ФОРМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ФОРМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время экологическое образование школьников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Это связано с тяжелой ситуацией на нашей планете: быстрый рост народонаселения, а следовательно, проблема его обеспечения пищевыми продуктами, обеспечение промышленности минеральным сырьем, проблема энергетики и, конечно, загрязнение природной среды – все это создает угрозу существования самой жизни на земле. Одной из важнейших причин такого положения дел является экологическая неграмотность населения, неумение предвидеть последствия своего вмешательства в природу.

Под экологическим образованием понимают непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде.

Проблемой экологического образования занимались Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистеверг (развитие чувства природы каждого ребёнка), К.Д. Ушинский (влияние природы на формирование личностных качеств ребёнка), В.А. Сухомлинский (природа как «вечный источник мысли» и добрых чувств детей) [33, с.152].

В области экологического образования как особого направления педагогической науки и практики работали методисты-биологи Н.М. Верзилин, С.Д. Дерябо, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, В.М. Корсунская, Н.Ф. Реймерс, В.М. Сенкевич, А.П. Сидельковский, И.Т. Суравегина, В.А. Ясвин (модели организации экологического образования).

В разных странах над проблемами экологического образования учащихся работали такие ученые, как К. Браунер, Е.Вильямс, Ф. Витвер, В. Энгельхардт, С. Камерон, Дж. Кёчель, А. Макэрлин, Н.Пирсон, У.Шредер, В. Янс.

Е.Н. Букварева, О.В. Бурской, А.А. Вахрушев, Н.Ф. Виноградова (включение экологической информации в традиционные школьные дисциплины), З.А. Клепинина, Л.Ф. Мельчаков, Л.В. Моисеева, А.А. Плешаков, А.Е. Тихонова, Д.И. Трайтак, И.В. Цветкова, С.М. Юшкова занимались проблемой форм, методов и средств экологического образования в условиях обучения в начальной школе.

Экологическое образование должно представлять целостную систему, охватывающую всю жизнь человека. Оно также ставит своей целью формирование мировоззрения, основанного на представлении о единстве с природой. Целью экологического образованияявляется формирование экологической культуры, в основе которой лежит ответственное отношение к окружающей среде.

Экологическая культура – это утверждение в сознании и деятельности человека принципов природопользования, обладание навыками и умениями решать социально-экономические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья людей [13, с.20–28].

Формирование экологической культуры населения, начало становления падает на первые 7-8 лет жизни ребенка. Младший школьный возраст – ответственный период жизни человека, так как именно здесь закладываются основы правильного отношения к окружающему миру. Мы считаем, что экологическое воспитание – самое важное в наше время. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережней относиться к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране.

Актуальность исследования обусловлена требованиями социума в формировании экологически грамотных членов общества.

Проблема исследования: заключается в противоречии между потребностью школьной практики в формировании экологической культуры учащихся как основы экологического образования и недостаточной разработанностью традиционных и нестандартных форм экологического образования учащихся, начиная с начальной школы.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальной школе.

Предмет исследования: формы экологического образования младших школьников.

Цель исследования: выявить и структурировать традиционные и нестандартные формы экологического образования учащихся начальных классов.

Гипотеза исследования: возможно, в педагогике начального образования существуют различные классификации форм экологического образования учащихся, а также различные параметры формирования экологической культуры учащихся начальных классов.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.

2. Структурировать формы экологического образования и параметры формирования экологической культуры младших школьников.

3. Выявить уровень осведомлённости учителей начальных классов в области форм экологического образования учащихся и параметров экологической культуры младших школьников.

Методы исследования: анализ литературных источников по проблеме исследования; констатирующий этап педагогического эксперимента; анкетирование; методы математической обработки результатов исследования.

1 Экологическое образование как фактор формирования экологической культуры младших школьников

1.1 Понятие формы в педагогике

В переводе с латинского forma – наружный вид, внешнее очертание, устройство, структура чего-либо, система организации чего-либо [22, с.326].

С.И. Ожегов «форму» определяет как внешнее очертание, наружный вид, устройство, конструкция чего-либо, обусловленные определенным содержанием [23, с.855].

И.И. Прокопьев дает форме такое определение: «форма обучения – это внешняя сторона структуры учебного процесса, отображающая внутреннее содержание и взаимодействие всех его компонентов» [28, с.138].

Термин «организация» в Толковом словаре В.И. Даля обозначает «организовать или организировать», т.е. устроить, установить, привести в порядок, составить, образовать, основать стройно [9, с.437]. Организация обучения предполагает организацию деятельности детей и учителя, приведение в порядок учебного процесса, придание ему стройности, то есть соответствующей формы.

Форма обучения (или педагогическая форма) – это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов. По мнению Н.В. Бордовской, в педагогике все формы обучения по степени сложности подразделяются на: простые; составные; комплексные.

Простые формы обучения построены на минимальном количестве методов и средств, посвящены, как правило, одной теме (содержанию). К ним относятся: беседа; экскурсия; викторина; зачет; экзамен; лекция; консультация; диспут; культпоход; «бой эрудитов»; шахматный турнир; концерт.

Составные формы обучения строятся на развитии простых форм обучения или на их разнообразных сочетаниях, это: урок; конкурс профмастерства; праздничный вечер; трудовой десант; конференция; КВН.

Например, урок может содержать в себе беседу, викторину, инструктаж, опрос, доклады.

Комплексные формы обучения создаются как целенаправленная подборка (комплекс) простых и составных форм, к ним относятся: дни открытых дверей; дни, посвященные выбранной профессии; дни защиты детей; недели театра, книги, музыки, спорта.

Выделяют следующие группы организационных форм: формы организации всей системы обучения (их еще называют системами обучения); формами организации обучения являются: урок, лекция, семинар, зачет, консультация, практика; формы учебной деятельности учащегося (виды); формы организации текущей учебной работы класса, группы [5].

