По оценкам специалистов, в современном мире существует от нескольких сотен до нескольких тысяч сект. Среди них есть и такие, которые попадают в разряд тоталитарных сект или как их определяют психологи - деструктивных культов.
Деструктивные культы — это такие группы и организации, которые используют крайние и неэтичные техники манипулирования для вербовки и удержания своих членов, имеют тенденцию или прямо осуществляют тотальный контроль мыслей, чувств и поведения своих приверженцев с целью удовлетворения интересов лидеров и самодовлеющей группы. Большинство из них используют религиозное прикрытие, но есть политические, коммерческие, псевдотерапевтические, восточные медитационные и даже группы по избавлению от алкоголя и наркотиков, в которых одна форма зависимости просто заменяется другой [1]. Деятельность таких организаций наносит огромный вред как самим членам так их семьям и обществу вцелом. Очень часто пострадавшим требуется психологическая помощь для того чтобы покинуть культ.
Деструктивный культ или культовое новообразование - это организация, провозглашающая религиозные цели, но отделяющая себя, от традиционных религиозных конфессий. Она обращается к духовным потребностям любого нормального человека: поиск смысла жизни, вера в бессмертие души, избавление человечества от страданий и просто самосовершенствование. Эта «вывеска» и привлекает новичков. На самом же деле большинство сект преследует самые меркантильные интересы: обогащение элиты за счет финансовой и физической эксплуатации рядовых членов и завоевание власти. Для этого выстраивается иерархия — с железной дисциплиной, беспрекословным повиновением «учителю», принципом утаивания главных задач (правду знает лишь узкий круг, и сектант постепенно посвящается в планы «учителя» — по мере продвижения по «служебной» лестнице).
Принцип тоталитарной секты – «затащить» человека к себе прежде, чем он что-нибудь о ней узнал. Цель обращения в деструктивных культах заключается в том, чтобы вербуемый, безусловно, принял верования, практику и характерные черты личности, предписанные группой. Длительность времени, требующегося на обращение, варьируется от одного вербуемого к другому и от группы к группе. Успешное обращение часто сопровождается радикальным изменением новообращенных, когда они принимают на себя идеальную культовую личность. [2]
Хотя конкретная тактика варьируется, выделяются определенные общие черты. В брошюре Американского семейного фонда приводятся четыре признака вербовщика:
Это самый дружественный человек, какого вы когда-либо встречали.
Это человек, слишком заинтересованный в том, что и вам, как он выяснил, нравится делать.
Тот, кто осыпает вас комплиментами и похвалами и хладнокровно оценивает, что с вас можно взять: энтузиазм, энергию, физическую или интеллектуальную силу, деньги, квартиру и т. п.
Тот, у кого есть все ответы на все вопросы.
Волков Е.Н. выделяет следующие тактические приемы используемые культами для обращения и удержания человека:
1. Контроль времени и деятельности (поведения), то есть подчинение потенциальных новообращенных рассчитанному строгому временному графику, в пределах которого каждый момент связан с физически и эмоционально напряженной деятельностью. Это оставляет мало времени или вовсе его не оставляет для уединения и размышления.
2. Информационный контроль, например: отсечение или клевета на внешние источники информации, такие как телевидение, радио, газеты, связь с людьми за пределами группы; "бомбардировка" вербуемых культовой литературой, записями и лекциями по идеологической обработке и т.п.
3. Манипуляция языком. Это может быть осуществлено путем приписывания новых и дополнительных значений обычным словам.
4. Отучивание от критического, рационального мышления.
5. Обучение методикам, вызывающим транс.
6. Исповедальные сессии, во время которых культистов принуждают выдавать крайне личную информацию о прошлых и настоящих проступках и грехах, реальных или воображаемых.
7. Групповое давление, то есть предложение позитивного подкрепления, такого как одобрение, привязанность или повышенный статус, когда культисты соглашаются с целями группы, и отказ от такого подкрепления или наказание тех, кто говорит или действует вопреки культовым предписаниям.
Деструктивные культы осознают, что даже самые преданные обращенные поддаются сомнениям и могут отступиться, если только они не подвергаются интенсивной и постоянной программе поддержки. Поэтому много времени и усилий вкладывается в поддержание верности обращенных, путем использования различных тактик. [2]
В американской психологической науке существует несколько основных моделей деструктивного воздействия тоталитарных групп. Классической является модель Р.Дж. Лифтона.
