ПЕСЕННО-ОБРЯДОВЫЕ ТРАДИЦИИ ШЕБЕКИНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПЕСЕННО-ОБРЯДОВЫЕ ТРАДИЦИИ ШЕБЕКИНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Артеменко В.И. 1, Алексеева О.И. 1
1ГОУ ВПО Белгородский Государственный Институт Искусств и Культуры
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность темы. Возрастающий интерес россиян к народным традициям, многовековому историко-культурному наследию отражает стремление общества к духовному самосохранению и национальной самоидентификации. В связи с этим обращение к национальным традициям становится не только необходимым и своевременным, но и закономерным явлением общественно - политической жизни государства. Осмысление русской народной песни, региональной традиционной музыкально - обрядовой культуры, позволяет рассматривать ее как базисную основу трудовой и социальной жизни народа, в которой нашли отражение историческое время, отношение людей к действительности, родной природе, семье.

В этой связи особую значимость приобретают принятые законы Федерального, регионального значений, направленные на развитие и сохранение отечественной культуры и искусства. Реализация поставленных задач позволяет выйти на качественно иной уровень освоения, сохранения и развития музыкального народного искусства в контексте традиционных и современных подходов. Ввиду этого для нас становится актуальным обращение к многовековому наследию традиционной музыкально-обрядовой культуры народа, опыту народно-певческих коллективов, обогативших исполнительскую практику новыми теоретическими, научно-методическими и творческими наработками.

Объектом исследования является традиционная музыкально-обрядовая культура Белгородчины в историко-культурном контексте.

Предметом исследования - процесс трансформации традиционной музыкально-обрядовой культуры Шебекинского района в историко-культурном контексте.

Целью исследования является выявление роли и значения традиционной музыкально-обрядовой культуры в деятельности хоровых коллективов.

Реализация цели обусловила постановку и решение следующих задач:

- рассмотреть традиционную песенную культуру Шебекинского района в контексте традиционно - обрядового комплекса;

- раскрыть методы формирования репертуара творческих коллективов фольклорной и народной направленности.

- проанализировать народно-певческие коллективы выступающие носителями песенной культуры Шебекинского района;

Методологическую основу составили труды ученых-фольклористов, этнографов: В.М.Щурова, М.В.Медведевой, А.В.Рудневой, работы белгородских краеведов, посвященные истории заселения Шебекинского района: Ю.Н.Шмелева, Б.С., Осыкова, И.Г. Пархоменко.

Исследованию различных сторон музыкально-обрядовых традиций Шебекинского района, посвящены работы О.И. Алексеевой, И.И. Веретенникова, М.С. Жирова О.Я. Жировой, И.Н. Карачарова и др.

Принципам работы народно - певческого коллектива уделяли свое внимание Шамина Л.В., Мешко Н.К., Попов С.В., и другие.

Эмпирическую базу исследования составили фольклорно-этнографические материалы историко-художественного музея Шебекинского района, Белгородского государственного центра народного творчества, кафедры искусства народного пения Белгородского государственного института искусств и культуры, а также осуществленные авторами личные исследования. Основными информантами песенно-обрядового фольклора явились: Дудченко М.В.- 1930 г.р.,Самотягина Н.Е. -1931 г.р. с.Нежеголь; Болдина П.Н. - 1924 г.р.,Выродова Н.Г. - 1931 г.р.,Лаптева А.П. – 1935 г. р., Матушкина П.П. - 1929 г.р., Мокрищева О.П.- 1928 г.р. с. Верхнеберезово; Аргунова В.П.- 1929 г.р., Бронникова М.Н.- 1922 г.р.,Бронникова Е.М.- 1923 г.р. с.Булановка.

Научная новизна работы состоит:

- в выявлении артефактов музыкально-обрядовой культуры ряда сел Шебекинского района в историко - культурном контексте.

- во ведении в активный процесс исполнительской практики пласта песенно – обрядового фольклора Шебекинского района.

Структура работы включает введение, три раздела, заключение, список литературы.

Традиционная песенная культура Шебекинского района в контексте традиционно-обрядового комплекса

Анализ специальной литературы свидетельствует в пользу того, что историческое развитие русского музыкального фольклора происходило в определенных пространственно-временных и социокультурных условиях. По мнению учёных именно на пересечении этих координат и возникли региональные фольклорные традиции, на существование которых собиратели и исследователи народной музыки обратили внимание с момента зарождения русской фольклористики. На формирование стиля помимо исторических, географических, бытовых причин и факторов, огромное влияние оказывали этнические, а также природные условия проживания.

В центре внимания южнорусской певческой традиции учёные фольклористы с особым вниманием отмечают локальные различия. На некоторые из них собиратели и исследователи русской народной музыки обратили внимание давно. Один из самых известных составителей первого печатного сборника русских песен В.Трутовский, так охарактеризовал местные различия: «Что же касается до голосов, то я прислушиваюсь от многих, нашел, что везде поют разными манерами» [18,5].

Одним из интереснейших локальных традиций в Белгородском крае исследователи по праву называют Шебекинский район. Данную культуру, как и в большенстве сёл на Белгородчине связывают с военнослужилыми. По мнению В.М.Щурова, появление ратных людей и их семей на территории Юга России дало толчок к появлению великолепных, красивейших песен, радующих слух богатством красок и выразительностью мелодий. Небезынтересен факт хорошей сохранности песен. По свидетельству учёного многие сохранились без изменения и совпадают с материалами VIII века [17].

В северо-восточной части Шебекинского района расположены исследуемые в данной работе села: Булановка, Верхнеберезово, Нежеголь. История их развития дает возможность как в целом проследить зарождение и развитие культуры Шебекинского края, так и выявить особенности становление этнокультурной традиции рассматриваемых сел.

Особенности жанрового состава местного фольклора позволяют говорить о том, что данная традиция представляет собой очень интересное явление, имеющие глубокие исторические корни. Так, из архивных источников следует, что этнокультурные традиции Шебекинского района уходят в глубокую древность. Доказательством тому служат результаты работ археологов. Так, по их предположению, примерно две с половиной тысячи лет назад здесь жили скифы, «…свыше тысячи лет в этих краях происходила юго-восточная граница древнерусского государства: остатки раннеславянского населения восьмого - девятого веков найдены археологами у реки Корочи, возле села Большое Городище» [15].

Важным для нас являются сведения из архивных документов, в которых сказано о том, что в IX веке на правом берегу реки Корень (вблизи современного села Крапивного) было основано укрепленное поселение, которое в XI веке превратилось в большой древнерусский город. Он относился к Черниговскому княжеству, затем к Новгород-Северскому княжеству и был самым крайним на юго-востоке Руси. Просуществовал этот город до 1240 года, когда вместе со многими другими был разрушен во время монгольского нашествия на Русь. С тех пор он исчез и больше уже не возродился.