Форма обучения – это организация учебно-познавательной деятельности учащихся, соответствующая различным условиям её проведения (в классе, на природе и так далее), используемая учителем в процессе воспитывающего обучения [4, с.69].

П.И. Пидкасистый считает, что формы обучения бывают конкретными (урок, домашняя работа, лабораторные занятия, факультативные занятия, курсовые, консультации, дополнительные занятия, формы контроля) и общими [26].

Н.Ф. Виноградова в книге «Окружающий мир в начальной школе» пишет, что «процесс ознакомления младшего школьника с окружающим миром происходит в тех же организационных формах, которые используются при обучении родному языку, математике» [6, с.64].

Рассмотрим некоторые из форм более подробно.

Урок – коллективная форма обучения, которой присущи постоянный состав учащихся, определенные рамки занятий, жесткая регламентация учебной работы над одним и тем же для всех учебным материалом. Урок, основная форма учебного процесса в школе.

Представим классификацию уроков по типам:

1. Уроки-лекции (практически – это монолог учителя на заданную тему, хотя при известном мастерстве учителя такие уроки приобретают характер беседы);

2. Лабораторные (практические) занятия (такого рода уроки обычно посвящены отработке умений и навыков);

3. Уроки проверки и оценки знаний (контрольные работы, тесты);

4. Комбинированные уроки.

При обучении естествознаниюосновной формой организации процесса обучения считается урок. Уроки окружающего мира имеют определенную специфику и отличаются от уроков других предметов. Современная школа предъявляет к уроку естествознания ряд новых требований, отличных от традиционно установившихся. Главной целью современного урока становится не передача знаний от учителя ученику, а приобщение младших школьников к систематической творческой деятельности.

Факультативные занятия как форма обучения призваны дать более глубокое изучение предмета всем желающим. В современной школе разработаны А.А. Плешаковым факультативные курсы «Экология для младших школьников», «Планета загадок», которые дополняют экологизированный курс «Зелёный дом» по окружающему миру.

Экскурсии – форма организации обучения, при которой учебная работа осуществляется в рамках непосредственного ознакомления с объектами изучения.

Домашняя работа – форма организации обучения, при которой учебная работа характеризуется отсутствием непосредственного руководства учителя.

Внеклассная работа: олимпиады, кружки, спектакли, должны способствовать наилучшему развитию индивидуальных способностей учащихся.

По мнению Н.П. Дерябиной под формами следует понимать способы организации обучения, которые пребывают в тесной связи с порядком его осуществления, временем и местом проведения, количеством учащихся.

Современное образование выдвигает перед преподавателем новые требования: изменяются его функции и роль в процессе обучения. Поэтому инновационные формы обучения призваны преобразовать само содержание деятельности педагога. Первоочередным становится применение новых методов в обучении, новых подходов к организации и проведению занятий и самостоятельной работы.

Современные формы обучения в первую очередь должны быть направлены на выработку в учащихся необходимых знаний и умений в процессе осмысленной, содержательной и интересной для них деятельности с использованием материальных и информационных объектов.

Нестандартные уроки как современные формыобучения являются одним из важных средств, формирующим в воспитанников высокий интерес к обучению. Они также способствуют снятию напряжения, помогают в выработке навыков учебной деятельности, на эмоциональном уровне воздействуют на детей. Благодаря этому в учащихся формируются знания, более прочные и глубокие.

Инновационные формы обучения могут быть представлены следующими типами нестандартных уроков:

– учебное занятие в форме игры и соревнования (деловые, ролевые, КВН, викторина, дуэль, турнир, конкурс, эстафета);

– урок-исследование, урок-интервью, урок-комментарий, урок-анализ первоисточников;

– уроки с нетрадиционной формой изучения материала (урок откровения, урок мудрости);

– уроки, носящие характер публичных форм общения (дискуссия, телепередача, диалог, пресс-конференция);

– урок, имитирующий деятельность учреждений (редакционный совет, суд, ученый совет);

– урок-творческая фантазия (сюрприз, сказка, урок будущего).

Педагог в своей роботе должен творчески объединять как традиции, так и новаторство [10].

Занимательная форма урока это заочные путешествия и экскурсии. Учащиеся выступают в роли путешественников, врачей, геологов. Класс делится на три группы-команды: «Берёзка», «Родничок», «Скворушка». Во время путешествий проводятся игры «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай», «Поле чудес», «Устами младенца», «Почемучка».

Среди нетрадиционных форм организации работы на уроке, которым можно придать экологическую ориентацию, следует выделить уроки-праздники и тематические уроки (Праздник леса, Лесной карнавал, Береги природу).

В связи с особенностями содержания курса окружающего мира, задачами, решаемыми в учебном процессе, различают следующие организационные формы изучения природы младшими школьниками: урок, экскурсия, внеурочная домашняя работа, внеклассная работа.

Н.Ф. Виноградова даёт характеристику основных форм формирования экологических понятий у детей младшего школьного возраста.

Одной из эффективных форм экологического образования являются уроки-экскурсии в природную среду, на которых младшие школьники могут овладеть соответствующими знаниями, оценочными суждениями, правилами поведения, природоохранными понятиями.

Экологическая экскурсия – это форма экологического образования, представляющая собой групповое посещение природных комплексов или учреждений культуры в образовательных целях. [7, с. 4–10].

Экскурсии по окружающему миру бываютвводными, текущими и обобщающими.На вводных экскурсиях учащиеся получают общее представление об изучаемом материале, задания по наблюдению на всю тему, проводят кратковременные наблюдения. Текущие экскурсии предполагают знакомство с конкретными объектами или явлениями в самой природе. Обобщающие экскурсии проводятся в конце изучения темы или части её и предполагают конкретизацию, систематизацию и обобщение изученного материала. Они строятся таким образом, чтобы школьники нашли в окружающей их природе то, что изучали в классе и по учебнику дома и ответили на поставленные учителем вопросы.

