Введение
Развитие бюджетного федерализма в Российской Федерации предполагает наличие различных критериев его оценки, в числе которых предусматриваются ответы на следующие вопросы:
- повышается или снижается уровень собственных доходов в региональных и местных бюджетах;
- увеличиваются или уменьшаются диспропорции между доходами и расходами по вертикали бюджетной системы;
- увеличивается или уменьшается дотационность и количество дотационных бюджетов;
- имеется ли тенденция сокращения к концу года остатков просроченных бюджетных ссуд, или они нарастают, снижая эффективность формализованного метода определения финансовой помощи бюджетам другого уровня.
На сегодняшний день не наблюдается тенденция роста удельного веса собственных доходов в консолидированных бюджетах муниципальных образований Российской Федерации. Снижение их доли – это результат изменений в федеральном налоговом и бюджетном законодательстве.
Все эти тенденции приводят к необходимости оценки финансовой устойчивости регионов, в том числе аспектов их финансовой самостоятельности. Актуальность выбранной темы, таким образом, обусловлена потребностью развития финансовой самостоятельности муниципальных образований.
Предметом исследования являются управленческие отношения по повышению финансовой самостоятельности муниципальных образований Республики Башкортостан.
Объектом исследования является финансовая самостоятельность муниципальных образований.
Целью данной работы является разработка методических рекомендаций по повышению финансовой (бюджетной) самостоятельности муниципальных образований Республики Башкортостан.
Задачами работы являются:
изучение понятия и сущности определений: «финансовые ресурсы», «финансовая самостоятельность»;
анализ методик оценки финансовой самостоятельности МО;
выбор критериальных показателей для оценки финансовой самостоятельности муниципальных образований;
осуществление оценки финансовой самостоятельности МО РБ;
формирование выводов из проведенного исследования.
Методы исследования.Исследование основано на методологии системного подхода, общенаучных методах познания (анализ, синтез, сравнение), статистических методах (сбор, обобщение, систематизация данных, корреляционно-регрессионный, группировка и классификация), а также методе экспертных оценок.
Информационная база исследования:нормативно-правовые акты федеральных и муниципальных органов власти, справочные материалы Федеральной и региональной службы государственной статистики, аналитические данные, опубликованные в научной литературе и периодической печати, материалы научно-практических конференций, Internet-ресурсы, собственные разработки автора по тематике исследования.
Работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованной литературы. Во введении обосновывается актуальность данной темы, ставится цель исследования, определяются задачи. Первый раздел носит общетеоретический характер. Во втором разделе проводится сравнительная оценка финансовой самостоятельности муниципальных образований Республики Башкортостан на основе интегрального метода. В третьем разделе формулируются основные выводы исследования, предлагаются методические рекомендации для решения выявленных проблем.
1 Теоретические подходы к формированию финансовых ресурсов муниципального образования 1.1 Финансовая система муниципального образования: понятие и составВажным инструментом для реализации задач, стоящих перед муниципальными образованиями, являются финансовые ресурсы. Муниципальные финансы – система отношений по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов местных органов власти.
Экономической основой местного самоуправления согласно Федеральному закону ФЗ №-131 от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ-131) является находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Исходя из данного закона, можно сказать, что финансы муниципального образования (далее – МО) являются составной частью экономической основы местного самоуправления [6].
Финансы муниципальных образований включают в себя:
1. Финансы местных органов власти
муниципальный бюджет;
муниципальный кредит;
финансы муниципальных унитарных предприятий.
2. Финансы экономических субъектов:
финансы предприятий и организаций направляемых на развитие территории;
финансы населения направляемые на развитие территории.
Формирование и использование местных финансов основывается на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки и гласности [2].
Финансовые ресурсы муниципалитета – это, в основном, средства муниципального бюджета и средства муниципальных предприятий и организаций, они включают в себя:
совокупные доходы местного бюджета;
государственные и муниципальные ценные бумаги, относящиеся к органам МСУ;
средства, переданные из федерального и регионального бюджета;
другие финансовые средства, которые находятся в распоряжении органов МСУ согласно законодательству.
Главное звено и местных финансов, и финансовых ресурсов муниципалитетов – местный бюджет.
Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (далее – БК РФ), бюджет муниципального образования – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования [2]. Также Бюджетный кодекс устанавливает, что органами местного самоуправления (далее – МСУ) не разрешается использовать другие формы образования и расходования денежных средств, однако в качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями. [2]
Средства местных бюджетов – основной источник финансирования для удовлетворения потребностей населения и становления территориальной инфраструктуры. Бюджет муниципального образования является рычагом воздействия местных властей на уровень производства и потребления в данной местности. Значимость местных бюджетов возрастает из года в год и начинает играть все более важную роль в реализации экономической и социальной политики. Их величина и размер стабильности во многом определяют и характеризуют перспективы социально-экономического развития территорий.
Структура доходов местного бюджета представлена на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1 – Источники формирования доходов бюджета муниципального образования
Доходами местных бюджетов могут быть только те доходы, которые предусмотрены Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Собственные доходы – финансовые средства бюджета МО, которые получены в результате деятельности местных органов власти в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством и имущественными полномочиями, а также полученные вследствие принятых ими законодательных, административных и экономических решений.
К собственным доходам относят налоговые и неналоговые доходы муниципальных образований.
Налоговые доходы образуются от местных и отчислений от федеральных и региональных налогов. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ (далее – НК РФ) в ст. 15 устанавливает только два местных налога – это земельный налог и налог на имущество физических лиц [3]. Отчисления от федеральных и региональных налогов осуществляется строго по нормативам, прописанным в БК РФ.
К собственным средствам местного бюджета также отнесены государственная пошлина за нотариальные действия и штрафы.
Неналоговые доходы местных бюджетов учитываются и формируются в соответствии со ст. 41-46 БК РФ, также они формируются за счет прибыли полученной муниципальными унитарными предприятиями, которая остается после уплаты всех налогов и других обязательных платежей. Размер прибыли устанавливается нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.
Находящееся в муниципальной собственности имущество и имущественные права муниципальных образований, также составляют экономическую основу неналоговых доходов.
Закон устанавливает возможность выравнивания финансовой обеспеченности поселений, муниципальных районов и городских округов путем предоставления финансовой помощи из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных образований и (или) региональных фондов финансовой поддержки поселений.
Согласно ст.6 БК РФ,финансовая помощь предоставляется в виде межбюджетных трансферт – средств, предоставляемых одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации[2].
Межбюджетные трансферты предоставляются в трех формах:
1. Дотации – межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования.
2. Субвенция – средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов. Субвенция в отличие от дотации должна быть использована строго по целевому назначению и в установленный срок; в противном случае она подлежит возврату, предоставившему ее органу.
3. Субсидия – это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Общим для дотаций, субвенций и субсидий является их безвозмездный и безвозвратный характер. Отличительной чертой субвенций и субсидий от дотаций является их целевой характер. А субвенции и субсидии разграничиваются по объемам финансирования: за счет субвенции полностью финансируются те или иные целевые расходы, а субсидии предоставляются на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Муниципальные финансы предполагают возможность заимствовать денежные средства. Данные денежные средства могут быть получены в виде банковских, коммерческих кредитов, выпуска облигаций, акций, поступившие в бюджет. В соответствии с действующим бюджетным законодательством данные средства рассматриваются как источники финансирования дефицита бюджета.
Отношение этих трех основных источников в структуре местных бюджетов определяет финансовую самостоятельность муниципалитета, поскольку если финансовая помощь или заемные средства имеют преимущество в структуре бюджета, то это говорит о зависимости от бюджетов выше стоящих уровней или кредитных учреждений, тем самым ограничивается целевое выделение средств на нужды населения муниципального образования. Следовательно, местные органы власти должны стремиться к созданию и наращиванию собственных доходов.
Как говорилось выше, бюджет это не только форма образования денежных средств, но и форма расходования.
Конституция России и Бюджетный кодекс РФ закрепили порядок распределения расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы страны.
Согласно ст. 6 БК РФ Расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Расходы местного бюджета представлены на рисунке 1.2.
Рисунок 1.2 – Расходы местного бюджета
Все расходы местных бюджетов можно поделить на две большие группы.
К первой группе относятся те расходы муниципального образования, которые связанные с решением задач местного значения и обслуживанием муниципального долга. К ним можно отнести:
содержание собственных органов управления;
проведение местных выборов;
реализация муниципального заказа;
исполнение собственных законов;
финансовая поддержка отраслей местного хозяйства;
финансовая помощь бюджетным учреждениям иных уровней власти;
обслуживание долговых обязательств муниципального образования;
специальные целевые программы местного значения;
инвестиции в местную инфраструктуру.
