ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ ФОЛЬКЛОРНЫХ ТРАДИЦИЙ В СЕЛЕ БОГАТОЕ ИВНЯНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ ФОЛЬКЛОРНЫХ ТРАДИЦИЙ В СЕЛЕ БОГАТОЕ ИВНЯНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Селюкова Т.А. 1, Киряева Е.Н. 2
1БГИИК
2Белгородский государственный институт искусств и культуры, кафедра искусства народного пения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Важнейшим условием процветания нации является сохранение языка, народных традиций, культурных ценностей. Одно из причин сложного положения России является забвение значительной частью населения национальной культуры.

О важности и значимости этой проблемы знает каждый, без глубокого всестороннего изучения песенного и музыкального фольклора, обрядов, устного народного творчества, старинных промыслов и ремесел нельзя говорить о преемственности нравственных и духовных традиций народа. Это

наши корни, которые питают и обогащают современную культуру.

Наша культура в настоящее время переживает трудное и вместе с тем знаменательное время. Экономические трудности лишили культуру финансовой поддержки в развитии материальной базы с одной стороны, а с другой - в сознании нашего народа зреет понимание того, что духовное возрождение традиционной народной культуры.

Столетиями формировалась традиции русской народной обрядовой культуры. Развитие её продолжается и в наши дни. К сожалению, в селе Богатом Ивнянского района в настоящее время обрядовая культура почти утрачена и перетерпела трансформацию. Носители традиций умирают, унося свои знания с собой.

Хочется отметить, что все усилия направлены на возрождение народных традиций, но они не осуществимы без заинтересованного и широкого участия в этой работе педагогических коллективов общеобразовательных школ. В целом возрождение прогрессивных традиций возможно лишь на основе изучения и анализа фольклорных, этнографических источников, памятников древнерусской и классической литературы. [1]

Печальный опыт прошлых десятилетий показал, что небрежное, скептическое, порой даже враждебное отношение к народной культуре и особенно к фольклору, способствовало размыванию и утрате этнических традиций, основополагающих нравственных ценностей, что в конечном итоге превратило несколько поколений россиян в людей антикультуры, привело к системному кризису всех сфер общественной жизни: политики, экономики, образования, культуры, экологии, быта и т.д.

Рассмотрение комплексных исследований локальных традиций народной художественной культуры как основы разработки региональной модели ее сохранения и развития подтверждает предположение о приоритетности данного направления в ряду первоочередных задач, так как безвозвратные утраты этнографического материала и его хранителей ежегодно прогрессивно растут. По критерию социальной значимости - отказ от этих работ или их промедление равносильны утрате традиций народной культуры. И здесь необходимо активное участие всех фольклорно-краеведческих сил, специализированных организаций, образовательных учреждений, практиков культурно-досуговой сферы, поддержка широкой общественности региона.

Организованное в рамках настоящего исследования музыкально-этнографической экспедиции по Ивнянскому району села Богатого, обработанный и систематизированный материал автора предыдущих лет позволили нам представить научную концепцию традиционной художественной культуры в этнической, историко-стадиальной многослойности ее пластов, жанров, видов и форм бытования: песенно- обрядового фольклора, народной одежды, устного поэтического творчества. Обнаружена зависимость бытования отдельных видов народной культуры от востребованности их прикладных, утилитарных функций, социального заказа, плодотворного взаимодействия всех компонентов региональной системы сохранения и развития традиционной культуры. [2]

Большой проблемой остаются кадры. В комплексе принятых мер хотя и отводится особое место кадровому обеспечению, но этого недостаточно. По-прежнему приходящие на работу специалисты не только не знают традиций данной местности, даже такой простой вопрос, почему в народных песнях припев начинается словами «Лели-Лели» или «Ладо-ладо», многих из них ставит в тупик.

То, что русский народ воспевал бога жизни и счастья Леля, и бога согласия и любви Ладо стоило бы не только знать, но и уметь петь эти песни. Незнание традиций своего края, неумение создать творческий коллектив, так как практика и учеба клубных работников все еще направлены на сценические выступления, вынуждают многих из них годами искать пути применения своих способностей. [1]

Для сохранения своего культурного наследия село Богатое и близ лежащие к нему посёлки должны организовать исследовательскую и просветительскую деятельность. Только тогда станет возможным создать единое поле традиционной культуры. Никто лучше местных культурных работников не сможет собрать, классифицировать и использовать свой региональный материал, и нигде лучше, чем в своих районах, он не будет воспринят. [1]

Литература

  1. Народная художественная культура Белгородчины на рубеже веков:

состояние и перспективы /Тезисы и доклады научно-практической

конференции. - Белгород, 2001.-228 с.

  1. Жиров, М.С. Региональная система сохранения развития традиционной

художественной культуры: Учебное пособ. / М.С. Жиров.- Белго-

род, 2003.- 312 с.

Просмотров работы: 2921