По характеру решаемых педагогических задач можно выделить четыре их разновидности: природоведческая, экологическая, на сельскохозяйственный объект, экскурсия эстетического характера.

Природоведческая экскурсия традиционно решает задачу знакомства с природой, т.е. накопление представлений о разнообразии объектов живой природы и их характерных особенностях.

Экологическая экскурсия направлена на освоение детьми разнообразных биоценологических связей в мире природы:

– между органами животных и растений и их функциями;

– между средой обитания живых существ и особенностями их строения и образа жизни;

– между состоянием конкретных живых объектов и условиями их существования;

– между различными живыми существами в одной экосистеме.

Экскурсия на сельскохозяйственные объекты помогает освоить представления о труде людей. Это экскурсии в поле, (вспашка, сев, уборка урожая), на луг, в огород, в ягодник, на ферму, на выставки цветов, птиц, рыб, в зоопарк. Посещение этих объектов дает возможность показать детям, как человек влияет на природу, выращивает растения и животных, ухаживает за ними. Основная цель экскурсий – показать, что и для какой цели делают люди, как используют машины, как относится к своему труду, каковы его результаты.

Экскурсии эстетического характера помогают ребенку научиться воспринимать красоту природы и развивают культуру его чувств. Они требуют особой методики проведения [1, с.240].

А.Н. Захлебный выделяет ещё одну оптимальную форму организации процесса экообразования – игра.Игра даёт опыт принятия экологически грамотных решений, усвоение моральных норм и правил поведения в окружающей среде [16]. Игры, используемые для формирования экологических понятий, очень разнообразны, например: дидактические, творческие, ролевые, деловые, игры-соревнования, игры- путешествия.

Дидактические игры – этоигры с правилами. Их главное свойство в том, что познавательные задачи выступают перед ребенком не прямо, а в завуалированной форме. К дидактическим играм экологического содержания относятся игры с карточками типа лото, природным материалом «Чудесный мешочек», игры-викторины типа «Цветочный хоровод» или «Кто где живет?», игры-загадки, например по «портрету» на карточке найди растение в гербарии.

Ролевые игры – основанына моделировании социального содержания экологической деятельности. Например, игра «Что произойдет?» или «Экологическая экспертиза»: разворачивается дискуссия между группами «экологов», «инженеров», «социологов», «автомобилистов», «медиков». Ролевое поведение дает возможность ребенку проявлять самостоятельность суждений, формирует их умение вести дискуссию, использовать знания.

Игры-путешествия с экологическим содержанием направлены на развитие познавательных интересов и потребностей детей, их экологического сознания, формирование ценностных экологических ориентаций. Игра-путешествие – это занимательный, познавательный турнир-викторина, состоящий из ряда этапов (станций), по которым путешествуют участники игры в определенной последовательности, указанной в маршрутном листе. На каждом этапе (станции) судья-инструктор предлагает участникам игры комплекс вопросов, заданий в соответствии с темой игры и оценивает их выполнение [35, с.192].

В качестве дополнительной формы учебно-воспитательной работы с учащимися можно назвать внеклассные занятия. Внеклассная работа – форма разнообразной организации добровольческой работы учащихся вне урока под руководством учителя для возникновения и проявления их познавательных интересов и творческой самостоятельности. В отличие от систематических уроков у внеклассной работы нет обязательной программы, и строится она на основе интересов, возникающих у детей при изучении природы, она не подменяет, а дополняет школьный курс.

Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей [12, с. 35–41].

Таким образом, мы выявили сущностное содержание понятия «форма обучения» – это внешняя сторона структуры учебного процесса, отображающая внутреннее содержание и взаимодействие всех его компонентов.

Были выявлены следующие типы организационных форм: комплексные, простые, общие, конкретные. В естествознании применяются следующие формы: урок – стандартный и нестандартный (урок-лекция, лабораторное занятие, тематический урок, контрольный урок, комбинированный урок, интегрированный урок, урок-исследование, урок- игра); экскурсия – вводная, текущая и обобщающая (природоведческая, экологическая, на сельскохозяйственный объект, экскурсия эстетического характера.

Выявлены такие нестандартные формы обучения, как урок-сказка, урок-путешествие, урок-интервью, урок-анализ первоисточников, урок-комментарий, урок откровения, урок мудрости, урок-творческая фантазия, урок-праздник, урок будущего, урок, имитирующий деятельность учреждений, урок-викторина, КВН, спектакли, экологические праздники, дуэли, турниры, конкурсы, эстафеты.

  1.  
    1. Экологическое образование, экологическая культура младших школьников

В настоящее время в современном обществе остро стоит проблема загрязнения окружающей среды. Школа, являясь одним из главных социальных институтов, должна уделять большое внимание экологическому образованию будущего поколения, задачей педагогов должно стать повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирования активной гуманной позиции по отношению к природе.

Термин «экологическое образование» впервые был введен на конференции, организованный Международным союзом охраны природы (МСОП) в 1970 г. Экологическое образование – процесс и результат усвоения систематических знаний, умений и навыков в области воздействия на окружающую среду, состояния окружающей среды и последствий изменения окружающей среды [32, с.281].

Г.Н. Каропа определял экологическое образование как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на нормирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение человека к окружающей среде [19, с.12.].

В.А. Сластенин отмечает, что «экологическое образование – это не часть образования, а новый смысл и цель современного образованного процесса, уникальное средство сохранения и развития человека и продолжения человеческой цивилизации» [31, с.78].

Экологическое образование − это формирование у школьников заботливого, бережного отношения к природе и всему живому на Земле, развитие понимания непреходящей ценности природы, готовности к рациональному природопользованию, к участию в сохранении природных богатств и жизни вообще [11, с.123.].

