МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ФИНАНСОВОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ФИНАНСОВОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Ахмадиева И.Р. 1
1Уфимский государственный авиационный технический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Развитие бюджетного федерализма в Российской Федерации предполагает наличие различных критериев его оценки, в числе которых предусматриваются ответы на следующие вопросы:

- повышается или снижается уровень собственных доходов в региональных и местных бюджетах;

- увеличиваются или уменьшаются диспропорции между доходами и расходами по вертикали бюджетной системы;

- увеличивается или уменьшается дотационность и количество дотационных бюджетов;

- имеется ли тенденция сокращения к концу года остатков просроченных бюджетных ссуд, или они нарастают, снижая эффективность формализованного метода определения финансовой помощи бюджетам другого уровня.

На сегодняшний день не наблюдается тенденция роста удельного веса собственных доходов в консолидированных бюджетах муниципальных образований Российской Федерации. Снижение их доли – это результат изменений в федеральном налоговом и бюджетном законодательстве.

Все эти тенденции приводят к необходимости оценки финансовой устойчивости регионов, в том числе аспектов их финансовой самостоятельности. Актуальность выбранной темы, таким образом, обусловлена потребностью развития финансовой самостоятельности муниципальных образований.

Предметом исследования являются управленческие отношения по повышению финансовой самостоятельности муниципальных образований Республики Башкортостан.

Объектом исследования является финансовая самостоятельность муниципальных образований.

Целью данной работы является разработка методических рекомендаций по повышению финансовой (бюджетной) самостоятельности муниципальных образований Республики Башкортостан.

Задачами работы являются:

  • изучение понятия и сущности определений: «финансовые ресурсы», «финансовая самостоятельность»;

  • анализ методик оценки финансовой самостоятельности МО;

  • выбор критериальных показателей для оценки финансовой самостоятельности муниципальных образований;

  • осуществление оценки финансовой самостоятельности МО РБ;

  • формирование выводов из проведенного исследования.

Методы исследования.Исследование основано на методологии системного подхода, общенаучных методах познания (анализ, синтез, сравнение), статистических методах (сбор, обобщение, систематизация данных, корреляционно-регрессионный, группировка и классификация), а также методе экспертных оценок.

Информационная база исследования:нормативно-правовые акты федеральных и муниципальных органов власти, справочные материалы Федеральной и региональной службы государственной статистики, аналитические данные, опубликованные в научной литературе и периодической печати, материалы научно-практических конференций, Internet-ресурсы, собственные разработки автора по тематике исследования.

Работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованной литературы. Во введении обосновывается актуальность данной темы, ставится цель исследования, определяются задачи. Первый раздел носит общетеоретический характер. Во втором разделе проводится сравнительная оценка финансовой самостоятельности муниципальных образований Республики Башкортостан на основе интегрального метода. В третьем разделе формулируются основные выводы исследования, предлагаются методические рекомендации для решения выявленных проблем.

1 Теоретические подходы к формированию финансовых ресурсов муниципального образования 1.1 Финансовая система муниципального образования: понятие и состав

Важным инструментом для реализации задач, стоящих перед муниципальными образованиями, являются финансовые ресурсы. Муниципальные финансы – система отношений по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов местных органов власти.

Экономической основой местного самоуправления согласно Федеральному закону ФЗ №-131 от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ-131) является находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Исходя из данного закона, можно сказать, что финансы муниципального образования (далее – МО) являются составной частью экономической основы местного самоуправления [6].

Финансы муниципальных образований включают в себя:

1. Финансы местных органов власти

  1. муниципальный бюджет;

  2. муниципальный кредит;

  3. финансы муниципальных унитарных предприятий.

2. Финансы экономических субъектов:

  1. финансы предприятий и организаций направляемых на развитие территории;

  2. финансы населения направляемые на развитие территории.

Формирование и использование местных финансов основывается на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки и гласности [2].

Финансовые ресурсы муниципалитета – это, в основном, средства муниципального бюджета и средства муниципальных предприятий и организаций, они включают в себя:

  1.  
    1. совокупные доходы местного бюджета;

    2. государственные и муниципальные ценные бумаги, относящиеся к органам МСУ;

    3. средства, переданные из федерального и регионального бюджета;

    4. другие финансовые средства, которые находятся в распоряжении органов МСУ согласно законодательству.