Р.Дж. Лифтон выделяет восемь элементов, приводящих к катастрофическому изменению сознания:
1) Средовый контроль - жесткое структурирование окружения, в котором общение регулируется, а допуск к информации строго контролируется.
2) Мистическое манипулирование - использование запланированной или подстроенной “спонтанной”, “непосредственной” ситуации для придания ей смысла, выгодного манипуляторам. Например, физиологические и психологические изменения при переходе на вегетарианское питание объясняются “нисхождением святого духа”.
3) Требование чистоты - резкое деление мира на “чистый” и “нечистый”, “хороший” и “плохой”. Тоталитарная секта - “хорошая” и “чистая”, все остальное - “плохое” и грязное”.
4) Культ исповеди - требование непрерывной исповеди и интимных признаний для уничтожения границ личности и поддержания чувства вины.
5) “Святая наука” - объявление своей догмы абсолютной, полной и вечной истиной. Любая информация, которая противоречит этой абсолютной истине, считается ложной.
6) Передернутый (подтасованный) язык (loading language) - создание специального клишированного словаря внутригруппового общения с целью устранения самой основы для самостоятельного и критического мышления.
7) Доктрина выше личности - доктрина более реальна и истинна, чем личность и ее индивидуальный опыт.
8) Разделение существования - члены группы имеют право на жизнь и существование, остальные - нет, т. е. “цель оправдывает любые средства”.[3]
Работая руководителем антикультовой организации, М.Т. Сингер разработала шесть условий реформирования мышления в культовых группах:
1. Установление контроля над временем, в котором существует человек, особенно в периоды размышлений, и над физической окружающей средой.
2. Создание у новичка ощущения бессилия, страха и зависимости при одновременном обеспечении образцами, демонстрирующими новые поведенческие стандарты, следование которым желательно для лидера.
3. Манипулирование поощрениями, наказаниями и переживаниями новичка (в том числе и с использованием измененных состояний сознания) с целью подавить прежнее социальное поведение и социальные установки новичка.
4. Манипулирование поощрениями, наказаниями и переживаниями с целью достижения необходимого лидерам поведения и установок.
5. Создание жестко контролируемой системы с замкнутой на себе логической системой, внутри которой инакомыслящих заставляют чувствовать себя так, будто их сомнения свидетельствуют об их изначальной неполноценности.
6. Новичков держат в неведении относительно контроля их сознания и изменения последнего. Лидеры не в состоянии реформировать мышление человека в условиях полной реализации его умственных способностей и его информированного согласия.[4].
К числу общих факторов риска вовлечения человека в деструктивные культы относятся такие характерологические черты, как повышенная внушаемость, ведомость, пассивность. Подверженность личности вербовке в секту усиливается развитием невротического состояния в результате упоминавшегося психологического надлома, потери смысловых ориентаций, неуверенности в завтрашнем дне, духовной опустошенности, чувства одиночества и ненужности, непонимания в семье.[5].
В мотивационной сфере предпосылками интереса к учению неокульта и факторами риска вовлечения в его деятельность являются ориентации на глобальные макросоциальные ценности в сочетании с такими социально-психологическими особенностями личности, как неудовлетворенность бездуховной жизнью, протест против поп-культуры, жажда познания, поиск истины. Личностная самостоятельность, ориентированная на такие ценности, может предопределить легкость присоединения к “новой религии”, но, эта же личностная особенность помешает формированию синдрома зависимости и поможет быстро выйти из неокульта при возникшем сомнении в ее “божественности”.
Литература
1. Волков, Е.Н. Преступный вызов практической психологии: феномен деструктивных культов и контроля сознания (введение в проблему) /Е.Н. Волков // Журнал практического психолога. М.: Фолиум. 1996. - № 2. - С. 87-93.
2. Волков, Е.Н. Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах /Е.Н. Волков // Журнал практического психолога. М.: Фолиум. 1996. - № 3. - С. 76-82.
3. Лифтон, Р.Дж. Технология «промывки мозгов»: Психология тоталитаризма [Текст] /Р.Дж. Лифтон. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2005. - 576 с.
4. Лангоуни, М.Д. Исцеление от культов: Помощь жертвам психологического и духовного насилия [Текст] /Под ред. М.Д. Лангоуни. Пер. с англ. Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского, 1996. – 281 c.
5. Хассен, С.А. Освобождение от психологического насилия: деструктивные культы, контроль сознания, методы помощи [Текст] /С.А. Хассен. – СПб.: прайм-Еврознак, 2003. – 400 с.