ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООТНОШЕНИЯ И СПОСОБОВ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООТНОШЕНИЯ И СПОСОБОВ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

Тарасова А.С. 1
1НИУ "БелГУ", факультет математики и естественнонаучного образования
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Человек всегда находится в обществе, его повсюду окружают другие люди – знакомые и незнакомые: в семье, в учебном заведении, на работе, в магазине и т.д. Во всех этих случаях человек взаимодействует с группой и членами этой группы, каждый из которых имеет свои индивидуальные особенности: темперамент, коммуникативные особенности, склонность к агрессивному поведению, а также свои собственные идеи, мысли, взгляды, установки.

При общении происходит столкновение этих взглядов, мыслей, установок. Возникают споры и конфликты. В силу своих особенностей каждый человек ведет себя определенным образом. Как при общении у кого-то поведение устойчиво и агрессивно, кто-то прямолинеен или гибок, так и в конфликтной ситуации у каждого человека существует так называемый репертуар поведения в конфликтной ситуации, который зависит от специфики отношения личности к собственному «Я».

Конфликт(от латинского — confliktus) по Козыреву Г.И. означает столкновение сторон, мнений, сил. Причинами столкновений могут быть самые разные проблемы жизни: материальные ресурсы, важнейшие жизненные установки, властные полномочия, статусно-ролевые различия в социальной структуре, личностные (эмоционально-психологические) различия и т. д. Конфликты охватывают все сферы жизнедеятельности людей, всю совокупность социальных отношений, социального взаимодействия. Конфликт, по сути, является одним из видов социального взаимодействия, субъектами и участниками которого выступают отдельные индивиды, большие и малые социальные группы и организации. Конфликтное взаимодействие предполагает противоборство сторон, т. е. действия, направленные друг против друга.

Конфликт рассматривается на разных уровнях личности. Внутриличностный конфликт проявляется во внешних межличностных отношениях. Межличностные конфликты сопровождаются эмоциональными переживаниями человека. В той же степени внутренние конфликты человека ведут к определенным особенностям его межличностного поведения. Разные виды конфликтов связаны между собой и могут переходить с одного уровня на другой. Межличностный конфликт, связанный с противоречиями во взаимодействии, может переходить в конфликт внутренний: в конфликт мотивов, конфликт выбора и др.; конфликт, который возникает между участниками отдельных групп, может стать началом межгруппового конфликта.

Первые теоретические и экспериментальные исследования межличностных конфликтов были проведены К. Левиным, который рассматривал их в контексте удовлетворения - неудовлетворения потребностей личности. Конфликт характеризуется им как "ситуация, в которой на индивида действуют противоположно направленные силы приблизительно равной величины", то есть к межличностным конфликтам К. Левин относит противоречия между потребностями человека и внешними вынуждающими силами. Конфликт тем серьезнее, чем более значимые потребности личности он затрагивает. Неудовлетворение потребностей создает напряжение, а условием удовлетворения индивидуальных потребностей является пространство свободного существования. К. Левин констатировал, что в современном обществе существуют как самостоятельные группа взрослых и группа детей. Специфика положения подростка состоит в том, что он находится между двумя группами, так как он не хочет больше принадлежать к группе детей и старается перейти в группу взрослых, но они его туда еще не принимают. Поэтому чем больше разрыв между двумя группами и длиннее период неприкаянности подростка, тем с большими трудностями протекает подростковый период.

Подростковый период - это обострение кризиса отношений взрослых и детей, который проявляется, учитывая социальную ситуацию развития, на таких полях взаимодействия, как "подросток - подросток" и "подросток - взрослый".

Общение подростков со сверстниками - особая сфера их жизни. Иногда оно становится настолько интересным, что отодвигает на задний план обучение, уменьшает привлекательность общения с близкими, хотя психологические механизмы такого влияния часто бывают непонятны учителям и родителям. Конфликтные отношения подростков между собой основываются на борьбе за лидерство. Основными факторами конфликтного поведения выступают уровень притязаний, самооценка и статус.

Цель нашего исследования - выявить влияние самоотношения на способы поведения детей подросткового возраста в условиях конфликтной ситуации.

Мы использовали следующие диагностические методы:

  1. Методика В.В. Столина «Изучение самоотношения личности».

  2. Методика Н.П. Фетискина «Самооценка конструктивного поведения в конфликте».

  3. Методика Томаса (анализ стратегии поведения в конфликтной ситуации).

Базой исследования является школа г. Белгорода – МБОУ Лицей №32. В исследовании контингентом выборки являются учащиеся девятого класса (14-16 лет) в количестве 22 человек.