Экологическое образование – это органичная и приоритетная часть всей системы образования, придающая ему новое качество, формирующая иное отношение не только к природе, но и к обществу, к человеку (экогуманизм).

Таким образом, под экологическим образованием понимают непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде.

Экологическое образование с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде является стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся [20].

Экологическое образование должно решать следующие задачи:

– формирование целостного представления о природном, социальном окружении как среде жизни, труда, отдыха человека;

– развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств, познавательного интереса.

– воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали [15, с.10–12].

В качестве ядра системы экологического образования А. Н. Захлебный выделяет четыре взаимосвязанных компонента:

– научно-познавательный;

– ценностный;

– нормативный;

– практически-деятельностный.

Научно-познавательный компонент может быть представлен материалом, раскрывающим свойства предметов и явлений, их многообразие, связи между ними.

Ценностный компонент призван раскрыть детям многообразную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека.

Нормативный компонент регламентирует правило (предписания и запреты) поведения человека и его деятельности в природном и социальном окружении. Содержание этого аспекта должно обоснованно подводить учащихся к выводу: надо поступать так и почему именно так.

Практически-деятельностный компонент играет не менее важную роль в экологическом образовании. Практическая деятельность – конечный результат отношений, критерий развивающегося сознания и чувств. Однако младший школьник, в силу ограниченных физических возможностей мало вовлечен в деятельность природоохранного характера [14, с.57].

Целью и планируемым результатом экологического образования, по мнению А.Н. Захлебного, являются сформированность ответственного отношения к природной среде, умение понимать и ценить красоту и богатство природы, способность осуществлять экологически грамотные действия, занимать активную жизненную позицию, выражать нетерпимость к проявлениям безответственного отношения к природе [14, с. 34].

По мнению И.Д. Зверева, целью природоохранительного образования является формирование высокой культуры поведения человека и гражданской ответственности за рациональное использование природных ресурсов и природной среды во всех видах общественно-трудовой деятельности [18, с.78].

Целью экологического образования является: формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к окружающей среде, своему здоровью и здоровью окружающих людей на основе правовых и нравственных норм, принятых в нашем обществе, формирование экологического мышления, понимания учащимися единой картины мира, неразрывности связей человека с природой, привлечение школьников к практической экологической деятельности [21, с.19–21].

Цель экологического образования достигается по мере решения в единстве следующих задач:

образовательных:

– формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

– формирование системы интеллектуальных способностей и практических умений по изучению и оценке экологического состояния окружающей среды своей местности, ее защите и улучшению;

воспитательных:

– воспитание экологически здоровых потребностей, мотивов, побуждений и привычек поведения, направленных на соблюдение здорового образа жизни, бережное использование и защиту окружающей среды;

развивающих:

– развитие системы интеллектуальных способностей и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности;

– развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды;

– развитие эмоциональной сферы чувственных эстетических и гигиенических оценок экологического состояния окружающей среды.

Цели и задачи современного школьного экологического образования должны быть направлены не только на обучение школьников основам экологических знаний, но и на формирование у них экологического мировоззрения [3, с. 32–33].

И.Д. Зверев считает, что основной задачей экологического образования является теоретическое освоение школьниками знаний о природе, ее особенностях, деятельности в ней человека, об экологических проблемах и путях их решения в производстве, быту, в процессе отдыха [17, с.3–10].

Экологическое образование, непрерывное, всестороннее и обязательное, формирование на его основе экологической этики и культуры – есть условие и путь к гуманизации отношений общества и природы, потребность в изучении и познании среды своего обитания, её защиты и сохранения. Это должно формироваться у человека с самых ранних лет, умение и жизненная потребность воспринимать природу и её творения как великое и ничем не заменимое достояние и сущность нашей жизни. Они должны стать основой обучения и воспитания каждого человека, подрастающего поколения в особенности.

Учащимся младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. Все учебные предметы начальной школы призваны вносить свой вклад в формирование экологических понятий у учеников. Таким образом, целью базовой школы должно быть формирование у подрастающего поколения высокого уровня экологических понятий, так как они являются основой формирования экологической культуры.

И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина, Л.П. Симонова считают, что целью экологического образования является становление экологической культуры личности и общества.

Главной целью экологического образования является формирование экологической культуры [36, с.56].

«Экологическая культура» есть одно из проявлений общей культуры (от латинского cultura, что означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) [8, с.192].

Экологическая культура рассматривается как культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованием и развитием среды. Например, Л. П. Салеева-Симонова характеризует человека, овладевшего такого рода культурой, как личность, подчиняющую все силы своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботящегося об улучшении окружающей среды, не допускающего ее разрушения и загрязнения [30, с.34].

По мнению А.Н Захлебного, И.Т Суравегиной, экологическая культура, научно-технический прогресс и экологическое образование – это утверждение в сознании и деятельности людей принципов природопользования; формирование навыков и умений решать те или иные хозяйственно – экологические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья человека [15. с.10–12].

Л.П. Печко считает, что экологическая культура включает:

– культуру познавательной деятельности учащихся по освоению опыта человечества в отношении к природе как к источнику материальных ценностей, основе экологических условий жизни, объекту эмоциональных, в том числе и эстетических, переживаний;

– культуру труда, формирующуюся в процессе трудовой деятельности. При этом учитываются экологические, эстетические и социальные критерии при выполнении конкретных дел в различных областях природопользования;

– культуру духовного общения с природой. Здесь важно развивать эстетические эмоции, умение оценивать эстетические достоинства как естественной, так и преобразованной природной сферы [25, с.29–32].

