Функции по оказанию услуг населению возложены непосредственно на местные отделения Государственной службы занятости, причем в их состав входят не только центры занятости населения, но и бюро занятости, различные филиалы, молодежные биржи труда и т.д. Следовательно, от эффективности деятельности этого уровня зависит конечный результат политики в области занятости, в первую очередь социальная защита безработных граждан.
В связи с этим возникает вопрос о перспективах деятельности службы занятости в России. Качественны ли оказываемые ею услуги? Следует ли дальше развивать эту систему? Или же она нуждается в серьезной реформации и даже реорганизации? Чтобы ответить на эти вопросы необходимо провести прогностический анализ деятельности службы занятости, иными словами проанализировать возможные варианты развития учреждения в будущем. Следует отметить, что прогнозирование является одним из методов системного анализа организации.
Прогностический анализ позволит определить: движется ли организация в направлении заданной цели или же есть отклонения от намеченного курса. Если прогноз окажется положительным, то это будет означать, что применение управляющих воздействий не требуется. Но наиболее распространенным является случай, когда прогнозируемая ситуация отличается от желаемой. Именно это приводит к необходимости принятия корректирующих решений.
В данном случае прогнозирование деятельности органов службы занятости представляет собой оценку перспектив ее развития на основе анализа рынка труда. Исходя из целей исследования, за основу прогноза был взят параметрический метод. Продолжение в будущее тенденций развития и изменений рынка труда, качества и количества оказываемых услуг позволит составить прогноз дальнейшего существования и деятельности службы занятости в России. Таким образом, основными задачами прогнозирования выступают:
- определение потребности в оказываемых услугах, т.е. спроса;
- выявление основных социальных тенденций в сфере занятости;
- определение качества и количества оказываемых службой занятости услуг.
За основу анализа взяты данные о состоянии рынка труда за 2009 - (сентябрь) 2013 гг., а также показатели деятельности органов службы занятости за соответствующий период.
С 2009 г. наблюдается тенденция к снижению официального числа безработных. Так уровень безработицы снизился с 8,3% в 2009г. до 5,2% в 2013 году1. Является ли этот показатель следствием деятельности службы занятости? Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к данным Федеральной службы по труду и занятости. Численность граждан, обратившихся в органы занятости в 2013г., уменьшилась по сравнению с данными прошлых лет, однако, если просчитать процент трудоустроенных, можно получить следующие результаты: в 2009г. трудоустроено 56% безработных, в 2010г. – 64%, в 2011г. – 59%, в 2012г. – 59%, в 2013г. – 67%2.
В целом наблюдаются небольшие колебания уровня занятости обратившихся в службу лиц в пределах 50-60%. Можно сделать вывод о том, что функции по трудоустройству безработных граждан органы занятости осуществляют примерно на одном уровне в течение нескольких лет. Тем не менее, число обратившихся за помощью граждан постепенно уменьшается и это при том, что уровень «скрытой» безработицы растет. По материалам обследования населения, представленным Росстатом, такая тенденция обусловлена тем, что безработные предпочитают искать работу самостоятельно, без содействия служб занятости. Так в мае 2013 года процент безработных, которые предпочли не использовать услуги органов службы занятости, составил примерно 70%3. При этом было установлено, что мужчины реже обращаются в службу занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в мае 2013г. составила 28,3%, среди безработных женщин - 33,1%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - в мае 2013г. его использовали 57,1% безработных. Обращение в государственные учреждения службы занятости населения - второй по популярности способ поиска работы, который использует только треть безработных4.
Управлять уровнем скрытой безработицы полномочий и возможностей у Центров занятости нет, а ее неуклонный рост в прогностической перспективе существенно снижает эффективность деятельности Центров. То есть необходимо либо совершенствовать функциональный потенциал Центров, ли их численность будет сокращаться за счет отсутствия официальной потребности в их деятельности.
Ряды безработных в какой-то степени пополняют фрилансеры. По экспертным оценкам, свободные отношения с работодателем сегодня выбирает примерно каждый пятый молодой специалист в России. Быть фрилансерами предпочитают журналисты, программисты, дизайнеры, переводчики. Наибольшее число так называемых «свободных сотрудников» в IT-секторе. По подсчетам Росстата, в этой сфере на их долю приходится 35% рынка труда. Но, по мнению некоторых экспертов, «фриланс – это если не скрытая, то потенциальная безработица». К тому же эти люди работают без социальных гарантий, чаще на основании устной договоренности5.
Намеченные в сфере занятости тенденции говорят о том, что при сохранившихся масштабах безработицы (пусть и не явных) органы службы занятости теряют свою эффективность. Граждане предпочитают решать данную проблему собственными силами, а значит, спрос на услуги учреждения занятости постепенно падает. Можно предположить, что такая тенденция обусловлена снижением качества исполняемых службой функций. Чтобы понять, справедливо это утверждение или нет, следует обратиться к другим статистическим данным.