Вторая группа – это группа расходов, связанная с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, их можно сгруппировать по следующим направлениям:
исполнение отдельных федеральных законов (в части социальной защиты);
текущее содержание бюджетных учреждений;
дотации на оказание общезначимых услуг.
Направления использования средств местных бюджетов в целом по России характеризуются большой долей расходов на социально-культурную сферу. Вторым ключевым направлением муниципальных расходов является жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство территории, которое отражает собственные полномочия органов МСУ по содержанию и развитию коммунальной и территориальной инфраструктуры. Следует отметить, что структура расходов отдельных видов местных бюджетов неодинакова и зависит от объема местного хозяйства и подведомственности его местным органам различного уровня.
Перечисленные расходы должны полностью покрываться собственными средствами (налоговыми и неналоговыми доходами). В случае если собственных средств недостаточно, то эти расходы покрываются трансфертами, что говорит о низкой бюджетной обеспеченности данного территориального образования, если же после перечисления трансфертов остается большой дефицит, то местные органы власти вынуждены покрывать расходы с помощью заемных средств.
Таким образом, самостоятельность местных финансов во многом зависит от финансовой деятельности органов местного самоуправления, их предприятий и организаций, а также степени профессионализма местных государственных служащих, занятых в организации финансовой деятельности.
1.2 Категория финансовой самостоятельности муниципального образования: законодательные основы ее обеспечения, подходы к пониманиюОдним из наиболее значимых характеристик финансового состояния муниципалитета, который определяет уровень его развития, является его финансовая автономия, которая может быть достигнута только при наличии достаточных финансовых ресурсов для покрытия всех обязательных расходов местного бюджета.
Основные положения и правовые основы самостоятельности муниципальных образований отражены в законодательных актах, закрепленных на международном уровне и уровне Российской Федерации.
Основные моменты, заключенные в законодательных актах, действующих на территории РФ, о финансовой самостоятельности местного самоуправления прописаны в таблице 1.1.
Таблица 1.1 – Законодательные акты, действующие на территории РФ о финансовой самостоятельности местного самоуправления
Законодательный акт |
Содержание |
Конституция РФ |
Ст. 132 п.1. «Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения»[1]. |
Европейская хартия местного самоуправления |
Ст. 9. «Органы местного самоуправления имеют право на достаточные собственные финансовые ресурсы, которыми они могут распоряжаться» [4]. |
Федеральный закон от 6.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» |
Ст. 52 п.3. «Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль над его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, указанным Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации»; п. 4. Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований [5]. |
Бюджетный кодекс РФ |
Ст. 31. «Принцип самостоятельности бюджетов – право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств» [2]. |
Ни один из перечисленных законодательных актов не дает определения финансовой самостоятельности и не раскрывает его сущности, однако позволяет установить законодательные границы для его определения.
Тем не менее, современные ученные предлагают свои формулировки к данному понятию с точки зрения различных подходов. Так, например, М.А. Репченко и О.М. Фокина предлагают рассматривать финансовую самостоятельность через бюджетно-финансовый потенциал, характеризующий степень самостоятельности муниципального образования [12]. К бюджетно-финансовому потенциалу, авторы относят доходы бюджета, расходы бюджета, поступление налогов и других платежей в бюджет, долю доходов в валовом региональном продукте (далее – ВРП), долю расходов в ВРП. Достоинством данного подхода является то что, данные авторы учитывают все финансовые возможности муниципального образования, однако не всегда возможности перерастают в ресурсы, и не всегда возможности используются полностью, поэтому здесь сложно говорить о точном уровне финансовой самостоятельности территории.
Ю.И. Булатов рассматривает финансовую самостоятельность с юридической точки зрения и дает следующее определение финансовой самостоятельности местного самоуправления – это «реальная способность органов местного самоуправления решать вопросы местного значения путем обеспечения муниципальных образований необходимыми и достаточными источниками собственных доходов в законодательстве» [8]. Автор прав, когда говорит, что финансовая самостоятельность определяется достаточностью собственных доходов для решения местных вопросов, однако он не учитывает ряд других факторов, влияющих на финансовую самостоятельность, таких как финансовый потенциал территории, зависимость от межбюджетных трансфертов и т.д.