Экологическая культура рассматривается учеными как культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованием и развитием самой природы. В начальной школе закладываются основы экологической культуры. Эта проблема наиболее полно раскрывается в работах Л. П. Салеевой-Симоновой. По определению Л. П. Салеевой-Симоновой, экологическая культура – это качество личности, компонентами которой являются:

– интерес к природе и проблемам ее охраны;

– знания о природе и способах ее защиты и устойчивого развития;

– нравственные и эстетические чувства по отношению к природе;

– экологически грамотная деятельность по отношению к природной среде;

– мотивы, определяющие деятельность и поведение личности в природном окружении [29, с.49].

Экологическая культура, по мнению Л.Д. Бобылевой, включает следующие основные компоненты:

– интерес к природе;

– знания о природе и ее охране;

– эстетические и нравственные чувства к природе;

– позитивная деятельность в природе;

– мотивы, определяющие поступки детей в природе [3, с.32–33].

Интерес – мощный стимул активности учащихся. Воспитание интересов – необходимое условие развития активности и направленности личности, поэтому направленность интереса, его содержание, широта или узость служат показателем активности ребенка. Именно в интересе проявляется отношение человека к предметному миру, в том числе и к миру природы. Интерес, с одной стороны, является стимулом формирования бережного отношения к природе, с другой – его результатом, знаменующим собой относительную завершенность определенного этапа экологического воспитания. Таким образом, воспитание бережного отношения к природе идет от развития уже имеющихся интересов к формированию новых знаний, чувств, умений, а от них – к интересу на более высокой его ступени [34, с.132].

Итак, мы выявили значение термина «экологическое образование» – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на нормирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение человека к окружающей среде.

На схеме показано, что экологическое образование включает процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, нравственных качеств, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде.

Экологическое образование

Процесс обучения, воспитания и развития личности

 

Формирова-ние системы научных и практичес-ких знаний

 

Формиро-вание ценностных ориентаций

 

Формиро-вание поведения

 

Формиро-вание деятельно-сти

 

Формиро-вание нравствен-ных качеств

Рисунок 1 – Схема компонентов формирования экологического образования

Также было выявлено значение понятия «экологическая культура», которая является целью экологического образования. Мы установили, что параметрами сформированности экологической культуры являются: интерес к природе и проблемам ее охраны; знания о природе и способах ее защиты и устойчивого развития; нравственные и эстетические чувства по отношению к природе; экологически грамотная деятельность по отношению к природной среде; мотивы, определяющие деятельность и поведение личности в природном окружении.

Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии – это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у школьников.

1.3 Роль экологического образования учащихся начальных классов

Сложившаяся в настоящее время система школьного и внешкольного образования и воспитания включает большой объем экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования в направлении роста и развития экологической культуры. В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Проблема личностного развития младшего школьника, как единого, целостного процесса может быть реализована, когда учитель будет иметь ясную картину основных линий развития экологической культуры. Экологическое образование и воспитание возможно лишь при условии, если содержание учебных предметов способствует выработке экологически целостных ориентаций, мировоззренческих взглядов.

В соответствии с требованиями ФГОС формирование экологической культуры входит в состав личностных универсальных учебных действий младших школьников, направление нравственно-этическая ориентация.

В составе основных видов универсальных учебных действий выделяют четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);3) познавательный; 4) коммуникативный.

Рассмотрим подробнее структуру личностных УУД учащихся начальной школы:

Самоопределение:

1. Формирование основ гражданской идентичности личности:

– чувства сопричастности своей Родине, народу и истории и гордости за них, ответственности человека за благосостояние общества;

– осознания этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России.

2. Формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека:

– ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.

3. Развитие Я-концепции и самооценки личности:

– формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия.

Смыслообразование:

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе:

– развития познавательных интересов, учебных мотивов;

– формирования мотивов достижения и социального признания;

– мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

Нравственно-этическая ориентация включает:

– формирование единого, целостного образа мира при разнообразии культур, национальностей, религий; отказ от деления на «своих» и «чужих»; уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности;

– ориентацию в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

– знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность);

– выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм;

– формирование моральной самооценки;

– развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

– развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости;

– формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей;

– формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой [2, с.29–32].

Дисциплина «окружающий мир» выполняет интегрирующую функцию и обеспечивает формирование у детей целостной научной картины природного, социального и культурного мира, Предмет раскрывает суть отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознания своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования российской гражданской идентичности личности.

В соответствии с образовательными стандартами второго поколения процесс обучения должен быть построен как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Ученик не принимает его в готовом виде, а деятельность на уроке организована так, что требует от него усилия, размышления, поиска.

Именно это заставило отказаться от ориентировки методики обучения на репродуктивные методы. Основную задачу авторы школьных учебников видели в разработке исследовательских и поисковых учебных задач: проблемных ситуаций, альтернативных вопросов, заданий на моделирование, способствующих тому, что ученик становится равноправным участником учебного процесса. Это, безусловно, не означает, что снижается руководящая роль педагога, но она скрыта для ученика. Руководство не сводится к предъявлению образца или инструкции, которые нужно запомнить и воспроизводить, а предполагает организацию совместных размышлений, поиска, наблюдений (за объектом природы, языковой единицей, математическим объектом и т. д.) самостоятельных построений алгоритмов [2, с.29–32].

Одна из целей предмета «Окружающий мир» – научить школьников объяснять своё отношение к миру. Именно уроки окружающего мира имеют огромный потенциал для формирования личностных универсальных учебных действий. Отказ от репродуктивных методов обучения в пользу самостоятельного поиска учащимися ответов на вопросы позволяет учителю не навязывать «правильное» отношение к окружающему, а корректировать мировоззрение ребёнка, его нравственные установки и ценности.

Учебная дисциплина «Окружающий мир» выполняет интегрирующую функцию и обеспечивает формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознания своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования российской гражданской идентичности личности.