Также архивные документы подтверждают то, что расположенный в лесостепной зоне на юго-востоке Руси, Шебекинский край, как и вся территория Юга России, регулярно подвергался нападениям татар, кочевников, которые заставили принимать необходимые меры. Так, с целью укрепления обороны строились защитные сооружения, крепости. Вокруг новых городов-крепостей возникали села и деревни. В заселении южных земель историки отмечают большую роль низших служилых людей, известных позднее под названием «однодворцев» [ 16,3 ].

В контексте осуществляемого нами анализа, особый интерес представляет село Булановка Шебекинского района Белгородской области. Она является центром Булановского сельского поселения, куда входят собственно село Булановка и хутор Дубовенька. Из архивных документов следует, что название села связано с историей вольного казачества. По фамилии казака село было названо Булановкой. Свидетельством того, что жители этого села – люди оседлые, земледельцы, подтверждает и тот факт, что местные этнокультурные традиции проявляются в основном в календарно-обрядовых песнях, (причем акцент приходится на зимний период), под воздействием которых формировался музыкальный облик свадебных, приуроченных лирических и хороводных песен. Для певческой традиции села характерно женское пение, мужское ансамблевое пение не встречается. Это дает предположение о том, что фольклорная традиция исследуемого локуса имеет некоторые черты с западнорусской песенной традицией.

Село Верхнеберезово Шебекинского района составляющая предмет нашего анализа является центром Верхнеберёзовского сельского поселения, куда входят села Верхнеберезово (317 дворов), Титовка (36 дворов) и хутор Пристень (6 дворов). Согласно архивных данных Шебекинского историко-художественного музея, деревня Березово была основана в 1663 г. служилыми людьми из г. Корочи. Об этом свидетельствует «выпись» из книги о наделении землей по Белгородскому воеводству: В 1731 г. в день Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября) в Берёзово была освящена первая церковь.

Крестьяне Березово, аналогично булановским, не были крепостными. Они получили свои наделы за службу государю и относились к числу однодворцев, впоследствии - перешли в ранг государственных крестьян- четвертников. Земли, находившиеся в их пользовании, являлись собственностью и не подлежали переделу. Небезинтересен факт того, что село с конца XIX начала XX века относилось к Троицкой волости Новооскольского уезда Курской губернии.

В документах архивных источников в 1902 г. название села Верхнеберёзово значилось как Верхняя Берёзовка, в 1920 – 1930 гг. Верхне-Берёзово. Также как и в Булановке, в Верхнеберезово развивалось земледелие, для населения было характерно южнорусское наречие. Следует отметить, что находясь на окраине государства местное, население ощущало на себе влияние украинских соседей. Характерные особенности ощутимо проявляются в использовании украинских слов. Вместе с тем в поэтических текстах местного музыкального фольклора села сохранены основные особенности местных говоров. Песенные образцы представлены свадебным, лирическим и хороводным жанрами, имеющими красочные и выразительные мелодии характерные для южнорусской традиции [1].

В силу своего стратегического значения село Нежеголь Шебекинского района имеет особое место в цепи исторических событий. Как следует из старинных летописей, архивных документов, когда - то на выступах речных берегов Корочи, где сейчас расположены сёла Дмитриевка и Архангельское (с. Нежеголь в пяти километрах от последнего), находились непреступные белокаменные замки аланов, которые входили в Хазарский каганат. Появление в начале Х века новых степенных завоевателей печенегов превратило, по свидетельству летописца, жизнь на границе степи в «рать без перерыва». В середине семнадцатого века, в связи с необходимостью укрепления Московского государства, появляется оборонительная, так называемая Белгородская черта. Линия укреплений протянулась на 800 км. с запада на восток от реки Ворсклы до реки Челновой. На протянувшейся защитной черте были образованы свыше двадцати крупных городов. Болховец, Карпов, Хотмыжск, Нежегольск и другие, многие из них сохранили свои названия и сегодня, как например Хотмыжск и Нежеголь.

Из тех же летописей известно, что оборонительные мероприятия положительно сказались на безопасности края. Они способствовали более скорому заселению покинутых мест. К сожалению небольшие, но не прекращающиеся нападения татар заставили вновь принимать меры. Так, «с целью укрепления обороны по указу царя Алексея Михайловича было велено строить на реке Нежеголь город. Его решили построить в наиболее узком месте защитной системы. Как раз там, где было недостаточно сил для охраны подступов к реке Короче и множества расположенных рядом с ней сёл и деревень». Это место так называемый Нежегольский острог, находилось ближе к востоку, где впадает река Короча в Нежеголь, рядом с селом Нежеголь [7,776-778].

Более точная дата образования Нежегольска (ныне село Нежеголь Шебекинского района) – 1654 год. По архивным документам известно, что под руководством полковника Александра и его брата Ягана Крафертовых солдаты их полков, поставили земляной город Нежегольск. Первоначальное название города было Нежегольск, затем Нижегольский и позже Ниже Голь.

Выстроенный небольшой город имел квадратную форму с 600 саженью в окружности. На каждом из углов располагалась деревянная башня. Одна из них имела название Таницкая. От неё был положен тайник к реке Нежеголь. Помимо четырёх башен, расположенных по углам города, были ещё две так называемые, проезжие, одна к реке, другая с Московскими воротами. Первыми поселенцами в Нежегольске по архивным документам были «переведенцы» - служилые люди из Белгорода, Корочи, Болховца и часть из Карпова [1].

Архивные документы сохранили фамилии первых поселенцев в Нежегольске, многие из них и сегодня можно встретить в селе: Матрёнины, Сабельниковы, Долженковы, Каторгиновы, Бибечивы. Всех переселившихся привлекало просторы и плодородных земель. Каждое сословное население получало себе особые поземельные участки. Так, разные земельные территории имели пушкари, казаки. Многие из военнослужилых сами обрабатывали земли, сочетая службу с различными повинностями, например строительство городских укреплений. Ввиду того, что хозяйство состояло из одного двора, владельцев стали называть однодворцами. В конце XII, когда граница русского государства отодвинулась к югу и острая необходимость в служилых убавилась. По распоряжению Петра Первого, часть людей села Нежеголь была переориентирована на подготовку и ведения Азовских походов. К тому времени город совсем теряет своё оборонное значение. В 1708 году всё государство было разделено на восемь губерний, в следствии чего Белгород, Суджа, Мирополье, Рыльск, Короча и Нежегольск были отнесены к Киевской губернии.