Главное звено и местных финансов, и финансовых ресурсов муниципалитетов – местный бюджет.

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (далее – БК РФ), бюджет муниципального образования – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования [2]. Также Бюджетный кодекс устанавливает, что органами местного самоуправления (далее – МСУ) не разрешается использовать другие формы образования и расходования денежных средств, однако в качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями. [2]

Средства местных бюджетов – основной источник финансирования для удовлетворения потребностей населения и становления территориальной инфраструктуры. Бюджет муниципального образования является рычагом воздействия местных властей на уровень производства и потребления в данной местности. Значимость местных бюджетов возрастает из года в год и начинает играть все более важную роль в реализации экономической и социальной политики. Их величина и размер стабильности во многом определяют и характеризуют перспективы социально-экономического развития территорий.

Структура доходов местного бюджета представлена на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1 – Источники формирования доходов бюджета муниципального образования

Доходами местных бюджетов могут быть только те доходы, которые предусмотрены Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Собственные доходы – финансовые средства бюджета МО, которые получены в результате деятельности местных органов власти в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством и имущественными полномочиями, а также полученные вследствие принятых ими законодательных, административных и экономических решений.

К собственным доходам относят налоговые и неналоговые доходы муниципальных образований.

Налоговые доходы образуются от местных и отчислений от федеральных и региональных налогов. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ (далее – НК РФ) в ст. 15 устанавливает только два местных налога – это земельный налог и налог на имущество физических лиц [3]. Отчисления от федеральных и региональных налогов осуществляется строго по нормативам, прописанным в БК РФ.

К собственным средствам местного бюджета также отнесены государственная пошлина за нотариальные действия и штрафы.

Неналоговые доходы местных бюджетов учитываются и формируются в соответствии со ст. 41-46 БК РФ, также они формируются за счет прибыли полученной муниципальными унитарными предприятиями, которая остается после уплаты всех налогов и других обязательных платежей. Размер прибыли устанавливается нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.

Находящееся в муниципальной собственности имущество и имущественные права муниципальных образований, также составляют экономическую основу неналоговых доходов.

Закон устанавливает возможность выравнивания финансовой обеспеченности поселений, муниципальных районов и городских округов путем предоставления финансовой помощи из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных образований и (или) региональных фондов финансовой поддержки поселений.

Согласно ст.6 БК РФ,финансовая помощь предоставляется в виде межбюджетных трансферт – средств, предоставляемых одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации[2].

Межбюджетные трансферты предоставляются в трех формах:

1. Дотации – межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования.

2. Субвенция – средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов. Субвенция в отличие от дотации должна быть использована строго по целевому назначению и в установленный срок; в противном случае она подлежит возврату, предоставившему ее органу.

3. Субсидия – это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Общим для дотаций, субвенций и субсидий является их безвозмездный и безвозвратный характер. Отличительной чертой субвенций и субсидий от дотаций является их целевой характер. А субвенции и субсидии разграничиваются по объемам финансирования: за счет субвенции полностью финансируются те или иные целевые расходы, а субсидии предоставляются на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Муниципальные финансы предполагают возможность заимствовать денежные средства. Данные денежные средства могут быть получены в виде банковских, коммерческих кредитов, выпуска облигаций, акций, поступившие в бюджет. В соответствии с действующим бюджетным законодательством данные средства рассматриваются как источники финансирования дефицита бюджета.

Отношение этих трех основных источников в структуре местных бюджетов определяет финансовую самостоятельность муниципалитета, поскольку если финансовая помощь или заемные средства имеют преимущество в структуре бюджета, то это говорит о зависимости от бюджетов выше стоящих уровней или кредитных учреждений, тем самым ограничивается целевое выделение средств на нужды населения муниципального образования. Следовательно, местные органы власти должны стремиться к созданию и наращиванию собственных доходов.

Как говорилось выше, бюджет это не только форма образования денежных средств, но и форма расходования.

