НАСЛЕДСТВО Ж. НИКО ГЛАЗАМИ ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

НАСЛЕДСТВО Ж. НИКО ГЛАЗАМИ ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛЯ

Шафеева Д.А. 1, Воронина Е.О. 1
1ГАОУ СПО ТО «Тобольский медицинский колледж им. В. Солдатова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Трудно себе представить то благотворное изменение, которое произошло бы во всей жизни людской, если бы люди перестали одурманивать и отравлять себя табаком, вином и опиумом».

Л. Н. Толстой

Пропаганда здорового образа жизни среди молодежи – одна из основных задач оздоровления жизни нашего общества. Проблема борьбы с курением остается актуальной и требует скорейшего ее решения. Задумывая исследование по данной актуальной проблеме, нам хотелось доступно, интересно, зрелищно, и, что самое главное, убедительно донести до студентов ту информацию, о которой они даже не задумываются, закуривая очередную сигарету, и способствовать отрицательному отношению к курению. На наш взгляд, если проводить просветительскую работу по антиникотиновой пропаганде наглядно и систематически с различных точек зрения, то, в конечном итоге, это приведет к изменению отношения к табакокурению.

Цель исследования – посредством эксперимента изучить воздействие табачной продукции на некоторые функции организма человека, биологические объекты и на основе этого выявить изменение отношения студентов к курению.

В ходе исследования решаются следующие задачи:

  • изучить научно-популярную литературу по данному вопросу;

  • выявить отношение к курению студентов колледжа;

  • провести сравнительный анализ определения тиоционатов в слюне курящего и некурящего человека;

  • показать на биологических объектах роль пассивного курения;

  • исследовать влияние табачного дыма на некоторые функции организма;

  • выявить отношение студентов колледжа к курению после исследования;

  • участвовать в проведении акции «Меняю сигарету на здоровье»;

  • создать брошюру «STOP».

Используемые методы исследования: общие, специальные, эмпирические.

Данное исследование имеет большую практическуюзначимость, так как способствует формированию устремления человека к ведению здорового образа жизни.

Проведенный нами социологический опрос показывает, что проблемы связанные с курением для студентов нашего колледжа стоят также остро, как и для современного общества в целом. Анализируя данные социологического опроса, выявлено серьезное влияние отношения к курению в семье. На детей оказывает воздействие семейная атмосфера. Если в то время, когда у ребенка происходит закладка поведенческих качеств, он замечает кого-то из членов семьи с сигаретой, не удивительно, что через несколько лет он сам начнёт курить. При анкетировании выявлена интересная закономерность: у 103 курящих студентов 87 родителей курят, что составляет 84%. Поэтому мы попытались в ходе исследовательской работы рассмотреть с различных точек зрения вред, наносимый табакокурением, и донести до студентов информацию, проводя урок-панораму «Наследство Ж.Нико».

Что немаловажно, первый опыт в большинстве случаев (40%) приходится на очень юный возраст (9-15 лет), когда система ценностей и анализ собственных поступков ещё не сформированы полностью, поэтому обо всей серьёзности происходящего во время потребления табачного дыма, думать не приходится. По данным опроса большинство студентов начали курить из любопытства (39%). Одновременно материалы анкет свидетельствуют: началу курения способствует желание подражать взрослым, причем этот фактор воздействуют не только из семей курильщиков, но и из семей некурящих. Одной из причин, побудивших студентов к курению была названа депрессия, стресс (25%). Справляясь с депрессией, стрессом они, считают, что именно выкуренные сигареты позволят вернуть спокойствие, эмоциональное равновесие и хорошее настроение, забывая о том, что курение не разрешит возникшие проблемы. С поступлением никотина наступает торможение нервной системы на определенном уровне активности, поэтому облегчения не наблюдается, и к тому же проблема-то не исчезает вовсе. Плюс ко всему накапливаются ядовитые и токсичные вещества в организме. В связи с этим закуривая во время стресса, человек усугубляет последствия самого стресса: при чрезмерном сужении сосудов сердечная мышца с трудом справляется с перекачиванием по ним крови и, следовательно, работает на пределе своих возможностей.

Анализируя данные анкет, возникает парадокс: студенты, зная о вреде курения, продолжают курить. Вероятнее всего, что они рассчитывают, что последствия курения, о которых много говорят, их не коснутся.

Исследователи, все причины, побуждающие к началу и продолжению курения, делят на две группы: фармакологическую и нефармакологическую.

Фармакологическая группа причин связана уже с формированием физической зависимости от сигарет, которая выражена очень сильно, и курильщик затягивается сигаретой постоянно. К этому же типу относится и автоматическое курение – часто неосознанное, постоянное. Данный тип проявляется у людей, имеющих «стаж» курения более трех лет.