Следует отметить, что формирование традиционной культуры села Нежеголь частично складывалось под воздействием Украины. Однако взаимовлияние великорусов и украинцев явно ощущается только в более поздний исторический период. Это нашло своё отражение в текстах песен, прикладном творчестве, быте. Факт большого количества служилых людей, однодворцев в южнорусской губернии и в частности в селе Нежеголь наложило определённый отпечаток на песенный репертуар, материальную культуру села. Вместе с тем в фольклоре нежегольцев сохранились многие архаичные черты, корнями уходящие ко времени единства юго-восточных славян, на что указывает факт того, что в 60 - е годы семнадцатого века один из основных потоков заселения будущей Слободской Украины проходил через Белгород, а из него на земли, расположенные по южную сторону реки Нежеголь [1].

Особая жизнь нежегольцев, привязанность их к семейно-бытовым праздникам, сформировала богатую обрядовую культуру края. Наиболее полно в многообразии художественно-словесных элементов представлен свадебный обряд села Нежеголь, объединяющий некоторые узловые моменты в сопровождении традиционных песен.

Основу свадьбы составляла, прежде всего, хозяйственно-экономическая необходимость, возможность вступления в брак оценивали, как правило, с точки зрения практической, материальной выгоды. Сохранившаяся народная пословица гласит «Не молодца любят-денежку».Стремлением родителей жениха было взять в семью девушку скромную, трудолюбивую мастерицу, продолжательницу рода. Будущих невесток присматривали задолго до свадьбы во время полевых работ, праздничных гуляний, служб в церкви. Мнение жениха и невесты учитывалось редко, хотя иное, противоположное отношение к браку («Не бери приданое, бери милу девушку»)также присутствовало»[9,1-5].

История свадебного обряда насчитывает немало веков. «Об этом свидетельствует, в первую очередь, его тесная связь с народным земледельческим календарем: вплоть до 50-х годов ХХ века в Шебекинском крае, как и во многих других регионах России, свадьбы играли после завершения полевых работ, в осенний и зимний Мясоед. Не случайно те недели, которые начинаются с 6 января и продолжаются до Масленицы, издревле назывались на Белгородчине «свадебными». Главные узловые моменты обряда получили в Нежеголи названия: сватовство, повивание и собственно свадебный пир» [9,6].

Так, ещё до начала свадьбы совершались традиционные действия, которые ей предшествовали. Сватовство считалось почином дела. В дом, где была молодая девушка на выданье, засылали сватов. Шли свататься, обычно, родственники жениха. В доме невесты заводили разговор в известной традиционной форме о голубке.

После этого разговора звали невесту, проверить нет ли у неё физического недостатка. В случае, когда обе стороны оставались довольны, все присутствующие, кроме жениха и невесты, садились за стол, девушка разрезала принесенный каравай на 4 части и отдавала их своим родителям и родителям жениха. В этот период звучала песня «Ох утица, перепелица».

После, сваты договаривались прийти с женихом на следующий день. Жених в свою очередь, должен был оценить внешние достоинства невесты. Он просил её пройти по горнице, дабы узнать, не хрома ли.

На вопрос жениху: «Ну как тебе невеста, хороша ли?», следовал ответ: «Как батюшке с матушкой, так и мне будет». Когда обе стороны приходили к согласию устраивали небольшое застолье. В селе существовал такой обычай, если девушка была согласна выйти замуж, она разрезала пирог на четыре части, которые приносили сваты. Здесь же на сватовстве, договаривались о дне свадьбы, о приданном.

Свадьба назначалась не далее как через две недели. За это время невеста готовила будущей родне подарки. В приготовлении даров невесте помогали близкие подруги. Самым «удалым» доверялось помогать шить рубашки свёкру и жениху. Для свекрови девушки обычно вязали кружева. В этот день звучали такие песни, как «Шли, прошли красные девки горою».

Во всей свадьбе девичник занимал одно из основных мест. В селе, по традиции, он проходил в четверг. В этот день были так называемые похороны девичества. Невеста звала к себе самых близких подружек, голосила и причитала. Мать её обязана была накрыть для девушек стол. Непременно на столе присутствовали ветки калины с ягодами. По обычаю она должна была простоять на этом месте до первого дня свадьбы, а точнее до поезда. На девичнике за столом пели песню - «У ворот белая береза».

В день девичника, молодые парни собирались у жениха, как девушки у невесты, это был так называемый – «мальчишник». В пятницу, по традиции, ехали к жениху с приданным в сундуках. У него украшали дом праздничными рушниками, скатертями. Это делали тётя, крёстная и родня невесты. Мать жениха накрывала стол.

Свадебный день, как и сватовство, были особенно насыщенны различными действиями и событиями. В доме жениха все готовы к отъезду, к венцу. Свадебные сани, как правило украшали лентами, бубенчиками, колокольчиками и рушниками, поскольку выкуп невесты представлял собой насыщенный театрализованный спектакль. Подъехавшего жениха встречали песнями «Ох, чей жа то конь».

Далее происходил обряд выкупа. Выкупали ворота, хату, место, постель, подушки и косу невесты. Торговались девушки с роднёй жениха, дружками, свахой. А сам жених и его гости на протяжении всего времени веселились на улице. По завершению торга, дружка вёл невесту за стол, на котором стояли хлеб и ветка калины. Мать молодого с тарелкой, накрытой рушником, начинала разговор с родителями невесты: «Люди добрые, позвольте невесте косу, а жениху кудри помазать». После разрешения, мазала молодым головы коровьим маслом. Затем, по традиции, выходила во двор, где осыпала гостей орехами и семечками. По возвращению крёстной матери в дом, стелили шубу мехом вверх. Жених и невеста становились на колени и родители невесты их благословляли. После благословления, они три раза кланялись родителям невесты, а, затем, дружно выходили молодых во двор для того, чтобы отправиться на венчание.

Невеста садилась в первые сани, а жених – во вторые. Поезд отправляли в церковь, к венцу. Возле церкви молодые брались за руки и держались так целый день, чтобы прожить жизнь в добре, счастье и согласии. После благословления, священника следовал обряд венчания. Невесту и жениха после венчания сажали в одни сани. От церкви молодые ехали в дом жениха, где их встречали его родители, а крёстная жениха разметала им веником дорогу с улицы и до самого дома. В доме, на расстелённой шубе, они кланялись родителям в ноги, а затем целовали три раза икону, сначала жених, а потом и невеста. За стол молодых усаживали рядом. По обычаю, они ничего не ели и не пили: их ложки были связаны красной ленточкой, символизирующей радость и любовь. Этот обычай жив и в настоящее время. В день свадьбы молодым веселиться не полагалось.