Свое определение дает А.Г. Атаева, определяя финансовую самостоятельность как «совокупность прав и обязанностей муниципального образования по формированию и использованию финансовых ресурсов территории, отражающих относительную финансовую обособленность органов местного самоуправления от государства, в том числе выражающейся в достаточности собственных средств для исполнения расходных полномочий, и основанной на активизации и эффективном использовании финансового потенциала территории» [7]. Данное определение является наиболее полным и учитывает множество факторов, влияющих на финансовую самостоятельность, это и то, из чего складываются собственные доходы – финансовые ресурсы, и достаточность собственных средств для покрытия расходов, и финансовые возможности муниципального образования. Однако главная цель местного самоуправления – это удовлетворение социально-экономических потребностей населения, и в данном определении это не учтено.
С. В. Гиляровская рассматривает финансовую самостоятельность через принцип самостоятельности бюджетов [9]. Автор уточняет экономическое содержание принципа самостоятельности бюджетов как совокупность финансовых прав и ответственности региональных и местных органов власти, обеспечивающих относительную (до максимально возможного уровня) бюджетную самостоятельность в формировании и использовании бюджетных ресурсов своих территорий. Главное достоинство определения предложенного автором – то, что автор уточняет, что финансовая самостоятельность это совокупность финансовых прав и ответственности региональных и местных органов власти, а не только обеспеченность собственными средствами. Недостаток данного подхода состоит в том что, финансовая самостоятельность рассматривается только как один из принципов бюджета, что, на наш взгляд, для данного понятия достаточно узко.
А.В. Кизеев говорит о том, что финансовая самостоятельность определяется наличием собственных доходов в достаточном объеме [11]. По мнению автора, успешное решение вопросов местного значения, развитие природоресурсного потенциала, обеспечение стабильности общественно-политической ситуации возможно лишь при наличии достаточного объема финансовых ресурсов. При этом автор, считает, что основным критерием финансовой самостоятельности является финансовый потенциал территории. Достоинство данного подхода – это оценка всех финансовых возможностей территории, но одних возможностей мало, нужно учитывать множество других факторов для наиболее точного определения финансовой самостоятельности.
На финансовую самостоятельность территории, по нашему мнению, влияет множество факторов:
достаточность собственных средств для решения расходных полномочий;
обособленность финансов МО от финансов других уровней;
финансовые возможности МО;
эффективность использования собственных средств;
удовлетворение социально-экономических потребностей населения.
Отражение данных аспектов понятия «финансовая самостоятельность» в вышеперечисленных подходах представлено в таблице 1.2.
Для того, чтобы понять, какими достоинствами и какими недостатками обладают все вышеперечисленные подходы к пониманию понятия финансовая самостоятельность, необходимо соотнести их и сформировать таблицу, в которой будут четко выделены все аспекты понятия финансовой самостоятельности и их отражение в тех или иных подходах авторов.
Таблица 1.2 – Содержание понятия финансовая самостоятельность в различных подходах
Авторы |
Учет обособленности финансов МО от финансов других уровней |
Учет достаточности финансов для решения расходных полномочий |
Учет финансовых возможностей МО |
Учет эффективности использования собственных средств |
Учет удовлетворения соц-эконом. потребностей населения |
М.А. Репченко и О.М. Фокина |
- |
- |
+ |
- |
- |
Ю.И. Булатов |
- |
+ |
- |
- |
- |
А.Г. Атаева |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
С.В. Гиляровская |
- |
+ |
+ |
- |
- |
А.В. Кизеев |
- |
+ |
+ |
- |
- |
В целом можно сказать, что в российской науке пока не сложилось единого, четкого определения финансовой самостоятельности муниципальных образований. Поэтому нам необходимо дать свое определение.
Характеризуя финансовую самостоятельность, можно отметить, что это, прежде всего, обеспеченность собственными средствами и прежде всего этих средств должно хватать для покрытия всех своих расходов.
Главной целью местного самоуправления является удовлетворение социально-экономических потребностей населения, проживающего на территории конкретного муниципального образования. То есть чем выше сумма собственных средств, приходящееся на одного человека, чем выше объем оказанных государственных услуг за счет собственных источников, тем больше и лучше удовлетворяются социально-экономические потребности населения местными органами власти.
Также необходимо отметить, что финансовая самостоятельность – это не просто неизменное состояние объекта, а развитие, расширение финансовых возможностей территории, а именно увеличение собственных средств за счет увеличения налоговых поступлений и укрепления финансового потенциала муниципального образования.