Нефармакологическая группа причин провоцирует человека к первой затяжке. В этом случае ещё нет сформировавшейся физической зависимости от никотина, но есть другие факторы, заставляющие закуривать сигарету вновь и вновь. Психосоциальный фактор группы подразумевает, что в процессе курения человек пытается самоутвердиться, достичь социального доверия или ещё каких-либо социально значимых для него условий, следует моде и т.д.

С целью выявления групп нами было проведено уточняющее тестирование Фагерстрема, который позволяет определить уровень никотиновой зависимости. По данным уточняющего теста можно сделать вывод, что из числа протестированных студентов 68% относятся к фармакологическому типу, и лишь 32% – к нефармакологическому. Поэтому мы попытались в ходе исследовательской работы рассмотреть с различных точек зрения вред, наносимый табакокурением, и донести до студентов информацию, проводя урок-панораму «Наследство Ж.Нико».

В ходе исследования нами был проведен химический, биологический, физиологический и психологический эксперименты, выявляющие влияние никотина на живой организм.

В ходе химическогоэксперимента выявлено:

  • среда раствора – кислая, т.к. присутствуют в растворе углекислый газ, оксиды азота;

  • в растворе табачной вытяжки была обнаружена смесь фенолов, а именно

пирокатехин, гидрохинон; для подтверждения была проведена качественная реакция на фенолы с гидроксидом железа (III) – в результате была обнаружена желтая и коричнево-зеленая окраска;

  • реакция с раствором перманганата калия (KMnO4) на присутствие в вытяжке и растворе дыма непредельных соединений (акролеин) – раствор обесцветился и через некоторое время выпал густой коричневый хлопьевидный осадок оксида марганца (IV);

  • реакция с йодом – образование коричневого студенистого осадка доказывает о содержании вредных веществ, оставшихся на фильтре после курения;

  • с помощью реактива Дрангендорфа (K[BiI4]) – присутствие алкалоидов (никотина) в растворе дыма и табачной вытяжке, результатом реакции явилось появление яркого окрашивания, а через некоторое время обильное выпадение красно-оранжевого осадка;

  • наибольшее содержание алкалоида в табаке, а наименьшее в табачном дыме;

  • проверка образцов слюны у 10 человек показала положительную реакцию на тиоционат-ионы (появляется красное окрашивание);

  • у курящих людей более высокий уровень слюнных тиоционатов, что выражается в более яркой окраске тиоционата железа (III). Доказано, что физиологическое функция тиоционатов заключается в том, что они в организме выступают как антагонисты анионов йода, и таким образом, могут угнетать функцию щитовидной железы.

Цель биологического эксперимента, проводимого нами, показать роль пассивного курения на биологических объектах: рыжих тараканах и семенах гороха посевного.

Для эксперимента были взяты рыжие тараканы, т.к. они самые легко приспосабливающиеся к условиям обитания и внешним воздействиям, могут находиться в замкнутом пространстве с объемом воздуха 500 мл 12 дней. Тараканы были помещены в колбы: 1 – контрольная, 2 – дым сигареты с фильтром при помощи «курительного аппарата»; 3 – поместили вату с никотином от сигареты с фильтром. Таким образом, создали тараканам одинаковое пространство обитания, одну и ту же питательную среду, но разные условия. Сравнивая движения тараканов в колбах, можно отметить, что в колбах с никотином первые минуты тараканы вели себя гораздо активнее, затем их движения замедляются, они подползают ближе к отверстию колбы, а через некоторое время падают на дно колбы и погибают.В ходе эксперимента было выявлено, что если воздух вытеснить дымом сигареты с фильтром, то продолжительность жизни снижается до 5 минут. Практически жизнь в среде дыма не существует. Следовательно, было доказано, что пассивное курение опасно для организма.

При исследовании физиологических функций организма была отобрана группа из 5 человек, регулярно употребляющих табачную продукцию. У участников экспериментальной группы измеряли давление, пульс и наблюдали за частотой дыхания. Измерение проводили до, и после выкуривания каждой из трех сигарет. Таким образом, после выкуренных сигарет обнаружилось повышение артериального давления, учащение пульса и замедление дыхания. При прощупывании пульса после первой затяжки наблюдается его замедление, а затем он начинает учащенно биться. Далее рассматриваемые функции организма у испытуемых (кроме частоты дыхания) нормализируются, что объясняется постепенным привыканием к табачному дыму. Полученные в ходе эксперимента данные можно объяснить сужением кровеносных сосудов под действием табакокурения.