Конституция России и Бюджетный кодекс РФ закрепили порядок распределения расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы страны.

Согласно ст. 6 БК РФ Расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Расходы местного бюджета представлены на рисунке 1.2.

Рисунок 1.2 – Расходы местного бюджета

Все расходы местных бюджетов можно поделить на две большие группы.

К первой группе относятся те расходы муниципального образования, которые связанные с решением задач местного значения и обслуживанием муниципального долга. К ним можно отнести:

  • содержание собственных органов управления;

  • проведение местных выборов;

  • реализация муниципального заказа;

  • исполнение собственных законов;

  • финансовая поддержка отраслей местного хозяйства;

  • финансовая помощь бюджетным учреждениям иных уровней власти;

  • обслуживание долговых обязательств муниципального образования;

  • специальные целевые программы местного значения;

  • инвестиции в местную инфраструктуру.

Вторая группа – это группа расходов, связанная с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, их можно сгруппировать по следующим направлениям:

  •  
    • исполнение отдельных федеральных законов (в части социальной защиты);

    • текущее содержание бюджетных учреждений;

    • дотации на оказание общезначимых услуг.

Направления использования средств местных бюджетов в целом по России характеризуются большой долей расходов на социально-культурную сферу. Вторым ключевым направлением муниципальных расходов является жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство территории, которое отражает собственные полномочия органов МСУ по содержанию и развитию коммунальной и территориальной инфраструктуры. Следует отметить, что структура расходов отдельных видов местных бюджетов неодинакова и зависит от объема местного хозяйства и подведомственности его местным органам различного уровня.

Перечисленные расходы должны полностью покрываться собственными средствами (налоговыми и неналоговыми доходами). В случае если собственных средств недостаточно, то эти расходы покрываются трансфертами, что говорит о низкой бюджетной обеспеченности данного территориального образования, если же после перечисления трансфертов остается большой дефицит, то местные органы власти вынуждены покрывать расходы с помощью заемных средств.

Таким образом, самостоятельность местных финансов во многом зависит от финансовой деятельности органов местного самоуправления, их предприятий и организаций, а также степени профессионализма местных государственных служащих, занятых в организации финансовой деятельности.

1.2 Категория финансовой самостоятельности муниципального образования: законодательные основы ее обеспечения, подходы к пониманию

Одним из наиболее значимых характеристик финансового состояния муниципалитета, который определяет уровень его развития, является его финансовая автономия, которая может быть достигнута только при наличии достаточных финансовых ресурсов для покрытия всех обязательных расходов местного бюджета.

Основные положения и правовые основы самостоятельности муниципальных образований отражены в законодательных актах, закрепленных на международном уровне и уровне Российской Федерации.

Основные моменты, заключенные в законодательных актах, действующих на территории РФ, о финансовой самостоятельности местного самоуправления прописаны в таблице 1.1.

Таблица 1.1 – Законодательные акты, действующие на территории РФ о финансовой самостоятельности местного самоуправления

Законодательный акт

Содержание

Конституция РФ

Ст. 132 п.1. «Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения»[1].

Европейская хартия местного самоуправления

Ст. 9. «Органы местного самоуправления имеют право на достаточные собственные финансовые ресурсы, которыми они могут распоряжаться» [4].

Федеральный закон от 6.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

Ст. 52 п.3. «Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль над его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, указанным Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации»;

п. 4. Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований [5].

Бюджетный кодекс РФ

Ст. 31. «Принцип самостоятельности бюджетов – право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств» [2].

Ни один из перечисленных законодательных актов не дает определения финансовой самостоятельности и не раскрывает его сущности, однако позволяет установить законодательные границы для его определения.

Тем не менее, современные ученные предлагают свои формулировки к данному понятию с точки зрения различных подходов. Так, например, М.А. Репченко и О.М. Фокина предлагают рассматривать финансовую самостоятельность через бюджетно-финансовый потенциал, характеризующий степень самостоятельности муниципального образования [12]. К бюджетно-финансовому потенциалу, авторы относят доходы бюджета, расходы бюджета, поступление налогов и других платежей в бюджет, долю доходов в валовом региональном продукте (далее – ВРП), долю расходов в ВРП. Достоинством данного подхода является то что, данные авторы учитывают все финансовые возможности муниципального образования, однако не всегда возможности перерастают в ресурсы, и не всегда возможности используются полностью, поэтому здесь сложно говорить о точном уровне финансовой самостоятельности территории.