Изучая этот предмет, учащиеся знакомятся с методами познания окружающего мира: наблюдение, эксперимент, измерение, моделирование, классификация и другие. Уроки окружающего мира позволяют усваивать предметные знания и умения, а также комплекс личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных учебных действий для успешного продолжения образования в основной школе.

В сфере личностных универсальных действий изучение предмета «Окружающий мир» обеспечивает формирование когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностного компонентов гражданской российской идентичности:

– умения различать государственную символику Российской Федерации и своего региона, описывать достопримечательности столицы и родного края, находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, свой регион и его столицу; ознакомление с особенностями некоторых зарубежных стран;

– формирование основ исторической памяти – умения различать в историческом времени прошлое, настоящее, будущее, ориентации в основных исторических событиях своего народа и России и ощущения чувства гордости за славу и достижения своего народа и России, фиксировать в информационной среде элементы истории семьи, своего региона;

– формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения;

– развитие морально-этического сознания – норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами.

В сфере личностных универсальных учебных действий изучение предмета способствует принятию обучающимися правил здорового образа жизни, пониманию необходимости здорового образа жизни в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья.

Для успешного формирования личностных универсальных учебных действий должны быть выполнены определенные педагогические условия:

1. Слитность познавательной активности с эмоциональным состоянием ребенка, то есть необходимость оказывать ученику эмоциональную поддержку. Это особенно важно для этапа первоначального предъявления нового программного материала. Такой эмоциональной поддержкой может быть как словесный, так и наглядный материал. Проанализируем с этой точки зрения методический аппарат учебника «Окружающий мир». Программа в соответствии с государственным стандартом включает ознакомление младших школьников с наиболее яркими, значимыми событиями из истории нашей Родины. Среди них, конечно же, значительное место занимают рассказы об освободительных войнах славян и россиян. Если знакомить детей только с событийной стороной военной истории, то правильной эмоциональной оценки у них может и не возникнуть. Чтобы произошло слияние познавательного интереса с эмоциональным состоянием, необходимо проанализировать со школьниками ответ на вопрос: «Почему люди воюют?» Даже небольшой, но целесообразно построенный текст на эту тему позволяет подвести детей к пониманию сложнейших исторических и социальных понятий: «освободительная война», «защита государства – обязанность гражданина», «захватнические войны».

2. Развитие ценностного отношения к объекту (событию, образу, детали) окружающего мира и оживление имеющегося у учащихся опыта. При изучении темы «Ты и твое здоровье» ученикам предлагается вспомнить, что такое режим дня и зачем его нужно соблюдать. Все школьники знакомы с этим понятием, и если в процессе обобщения знаний учитель предложит рассказать о том, как в семье соблюдается режим дня (кто соблюдает? как часто? кто обычно забывает о режиме? кто следит за тем, чтобы режим дня соблюдался?), то кто-то придет к выводу о том, что режим дня соблюдает только мама (папа, бабушка, дедушка). Интерес, появившийся у учащихся в процессе обсуждения, позволит обсудить и сформулировать элементы режима дня, обязательные для выполнения. Активность детей будет способствовать также развитию общего учебного умения – устанавливать соответствие между временными интервалами и событиями (что является довольно сложным умением для младшего школьника). В 4-м классе опора на жизненный опыт ученика способствует развитию умений строить предположения, рассуждать, высказывать собственное мнение, выбирать рациональный путь решения учебной задачи [28].

Чтобы знания стали условием правильного поведения, то есть стали показателем его ценностного отношения к миру, необходимо сформировать личностный смысл любого поступка и любой деятельности школьника. Если этого нет, то знания вырабатывают лишь знаемые мотивы поведения. Личностный смысл позволяет формировать реально действующие мотивы поведения, и тогда любая деятельность ребенка становится самостоятельной, инициативной, «навязанной» себе самому.

Таким образом, важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты. Основные результаты обучения детей в начальной школе – это формирование универсальных способов действий, воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач, индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной [25, с. 151–155].

Курс «Окружающий мир» в зависимости от способов организации учебной деятельности учащихся, раскрывает все возможности для формирования личностных универсальных учебных действий в начальной школе. Изучение естественных наук обогащает кругозор, развивает наблюдательность, мышление детей, прививает бережное отношение и любовь к природе, закладывает основы экологического воспитания.

2 Экспериментальная работа по выявлению осведомлённости учителей начальных классов в области форм экологического образования учащихся и параметров форм экологической культуры младших школьников

2.1 Определение осведомлённости учителей начальных классов в области форм экологического образования учащихся и параметров формирования экологической культуры младших школьников

На констатирующем этапе педагогического эксперимента, проведённом на базе МБОУ гимназии № 82 города Краснодара с помощью анкетирования была выявлена осведомлённость учителей начальных классов в области форм экологического образования учащихся и параметров формирования экологической культуры младших школьников.

Были опрошены 10 учителей начальных классов. Составленная нами анкета включает три вопроса.

Анкета для учителей

Уважаемый коллега!

Просим Вас ответить на следующие вопросы:

  1. Какие формы экологического образования существуют в педагогике?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие формы экологического образования Вы применяете в собственной педагогической деятельности?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Каковы параметры сформированности экологической культуры младших школьников?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо!