По свидетельству Самотягиной М.Е. (1931 г.), невеста на пиру должна быть скромной, журливой. Повивание - один из кульминационных моментов свадьбы. Оно заключалось в смене девичьего головного убора на женский. Этот обряд совершала её крёстная мать. В начале невеста, как приписывал обычай, сопротивлялась: два или три раза бросала платок на пол. На третий раз жених придерживал ей руки, не давая упасть платку. Крёстная мать невесты, расплетённую косу заплетала на две, приговаривая: «Левую заплести на сыночка, а правую – на доченьку». Поверх головы ей надевали платок. После того как, невеста была повита, считалось, что свадьба скреплена. По завершению обряда повивания невеста одаривала свёкра, свекровь и жениха подарками, а те в свою очередь – одаривали невесту. Во время свадебного пира гости пели плясовые, шуточные песни: например «Ох, кумушки, вы, голубушки».

Итожа рассмотрение традиционной свадьбы села Нежеголь, следует отметить, что это одно из наиболее устойчивых явлений традиционной культуры села, а необычайное богатство и разнообразие, поэтичность этого старинного обряда, в котором нашли отражение мысли и чувства нашего народа, его душевные порывы и мечты, позволяют считать свадебный обряд жемчужиной в сокровищнице русской народной культуры.

Таким образом, во взаимодействии исторических, социально – экономических, бытовых причин и факторов на протяжении многих веков формировались музыкальные традиции, обряды и праздники сел Шебекинского района, представляющие сегодня значительный пласт культуры, называемой южнорусской.

Методы формирования репертуара творческих коллективов фольклорной и народной направленности

Основой деятельности хоровых коллективов, источником их творческой силы, безусловно, является репертуар, представленный в первую очередь подлинной народной песней. Именно «Песня, - писал П.И.Чайковский,- есть драгоценный образец народного творчества. Её самобытный, своеобразный склад, ее изумительно красивые мелодические обороты требуют глубочайшей музыкальной эрудиции, чтобы приладить русскую песню к установившимся гармоническим законам не искажая ее смысла и духа» [12].

Эта мысль композитора не утратила своей актуальности и в настоящее время, предъявляя новые требования к руководителю-хормейстеру. Народная песня как «наиболее распространённый вид народной музыки, продукт коллективного устного творчества» прошедший огромный путь и «вобравший характер каждого народа, обычаи, исторические события…» [13, 861] по-прежнему остаётся важным средством нравственного развития человека, роста творческого потенциала руководителя и участников певческого коллектива, приобщения к художественно-эстетическим ценностям как средству достижения общей культуры в процессе творческой деятельности.

В связи с этим, проблема репертуара для исполнительского коллектива является важнейшей эстетической, социальной, педагогической, художественной содержательной исполнительского искусства, и по праву всегда была основополагающей в художественном творчестве. Так, образцы проверенные временем традиционного песенного фольклора, учат нравственности, добру, открытию и утверждению истины, взаимоотношениям в обществе, воспитывают патриотизм.

Психолого-педагогический процесс влияния на отдельную личность проявляется в нескольких направлениях: воспитание креативности творческой личности; развитие ее коллективистских и коммуникативных качеств; формирование общественной направленности личности; ее приобщение к духовным ценностям.

В ракурсе рассматриваемой проблемы мы рассматриваем народно – певческий коллектив как социально-педагогическую ценность, осуществляющую: информационно-познавательную функцию, включающую исторические песни несущие информацию об исторических событиях, личностях – героях; коммуникативную функцию, объединяющую людей - единомышленников; социальную функцию, содержащую в художественном продукте этические ценности, нормы, идеалы, характерные для разных исторических периодов культуры, обеспечивающую тем самым преемственность в культуре, способность «транслировать ее от поколения к поколению; эстетическую (гедонистическую) функцию, поскольку она несет в себе представления о прекрасном в жизнедеятельности социума, в быту, языке, пластике, формах.

Было бы несправедливо определить приоритетность какой - либо из перечисленных. И всё же опираясь на мнение исследователей, мы отмечаем коммуникативную - одну из важнейших функций которой является способность «воспроизводить человеческое в человеке» [4,44-47].

Гармоничный синтез двух составляющих песни – слова и музыки, где «поэтический текст несет смысловую нагрузку, конкретную или кодовую информацию, а мелодия усиливает силу слова, придает произведению определенную жанровую окраску, а, следовательно, и функциональную принадлежность, объединяет людей в общих чувствах добра, красоты, уважения человеческого достоинства. Действительно, при совместном пении и музицировании ярче выявляются свойства характера каждого из поющих, особенности его темперамента, своеобразие таланта, красота и сила голоса» [6,101]. Именно русская народная песня, по мнению Б.В.Асафьева обладает «действенными способами этического воздействия посредством эмоционального сопереживания, способного вызвать сочувствие в беде, согласовать усилия в работе, укрепить общее настроение, вместе порадоваться, вместе оплакать потерю» [3, 382].

Важным для нас в ракурсе рассматриваемой проблемы является мнение П.Г. Богатырева, выделившего в народном искусстве такие функции, как социальная, этическая, магическая, религиозная, обрядовая, церемониальная, эротическая, сатирическая; национальная и региональная; возрастная и социально-половая; профессиональная и сословная; праздничная и повседневная [5, 30-49, 297-366, 432-449]. К функциям народной песни по отношению к обществу, по мнению автора можно отнести также сохранение основ эстетического, нравственного потенциала нации, а по отношению к личности: культурно-политическое, нравственно-эстетическое, педагогическое, организационно-мобилизующее, эмоционально-компенсаторные.

По справедливым замечаниям опытных хормейстеров репертуар коллектива народного направления, что в принципе мы можем отнести и к коллективам фольклорного направления, должен быть разнообразным по тематике, жанрам исполнения произведений, их стилистическим особенностям, формам строения, художественным средствам музыкального языка. Разноплановые по тематике, кругу образов произведения должны в тоже время подбираться в таком сочетании, при котором было бы возможным создание из них единых, цельных по композиции концертных программ. Именно параллельная работа над музыкальными контрастными произведениями должна обеспечить разностороннее развитие участников хора.

Наше мнение согласуется с посылом Л.В.Шаминой о том, что «огромное значение в деятельности творческого коллектива имеет принцип доступности репертуара, то есть соответствия технических трудностей конкретного произведения исполнительским возможностям певцов, вокально-хоровому составу коллектива» [14,140].