На показатель замкнутость, мы получили следующие результаты: высокие значения у 5% респондентов, средние значения – 90%, низкие значения - 5%. Следует отметить, что у 5% подростков с высоким значением по данному показателю, мы наблюдаем выраженное защитное поведение личности, желание соответствовать общепринятым нормам поведения и взаимоотношений с окружающими людьми. Эта группа испытуемых выбрала следующий способ поведения в конфликтной ситуации (по методике Томаса), а именно: сотрудничество, при выраженном отрицании такого способа поведения как избегание. Испытуемые этой группы стараются уладить конфликт с выгодой для обеих сторон, прийти к единому мнению, используют мирные и конструктивные методы выхода из конфликтной ситуации. Группа с низким значением по показателю «замкнутость» предпочитает соперничать, не идёт на компромисс. Подростки этой группы критичны по отношению к себе. Во взаимоотношениях с другими людьми доминирует ориентация на собственное видение ситуации, отсюда стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому, либо если одержать верх не удаётся, постараться сгладить конфликт и прийти к согласию двух сторон.

Показатель Самоуверенность: высокие значения – 14%, средние значения – 77%, низкие значения – 9% испытуемых. Высокие значения характеризуют выраженную самоуверенность, ощущение силы собственного "Я", высокую смелость в общении. Человек уважает себя, доволен собой, своими начинаниями и достижениями, ощущает свою компетентность и способность решать многие жизненные вопросы. Препятствия на пути к достижению цели воспринимаются как преодолимые. Проблемы затрагивают неглубоко, переживаются недолго. Подростки данной группы предпочитают мирное урегулирование кофнликта, в различных конфликтных ситуациях будут стремиться к сотрудничеству. Однако у них доминирует мотив успеха, поэтому слабо выражено приспособление -принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого человека. 9% респондентов не уверены в себе, сомневаются в своих способностях, избегают контактов с людьми, глубоко погружены в собственные проблемы. Интересным, на наш взгляд, является тот факт, что не у всех подростков с низким значением по показателю «самоуверенность» , мы наблюдаем одну тенденцию поведения в условиях конфликта. Часть из них склонна к деструктивному поведению, стремлению к соперничеству, другая же часть стремится к приспособлению, компромиссу. К. Томас полагал, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигнет успеха. При таких формах поведения как конкуренция, приспособление и компромисс или один участник оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, либо проигрывают оба, так как идут на компромиссные уступки.

По показателю Саморуководство были получены следующие результаты: высокие значения – 27%, средние значения – 73% учащихся. Здесь хотелось бы обратить внимание на то, что респондентов с низким уровнем саморуководства (механизмы саморегуляции ослаблены, волевой контроль недостаточен для преодоления внешних и внутренних препятствий на пути к достижению цели, основным источником происходящего с человеком признаются внешние обстоятельства) в данном ученическом коллективе не нашлось. 27% испытуемых предпочитают такие способы поведения как соперничество и избегание. Это объясняется тем, что подросток с высоким значением по показателю «саморуководство» основным источником развития своей личности, регулятором достижений и успехов считает себя. Он ощущает себя способным оказывать сопротивление внешним влияниям, противиться судьбе. Ему свойствен контроль над эмоциональными реакциями и переживаниями по поводу себя.

Показатель Отраженное самоотношение: респонденты с низким и высоким уровнем не представлены. Наблюдаем избирательное восприятие испытуемыми отношения окружающих к себе. С их точки зрения, положительное отношение окружающих распространяется лишь на определенные качества, на определенные поступки; другие личностные проявления способны вызывать у окружающих раздражение и непринятие. Мы предполагаем, что результаты, полученные по данному показателю, также объясняют общее стремление данного ученического коллектива к конструктивным методам выхода из конфликтной ситуации.

Показатель Самоценность: высокие значения – 18%, средние значения – 77%, низкие значения – 5% испытуемых. Высокие значения принадлежат человеку, высоко оценивающему свой духовный потенциал, богатство своего внутреннего мира, человек склонен воспринимать себя как индивидуальность и высоко ценить собственную неповторимость. Уверенность в себе помогает противостоять средовым воздействиям, рационально воспринимать критику в свой адрес. Поэтому подростки из данной группы склонны к сотрудничеству, однако некоторые из них выбирают и другие виды поведения: соперничество и избегание. Низкие значения говорят о глубоких сомнениях человека в уникальности своей личности, недооценке своего духовного "Я". Неуверенность в себе ослабляет сопротивление средовым влияниям. Повышенная чувствительность к замечаниям и критике окружающих в свой адрес делает человека обидчивым и ранимым, склонным не доверять своей индивидуальности. Отсюда стремление к соперничеству, способ добиться удовлетворения своих интересов, категоричное отношение к конфликтной ситуации (в выигрыше должен оказаться только Я).