Ю.И. Булатов рассматривает финансовую самостоятельность с юридической точки зрения и дает следующее определение финансовой самостоятельности местного самоуправления – это «реальная способность органов местного самоуправления решать вопросы местного значения путем обеспечения муниципальных образований необходимыми и достаточными источниками собственных доходов в законодательстве» [8]. Автор прав, когда говорит, что финансовая самостоятельность определяется достаточностью собственных доходов для решения местных вопросов, однако он не учитывает ряд других факторов, влияющих на финансовую самостоятельность, таких как финансовый потенциал территории, зависимость от межбюджетных трансфертов и т.д.

Свое определение дает А.Г. Атаева, определяя финансовую самостоятельность как «совокупность прав и обязанностей муниципального образования по формированию и использованию финансовых ресурсов территории, отражающих относительную финансовую обособленность органов местного самоуправления от государства, в том числе выражающейся в достаточности собственных средств для исполнения расходных полномочий, и основанной на активизации и эффективном использовании финансового потенциала территории» [7]. Данное определение является наиболее полным и учитывает множество факторов, влияющих на финансовую самостоятельность, это и то, из чего складываются собственные доходы – финансовые ресурсы, и достаточность собственных средств для покрытия расходов, и финансовые возможности муниципального образования. Однако главная цель местного самоуправления – это удовлетворение социально-экономических потребностей населения, и в данном определении это не учтено.

С. В. Гиляровская рассматривает финансовую самостоятельность через принцип самостоятельности бюджетов [9]. Автор уточняет экономическое содержание принципа самостоятельности бюджетов как совокупность финансовых прав и ответственности региональных и местных органов власти, обеспечивающих относительную (до максимально возможного уровня) бюджетную самостоятельность в формировании и использовании бюджетных ресурсов своих территорий. Главное достоинство определения предложенного автором – то, что автор уточняет, что финансовая самостоятельность это совокупность финансовых прав и ответственности региональных и местных органов власти, а не только обеспеченность собственными средствами. Недостаток данного подхода состоит в том что, финансовая самостоятельность рассматривается только как один из принципов бюджета, что, на наш взгляд, для данного понятия достаточно узко.

А.В. Кизеев говорит о том, что финансовая самостоятельность определяется наличием собственных доходов в достаточном объеме [11]. По мнению автора, успешное решение вопросов местного значения, развитие природоресурсного потенциала, обеспечение стабильности общественно-политической ситуации возможно лишь при наличии достаточного объема финансовых ресурсов. При этом автор, считает, что основным критерием финансовой самостоятельности является финансовый потенциал территории. Достоинство данного подхода – это оценка всех финансовых возможностей территории, но одних возможностей мало, нужно учитывать множество других факторов для наиболее точного определения финансовой самостоятельности.

На финансовую самостоятельность территории, по нашему мнению, влияет множество факторов:

  • достаточность собственных средств для решения расходных полномочий;

  • обособленность финансов МО от финансов других уровней;

  • финансовые возможности МО;

  • эффективность использования собственных средств;

  • удовлетворение социально-экономических потребностей населения.

Отражение данных аспектов понятия «финансовая самостоятельность» в вышеперечисленных подходах представлено в таблице 1.2.

Для того, чтобы понять, какими достоинствами и какими недостатками обладают все вышеперечисленные подходы к пониманию понятия финансовая самостоятельность, необходимо соотнести их и сформировать таблицу, в которой будут четко выделены все аспекты понятия финансовой самостоятельности и их отражение в тех или иных подходах авторов.