По результатам опроса, проведенного Федеральной службой по труду и занятости в сентябре 2013 года, наиболее важными услугами центров занятости, по мнению граждан, являются следующие: трудоустройство (54%), выплата пособия по безработице (9%), обучение востребованным профессиям (21%), создание рабочих мест для инвалидов (7%), профессиональная ориентация школьников (6%)6. Число безработных граждан, получающих социальные выплаты, с каждым годом снижается, что на фоне общего уменьшения числа лиц, обращающихся в органы занятости, вполне закономерно7. Однако стоит отметить, что размер пособия по безработице остается неизменным в течение уже многих лет. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации за 2013г. минимальная величина пособия составляет всего 850 рублей8. Учитывая, что из обратившихся в службу занятости трудоустраивается 50-60%, для безработных пособие представляет собой мизерную помощь, которая объективно не способна поддержать жизнеобеспечение граждан на длительный срок. Поэтому не удивительно, что граждане предпочитают искать пусть даже временный заработок самостоятельно, не надеясь на помощь со стороны органов службы занятости.
Таким образом, по регламентирующим документам Центров занятости населения, одной из основных, выполняемых ими функций, является социально-экономическая поддержка населения, но как упоминалось выше данная функция реализуется лишь частично, а следовательно потребность в наличии Центров занятости населения снижается.
Профессиональная ориентация школьников и обучение востребованным профессиям – услуги, тесно связанные между собой. По статистике, во многих регионах на рынке труда востребованными считаются профессии водителя, каменщика, плотника, слесаря-сантехника, токаря, электрогазосварщика, охранника, воспитателя и другие. Производству требуется 60–70% рабочих специальностей и всего 30–40% «белых воротничков»9. В целом услуги службы занятости по профессиональному обучению ориентированы именно на эти специальности. Как показывают данные Федеральной службы по труду и занятости, в отношении этого показателя наблюдается положительная тенденция и услуги по профессиональному обучению и переквалификации являются вполне востребованными10.
Тем не менее, проблемным является качество услуги по профессиональной ориентации школьников. Как известно, большинство абитуриентов предпочитают выбирать престижные, но мало востребованные специальности, такие как экономист, юрист, менеджер. Большинство из них став выпускниками вряд ли смогут трудоустроиться по профессии. Отсюда и основная проблема безработицы среди молодежи – несоответствие спроса и предложения на рынке труда. По данным Росстата, безработица среди молодых россиян выросла на 3–4 процентных пункта по сравнению с докризисными временами. Кроме того, более 50% молодых специалистов устраивается на работу через родственников или друзей, а не благодаря органам занятости11. Достаточно заметна группа, преимущественно из числа закончивших элитные вузы по определенным специальностям, представители которой не искали работу, а наоборот, получали приглашения от фирм. Таким образом, можно сделать следующие выводы: роль службы занятости в переобучении и повышении квалификации безработных граждан достаточно высока, вероятнее всего ее позиции по данным показателям в будущем будут только укрепляться. Однако, роль данной службы в профессиональной ориентации школьников и абитуриентов крайне незначительна. Данная проблема по-прежнему является основной причиной безработицы среди молодежи, к тому же вклад организации в трудоустройство выпускников снижается с каждым годом. Вероятно, в будущем эта тенденция продолжится.
Другой важный показатель деятельности службы занятости – это трудоустройство инвалидов. В целом процент трудоустроенных лиц с ограниченными возможностями в России один из самых низких, однако, справедливо отметить, что в отдельных субъектах Российской Федерации наблюдается положительная тенденция в этом отношении. Так, например, специалисты центров занятости Омской области в 2013 году оказали помощь в трудоустройстве более 700 гражданам с ограниченными возможностями здоровья, что почти на 10% больше по сравнению с прошлым годом12. На сегодняшний день в России отмечается усиленная деятельность по поддержке инвалидов и это, конечно же, не могло не сказаться на работе органов службы занятости. Наблюдается тенденция в отношении активного содействия этой категории граждан в трудоустройстве и создании дополнительных рабочих мест для инвалидов.
В связи с изменением отраслевой структуры занятости (уменьшением числа работающих в отраслях обрабатывающей промышленности, особенно в машиностроении и легкой промышленности), обострились региональные проблемы занятости. В некоторых субъектах Российской Федерации безработица превышает средний уровень по стране, в отдельных городах наблюдается массовая безработица.
В целом территорию России можно разделить на три крупных региона: сырьевые регионы, крупные торгово-промышленные центры и периферийные районы.
Проблема безработицы в сырьевых регионахсвязана в основном с миграцией и обостряется невозможностью ее решения в рамках региона.
Встолицах и крупных торгово-промышленных центрахуровень безработицы относительно невелик, поскольку здесь более динамична экономика, много промышленных предприятий разного профиля и больше возможностей найти работу.