Показатель Самопринятие: высокие значения – 9%, средние значения – 82%, низкие значения – 9% испытуемых. Высокие значения характеризуют склонность воспринимать все стороны своего "Я", принимать себя во всей полноте поведенческих проявлений. Общий фон восприятия себя положительный. Человек часто ощущает симпатию к себе, ко всем качествам своей личности. Свои недостатки считает продолжением достоинств. Неудачи, конфликтные ситуации не дают основания для того, чтобы считать, себя плохим человеком. Поэтому люди с высокими значениями по данному показателю в конфликтных ситуациях стараются сгладить конфликт и прийти к общему мнению, также ими были выбраны такие способы поведения как компромисс и приспособление. Низкие значения указывают на общий негативный фон восприятия себя, на склонность воспринимать себя излишне критично. Симпатия к себе недостаточно выражена, проявляется эпизодически. Негативная оценка себя существует в разных формах: от описания себя в комическом свете до самоуничижения. У таких людей проявляется склонность к девиантному поведению в конфликте, в силу неуверенности в себе.

Показатель Самопривязанность: высокие значения – 14%, средние значения – 54%, низкие значения – 32% испытуемых. Высокие значения отражают высокую ригидность "Я"-концепции, стремление сохранить в неизменном виде свои качества, требования к себе, а главное - видение и оценку себя. Ощущение самодостаточности и достижения идеала мешает реализации возможности саморазвития и самосовершенствования. Помехой для самораскрытия может быть также высокий уровень личностной тревожности, предрасположенность воспринимать окружающий мир как угрожающий самооценке. Респонденты данной группы предпочитают приспособление в конфликтной ситуации. Низкие значения фиксируют высокую готовность к изменению "Я"-концепции, открытость новому опыту познания себя, поиски соответствия реального и идеального "Я". Желание развивать и совершенствовать собственное "Я" ярко выражено, источником чего может быть, неудовлетворенность собой. Легкость изменения представлений о себе. Эта группа склонна к соперничеству с конфликтующей стороной.

Показатель Внутренняя конфликтность: высокие значения – 5%, средние значения – 72%, низкие значения – 23% испытуемых. Высокие значения соответствуют человеку, у которого преобладает негативный фон отношения к себе. Он находится в состоянии постоянного контроля над своим "Я", стремится к глубокой оценке всего, что происходит в его внутреннем мире. Развитая рефлексия переходит в самокопание, приводящее к нахождению осуждаемых в себе качеств и свойств. Отличается высокими требованиями к себе, что нередко приводит к конфликту между "Я" реальным и "Я" идеальным, между уровнем притязаний и фактическими достижениями, к признанию своей малоценности. Истинным источником своих достижений и неудач считает преимущество себя. Такие люди чувствительны и обидчивы, болезненно воспринимают критику в свой адрес, склонны к деструктивному поведению, предпочитают соперничать. Низкие значения наиболее часто встречаются у тех, кто в целом положительно относится к себе, ощущает баланс между собственными возможностями и требованиями окружающей реальности, между притязаниями и достижениями, доволен сложившейся жизненной ситуацией и собой. При этом возможны отрицание своих проблем и поверхностное восприятие себя. Подростки данной группы склонны к: сотрудничеству, компромиссу, избеганию.

Показатель Самообвинение: высокие значения – 13%, средние значения – 74%, низкие значения – 13% испытуемых. Высокие значения можно наблюдать у тех, кто видит в себе прежде всего недостатки, кто готов поставить себе в вину все свои промахи и неудачи. Проблемные ситуации, конфликты в сфере общения актуализируют сложившиеся психологические защиты, среди которых доминируют реакции защиты собственного "Я" в виде порицания, осуждения себя или привлечения смягчающих обстоятельств. Установка на самообвинение сопровождается развитием внутреннего напряжения, ощущением невозможности удовлетворения основных потребностей. Как следствие способ поведения – соперничество. Низкие значения обнаруживают тенденцию к отрицанию собственной вины в конфликтных ситуациях. Защита собственного "Я" осуществляется путем обвинения преимущественно других, перенесением ответственности на окружающих за устранение барьеров на пути к достижению цели. Ощущение удовлетворенности собой сочетания с порицанием других, поисками в них источников всех неприятностей и бед. Испытуемые данной группы выбирают различные способы поведения: приспособление, избегание, компромисс, сотрудничество.

Мы выявили влияние самоотношения на способы поведения детей подросткового возраста в условиях конфликтной ситуации. Можно сказать, что склонность к деструктивному поведению в конфликтной ситуации проявляют подростки с высокими и низкими значениями по таким показателям как: саморуководство, самоценность, самопринятие, внутренняя конфликтность, самообвинение, самопривязанность. В целом следует отметить, что данная группа в количестве 22 человек предпочитает мирные способы урегулирования конфликта.

Литература

  1. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – Питер, 2006.

  2. Зиммель Г. Человек как враг // Социологический журнал. 1994. № 2. С. 114 – 119.

  3. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию.- М.: Владос, 1999.

  4. Тернер Дж. Структура современной социологической теории. М.: Прогресс, 1985.

  5. Штракс Г.М. Социальное противоречие. М., 1977.

Просмотров работы: 5553