ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В МЕДИЦИНСКОМ КОЛЛЕДЖЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В МЕДИЦИНСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

Комарова Ж.В. 1
1ГАОУ СПО ТО «Тобольский медицинский колледж им. В. Солдатова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Особую роль в формировании специалистов с давних времен играет математика. Её значимость для представителей самых разных профессий так велика, что Г. Галилей даже высказать мысль, что математика является тем языком, на котором Бог написал Вселенную, а позже И. Кант подытожил, что в каждой естественной науке заключено столько истины, сколько в ней есть математики. Усложнение современной общественной жизни вызывает необходимость усиления математической подготовки будущих специалистов даже по тем специальностям, которые традиционно считались гуманитарными. Безусловно, это требует от педагогов учреждений профессионального образования особого внимания ко всем сторонам учебного процесса – от содержательной, мотивационной и методической до организационной.

Основные вопросы реформы сестринского дела, начавшейся в нашей стране позднее, чем в других развитых странах, связаны с понятиями компетентности и уровня профессионализма, а вслед за этим – задачей повышения престижа, авторитета и социального статуса отечественных медицинских сестер [3]. Современный уровень развития сестринского дела требует от медицинского работника среднего звена умения самостоятельно оценивать состояние и потребности пациента, вести правильное наблюдение за ним и принимать обоснованные ответственные решения – ведь от его профессиональной компетентности зависит здоровье и жизнь пациента. Анализ публикаций по профессиональной подготовке медицинской сестры указывает на множество существующих проблем: сестринского образования в целом и сущностисестринского процесса в частности; формирования коммуникативной компетентности будущих медицинских работников и развития познавательной активности студентов медицинского училища.

Труды зарубежных исследователей (A.M. Curren и др.) свидетельствуют о высокой значимости математических методов в профессиональной подготовке среднего медицинского персонала [4]. Российские ученые солидарны с зарубежными коллегами из Grant MacEwan College (Канада) в вопросе о том, что в профессиональной подготовке медицинских сестер, наряду с безусловной важностью изучения специальных дисциплин, необходимо прочное усвоение общеобразовательных предметов (в их числе математики). Есть печальные факты, свидетельствующие о вычислительных ошибках среднего медицинского персонала при дозировании препаратов, приведших пациентов к коматозным состояниям [5]. Актуальность реализации межпредметных связей в обучении подтверждает разработанная в колледже им. Грента МакЮэна (г. Эдмонтон, Канада) учебная программа для подтверждения квалификации медицинских сестер, где одним из модулей является модуль «Математические навыки» (его цель – научить медицинских сестер интерпретировать назначения врача, используя математические навыки) [6].

Работы российских ученых, посвященные подготовке будущих медицинских сестер, обозначают в качестве ключевого принципа обучения реализацию межпредметных связей специальных и общепрофессиональных дисциплин [7,8]. В них подчеркивается исключительная важность обретения студентами практических знаний, понимание условий и способов их применения, что расширяет диапазон возможностей и обогащает личный опыт обучающихся, делая теоретические знания более основательными в повседневной жизни, а не только в учебных ситуациях [7].

Проблемой реализации межпредметных связей в процессе обучения математике в средних профессиональных учебных заведениях нашей страны занимались многие исследователи. В их работах определена сущность профессиональной направленности обучения математике, выделены основные компоненты, сформулированы требования к профессиональной и прикладной направленности обучения и разработаны методические подходы к их реализации. Вместе с тем проблема реализации межпредметных связей в процессе обучения математике в средних медицинских учебных заведениях, имеющая свою специфику, до настоящего времени в педагогических исследованиях не представлена. В качестве аналога может быть названа лишь работа П.Г. Пичугиной, посвященная решению проблемы профессиональной направленности обучения математике будущего врача, в которой определена система методических требований к курсу высшей математики и представлен комплекс задач, ориентированных на обучение студентов медицинских вузов [9].

Обозначенная проблема актуальна в связи с переходом на государственные образовательные стандарты нового поколения, где центральным становится формирование профессиональной компетентности будущих специалистов при обучении всего спектра дисциплин. Реализация межпредметных связей в процессе профессиональной подготовки будущей медицинской сестры поможет установить преемственность между изучаемыми дисциплинами и будет способствовать повышению мотивации студентов к изучению непрофильных дисциплин (в том числе математики), что в совокупности повысит уровень подготовки будущих специалистов.

Для выявления содержания межпредметных связей между математикой и специальными дисциплинами нами был выполнен анализ рабочих программ по профилирующим предметам, а также проведено анкетирование преподавателей специальных и общепрофессиональных дисциплин Тобольского медицинского колледжа с целью выявления потребностей преподаваемых ими предметов в математических знаниях, умениях и навыках. Было выявлено, что будущей медицинской сестре необходимо знать метрическую систему единиц для правильного расчета количества таблеток и капсул, объема лекарственного средства для различного вида инъекций, уметь вычислять дозы при парентеральном введении лекарственных средств, скорость внутривенного введения лекарственных средств, а также распознавать ошибки в назначениях врача. Обретение этих знаний и умений студентами стало основополагающим при изучении раздела «Применение математических методов в профессиональной деятельности среднего медицинского персонала», входящего в темплан рабочей программы по математике для специальности «Сестринское дело».