Таблица 1.2 – Содержание понятия финансовая самостоятельность в различных подходах

Авторы

Учет обособленности финансов МО от финансов других уровней

Учет достаточности финансов для решения расходных полномочий

Учет финансовых возможностей МО

Учет эффективности использования собственных средств

Учет удовлетворения соц-эконом. потребностей населения

М.А. Репченко и О.М. Фокина

-

-

+

-

-

Ю.И. Булатов

-

+

-

-

-

А.Г. Атаева

+

+

+

+

-

С.В. Гиляровская

-

+

+

-

-

А.В. Кизеев

-

+

+

-

-

В целом можно сказать, что в российской науке пока не сложилось единого, четкого определения финансовой самостоятельности муниципальных образований. Поэтому нам необходимо дать свое определение.

Характеризуя финансовую самостоятельность, можно отметить, что это, прежде всего, обеспеченность собственными средствами и прежде всего этих средств должно хватать для покрытия всех своих расходов.

Главной целью местного самоуправления является удовлетворение социально-экономических потребностей населения, проживающего на территории конкретного муниципального образования. То есть чем выше сумма собственных средств, приходящееся на одного человека, чем выше объем оказанных государственных услуг за счет собственных источников, тем больше и лучше удовлетворяются социально-экономические потребности населения местными органами власти.

Также необходимо отметить, что финансовая самостоятельность – это не просто неизменное состояние объекта, а развитие, расширение финансовых возможностей территории, а именно увеличение собственных средств за счет увеличения налоговых поступлений и укрепления финансового потенциала муниципального образования.

Исходя из вышесказанного, можно дать собственное определение финансовой самостоятельности. По нашему мнению, финансовая самостоятельность представляет собой способность муниципального образования покрыть расходные обязательства и удовлетворить социально-экономические потребности населения за счет собственных средств, основанная на развитии и расширении финансовых ресурсов при эффективном использовании налогового и финансового потенциала территории.

Для того, чтобы определить уровень финансовой самостоятельности муниципальных образований необходима, определенная методика его оценки. На данный момент нет единого метода, который бы смог учесть все факторы, влияющие на этот показатель, в связи с этим разрабатывается множество различных методов оценки финансовой самостоятельности.

1.3 Существующие методы оценки финансовой самостоятельности муниципальных образований
     
     
     
     

Как уже было сказано в предыдущем пункте, актуальность решения научных проблем, а именно оценки самостоятельности бюджетов, вызваны тем, что в российской науке до сих пор нет единого подхода к понятию финансовой самостоятельности местных бюджетов. Аналогичная ситуация и с методологическими аспектами его оценки, многие экономисты разрабатывают и предлагают свои методы оценки финансовой обеспеченности бюджетов (табл. 1.3).

Поэтому в данном пункте интерес представляют все существующие подходы к оценке финансовой самостоятельности бюджетов, т.е. не только муниципальных образований, но государства и региона.

Таблица 1.3 – Методики оценки финансовой самостоятельности

Автор

Объект оценки

Методика

С.В. Гиляровская [9]

Региональные и местные бюджеты

Представляет собой две группы показателей:

1.показатели ликвидности и платежеспособности территории

2.оценка имущественного состояния территории

Кизеев А.В.[11]

Местные бюджеты

Представляет собой оценку финансового потенциала МО

Катков Н.С. и Севастьянов В.В. [10]

Региональные и местные бюджеты

Представляет собой оценку финансовой самостоятельности, как один из аспектов финансовой устойчивости

Рассмотрим подробнее основные моменты, достоинства и недостатки каждой из анализируемых методик.

1. Методика оценки самостоятельности региональных и местных бюджетов С.В. Гиляровской [9].

Автор предлагает в качестве основного подхода к оценке независимости бюджетов принять разработку системы аналитических коэффициентов.

Она считает, что оценить способность территории обеспечить расходные обязательства власти или органов местного самоуправления соответствующими поступлениями доходов позволяют показатели ликвидности и платежеспособности местных бюджетов. В результате расчетов устанавливается адекватность такого обеспечения [9].

В первой группе показателей предлагается рассчитать:

1. Показатель, характеризующий размер собственных средств соответствующего территориального бюджета, который зависит как от структуры доходов платежей и размера, так и от структуры источников его доходов. При прочих равных условиях увеличение этого показателя рассматривается как положительная тенденция.

