Согласно проведенным исследованиям был еще раз подтвержден факт несимметричности человеческого мозга. Правое и левое полушария мозга при всем их внешнем сходстве различаются и по строению, и по функциям. На протяжении нескольких десятков лет сменяют друг друга разные взгляды на то, какое из полушарий мозга «главное» — левое или правое. Исследования продолжаются и в настоящее время. Но ясно одно, что психическая деятельность человека – это результат совместной работы обоих полушарий мозга. Каждое из них играет свою роль[1;2]. В условиях реализации принципов личностно ориентированного подхода в обучении, особую актуальность на наш взгляд приобретает изучение индивидуальных особенностей психики студента.
В рамках нашего исследования мы изучили особенности личности студентов 1 – 3 курсов, проанализировали итоги их успеваемости, установили взаимосвязь особенностей работы мозга и психической деятельности человека.
Отечественная наука утверждает, что психическая деятельность – это функциональная способность отражать объективную реальность и обеспечивать адекватные взаимоотношения организма с окружающей средой.
Несмотря на то, что по морфологическому строению полушария мозга весьма сходны друг с другом, их функциональная роль в осуществлении психической деятельности человека различна. В науке эта проблема получила название функциональной асимметрии мозга.
Полушария мозга выполняют разные функции. Одно выполняет ведущую (доминантную) функцию, другое – подчинённую.От того, какое полушарие является ведущим, зависит, какой рукой человек лучше действует – правой или левой. У тех, кто лучше действует правой рукой – «правшей», доминирует левое полушарие, у тех, кто лучше действует левой – «левшей», - правое. В настоящее время установлено, что левое полушарие играет основную роль в обеспечении речи, счёта, чтения, логического мышления. Его называют «рациональным», т.е. разумным, целесообразным[3;7].
Правое полушарие – «образное», эмоциональное. В его функцию входят ориентация в пространстве, распознание звуков, эмоциональное восприятие мира.
Достижения современной физиологии, изучающей асимметрию мозга, показывают, что граница между сознательным и бессознательным уровнями пролегает между полушариями головного мозга. Сознание связывается с левым полушарием, его речевыми зонами, а подсознание - с правым. Таким образом, мы настолько тонко и неразрывно связаны с окружающим миром, что наше восприятие самих себя тоже зависит от него. Декарт говорил: «Я воспринимаю окружающий мир, не слепо копируя его, как бездушное зеркало, но внося кое-что от себя». Основой этого является несовпадение отражений окружающего мира в «зеркале» правого и левого полушарий[5].
Целью практической части нашей работы является исследование взаимосвязи работы полушарий мозга с психической деятельностью личности.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что ведущее полушарие мозга влияет на особенности поведения и успеваемость студентов.
Исследование проводилось среди студентов Тобольского медицинского колледжа, в котором приняло участие 135 человек I – III курсов, из которых юношей – 13, девушек – 122.
Практическая значимостьисследования определяется тем, что полученные результаты могут быть использованы преподавателями для оптимизации учебного процесса и осуществления личностно–ориентированного подхода в обучении, а так же использованы студентами с целью самопознания.
В результате проведенного исследования выяснилось, что у 50% испытуемых наблюдается смешанный тип работы полушарий мозга. У 44% ведущим является левое полушарие и у 5% правое полушарие мозга.
В результате исследования было установлено, что ведущим каналом восприятия у студентов является: кинестетический - 75 человек (55%), визуальный А - 38 человек (28%), аудиальный С - 22 человека (16%). Анализируя журналы групп, было установлено, что на «4» и «5» обучаются 41 человек (30%). Все они являются праворукими.
Мы выяснили, что особенности работы мозга влияют на поведение и характер студентов. Для студентов с ведущим левым полушарием характерны такие черты характера как рациональность, решительность, уверенность, а для студентов с ведущим правым полушарием – иррациональность, интуитивность, эмоциональность.
Выводы: 1. В результате проведенного исследования выяснилось, что у 50% испытуемых наблюдается смешанный тип работы полушарий мозга. У 44% ведущим является левое полушарие и у 5% правое полушарие мозга. 2. Установлена взаимосвязь между ведущим полушарием мозга и особенностями характера личности. 3. Выявлена взаимосвязь особенностей восприятия с ведущим полушарием мозга. У студентов с ведущим левым полушарием преобладает аудиальный канал восприятия, у студентов с ведущим правым полушарием преобладает кинестетический канал, у смешанного типа работы полушарий – все каналы восприятия. 4.Успеваемость студентов зависит от преобладающего полушария мозга. На «4» и «5» успевают левополушарные - 41 человек (30%). Правополушарных не выявлено.
Практические рекомендации: 1. Психологу колледжа рекомендовать проведение тестирования с целью диагностики индивидуальных особенностей психики студентов I курса. Данные исследований доводить до сведения студентов и кураторов групп. 2. Преподавателям предметникам учитывать индивидуальные особенности «леворукости» студентов: развивать логическое мышление, речь, память. При обучении леворуких должна преобладать теоретическая направленность. 3. Преподавателям предметникам рекомендовать при обучении праворуких уделять больше внимания практической направленности предмета. 4. Учитывать место положения студентов в кабинете в соответствии с ведущим глазом и ухом. (Если ведущее правое ухо – правая сторона, левое ухо – левая сторона.) 5. В расписании чередовать предметы «удобные» для восприятия левополушарных - (точные науки), правополушарных - (гуманитарные и естественные науки). 6. Развивать у студентов все каналы восприятия.
Библиография
Батуев А.С. Загадки и тайны психики. – М., 2003
Гамезо М.В. Атлас по психологии – М., 1999
Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология/ И.В.Дубровина., Е.Е.Данилова, А.М. Прихожан– М., Академия, 1999
Матвеев В.С. Загадки и резервы психики.- Свердловск: изд-во Урал, 1990
Сандомирский М.Е. Защита от стресса: физиологически-ориентированный подход и решению психологических проблем (Метод РЕТРИ).- М.: изд-во Института Психологии, 2001
Психологическая мозаика: Наблюдения, Эксперитменты, Тесты/ сост. С.С Степанов – М.: Академия, 1996
Энциклопедия для детей. Том 18. Человек. Архитектора души. Психология личности. Мир взаимоотношений. Психотерапия./Под ред.В.А.Володина – М.: Аванта+, 2002