Согласно утверждениям Л.А Антиповой, формируя репертуар, необходимо руководствоваться еще и тем, что каждый конкретный исполнительский состав уникален по характерности звучания голосов, тембровой красочности, наличию однородности или смешанного состава, вокально-техническим возможностям, степени музыкальной восприимчивости и исполнительскому мастерству участников. В аутентичной традиции идеальных коллективов не встречается даже в узколокальных, а тем более контрастных стилях. Каждый ансамбль обладает собственными певческими и музыкальными способностями и своей манерой исполнения. Разумеется, разный уровень мастерства оказывает заметное влияние на степень сложности репертуара коллектива, но в конечном итоге не это главное. «Важно чтобы музыкальный материал исполняемых произведений был интересным и художественно ценным, а поэтический текст не выходил за рамки эстетических норм. Каждый фольклорный ансамбль формирует свой собственный репертуар, изменяет и совершенствует его не повторяя и не изменяя песенные образцы в других коллективах» [2, 32-33].

Первый и основополагающий принцип в выборе репертуара – художественная ценность того или иного произведения, предназначенного для хорового исполнения. Формирование мировоззрения исполнителей, расширение их жизненного опыта происходит через осмысление репертуара. Хорошая лирическая песня, построенная на народных интонациях, сюжетное полотно, раскрывающее историческое прошлое народа, шуточная песня, наполненная здоровым народным юмором – всё это служит интересным воспитательным материалом для работы в коллективе.

Руководитель народно-певческого коллектива, особенно самодеятельного, часто зависит от ряда объективных причин, которые диктует тот или иной состав хора. И часто случается, что руководитель не в силах создать такой состав коллектива, какой бы ему хотелось. Он бывает связан условиями, определяющими и качественный и количественный состав коллектива, который может быть и маленьким и большим, однородным (женским, мужским) или смешанным (полным, неполным). Таким образом, подбирая репертуар, руководитель часто вынужден приспосабливать то или иное произведение к имеющемуся составу хора и уметь переложить выбранную партитуру на свой состав.

Следующим принципом формирования репертуара является принцип от «простого к сложному». В ряде случаев целесообразно включать в репертуарный план произведения, которые помогают решению конкретных учебных задач в коллективе. Например, для певческого развития отдельных групп хора хорошо подбирать такие произведения, в которых этим группам поручаются сольные партии. Число таких специально «учебных произведений» должно быть ограниченным. У каждого хорового коллектива со временем вырабатывается определённое репертуарное направление, накапливается репертуарный багаж, соответствующий составу участников, певческой манере, творческим задачам.

Перспективной линией в репертуаре народно-певческих коллективов можно считать обращение коллективов к местной стилистике народных песен, и к местной теме. Если участники коллектива живут в Блгородско-Курском регионе, то большая часть репертуара должна принадлежать этой традиции. Так, песни, записанные в селе Нежеголь Шебекинского района, разнообразные по жанровой тематике, по трудности исполнения, полноправно могут быть включены в репертуар народно-певческого коллектива.

Таким образом, местный фольклор является чрезвычайно богатым и плодотворным источником формирования репертуара народно-певческого коллектива. Ему принадлежит большая роль в воспитании художественного вкуса, в сохранении неповторимой красоты и самобытности творчества народных талантов. Пути и формы освоения фольклора различны. Одни коллективные (фольклорные, аутентичные) – отбирают и исполняют произведения народного творчества только в их подлинном вид; в репертуаре других есть фольклор в «чистом» и обработанном виде (фольклорные коллективы); третьи не только хранят и пропагандируют лучшие старинные песни и танцы, но и создают на их основе новые произведения, откликающиеся на важнейшие события современности (народные хоры, ансамбли); четвёртые исполняют авторские сочинения, созданные в стиле подлинно народных песен . Успех приходит к тому, кто неустанно изучает фольклор, бережно относится к нему, постоянно пополняет свой репертуарный багаж. Народная песня может служить основой для создания, разработки крупных сценических композиций: вокально-хореографических и музыкально-хоровых сцен, сюит, народных представлений типа игрищ, свадеб, девичников, посиделок, венка народных песен. Естественно, овладение крупными музыкально-сценическими формами доступно лишь большим коллективам, в составе которых имеется хореографическая группа, или же таким, в которых участники хора умеют танцевать; необходимо также хорошее инструментальное сопровождение.

Пение a cappella требует от хора высокой исполнительской культуры, технического мастерства; оно оказывает сильное эмоционально-художественной воздействие не только на слушателей, но и на самих поющих. Возможности пения a cappella чрезвычайно велики, о чём свидетельствует вся история русской хоровой культуры. Его художественное значение для развития хорового искусства трудно переоценить. Произведения a cappella составляют значительную часть репертуара в народно-певческом коллективе, особенно в коллективах фольклорной традиции.

Формирование репертуара имеет важное значение в концертно-исполнительской деятельности хорового коллектива, которая связана с проблемой составления программ. В этой связи нужно соблюсти несколько правил: при пении без сопровождения не рекомендуется исполнять подряд песни полутоновом тональном соотношении; принцип контрастности произведений можно чередовать с исполнением песен одного жанра; время непрерывного звучания лучше соблюдать в пределах 30-40 минут; кульминация выступления должна приходится на конец программы; произведения большого драматизма, высокой тесситуры, громкой динамики следует чередовать со спокойными, лирическими произведениями. Основным критерием удачной программы является – составление её в одном тематическом ключе, а так же возможно составление цельных по композиции концертных программ, состоящих из разноплановых по тематике и по жанрам произведений.

Таким образом, при формировании репертуара хорового коллектива имеет важное значение соблюдения всех вышеперечисленных принципов.

Формирование репертуара в хоровом коллективе происходит поэтапно, оно базируется на определенных подготовительных периодах. Репертуар всегда отражает тот или иной организационный метод работы народного самодеятельного хора.

Совместное фольклорное пение создает особую музыкальную реальность, сочетающую индивидуальное и коллективное, которая становится отражением, если можно так сказать, фольклорного менталитета, и, в этом смысле, становится выражением этнического музыкального сознания. Возникающая при этом позитивная энергетика звучания не может быть достигнута решением только вокально-исполнительских технических задач. Наше мнение полностью согласуется с мнением специалистов о том, что «…каждый участник ансамбля должен не только владеть принципами народного исполнительского мастерства, но и в полной мере представлять себе специфику и основные закономерности народной традиционной культуры, воспринимать народные традиции как продуктивный опыт, жизнеспособный и актуальный в современных условиях» [8,90]. Поэтому не совсем ясно, когда критики оценивают путь освоения народной песни ансамблями фольклорного направления как поверхностный и скоротечный: «Выезжая в экспедиции и слушая народных певцов, молодые люди влюбляются в их пение и осваивают его «скоростным методом» - путем подражания. При этом успевают схватить лишь внешние и огрубленные черты» [10,36].