Исходя из вышесказанного, можно дать собственное определение финансовой самостоятельности. По нашему мнению, финансовая самостоятельность представляет собой способность муниципального образования покрыть расходные обязательства и удовлетворить социально-экономические потребности населения за счет собственных средств, основанная на развитии и расширении финансовых ресурсов при эффективном использовании налогового и финансового потенциала территории.
Для того, чтобы определить уровень финансовой самостоятельности муниципальных образований необходима, определенная методика его оценки. На данный момент нет единого метода, который бы смог учесть все факторы, влияющие на этот показатель, в связи с этим разрабатывается множество различных методов оценки финансовой самостоятельности.
1.3 Существующие методы оценки финансовой самостоятельности муниципальных образованийКак уже было сказано в предыдущем пункте, актуальность решения научных проблем, а именно оценки самостоятельности бюджетов, вызваны тем, что в российской науке до сих пор нет единого подхода к понятию финансовой самостоятельности местных бюджетов. Аналогичная ситуация и с методологическими аспектами его оценки, многие экономисты разрабатывают и предлагают свои методы оценки финансовой обеспеченности бюджетов (табл. 1.3).
Поэтому в данном пункте интерес представляют все существующие подходы к оценке финансовой самостоятельности бюджетов, т.е. не только муниципальных образований, но государства и региона.
Таблица 1.3 – Методики оценки финансовой самостоятельности
Автор
Объект оценки
Методика
С.В. Гиляровская [9]
Региональные и местные бюджеты
Представляет собой две группы показателей:
1.показатели ликвидности и платежеспособности территории
2.оценка имущественного состояния территории
Кизеев А.В.[11]
Местные бюджеты
Представляет собой оценку финансового потенциала МО
Катков Н.С. и Севастьянов В.В. [10]
Региональные и местные бюджеты
Представляет собой оценку финансовой самостоятельности, как один из аспектов финансовой устойчивости
Рассмотрим подробнее основные моменты, достоинства и недостатки каждой из анализируемых методик.
1. Методика оценки самостоятельности региональных и местных бюджетов С.В. Гиляровской [9].
Автор предлагает в качестве основного подхода к оценке независимости бюджетов принять разработку системы аналитических коэффициентов.
Она считает, что оценить способность территории обеспечить расходные обязательства власти или органов местного самоуправления соответствующими поступлениями доходов позволяют показатели ликвидности и платежеспособности местных бюджетов. В результате расчетов устанавливается адекватность такого обеспечения [9].
В первой группе показателей предлагается рассчитать:
1. Показатель, характеризующий размер собственных средств соответствующего территориального бюджета, который зависит как от структуры доходов платежей и размера, так и от структуры источников его доходов. При прочих равных условиях увеличение этого показателя рассматривается как положительная тенденция.
Остальные показатели для наглядности можно представить в виде таблицы (табл. 1.4).
Таблица 1.4 – Показатели оценки финансовой самостоятельности
Показатель |
Формула |
Значение показателя |
Характеристика показателя |
Коэффициент покрытия (общий) |
Дсов – сумма всех текущих доходов; Рсов – сумма всех текущих расходов |
Показывает, сколько рублей доходов приходится на один рубль расходов, т.е. насколько доходы покрывают расходы |
|
Коэффициент платежеспособности (абсолютной ликвидности) |
Дтек – сумма текущих доходов без учета источников финансирования его дефицита; Рсов – сумма всех текущих расходов |
Показывает, какая часть расходов может быть погашена немедленно из текущих поступлений доходов (без учета источников финансирования дефицита) |
|
Коэффициент автономности (концентрации собственных средств) бюджета |
Дсобст – сумма собственных доходов бюджетов; Двсего – сумма доходов без учета субвенций |
Характеризует часть собственных доходов бюджета в общей сумме расходов местного самоуправления |
Продолжение таблицы 1.4
Показатель |
Формула |
Значение показателя |
Характеристика показателя |
Коэффициент финансовой зависимости территориального бюджета |
Дсобст – сумма собственных доходов бюджетов; Двсего – сумма доходов без учета субвенций |
Это показатель, обратный коэффициенту автономности региональных (муниципальных) бюджетов, сумма этих показателей должна быть равной 1 (или 100%), минимальное значение 0,5. |
|
Коэффициент соотношения собственных и привлеченных средств |
Дпривл – сумма доходов, в виде финансовой помощи (трансфертов, субсидий) |
Оценивает устойчивость доходного потенциала. Рост его значений говорит о снижении зависимости данного территориального бюджета от вышестоящих бюджетов и иных источников финансирования его дефицита. Его значения могут быть в промежутке от 0 до 2. |
Источник: составлено нами по [9].
