ВЫЯВЛЕНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ РИСКОВ ПРИ РАБОТЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ВЫЯВЛЕНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ РИСКОВ ПРИ РАБОТЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

Макаров И.И. 1, Зюзин Р.Г. 1
1Волгоградский государственный технический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Темпы развития технологий в современном обществе поражают воображение. Внедрение техники в правительство, дало положительный результат, то, что казалось невозможным пару лет назад, стало обыденностью. Электронное управление проникло во многие сферы нашей жизни – в медицину, политику, военные подразделения и прочее.

«Электронное управление», «электронное правительство», «электронное государство» – на наш взгляд, эти понятие объединяет термин – информационное общество. Информационное общество - это общество, в котором доминирует знания и высокие технологии.

Цель электронного управление, это не только модернизация всего правительства, но и применении новшеств при взаимодействии граждан с властью, где в основу должно лечь удовлетворение потребностей рядовых членов общества, преодоление коррупции чиновников и формализации управленческого процесса.

Электронное управление – очень схожее с электронным правительством понятие, но это понятие самодостаточное. Фактически его, можно воспринимать как электронное правительство + электронная демократия.

Электронное правительство в свою очередь можно расшифровать, как способ оказания услуг гражданам, где контакт гражданина и власти минимизирован по времени, но максимально используются информационные технологии.

Существует три этапа внедрения электронного правительства:

Публичность (Первый этап). На данном этапе информационно-коммуникационные технологии становятся быстрее и значительно облегчают адресный доступ граждан, юридических лиц и предприятий к государственной информации и услугам. Для выполнения данного этапа правительство создает собственные вебсайты, на котором публикует статистические данные, законодательную и нормативно правовую информацию, а так же требования к документации. Основным элементом данного этапа является оперативность перевода ряда государственных подразделений на новое оборудование и создание собственных вебсайтов.

Онлайн-транзакции (Второй этап). На втором этапе, такие государственные услуги, как регистрация земельного участка, оформление налоговых отчетов и прочие услуги будут оказываться в онлайн режиме. Введение электронных транзакций упразднит трудоемкие бюрократические процедуры, и так же сократит коррупционный риск, ввиду малой продолжительности общения с чиновниками. При выполнении этого этапа государство сможет принимать и обрабатывать информацию от граждан в режиме 24/7.

Активное участие граждан в политической жизни (Третий этап). На третьем этапе обеспечивается участие граждан, предприятий в госуправлении, путем создания различных государственных форумов, на котором будут обсуждаться законопроекты, а также нормативные и законодательные акты.

Мы решили рассмотреть проблемы и риски внедрения электронного правительства в России.

Мы выделили несколько наиболее важных проблем внедрения концепции электронного общества:

1.Основной проблемой является крайне неравномерное развитие информационных технологий и различные проблемы стандартизации документов в регионах. Среди лидеров внедрения электронного правительство можно выделить – Санкт Петербург, Тюменская область. Чувашия, среди отстающих регионов – Москва. Татарстан, Якутия.

2. «Неповоротливость» государственной машины и незаинтересованность самих чиновников. В России существуют различные разработки, как технические, так и нормативные, которые были неоднократно предложенные чиновникам. Однако никаких реакций, а тем более внедрения этих разработок не было.

3. проблема перехода к электронным документам. Оцифровка документов без резервных копий в большинстве государственных учреждений, а также переобучение специалистов для полноценного использования ресурсов информационных технологий.

4.Также препятствием на пути внедрения электронного общества в России стало сравнительно небольшое количество людей, обладающим доступом во всемирную паутину, благодаря которой происходит контакт с властью в информационном обществе, всего около 62 процентов граждан Российской федерации. Необходимо также учесть, что люди престарелого возраста крайне консервативны, и большинство из них не имеют практики работы с компьютером и с Интернетом, следовательно, они не готовы к электронному общению с властью. В подтверждение данных умозаключений приведем статистику пользования государственными услугами в Интернете.

Результаты были получены в ходе исследования ФОМ(В основу легли данные опроса «ФОМнибус» от 4–5 июня 2011 г.100 населенных пунктов, 43 субъекта РФ, 1500 респондентов).

За прошедший год, уровень осведомленности граждан, об онлайн услугах правительства практически не изменился. Лишь 40% населения Российской Федерации пользовались и знают о наличии онлайн услуг, около 30 процентов опрощенных ответили что слышали , но не пользовались онлайн услугами, и остальные опрощенные заявили, что впервые слышат о таких возможностях. График 1 Знание о возможности пользоваться услугами государства через интернет, в % от групп .

Наиболее осведомленными о наличии гос.услуг стала молодёжь в возрасте 18-25 лет и жители крупных городов , примерно 55%.

Однако стоит отметить, что динамика показателей не столь оптимистична. Данные опросов дали сведения о снижении людей, затруднившихся в ответе на вопрос , хотели бы они пользоваться онлайн гос.услугами (с 28% в 2010 году до 22% в 2011). В то же время на 20% выросла доля тех, кто этими возможностями не пользовался и не хотел бы.

График 2 Практика пользования услугами государства через интернет, в % от групп.

5. психологические особенности чиновники, которые потеряют статус всемогущих госслужащих и станут по сути лишь обычными работниками сферы услуг. Многие чиновники на это не согласны и сознательно тормозят внедрение электронного правительства.

Помимо выше изложенного ,электронные услуги стоят дороже обычных. Как минимум гражданин должен уметь пользоваться компьютером, и иметь доступ к интернету. Возможность сдавать балансы через интернет обходится юридическому лицу ежегодно примерно в девять тысяч рублей – в основном это плата посреднику за электронную подпись и программное обеспечение.

Даже сейчас, когда лишь часть услуг, необходимых гражданам России переведены в электронный вид, некие непредвиденные факторы (сбой системы, отсутствие электричества, зависания) могут привести к параличу системы государственных услуг. Именно поэтому необходимо оставить часть услуг вне электронной системы. Наиболее оптимальным соотношением должно быть в зависимости от их важности 70-80% электронного режима.

В заключение хотелось бы отметить, что кроме спецификаций становления электронного правительства в России есть проблемы большего масштаба. Проблемы безопасности и сохранности данных. Если конфиденциальная информация граждан, такая например, как номера страховки, налоговые данные, будут украдены, то это повлечет неисправимый урон частной жизни граждан. Такая перспектива крайне непривлекательна для людей, так что вопрос о сохранности и безопасности государственных данных еще долгое время будет стоять под большим вопросом.

Литература:

1. Knoke D. Political Networks: The Structural Perspective. — P. 7—9.

2.Holmes D. eGovernment: eBusiness Strategies for Government. — P. 1.

3.Африн Д. Нас всех посчитают. Утопии и антиутопии свободного инфор-

мационного общества / Д. Африн // Эксперт. — № 18, 14 мая 2001 г. — С. 115.

4.Стрелец И.А. Сетевая экономика : учебник / И.А. Стрелец. — М.: Эксмо,

2006. — С. 131—136.

5.Эксперт. — 2002 г. — № 5, 4 февраля. — С. 7.

6.http://bd.fom.ru/report/map/pressr_080711

7.http://8cent-emails.com/tendencii-riski-razvitija-jelektronnogo-upravlenija

8.http://egov.ifmo.ru

Просмотров работы: 1325