Студенты часто откладывает дела на потом, делают все в последний момент, опаздывают. Но многие привычки, выработанные, будучи молодыми, становятся спутниками в течение всей жизни. Какой работодатель захочет принять в компанию ленивого сотрудника, вечно не успевающего все сделать в срок? В связи с этим тема изучения бюджета времени студентов будет актуальна, так как в период студенческой жизни формируется характер и зарождается компетентность будущего работника, а также его привычки, которые могут по-разному влиять на его трудовую деятельность в дальнейшем.
С целью изучения бюджета времени в ноябре 2013г. было проведено анкетирование студентов третьего и пятого курсов специальности «Управление персоналом» в Новосибирском Государственном Университете Экономики и Управления. Опрошенные студенты обучаются по разным программам: бакалавры и специалисты, соответственно. Разница между их учебными программами существенна и было интересно рассмотреть - насколько эффективно используют свое время студенты.
В середине учебного семестра студенты, участвовавшие в анкетировании, проводили самофотографию в течение семи дней недели, записывая в соответствующий бланк свои действия за день. В исследовании приняло участие 54% студентов от общей численности группы каждого курса, что обеспечило репрезентативность выборки (при 5% ошибке по Ядову В.А.).
Бюджет времени – это время, которым располагает человек. Так, недельный бюджет времени студента составляет 168 часов, его распределение представлено на рисунке 1.
Рисунок 1 – Структура недельного бюджета времени студентов 3 и 5 курсов, %
Ученые считают, что на сон в сутки человеку достаточно 8 часов, чтобы отдохнуть и в течение дня не чувствовать усталости, что составляет около 33% от недельного бюджета времени. Студенты спят на 4-6% больше и все равно большая часть студентов, а именно 73% опрошенных, считают, что они не высыпаются. Студенты стараются выспаться на выходных, время на сон в эти дни в среднем составляет около 11 часов.
Из рисунка 2 следует, что на учебу специалистам и бакалаврам дается разное количество времени по учебному плану. Специалистам выделяется больше времени на аудиторные занятия, а бакалаврам на самостоятельную работу. Третий курс (бакалавры) обучается 4 года и для получения полных знаний многое им приходится осваивать самостоятельно, поэтому в неделю они должны посвятить этому около 21% времени от всего недельного бюджета (согласно учебному плану).
Рисунок 2 – Структура учебной нагрузки, %
По факту, оба курса уделяют самостоятельной работе времени меньше, чем им установлено. Можно выделить ряд причин такой ситуации:
несложные задания,
учебные планы завышены, чтобы учесть скорость выполнения заданий всеми студентами,
некачественное выполнение заданий или их решение в последний момент.
Таким образом, бакалавры не используют около 6% времени от общего бюджета (10 часов в неделю), а специалисты порядка 2% (3,4 часов в неделю) на самостоятельную работу.
У студентов 3 курса остается свободного времени около 20% (33,6 часов в неделю), не занятых на сон, учебу или передвижения в городе, а у специалистов порядка 33% (55,44 часов в неделю) недельного бюджета времени (рисунок 3). Это и понятно, что у бакалавров меньше времени уходит на досуговую деятельность, поскольку у них большее количество работ для самостоятельного изучения во внеаудиторное время. Большая часть студентов, на обоих курсах, проводит свободное время с друзьями, в социальных сетях и смотрит телевизор. Студенты уделяют им слишком много внимания, иногда забывая о времени, проживая не реальную жизнь вместе с этими объектами, откладывая все реальные дела на потом. Перераспределение досуговой деятельности позволит эффективнее использовать время.
Рисунок 3 – Распределение времени на досуг студентами 3 и 5 курсов, %
Главное достоинство учебной программы специалистов, в том, что у них больше свободного времени, которое можно использовать для получения трудового опыта, но не все этим воспользовались. Только 12% опрошенных 5-курсников работают и после окончания университета у них будет трудовой опыт, что положительно влияет на их дальнейшее трудоустройство.
В ходе проведения исследования был предложен ряд рекомендаций для улучшения эффективности использования времени студентами. Так, студенты мало времени отводят на спорт и чтение книг. Занятие спортом – это залог крепкого здоровья, меньшей подверженности различным заболеваниям и позитивного настроения в течение дня. Чтение книг позволяет развивать общие и специальные компетенции, получить дополнительные знания, которые с легкостью можно будет использовать в дальнейшей работе. Хочется пожелать студентам – читайте больше, это влияет на Ваш имидж и Вашу конкурентоспособность на рынке труда.
Введение режима дня также отлично влияет на повышение эффективности. В итоге студент не только знаете расписание своего дня, но и количество времени, отведенное на каждый вид деятельности, что позволит устранить опоздания или не высыпания.
Сегодня набирает популярность наука по управлению временем – тайм менеджмент. Она пропагандирует рациональное расставление приоритетов и разделение на подцели для быстрого достижения результата. Рациональное планирование режима дня и исключение из него бесполезных занятий обязательно приведёт к высоким результатам. Умению управлять своим временем необходимо учиться и оно пригодится не только во время обучения в ВУЗе, но и в последующей трудовой жизни.
Научный руководитель – Кудаева М.М., к.э.н., ассистент кафедры экономики труда и управления персоналом