В ходе исследования психологических особенностей личности проводили тестирование на выявление зависимости курения на внимание (таблица Шульте), прием информации, запоминание. Эксперимент проводили сразу же после выкуривания сигарет. В ходе эксперимента выявлено, что под действием курения наблюдается резкое ухудшение мозговой деятельности, а именно ухудшается внимание и запоминание, а так же затруднен прием поступающей информации.

Собранный и систематизированный материал доказывает, что курение – это яд, о чём свидетельствуют и данные опроса. Но это не так легко – расстаться с пагубной привычкой. Народная мудрость гласит: кто бросил пить, тот совершил поступок, а кто избавился от никотиновой зависимости – подвиг. Действительно с этим нельзя не согласиться. Путь переделывания своих привычек труден, но всё возможно! Надо только найти в себе силы, чтобы преодолеть этот барьер. Мы надеемся, что наше исследование поможет многим понять истинную причину, толкающую их в объятия сигаретного дыма, и перебороть себя в стремлении продолжать «роман» с сигаретой.

Но наше мнение, что самый осмысленный путь профилактики — никогда не пробовать курить табак!

О позитивном воздействии на студентов информации свидетельствует следующее: с использованием данных исследования был проведен урок-панорама «Наследство Ж.Нико». Отвечая на вопросы анкеты, после мероприятия 16% респондентов отметили, об изменении своего отношения к курению. Доказано, что проведение просветительской работы по антиникотиновой пропаганде в доступной, зрелищной и интересной форме способствует изменению культуры знаний и в конечном итоге у курящего человека появляется желание отказаться от вредной привычки.

Разработана брошюра «STOP», которая содержит рекомендации людям, желающим бросить курить и психологический тренинг. Данная брошюра активно используется в санитарно-просветительской работе.

31 мая в день всемирного дня отказа от курения нами была проведена на улицах города акция «Меняю сигарету на здоровье». В ходе акции жителям и гостям города, которые уже курили или только хотели закурить мы предлагали поменять сигарету на витамин С и кратко рассказывали о вреде курения. Считаем, что проведение таких мероприятий способствует профилактике табакокурения и является еще одним поводом задуматься о самом сокровенном для человека – здоровье.

В результате исследования, доказано, что проведение просветительской работы по антиникотиновой пропаганде в доступной, зрелищной и интересной форме способствует изменению культуры знаний и в конечном итоге у курящего человека появляется желание отказаться от вредной привычки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева Т.И., Красовский К.С. Табак и здоровье. – Киев, 2009. С. 39.

2. Берестов А.И., Дубовиков К.К. Основные причины развития наркомании в России. – М.: Душепопечительский Православный центр святого праведного Иоанна Кронштадтского, 2008. С. 16.

3. Деларю В.В. Губительная сигарета. – М: Медицина, 2005.

4. Краснова С. А., Тундалева В. С. Как бросить курить/ С. А. Краснова, В. С. Тундалева. – М.: Эксмо, 2008. – 256 с.

5. Курение: невинное удовольствие. – Типография Почаевской Лавры

6. Марков В. В. Основы здорового образа жизни профилактика болезней: Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 320 с.

7. Маюров А.Н., Маюров Я.А. Уроки культуры и здоровья. Табачный туман обмана. – М.: Педагогическое общество России, 2004. С. 41.

8. Минко А. И., Линский И. В. Наркология в вопросах и ответах. – Ростов н/Д: Феникс, Харьков: Торсинг, 2003. – 480 с.

9. Сизанов А.Н. Хриптович В.А. Модульный курс профилактики курения. – М.: "ВАКО", 2004. С. 145-146.

10. Тен Е.Е. Основы медицинских знаний: Учебник. – М.: Мастерство, 2002. – 256 с.

11. Чахава В.О. Как бросить курить? – М.: Олма-пресс, 1998. С. 37-38.

12. http://www.alcoholism-cer.com.

13. http://www.eurekalert.org/pub_releases/2004-12/ace-cse120504.php.

14. http://zvok.h1.ru/gs.htm#alko.

15. www.webSklad.Net

16. www.uniport.com.ua

17. 2009 – Екатеринбург (сборник тезисов) III Всероссийский съезд медицинских работников.I студенческий форум «Будущее профессии в наших руках».

18. Воронина Е. Наследство Ж.Нико глазами естествоиспытателя Материалы Первого студенческого форума «Практическиеаспекты укрепления здоровья и профилактики заболеваний».- Екатеринбург, 2009 года. С.12-14;

19. Я – специалист: Материалы ХII областной научно-практической конференции- Тюмень, 2010

Просмотров работы: 1114