Средством реализации межпредметных связей при изучении математики в медицинском колледже, как и основным средством достижения целей-компетенций обучения является решение профессионально ориентированных задач, адекватных спроектированным целям-компетенциям обучения математике. Содержание учебного материала при этом должно не требовать глубоких знаний курса математики и иметь возможность их визуального представления по причине преобладания гуманитарного мышления у обучаемых (в виде рисунков, схем, графиков и т.д.), а также иллюстрации понятий и определений примерами из медицинской практики. Под профессионально ориентированной математической задачей мы понимаем задачу, условие и требование которой определяют собой модель некоторой ситуации, возникающей в профессиональной деятельности медицинской сестры, а исследование этой ситуации средствами математики способствует формированию профессиональной компетентности будущего специалиста [10].

Стандартные учебные пособия по математике для средних специальных учебных заведений включают лишь основные типы математических задач (вычислить, найти, определить и т.п.), профессионально ориентированные задачи в них не представлены. Исходя из результатов анкетирования преподавателей (см. табл. 1), а также анализа учебников, учебно-методических пособий по профилирующим дисциплинам и специальной медицинской литературы нами было разработано учебное пособие, восполняющее существующий пробел. В нём представлен комплекс профессионально ориентированных задач по спектру специальных дисциплин сестринской подготовки [11]. Задачи разделены согласно спроектированным целям-компетенциям обучения математике и направлены: 1) на формирование знания изучаемого материала (информационных компетенций) – задания на припоминание, узнавание, различение, воспроизведение, соотнесение изученных терминов, фактов, правил, основных формул, свойств и алгоритмов действий; 2) на формирование профессиональных умений (операциональных компетенций) медицинской сестры – задания на умения представлять информацию в понятном для пациента виде; 3) на формирование профессионально важных качеств личности медицинской сестры (познавательные, коммуникативные, мировоззренческие, личностные и другие компетенции) – это задания, направленные на развитие внимания, памяти, клинического мышления, восприятия и других качеств личности, необходимых медицинской сестре для её успешной профессиональной деятельности.

Средством реализации межпредметных связей в процессе обучения математике также выступает проведение интегрированных занятий. После завершения изучения математики традиционным стало проведение в колледже интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?», на которой прослеживаются межпредметные связи с анатомией, микробиологией, патологической физиологией, фармакологией. Вопросы «знатокам» задают практикующие медицинские сестры из отделений Тобольской областной больницы. Студенты, принимающие участие в игре, неоднократно показывали прочные теоретические и практические знания, а также умения применять их при решении профессиональных задач.

Таким образом, решение профессионально ориентированных задач при обучении математике не только повышает мотивацию студентов к изучению данной дисциплины, но и является эффективным средством реализации межпредметных связей в процессе подготовки будущих медсестер. При этом повышается эффективность обучения и воспитания, обеспечивается возможность сквозного применения знаний, умений и навыков, полученных на занятиях по разным дисциплинам. Учебные предметы в известном смысле начинают помогать друг другу, а укрепление межпредметных связей ведет к внутреннему и внешнему согласованию всех элементов системы сестринской подготовки и активно работает на обеспечение готовности студентов медицинского колледжа к их будущей профессиональной деятельности.

Литература

1. Грейсон, Д. Американский менеджмент на пороге XXI века [Текст] / Д. Грейсон, К. О'Делл; пер. с англ. – М.: Экономика,1991. – 319 с.

2. Лихолетов, В.В. Профессиональное образование: гуманизация и технологии творчества [Текст] / В.В. Лихолетов. – М.: МГИУ, 2001. – 230 с.

3. Иванюшкин, А.Я. Этический кодекс медицинской сестры России [Текст] / А.Я. Иванюшкин // Медицинская помощь. – 1998. – № 5. – С. 52–55.

4. Curren, A.M. Dimensional Analysis for Meds. – San Diego: W.I. Publications, 1998.

5. Перфильева, Г.М. Сестринское дело в России (социально–гигиенический анализ и прогноз) [Текст] : дис. ... докт. мед. наук / Г.М. Перфильева. – М., 1995. – 257 с.

6. Математические навыки [Текст]: учеб. пособие / Под общей ред. проф. Г.М. Перфильевой; пер. с англ. – М.: ГЭОТАР МЕД, 2001. – 40 с.

7. Аниськина, Н.Н. Формирование профессиональной направленности студентов средних медицинских учебных заведений [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук / Н. Н. Аниськина. – Брянск, 1999. – 20 с.

8. Бастракова, Е.Г. Профессиональное становление личности медицинского работника среднего звена [Текст]: автореф. дис. … канд. психол. наук / Е. Г. Бастракова. – Калуга, 2003. – 21 с.

9. Пичугина, П. Г. Методика профессионально ориентированного обучения математике студентов медицинских вузов [Текст]: автореф. дис... канд. пед. наук / П. Г. Пичугина. – Нижний Новгород, 2004. – 21 с.

10. Пшеничная, Л.Ф. Педагогика в сестринском деле [Текст] / Л. Ф. Пшеничная. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000. – 345 с.

11. Комарова, Ж.В. Математические задачи для формирования профессиональной компетентности медицинского работника [Текст]: учеб. пособие для студентов и преподавателей математики медицинского ссуза / Ж. В. Комарова. – Тобольск: Изд-во ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2006. – 62 с.

Просмотров работы: 2235