Анализ содержания современного репертуара творческих коллективов Шебекинского района («Русские узоры», «Раздолье») показывает, что они используют авторские песни и песни профессиональных композиторов, которые оказываются жизненными и долговечными, когда они передают мировоззрение и чувство народа и опираются на музыкально-художественную традицию. Порой авторами музыкальных произведений являются также сами руководители народных хоров. Но лишь самым зрелым из них удается достичь уровня народных, буквально слиться с народным музыкально-поэтическим мышлением. Поэтому использование в своем творчестве авторских песен по праву можно считать одним из методов формирования репертуара.

Безусловно, важнейшим в работе народно – певческого коллектива фольклорной направленности является «копирование». Вместе с тем, такой приём как и точная имитация тембра или жесткое выучивание расшифровки (аудиозаписи) всегда воспринималось как антипод свободе фольклорного мышления: «Серьезной ошибкой в работе фольклорного коллектива представляется всякая формальная копировка единичного песенного образца или приведение многообразных форм выражения к стереотипу (стилизация): абсолютизация единичного факта – предельно точное воспроизведение отдельно взятой звукозаписи, расшифровки или подражание, специальное воссоздание качества звучания, вокальной манеры - всякое жесткое копирование приводит к «окостенению» песенной ткани. Пение в народной традиции – всегда творческий процесс» [8,96]. Тем не менее, «копирование» используется в практике многих ансамблей как обучающий прием, применяемый с целью достижения звучания определенной окраски, характерной для изучаемого локального стиля.

Бесспорно, подбор репертуара требует от руководителя ясного перспективного представления о педагогическом процессе как единой, согласованной и последовательно проводимой системе воспитания и обучения участников хора. Следует отметить, что наряду с привычной формой коллективного исполнительства - народными хорами - в последние годы активно развиваются профессиональные и самодеятельные фольклорные ансамбли, в творческой деятельности которых приоритетное значение приобретает изучение местной певческой традиции и самобытность исполняемого коллективом репертуара.

Одним из главных параметров, коренным образом определяющих вокально-исполнительскую специфику традиции, является диалект. Зависимость песенной речи от диалектных особенностей местного говора настолько велика, что без пристального внимания к изучению речевой манеры достоверное владение вокальным стилем невозможно. Представители народного хора фактически отказываются от решения этой задачи. Освоение диалектов «доподлинно точно, сохраняя все мельчайшие детали местных наречий». Владение диалектом - действительно проблема сложная, но как отмечает С.В.Попов это совсем не значит, что «вместо ее решения нужно ограничиваться некими «обобщенными вариантами». Это более простой выход из ситуации. Более сложный и корректный подход заключается в изучении синтаксических, морфологических и фонетических особенностей диалекта и освоении всего комплекса элементов диалектной речи, оказывающего влияние на певческий процесс. Не трудно при этом заметить, что не все черты разговорной речи тождественны речи певческой. Вокальная манера хоть и связана теснейшим образом с разговорной, но имеет свою интонационную динамику» [11,25].

Таким образом, профессиональный, хорошо подобранный, художественно полноценный репертуар коллектива народной и фольклорной направленности, воспитывает художественный, эстетический, педагогический, социальный вкус широкой слушательской аудитории, способствует пропаганде подлинной национальной традиционной русской музыкальной культуры.

Народно-певческие коллективы как носители песенной культуры Шебекинского района

В настоящее время в Шебекинском районе сложилась положительная тенденция освоения песенно-обрядовой культуры в условиях учреждений дополнительного образования, учреждений культуры. Одним из действенных путей сохранения, возрождения, и развития традиционной песенно-обрядовой культуры являются коллективы района фольклорной и народной направленности. В настоящее время в Шебекинском районе активно ведут свою творческую деятельность 16 фольклорных коллективов. Это более 200 человек - хранителей традиций родного края. Как показал анализ статистических данных по Шебекинскому району число любительских объединений, групп, клубов по интересам в настоящее время порядка 100 единиц, включающих 1745 человек. Звание народный имеют 23 коллектива включающих 618 участников:

-ансамбль русской песни «Раздолье» руководитель В.В.Артеменко ШМУ «Дворец культуры»;

-ансамбль русских народных инструментов «Русь» руководитель А.В.Довгополов ШМУ «Дворец культуры»;

-хор народной песни «Русские узоры» руководитель И.В. Чузова ШМУ «Дворец культуры»;

-вокальный ансамбль «Рябинушка» руководитель А.С.Ширкова Ржевский СДК;

-детский фольклорный ансамбль «Задоринка» руководитель В.В.Артеменко Новотоволжанский СДК;

-хор ветеранов «Таволга» руководитель Л.Н.Калюжная ШМУ «Дворец культуры»;

Имея широкие исполнительские возможности, хоровые ансамбли включают в свой репертуар, различный по сложности разножанровый музыкальный материал. Одним из путей приобщения, образования, популяризации музыкального фольклора Юга России в условиях ШМУ «Дворец культуры» и сельских домов культуры, являются локальные традиции Шебекинского района. Изучение музыкально – обрядового наследия осуществляется путем включения в репертуарный план коллективов песен Белгородско-Курского, Белгородско-Воронежского и Белгородско-Оскольского стилевых зон. Примером особого внимания к народным традициям проявляется введением в репертуар песен села Нежеголь: «Ой ты Грунюшка, Груня», «Ох, чей жа - то конь», «У ворот белая береза», «Ох, кумушки, Вы, голубушки», «Ох, утица, перепелица», «Шли-прошли красные девки горою», «Садовое яблочко» (хор народной песни «Русские узоры», детский фольклорный ансамбль «Задоринка» руководитель В.В.Артеменко Новотоволжанский СДК, детский фольклорный ансамбль «Задоринка» и др.).

Для формирования репертуарного плана коллективов, всегда учитывается мнение и желание самих участников. Следует отметить большой интерес исполнителей к традиционному музыкальному фольклору, особенно в последние годы, что на наш взгляд объясняется системной, целенаправленной работой руководителей хоров.