Также для оценки самостоятельности бюджетов С.В. Гиляровская предлагает, следующую группу показателей оценки имущественного состояния муниципального образования:
стоимость всего имущества, которое находится в распоряжении органов местного самоуправления – увеличение показателя стоимости всего имущества, находящегося в распоряжении местных органов власти, показывает рост имущественного потенциала территории;
коэффициент износа имущества различных отраслей и видов имущества по административно-территориальным образованиям региона;
коэффициент обновления основных средств, находящихся в распоряжении муниципальных органов управления – показывает, какую часть основных средств составляют новые средства от тех, что были в конце или начале отчетного периода (или какая часть выбыла из-за изношенности или по другим причинам).
Данные методологические подходы к оценке самостоятельности бюджетов основываются на качественных критериях, что позволяет обеспечить объективную оценку.
Предлагаемый метод позволяет показать оценку самостоятельности бюджетов и обеспеченность территорий финансовыми ресурсами для решения местных проблем.
Данный метод имеет множество недостатков, во-первых, нет этапов расчета предложенных показателей, во-вторых, неизвестно, есть ли возможность нахождения интегрального показателя, в-третьих, существует ли возможность межмуниципального сравнения. Однако помимо недостатков, можно выявить достоинство этого метода, которое заключается в объективности оценки финансового состояния бюджетов за счет качественных показателей.
2. Методика оценки финансовой самостоятельности МО Кизеева А.В.
А.В. Кизеев говорит о том, что критерием, позволяющим количественно оценить финансовую самостоятельность МО, можно считать его финансовый потенциал, при этом он отмечает необходимость различения финансового потенциала с инвестиционным.
По мнению автора, финансовый потенциал МО должен определяться как максимально возможный объем собственных и заемных финансовых ресурсов, получаемых МО, которые необходимы для устойчивого функционирования и развития экономики. То есть он говорит о том, что источники финансового потенциала должны включать только те финансовые ресурсы, которые местные органы власти могут самостоятельно привлечь и использовать для развития МО, не включая заемные средства.
Количественно финансовый потенциал МО будет определяться по следующей формуле 1.1:
ФП=i=1nНбi*Снi*Ноi+j=1mДпрi, (1.1)
где ФП – финансовый потенциал МО;
Нбi – максимально возможная величина базы налогообложения по -му виду налога;
Снi – ставка по i-ому виду налога;
Ноi – норматив отчисления i-ого вида налога в местный бюджет;
Дпрi – максимально возможная величина неналогового дохода местного бюджета из j-ого источника.
Предложенный подход к понятию финансового потенциала позволяет оценить финансовые возможности в муниципальном образовании.
По мнению автора, косвенно финансовый потенциал МО, интерпретируемый через наличие собственных финансовых ресурсов, а также уровень его использования определяет уровень дотационности, а, следовательно, изначальной качественной характеристикой дотационного МО является или низкое значение финансовых возможностей или низкий уровень его использования. Низкая величина финансового потенциала МО может быть связана со следующими обстоятельствами:
неразвитая производственная база региона;
скудные природно-ресурсные возможности региона;
низкий уровень развития науки и внедрения достижений научно-технического прогресса в хозяйственную деятельность региональных предприятий и т.д.[11]
При этом А.В. Кизеев отмечает, что дотационное МО, выбирая рост финансового потенциала в качестве основной первостепенной цели, предполагает уменьшение в будущем их зависимости от финансовой помощи, а также возможности для достижения практически любой из задач социально-экономического развития [11].
Главное достоинство данного метода – это оценка финансовых возможностей муниципального образования, которые с учетом внутреннего управленческого воздействия могут преобразоваться в финансовые ресурсы и послужить средством для достижения цели развития МО.
Недостатки данного метода – это, прежде всего, односторонность подхода, т.е. оцениваются только возможности региона, при этом не учитывается реальное финансовое состояние территории.
3. Подход к финансовой самостоятельности МО как к одному из аспектов финансовой устойчивости МО Каткова Н.С. и Севастьянова В.В [10].