Критерии оценивания:

1 вопрос: 1 – 3 формы – низкий уровень

4 – 6 формы – средний уровень

7 – 10 форм – высокий уровень

2 вопрос: 1 – 3 формы – низкий уровень

4 – 6 формы – средний уровень

7 – 10 формы – высокий уровень

3 вопрос: 0– 1 параметра – низкий уровень

2 – 3 параметра – средний уровень

4 – 5 параметра – высокий уровень

В результате проведённого анкетирования были получены следующие результаты:

– по 1 вопросу – 4 учителя (40%) – низкий уровень осведомлённости в области формирования экологического образования учащихся; 3 учителя (30%) – средний уровень осведомлённости в области формирования экологического образования учащихся; 3 учителя (30%) – высокий уровень осведомлённости в области формирования экологического образования учащихся;

– по 2 вопросу – 4 учителя (40%) применяют 1-2 формы экологического образования, что соответствует низкому уровню осведомлённости в области формирования экологического образования учащихся; 4 учителя (40%) применяют 3-5 формы экологического образования, что соответствует среднему уровню осведомлённости в области формирования экологического образования учащихся; 2 учителя (20%) применяет 6-10 форм экологического образования, что соответствует высокому уровню осведомлённости в области формирования экологического образования учащихся;

– по 3 вопросу – 5 учителей (50%) – низкий уровень осведомлённости в параметрах формирования экологической культуры младших школьников; 4 учителя (40%) – средний уровень осведомлённости в параметрах формирования экологической культуры младших школьников; 1 учитель (10%) – высокий уровень осведомлённости в параметрах формирования экологической культуры младших школьников.

Полученные данные представлены на диаграмме:

Рисунок 2 – Диаграмма осведомлённости учителей начальных классов

в области формирования экологического образования учащихся

и параметров формирования экологической культуры

младших школьников

Таким образом, из диаграммы видно, что осведомлённость учителей начальных классов в области формирования экологического образования учащихся и параметров формирования экологической культуры младших школьников преимущественно находится на низком и среднем уровнях.

На основе анализа теоретических источников нами были выявлены, структурированы и представлены на схемах традиционные и нестандартные формы экологического образования.

Формы экологического образования младших школьников

Традиционные формы

 

Нестандартные формы

   

- урок окружающего мира, урок Кубановедения, урок – экскурсия, урок-лекция, лабораторное занятие, тематический урок, контрольный урок, комбинированный урок, интегрированный урок, урок-исследование, урок-игра.

- урок-викторина, урок-КВН, урок-спектакль, урок мудрости, урок откровения, урок-праздник, урок-комментарий, урок-анализ первоисточников, урок-творческая фантазия, экологический праздник, урок-путешествие, урок-сказка, урок-интервью, дуэли, турниры, конкурсы, эстафеты.

Рисунок 3 – Схема традиционных и нестандартных форм

экологического образования учащихся начальных классов

Также нами были выявлены, структурированы и представлены на схемах параметры формирования экологической культуры младших школьников.

Экологическая культура (по Л.П. Салеевой-Симоновой)

Интерес к природе и проблемам её охраны

 

Знания о природе и способах её защиты и устойчивого развития

 

Эстетичес-кие и нравствен-ные чувства по отношению к природе

 

Экологически грамотная деятель-ность по отношению к природной среде

 

Мотивы, определяю-щие деятельность и поведение личности в природном окружении

Рисунок 4 – Схема параметров формирования экологической культуры младших школьников по Л.П. Салеевой-Симоновой

Экологическая культура (по Л.Д. Бобылёвой)

Интерес к

природе

 

Знания о природе и

её охране

 

Эстетические и нравственные чувства

к природе

 

Позитивная деятельность в природе

 

Мотивы, определяющие поступки детей

в природе

Рисунок 5 – Схема параметров формирования экологической культуры младших школьников по Л.Д. Бобылёвой

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В теоретической части нашего исследования было рассмотрено экологическое образование как фактор формирования экологической культуры младших школьников.

Выявлено сущностное содержание понятия «форма обучения» – это внешняя сторона структуры учебного процесса, отображающая внутреннее содержание и взаимодействие всех его компонентов.

Были выявлены следующие типы организационных форм: комплексные, простые, общие, конкретные. В естествознании применяются следующие формы: урок – стандартный и нестандартный (урок-лекция, лабораторное занятие, тематический урок, контрольный урок, комбинированный урок, интегрированный урок, урок-исследование, урок- игра); экскурсия – вводная, текущая и обобщающая (природоведческая, экологическая, на сельскохозяйственный объект, экскурсия эстетического характера. Выявлены такие нестандартные формы обучения, как урок-сказка, урок-путешествие, урок-интервью, урок-анализ первоисточников, урок-комментарий, урок откровения, урок мудрости, урок-творческая фантазия, урок-праздник, урок будущего, урок, имитирующий деятельность учреждений, урок-викторина, КВН, спектакли, экологические праздники, дуэли, турниры, конкурсы, эстафеты, которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний младших школьников.

Определено значение термина «экологическое образование» – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на нормирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение человека к окружающей среде.

Установлено значение понятия «экологическая культура», которая является целью экологического образования. Параметрами сформированности экологической культуры являются: интерес к природе и проблемам ее охраны; знания о природе и способах ее защиты и устойчивого развития; нравственные и эстетические чувства по отношению к природе; экологически грамотная деятельность по отношению к природной среде; мотивы, определяющие деятельность и поведение личности в природном окружении.

Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии – это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у школьников.

Курс «Окружающий мир» в зависимости от способов организации учебной деятельности учащихся, раскрывает все возможности для формирования личностных универсальных учебных действий в начальной школе. Изучение естественных наук обогащает кругозор, развивает наблюдательность, мышление детей, прививает бережное отношение и любовь к природе, закладывает основы экологического воспитания. Экологическое образование способствует развитию экологической культуры учащихся, вооружает их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирует активную гуманную позицию по отношению к природе, ответственности за судьбу своего общего дома – планеты Земля.

Начальная школа важнейший этап становления личности, формирования экологической культуры, познавательных, эмоциональных и практических отношений к природному и социальному окружению, интенсивного накопления знаний об окружающем мире. Младший школьный возраст наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой.