Одним из таких народно-певческих коллективов является женский вокальный ансамбль «Рябинушка», который был создан в октябре 1992 года из рабочих ОАО «Ржевский сахарник», воспитателей детского сада и учителей. За 20 лет существования коллектива менялся состав, однако несколько человек являются его участниками с момента создания до настоящего времени. Стабильный, на высоком уровне исполнительский уровень ансамбля «Рябинушка» позволяет его выделить как один из лучших в районе. Коллектив постоянный участник районных массовых праздников в РДК и на городской площади, участник культурно-спортивных эстафет поселка Ивня (2009 г.), город Новый Оскол (2007 г.), город Белгород (2005 г.), поселок Волоконовка (2003 г.), участник творческого отчета Шебекинского района в марте 2008 года в городе Белгород.

Ансамбль и его солисты ансамбля «Рябинушка» с конца 90- х годов ведёт активную концертную деятельность, является постоянными участниками торжественных мероприятий трудовых коллективов района: юбилейные мероприятия, праздники села. За 20 лет работы самодеятельный коллектив и его руководитель неоднократно были награждены Дипломами и Почетными грамотами управления культуры, МУ «ШРЦКНТ», неизменно занимают первые места в районных фестивалях и конкурсах вокальных и хоровых коллективов. Репертуарный список ансамбля дополняют более 100 песен советских и современных российских авторов, обработки народных песен.

Другим примером адаптации и трансляции регионального певческого искусства по праву можно назвать ансамбль русской песни «Раздолье», руководитель В.В. Артеменко. Коллектив образован в 1988 году при ДК «Химик» города Шебекино. Объединяет коллектива преподавателей детской школы искусств и работников дворца культуры любовь к русской народной песне, желание слышать ее красоту, мелодическое богатство. В 1996 года ансамбль получил звание «народный» и успешно подтверждает его новыми образцами разножанровых русских народных песен. Репертуар коллектива складывается из вокальных возможностей, тематических современных требований.

Вокальные возможности коллектива (на 10 участников - 2 сопрано, 4 первых альта, 2 вторых альта, 2 тенора) позволяют включать в репертуар многоголосные протяжные лирические песни, такие как: «Мне комар покоя не дает», лирическая Белгородской области (семистрочная партитура), «Матушка Россия», песня русского казачества (пятистрочная партитура). Стремление следовать песенным традициям, сохранять стиль изложения заметны в исполнении карагодных песен Белгородско - Воронежского региона: «Вот все девки в карагоде», «Эх, уж ты зимушка - зима». Это тесное расположение голосов; верхний и нижний подголоски с основным средним, сохранением диалекта с комбинированными гласными.

Особое бережное отношение коллектива к песням Шебекинского района. Двухголосное изложение, лаконичность мелодического развития, обилие календарных и свадебных песен тому подтверждение. В репертуаре ансамбля «Раздолье» целый блок разножанровых песен села Купино Шебекинского района, записанных и расшифрованных Карачаровым И.Н.: «Ой, да по улице» (таночная), «Чесал Ваня кудерцы» (протяжная), «Ой, ни трава», «Ой щедровка щедровала» (календарная), «Ой, ты ясно солнышко» (свадебная) и многие другие.

Одной из современных форм сохранения и пропаганды русской народной песни является использование возможностей электронной музыки, минусовок. Так, концертмейстер ансамбля Константин Крючков является автором эстрадного сопровождения фольклорных песен: «Ивановы дочки» (плясовая Смоленской области), «Пойдемте, девки» (хороводная обр. В.Бакке), «Молодая канарейка» (плясовая Воронежской области).

Богат концертно - исполнительским опытом народный хор «Русские узоры». Коллектив был создан в 1996 году. Руководителем и основателем ансамбля является Чузова Ирина Викторовна, аккомпаниатором Коржов Александр Васильевич. Анализ качественного репертуарного роста показал, что вначале в репертуаре коллектива в основном были авторские хоровые произведения. В последующем репертуар пополнялся обработками русских народных песен с элементами народной хореографии с использованием шумовых инструментов. Успешная попытка включения в репертуарный список русских народных песен продолжилась активным включением аутентичных песенных образцов Шебекинского района. И как результат положительной работы коллектива явилось присвоение ему в 2001 году звания «Народный». На репетициях особое внимание уделяется единой манере пения, ансамблевости, чистоте звучания, особенно унисонного. Высокий профессиональный уровень руководителя, знание методики работы с народным хором позволяют вводить сложные произведения с трёхголосной и четырехголосной основой. Особое внимание уделяется фольклорным песням. Руководитель и участники заинтересованы в повышении исполнительского мастерства хоровых произведений. На базе коллектива созданы: женский, детский и смешанный ансамбли. Исполняются авторские произведения для солистов с хором. В репертуар включены эстрадные песни.

Также на территории Шебекинского района ведет свою работу детский фольклорный ансамбль «Задоринка», организованный в 2004 году. Бессменным руководителем и основателя коллектива является В.В. Артеменко. В ансамбле занимаются дети разных возрастов. Количество участников растет, на смену старшему поколению приходит младшее, в коллективе сохраняется возрастная преемственность. Целью работы ансамбля «Задоринка», является формирование личности детей, основанной на возрождении народных традиций. Дети с удовольствием поют фольклорные песни края и других регионов России, овладевают пластикой хореографических движений, работают над вокальной техникой и средствами художественной выразительности. В репертуаре коллектива: детский игровой фольклор, колыбельные, хороводные, шуточные песни, песни календарно-земледельческого круга, свадебные, протяжные и русские народные песни. Особенно ценными для ансамбля являются песни сел Купино, Муром, Архангельское, Нежеголь Шебекинского района, отражающие специфические особенности местной певческой традиции. Руководителем ансамбля Артеменко В.В. осуществлено множество фольклорных экспедиций в сёла Архангельское и село Муром, где была осуществлена запись лирических, шуточных, календарных песен. Собранный материал занимает достойное место в репертуарном списке коллектива. Постоянный профессиональный поиск руководителя подчёркивается не только качеством исполнения, но и сценической одеждой коллектива. По инициативе руководителя, с большой поддержки родителей детей костюмы были изготовлены с использованием ручной вышивки с максимальной приближенностью к аутентичным образцам.

Ансамбль «Задоринка», участник многочисленных районных, городских и областных концертов, фестивалей, являются лауреатом областного конкурса «Молодая Белгородчина». Солисты ансамбля- неоднократные победители Международных, Всероссийских и областных конкурсов в г.Будапешт, Москва, Сочи, Белгород. «Задоринка», пользуется большой популярностью, приглашается на фольклорные семинары, концерты- лекции, мероприятия по народному творчеству.

Подводя итоги, деятельности народных коллективов Шебекинского района следует отметить положительную тенденцию роста общего количества хоров и ансамблей фольклорной и народной направленности, а также качественный исполнительский уровень, что подтверждается результатами анализа репертуарных планов коллективов, их участия в мероприятиях, смотрах, конкурсах, фестивалях районного, городского, Всероссийского уровней.