Н.С. Катков и В.В. Севастьянов, говорят что, финансовая устойчивость экономики региона, а также её способность поддерживать собственное стабильное положение зависит от эффективности функционирования региональной экономической системы (далее – РЭС), которая является частью системы управления воспроизводственным процессом. По мнению авторов, финансовая самостоятельность РЭС зависит от материально-ресурсной базы и конъюнктуры цен. В соответствии со сформулированными критериями и факторами определения эффективности экономики они представили следующий методический инструментарий оценки финансовой устойчивости региона.
Для расчета финансовой самостоятельности местных бюджетов применяется интегрированная формула:
Кфи=0,75ДсР+0,151-КЗк-ДЗККЗн-ДЗн+0,11-УПкУПн(1.2)
где, Дс – сумма собственных доходов бюджета;
Р - сумма расходов бюджета;
КЗ, ДЗ – объем кредиторской и дебиторской задолженности;
УПк– удельный вес убыточных предприятий.
Характеристика финансового положения региона рассматриваются в зависимости от значения интегрального показателя (табл. 1.5):
Таблица 1.5 – Значения интегрального показателя
Отличное |
Депрессивное |
Предкризисное |
Кризисное |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Значение интегрального показателя |
Кф=1 |
1>Кф>0,5 |
0,5>Кф>0,2 |
Кф 1 Мероприятие эффективно. Таким образом, оказание содействия субъекту малого предпринимательства повлекло за собой следующие результаты: 1. Регистрация нового субъекта малого предпринимательства на территории Архангельского района. 2. Развитие инфраструктуры села в направлении общественного питания. 3. Создание 5 новых рабочих мест. 4. Поступление в бюджет Архангельского района налоговых платежей в сумме 377 772,3 руб. (трехсот семидесяти семи тысяч семисот семидесяти двух рублей 30 копеек) за три года предоставления арендных льгот на помещение. Таким образом, предоставление производственных площадей субъектам малого предпринимательства на арендное пользование с освобождением от арендных платежей сроком на 3 года, увеличит собственные доходы муниципального образования на 377 772,3 рубля, при этом повысив финансовую самостоятельность данного МО. ЗаключениеВ результате проведенной работы можно сделать следующие выводы. В научной литературе имеется целый ряд публикаций, посвященных анализу категорий «финансовые ресурсы», «финансовая самостоятельность». Обзор различных точек зрения позволил раскрыть сущностное содержание финансовой самостоятельности и дать авторское определение данному понятию, финансовая самостоятельность представляет собой, способность муниципального образования покрыть расходные обязательства и удовлетворить социально-экономические потребности населения за счет собственных средств, а также выражающейся в развитии и расширении финансовых ресурсов при эффективном использовании налогового и финансового потенциала территории. В рамках второго раздела предложена интегральная методика расчета и четыре показателя для оценки финансовой самостоятельности муниципальных образований. Расчет показателей выявил лидера по финансовой самостоятельности в рассматриваемой группе — это Учалинский район, а также районы с низкой финансовой самостоятельностью – это Бурзянский, Архангельский, Мишкинский районы, в этих районах необходимы срочные меры по повышению собственных доходов и социально-экономических показателей. На устойчивое развитие регионов, как показал анализ, влияет множество факторов. Поэтому для повышения самостоятельности муниципальных образований РБ, необходимо развивать доходную базу, т.е. активно развивать производства, привлекать инвестиции, оказывать поддержку малому бизнесу и т.д. Список литературы
Приложение А Статистические данные по муниципальным образованиям РБ, за 2012 год.
Приложение А (продолжение)
Приложение Б Расчет показателя «Коэффициент покрытия» по муниципальным районам РБ.
Приложение Б (продолжение)
Приложение В Расчет показателя «Индекс налогового потенциала» по муниципальным районам РБ
Приложение В (продолжение)
Приложение Г Расчет показателя «Дотационность» по муниципальным районам РБ
Приложение Г (продолжение)
Приложение Д Расчет показателя «Бюджетная самообеспеченность» по муниципальным районам РБ
Приложение Д (продолжение)
Приложение Е Нормирование показателей
Приложение Е (продолжение)
Приложение Е (продолжение)
Приложение Ж Интегральный показатель уровня финансовой самостоятельности муниципальных районов РБ
Приложение Ж (продолжение)
Приложение И Карта Республики Башкортостан, распределение муниципальных районов по финансовой самостоятельности, за 2012 год. Приложение К Налоговые и неналоговые доходы муниципальных образований Республики Башкортостан
|