В рамках констатирующего этапа эксперимента была определена осведомлённость учителей начальных классов в области форм экологического образования учащихся и параметров формирования экологической культуры младших школьников. Для этого была разработана анкета, включающая 3 вопроса, направленных на выявление осведомлённости учителей начальных классов: 1) о формах экологического образования существующих в педагогике; 2) какие формы экологического образования применяют учителя в собственной педагогической деятельности; 3) каковы параметры сформированности экологической культуры младших школьников. Было выявлено, что осведомлённость учителей начальных классов по выше обозначенным вопросам в основном на низком и среднем уровнях.

На основе анализа теоретических источников нами были выявлены, структурированы и представлены на схемах традиционные и нестандартные формы экологического образования, а также параметры сформированности экологической культуры учащихся по Л.П. Салеевой-Симоновой и по Л.Д. Бобылёвой.

Таким образом, цель исследования по выявлению традиционных и нестандартных форм экологического образования учащихся начальных классов достигнута. Все поставленные задачи выполнены.

Гипотеза о том, что возможно в педагогике начального образования существуют различные классификации форм экологического образования учащихся, а также различные параметры формирования экологической культуры учащихся начальных классов подтвердилась.

Исследование может быть продолжено в направлении разработки системы форм экологического образования младших школьников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учебное пособие для студентов.– М.: Владос, 2001. – 240 с.

2 Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. — М. : Просвещение, 2008. С.29– 32.

3 Барковская О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания // Начальная школа. – 1994. – №2. – С.32–33.

4 Бахарева А.С. Формы экологического воспитания детей. – Ш.: 1996. – 69 с.

5 Бордовская Н.В. Реан А.А. Психология и педагогика. Раздел IV. Тема 13. Педагогика: Учебник для вузов. – Сб.Питер, 2000.

6 Виноградова Н.Ф. Окружающий мир в начальной школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. С.64.

7 Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1–4 классы. – М.: Вента – Граф, 2005.С.4–10.

8 Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана: Книга для учащихся – М.: Просвещение, 1995. – 192 с.

9 Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия.– М.: Издательство Эксмо, 2004. – 736 с.

10 Дерябина Н.П. Формы обучения в педагогике: традиции и новаторство. Статья. http://fb.ru/article/4409/formyi-obucheniya-v-pedagogike-traditsii-i-novatorstvo

11 Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006.

12 Егоренков Л.И. Основы начального экологического воспитания: Учебное пособие. - М.: Прометей, 1996. – 126 с.

13 Захлебный А.Н. Состав понятий межпредметных связей в школьном природоохранительном просвещении // Межпредметные связи в школьном природоохранительном просвещении – М., 1986. С.20–28.

14 Захлебный А.Н. Зверев И.Д. Кудрявцева Е.М. Экологическое образование школьников. ‒ М.: Педагогика, 2001. – 257 с.

15 Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Научно-технический прогресс и экологическое образование // Советская педагогика. – 1995. – №12. – С.10–12.

16 Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование во внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1984.

17 Зверев И.Д. Цели природоохранительного просвещения в школе // Краеведческая работа в школе. – М., 1988. – С.3–10.

18 Зверев Н.Д. Экология в школьном обучении. − М.: «Академия», 2003. – 78 с.

19 Каропа Г.Н. Теоретические основы экологического образования школьников. – Мн.: НМО, 2005.

20 Клепинина З.А, Аквилева Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе – М.: ИЦ Академия, 2008 г.

21 Лихачев Б.Т. Экология личности // Педагогика. – 1993. – №2. – С.19 – 21.

22 Никитин В.А. Социальная педагогика. / под ред. В.А. Никитина – М.: Издательство МГСУ «Союз», 1998. – 326 с.

23 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. РАН. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е издание. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003. – 940 с.

24 Петрова И. В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий младшего школьника / И. В. Петрова // Молодой ученый. — 2011. — №5. Т.2. — С.151–155.

25 Печко Л.П. Воспитание у школьников эстетического отношения к природе // Советская педагогика. – 1987. – №3. – С.29–32.

26 Пидкасистый П.И. Педагогика. Раздел II. Глава 11. Учебник для студентов педагогических вузов и колледжей; аспирантов, учителей и руководителей школ. М. 1998. – 268 с.

27 Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования: Электронный ресурс.//college.ru.Режимдоступа: http://college.ru/pedagogam/450/468/474/488/

28 Прокопьев И. И. Педагогика. Избранные лекции: учебное пособие. – В 3 ч. – Ч.3. – Дидактика / И. И. Прокопьев. – Гродно: ГрГУ, 2000.

29 Салеева – Симонова Л.П. Формирование бережного отношения младших школьников к природе. – М., 1998.

30 Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе. − М.: «Академия», 2000.

31 Сластенин В.А. Педагогика. – М.: Академия, 2005.

32 Снакин В.В. Экология и охрана природы: Словарь-справочник. / Под ред. акад. А.Л. Яншина. – М.: Academia, 2000. – 281 с.

33 Сухомлинский В.А. Я сердце отдаю детям. Киев: «Радяньска школа, 1985. С.152.

34 Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии – М.: Топикал, 1994. – С.132–184.

35 Цветкова И. В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художники Г. В. Соколов, В. Н.Куров. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 192 с.

36 Цветкова И.В. Экологический светофор для младших школьников: Методическое пособие по воспитанию экологической культуры детей младшего школьного возраста. М.:Владос, 2007. – 256 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Анкета по выявлению осведомлённости учителей начальных классов

в области формирования экологического образования учащихся и параметров формирования экологической культуры младших школьников

Уважаемый коллега!

Просим Вас ответить на следующие вопросы:

  1. Какие формы экологического образования существуют в педагогике?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие формы экологического образования Вы применяете в собственной педагогической деятельности?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Каковы параметры сформированности экологической культуры младших школьников?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо!

Просмотров работы: 30113