Заключение

Таким образом, подводя итоги исследования, мы отмечаем, что актуализация разрабатываемой темы «Песенно-обрядовые традиции Шебекинского района: история и современность» обусловлена усилившимся интересом народно – певческой практики к многовековому наследию национальной культуры, как базисной основы духовного и практического опыта народа.

В ходе анализа нами выявлено современное состояние творческо-исполнительской деятельности хоровых коллективов, включающее немало принципиальных вопросов теоретического, учебно-методического и творческого характера. В связи с этим, мы акцентируем внимание на формировании репертуара, как основы деятельности творческого коллектива народной и фольклорной направленности, в том числе посредством аутентичных образцов исследуемых сел.

С этой целью мы осуществили анализ процесса трансформации традиционной музыкально-обрядовой культуры ряда сельских территорий Шебекинского района. В ходе исследования нами предпринята попытка выявить основные факторы и причины её формирования в историко-стадиальном развитии. На основе анализа специальной литературы, архивных документов установлено наличие большого количества служилых людей, однодворцев в исследуемых сёлах, и в частности, в селе Нежеголь.

Мы отмечаем, в фольклоре нежегольцев сохранившиеся архаичные черты, корнями уходящие ко времени единства юго-восточных славян, что подтверждается тем, что, в 60 - е годы семнадцатого века один из основных потоков заселения будущей Слободской Украины проходил через Белгород, а из него на земли, расположенные по южную сторону реки Нежеголь. Формирование традиционной культуры исследуемой территории частично складывалось под воздействием Украины. Однако это, явно ощущается в жанрах фольклора только более позднего исторического периода. Яркой приметой данной локальной зоны является песенно – обрядовая культура.

В связи с этим, обращение народно-певческих коллективов к аутентичной культуре, вобравшей и сохранившей в себе основу музыкально-исполнительских, художественно-творческих, нравственных и бщегумоанистических норм особенно актуально. Именно народная песня помогает проникнуть в самое сердце эпохи, понять основу её мировоззрения, познать множество её функций: коммуникативную, этическую, эстетическую, просветительскую и др.

В контексте данной проблематики для нас важно было рассмотрение принципов формирования репертуара как основы деятельности народно – певческого коллектива народной и фольклорной направленности.

В ходе исследования были обоснованы основные приоритеты и направления этой работы в контексте: формирования репертуарной политики народно-хорового коллектива (высокохудожественные образцы традиционной песенной культуры, в том числе- региональной и локальной принадлежности; характеристики принципов подбора репертуара для певческих коллективов народной и фольклорной направленности; выявления разнообразия концертно-творческой деятельности (отчетные, тематические, конкурсы, смотры, фестивали, праздники народного искусства, фольклорно-этнографические экспедиции); анализа мероприятий воспитательного характера (беседы, лекции, коллективные посещения концертов, музеев и Домов народного творчества, встречи с мастерами народного искусства, подлинными хранителями песенных традиций).

Как положительный опыт освоения локальных фольклорных традиций народно – певческими коллективами, (празднично-обрядовой культуры, традиционной свадьбы Белгородской области и Шебекинского района, в частности), мы характеризуем деятельность ансамбля русской песни «Раздолье»( руководитель - В.В Артеменко, ШМУ «Дворец культуры»; хора народной песни «Русские узоры», руководитель - И.В. Чузова ШМУ «Дворец культуры»; вокального ансамбля «Рябинушка», руководитель - А.С.Ширкова Ржевский СДК; детского фольклорного ансамбля «Задоринка»- руководитель В.В.Артеменко Новотоволжанский СДК; хора ветеранов «Таволга» - руководитель Л.Н.Калюжная ШМУ «Дворец культуры» и др.

Безусловно, обозначенная нами в данном исследовании проблема не исчерпана, и требует дальнейшей разработки в научно-методическом, этнопедагогическом, музыкально-этнограическом аспектах.

Список литературы

  1. Архивные документы Шебекинского районного историко-художественного музея.

  2. Антипова, Л.А. Концертно-исполнительская практика и сценическое воплощение фольклора /Л.А. Антипова. – М., 1993.

  3. Асафьев, Б.В. О народной музыке / Б. В. Асафьев; сост., вступ. ст. и коммент. И. Земцовского, А. Кунанбаевой. – Л.: Музыка, 1987. – 248 с.

  4. Алексеев, Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры: рассуждения о судьбах нравов песни/ Э.Е.Алексеев. – М.: Сов. Композитор. – 1988. – 237с.

  5. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства / П.Г. Богатырев. – М.: Искусство, 1971. – 544 с.

  6. Жиров, М.С. Русская народная песня: история и современность: моногр. / М.С. Жиров, О.И. Алексеева; Белгор. гос. ин-т культуры и искусств. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. – 167 с. + вкл. 8 с.

  7. Зеликов, А.Я. По воле памяти своей… /А.Я Зеликов.- Белгород: Белгородская область типография, 2008.- 904с.

  8. Лобкова, Г.В. Специфика и содержание работы фольклорного ансамбля Санкт-Петербургской консерватории / Г.В. Лобкова // Фольклор и молодежь. – М., 2000.

  9. Мазниченко, И.В. Свадебная обрядность Шебекинского края / И.В. мазниченко. - Шебекино: типография 2003.- 20с

  10. Мешко, Н.К. Искусство народного пения. Практическое руководство и методика обучения искусству народного пения / Н.К. Мешко. Часть 1. – М., 1996.

  11. Попов, С.В. Организационные и методические основы работы самодеятельного хора /С.В. Попов. – М., 1990.

  12. Пропп, В. Жанровый состав русского фольклора / В. Пропп– Л., 1964.

  13. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. – Изд. 4-е. – М.: Советская энциклопедия, 1987. – 1600 с., ил.

  14. Шамина, Л.В. Специфика учебно-воспитательной работы в фольклорных певческих коллективах / Л.В.Шамина, С.Л.Браз, М.В.Медведева, Л.Л.Куприянова. – М., 1984.

  15. Щербаченко В.И. Белгородский численник / В.И. Щербаченко. - Белгород 1993.

  16. Щуров, М.В. Южнорусская песенная традиция. Исследования / М.В. Щуров.- М.: Советский композитор,1987.-320с

  17. Щуров, В.М. Музыкальная фольклористика / В.М. Щуров. – М., 1998.

  18. Щуров, В.М. Песня, традиция, память/ Щуров В.М. - : Сов. Россия, 1987. – 122с.

Просмотров работы: 4380