных затрат на их оказание;

    • большая экономическая самостоятельность учреждений и ответственность руководства учреждений за финансовые результаты его деятельности;

    • использование широкого набора бюджетных инструментов для финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений;

    • публичность и открытость деятельности учреждений бюджетного сектора, что задает новый, существенно больший уровень их ответственности перед учредителями и потребителями услуг [3].

Можно выделить основные направления реформирования бюджетного сектора в современных условиях [4, 5]:

1. Повышение качества и эффективности деятельности государственных и муниципальных учреждений:

  •  
    • конкретизация социальных обязательств (пакеты услуг, госзадание);

    • переход от содержания учреждений к финансированию услуг;

    • реструктурирование сети;

    • создание стимулов для повышения эффективности труда руководителей и работников государственных и муниципальных учреждений;

    • подготовка и повышение квалификации управленческих кадров.

2. Оптимизация роли и места сектора государственного и муниципального управления в системе предоставления социально-значимых услуг:

  •  
    • привлечение к оказанию услуг негосударственных организаций - открытая социальная сфера;

    • развитие государственно-частного партнерства.

Развитие ГЧП в свою очередь включает:

  •  
    • государственная поддержка некоммерческих организаций в обмен на обязательства (социальная ориентация деятельности, ограничения по осуществлению приносящей доход деятельности и использованию доходов);

    • поддержка благотворительности, в т.ч. развитие инструмента целевого капитала;

    • обеспечение системности налоговых льгот [5].

Реформирование бюджетного сектора в рассмотренных направлениях позволит решить вопрос внедрения в бюджетной сфере новых экономических механизмов и одновременно обеспечить надежную основу для реализации социальных гарантий; получить необходимые стимулы и условия для существенного повышения эффективности использования кадровых, материально-технических и финансовых ресурсов; создать конкурентные способы распределения бюджетных средств, соперничество между организациями за получателя социальных услуг.

Список литературы

  •  
    1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ.

    2. Колчина О.А. Реформирование бюджетного сектора в системе социально-экономического развития региона //Управление территориальным развитием в условиях социального государства: сборник тезисов докладов и статей международной межвузовской интерактивной он-лайн видеоконференции, ФГБОУ ВПО «РЭУ имени Г.В. Плеханова». – Москва, 2013. – С. 98-100.

    3. Колчина О.А. Шевченко И.К. Грезина М.А. Ракитина М.С. Синельников Т.Т. Бечвая М.Р. Сергиенко Е.В. Факторы и пути преодоления неравномерности социально-экономического развития регионов в условиях реформирования бюджетного сектора: монография. – Таганрог: Изд-во ЮФУ. – 181 с.

    4. Колчина О.А., Грезина М.А., Ракитина М.С. Направления реформирования бюджетного сектора в системе социально-экономического развития региона //Известия Южного федерального университета. Технические науки – 2013. – №6. (143). – С. 41-47.

    5. Лисин Н.В., Рудник Б.Л. Реформа бюджетного сектора: проблемы, риски и перспективы //Вопросы государственного и муниципального управления. – 2012. – №2.

    6. Федеральный закон от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Просмотров работы: 1290