Периферийные регионы с преобладанием тяжелой и легкой промышленности, а также наукоемкой оборонной промышленности с большим числом предприятий, не способных найти свою нишу на внутреннем или внешнем рынке, находятся на грани социального кризиса.
Как видно, органы службы занятости остаются основными субъектами в деле оказания социальной помощи безработным гражданам. Однако прогностический анализ организации свидетельствует о том, что служба занятости в настоящий момент испытывает определенные трудности. Наметившиеся тенденции в сфере занятости, а также общее социально-экономическое состояние государства ставят под вопрос реализацию основной цели учреждения – стабилизацию ситуации на рынке труда. Эта проблема говорит о необходимости осуществления управляющего воздействия и принятия соответствующих корректирующих решений, которые позволят повысить эффективность деятельности службы занятости.
Стоит отметить, что некоторые решения могут и должны быть приняты только на федеральном уровне, в частности – внесение коррективов в отношении программ в области профориентации граждан, а также увеличение размеров пособия по безработице с учетом показателей экономической сферы государства. Другие изменения могут быть осуществлены на местном уровне. Например, вполне возможным представляется проведение кадровой реформы службы занятости с нормативным закреплением особенностей набора сотрудников в центры занятости на местах, отдание предпочтений при трудоустройстве кадрам именно с социальным образованием, а не юридическим или экономическим, что позволить повысить эффективность оказываемых населению услуг.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Российская Федерация, Постановления, О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2013 год: постановление Правительства РФ [от 09.10.2012 № 1031]. - URL: http://www.garant.ru/news/423938/
Социальная работа с молодежью: учеб. пособие / под ред. Н.Ф. Басова. – М.: Изд-во Дашков и Ко, 2012. – 327 с.
«Доступная среда»: Решение вопроса трудоустройства инвалидов имеет положительные тенденции. – URL: http://omsk.er.ru/news/2013/10/23/dostupnaya-sreda-reshenie-voprosa-trudoustrojstva-invalidov-imeet-polozhitelnye-tendencii/
ОЭСР, Росстат. – URL: http://www.ng.ru/economics/2012-05-21/4_work.html
Расцвет эпохи фриланса. - URL: http://www.rg.ru/2012/12/05/bezrabotica.html
Росстат. Официальная статистика. Трудовые ресурсы. – URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/labour_force/#
Структура Государственной службы занятости населения. - URL: http://edu.dvgups.ru
Федеральная служба по труду и занятости. - URL: http://www.rostrud.ru/documents/25/xPages/item.4239.html
ПРИЛОЖЕНИЕ
ДАННЫЕ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ В РОССИИ ЗА 2009-2013 ГОДЫ
Т а б л и ц а. Усредненные данные о деятельности органов службы занятости в России за период с декабря 2009г. по сентябрь 2013г., представленные официальным сайтом Федеральной службы по труду и занятости, а также Росстатом.
Год |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Уровень безработицы, % |
8,30 |
7,35 |
6,50 |
5,46 |
5,2 |
Численность граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы (тыс. чел.) |
6704 |
5017 |
4922 |
4131 |
3192 |
Численность граждан, нашедших работу при содействии органов службы занятости (тыс. чел.) |
3736 |
3206 |
2919 |
2442 |
2168 |
Численность граждан, признанных безработными, получающих социальные выплаты (тыс. чел.) |
3440 |
2656 |
2322 |
2152 |
1878 |
Численность граждан, проходивших обучение по направлению органов службы занятости (тыс. чел.) |
279 |
344 |
423 |
- |
- |
1 Росстат. Официальная статистика. Трудовые ресурсы. – URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/labour_force/#
2 Федеральная служба по труду и занятости. - URL: http://www.rostrud.ru/documents/25/xPages/item.4239.html
3 Росстат. Официальная статистика. Трудовые ресурсы. – URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/labour_force/#
4 Росстат. Официальная статистика. Трудовые ресурсы. – URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/labour_force/#
5 Расцвет эпохи фриланса. - URL: http://www.rg.ru/2012/12/05/bezrabotica.html
6 Федеральная служба по труду и занятости. - URL: http://www.rostrud.ru/documents/25/xPages/item.4239.html
7 См. Приложение.
8 Российская Федерация, Постановления, О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2013 год: Постановление Правительства РФ [от 09.10.2012 № 1031]. - URL: http://www.garant.ru/news/423938/
9 Социальная работа с молодежью: учеб. пособие / под ред. Н.Ф. Басова. – М.: Изд-во Дашков и Ко, 2012. – C. 78.
10 См. Приложение.
11 ОЭСР, Росстат. – URL: http://www.ng.ru/economics/2012-05-21/4_work.html
12 «Доступная среда»: Решение вопроса трудоустройства инвалидов имеет положительные тенденции. – URL: http://omsk.er.ru/news/2013/10/23/dostupnaya-sreda-reshenie-voprosa-trudoustrojstva-invalidov-imeet-polozhitelnye-tendencii/