ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА

Игнатенко Ю.В. 1, Лекомцева С.М. 1, Бадьина Т.А. 1
1Уральский государственный горный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одной из основных причин ухудшения экологической ситуации в стране и истощения ее природных ресурсов является низкий уровень экологической культуры общества, формирование которой признано приоритетным направлением деятельности государства в экологической сфере, важнейшим фактором обеспечения экологической безопасности, устойчивого развития страны. Поэтому, мы рассмотрели с помощью научных статей (Парахонский А.П., 2005; Захлебный А. Н., и др., 2012) этапы формирования экологического образования, где прослеживались необходимость внедрения экологических учений во все этапы образования, а также были определены задачи формирования у человека ответственного отношения к окружающей среде.

Экологическая культура как решающий фактор в гармонизации отношений общества и природы становится в настоящее время всё более актуальной. Первостепенную роль в этом процессе играют экологическое образование и воспитание, целью которого является целенаправленное формирование на всех этапах жизни глубоких и прочных экологических знаний.

По мнению А.П. Парахонского экологическое воспитание является неотъемлемой частью нравственного воспитания личности. Его задача – не просто достижение знаний экологии, а главное – формирование экологического сознания, поведения и экологической культуры, убеждений и активной жизненной позиции по вопросам защиты окружающей среды.1 Поэтому реализацию экологического просвещения необходимо начинать с раннего возраста детей.

Формирование экологической культуры учащихся включает в себя деятельность учителей, родителей и самих детей. Такая деятельность направлена на овладение системой знаний о взаимодействии природы и общества, на выработку экологических ценностных ориентаций, норм и правил поведения в отношении к природе, умений и навыков ее изучения и охраны. Миссию экологического воспитания, таким образом, принимает на себя учебные заведения. Формирование экологической культуры личности становится важнейшим элементом учебно-воспитательного процесса. Экологическое образование становится обязательным для всех, как овладение письмом.

В цепочке непрерывного экологического образования большое внимание отводится высшим учебным заведениям. Студенчество должно иметь в университете возможность получения знания о необходимости взаимодействия общества и природы, быть научно подготовленным к действиям в этой области. Поэтому современное образование должно ориентировать молодежь, прежде всего на формирование нравственных ценностей, на осознание ими своей роли в создании гармоничных отношений между обществом и природой. Экологическое образование берет на себя обязанность перестройки мировоззрения людей, переоценки ценностей, формирования духовной экологической культуры.

Поэтому экологическое образование является не только частью образования, а новым смыслом и целью современного образовательного процесса – уникального средства сохранения и развития человечества. Девиз экологов «Думай глобально, действуй локально!» должен стать методологическим ориентиром в формировании мировоззрения и экологической культуры молодежи.

Руководящие работники и специалисты, оказывающие воздействие на окружающую среду и здоровье человека, обязаны иметь необходимую экологическую подготовку. По статистике, 15% мировой управленческой элиты принимает решения, от которых зависит судьба 85% ресурсов планеты, 2/3 которых сосредоточены в Российской Федерации. Устойчивое развитие России сегодня практически нереально без решения экологических проблем, обеспечения экологической безопасности страны.2

Создание развитой системы непрерывного экологического образования и просвещения в качестве основы формирования экологической культуры законодательно закреплено в качестве государственной экологической политики как конституционной нормы.

Экологическая культура как один из главных факторов в гармонизации отношений общества и природы становится в настоящее время всё более актуальной. И первостепенную роль в этом процессе играют экологическое образование и воспитание.

Список литературы:

  1. Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н. / Новые перспективы развития школьного экологического образования // Современные наукоемкие технологии. 2005 . № 10. С.19.

  2. Захлебный А. Н., Дзятковская Е. Н., Грачев В. А. / Концепция общего экологического образования в интересах общего устойчивого развития // Вопросы современной науки и практики . 2012. № С39. С. 55-59.

  3. Моисеев Н.Н. / Экологическое образование и экологизация образования // Экология и жизнь. 2010. №8. С. 4-6.

  4. Мухоматдинова Л.А. / Экологическое образование как основа воспитания экологической культуры человека // Природоохранное сотрудничество: Россия, Монголия, Китай. 2010.№ 1. С.187-189.

  5. Парахонский А.П. / Роль образования в формировании экологической культуры // Успехи современного естествознания. 2005. № 2. С. 46-47.

  6. Степанов С.А. / Формирование экологической культуры молодежи в рамках образования // Вестник РУДН, серия Психология и педагогика. 2008 . № 4. С.69-73

  7. Чуйкова Л. Ю. / Концепции экологического образования, построенные на идее формирования экологической культуры. // Гуманитарные исследования. 2012 . № 2. С342-352

  8. Тюрикова Г.Н., Ладнова Г.Г., Тюрикова Ю.Б. / Социальная экология 2-издание // М.: «Академия» 2012.С 78-85.

  9. Концепция непрерывного экологического образования [Электронный ресурс]. URL: http://agroecoinfo.narod.ru (Дата обращения: 17.12.2013).

  10. Экологическое образование и воспитание в России [Электронный ресурс] // Федеральный портал protown.ru. ProTown.ru 2008-2012 URL: http://www.protown.ru(Дата обращения: 17.12.2013).

  11. Проект федерального закона "Об экологической культуре"№ 90060840-3 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс – надежная правовая поддержка © 1997-2013 URL: http://www.consultant.ru/(Дата обращения: 17.12.2013).

1Парахонский А.П. Роль образования в формировании экологической культуры // Успехи современного естествознания. 2005. № 2. С. 46-47.

2 Проект федерального закона "Об экологической культуре"№ 90060840-3 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс – надежная правовая поддержка © 1997-2013 URL: http://www.consultant.ru/(Дата обращения: 17.12.2013)

Просмотров работы: 8264