Остальные показатели для наглядности можно представить в виде таблицы (табл. 1.4).

Таблица 1.4 – Показатели оценки финансовой самостоятельности

Показатель

Формула

Значение показателя

Характеристика показателя

Коэффициент покрытия (общий)

 

Дсов – сумма всех текущих доходов;

Рсов – сумма всех текущих расходов

Показывает, сколько рублей доходов приходится на один рубль расходов, т.е. насколько доходы покрывают расходы

Коэффициент платежеспособности (абсолютной ликвидности)

 

Дтек – сумма текущих доходов без учета источников финансирования его дефицита;

Рсов – сумма всех текущих расходов

Показывает, какая часть расходов может быть погашена немедленно из текущих поступлений доходов (без учета источников финансирования дефицита)

Коэффициент автономности (концентрации собственных средств) бюджета

 

Дсобст – сумма собственных доходов бюджетов;

Двсего – сумма доходов без учета субвенций

Характеризует часть собственных доходов бюджета в общей сумме расходов местного самоуправления

Продолжение таблицы 1.4

Показатель

Формула

Значение показателя

Характеристика показателя

Коэффициент финансовой зависимости территориального бюджета

 

Дсобст – сумма собственных доходов бюджетов;

Двсего – сумма доходов без учета субвенций

Это показатель, обратный коэффициенту автономности региональных (муниципальных) бюджетов, сумма этих показателей должна быть равной 1 (или 100%), минимальное значение 0,5.

Коэффициент соотношения собственных и привлеченных средств

 

Дпривл – сумма доходов, в виде финансовой помощи (трансфертов, субсидий)

Оценивает устойчивость доходного потенциала. Рост его значений говорит о снижении зависимости данного территориального бюджета от вышестоящих бюджетов и иных источников финансирования его дефицита. Его значения могут быть в промежутке от 0 до 2.

Источник: составлено нами по [9].

Также для оценки самостоятельности бюджетов С.В. Гиляровская предлагает, следующую группу показателей оценки имущественного состояния муниципального образования:

  1. стоимость всего имущества, которое находится в распоряжении органов местного самоуправления – увеличение показателя стоимости всего имущества, находящегося в распоряжении местных органов власти, показывает рост имущественного потенциала территории;

  2. коэффициент износа имущества различных отраслей и видов имущества по административно-территориальным образованиям региона;

  3. коэффициент обновления основных средств, находящихся в распоряжении муниципальных органов управления – показывает, какую часть основных средств составляют новые средства от тех, что были в конце или начале отчетного периода (или какая часть выбыла из-за изношенности или по другим причинам).

Данные методологические подходы к оценке самостоятельности бюджетов основываются на качественных критериях, что позволяет обеспечить объективную оценку.

Предлагаемый метод позволяет показать оценку самостоятельности бюджетов и обеспеченность территорий финансовыми ресурсами для решения местных проблем.

Данный метод имеет множество недостатков, во-первых, нет этапов расчета предложенных показателей, во-вторых, неизвестно, есть ли возможность нахождения интегрального показателя, в-третьих, существует ли возможность межмуниципального сравнения. Однако помимо недостатков, можно выявить достоинство этого метода, которое заключается в объективности оценки финансового состояния бюджетов за счет качественных показателей.

2. Методика оценки финансовой самостоятельности МО Кизеева А.В.

А.В. Кизеев говорит о том, что критерием, позволяющим количественно оценить финансовую самостоятельность МО, можно считать его финансовый потенциал, при этом он отмечает необходимость различения финансового потенциала с инвестиционным.

По мнению автора, финансовый потенциал МО должен определяться как максимально возможный объем собственных и заемных финансовых ресурсов, получаемых МО, которые необходимы для устойчивого функционирования и развития экономики. То есть он говорит о том, что источники финансового потенциала должны включать только те финансовые ресурсы, которые местные органы власти могут самостоятельно привлечь и использовать для развития МО, не включая заемные средства.

Количественно финансовый потенциал МО будет определяться по следующей формуле 1.1:

ФП=i=1nНбi*Снi*Ноi+j=1mДпрi, (1.1)

где ФП – финансовый потенциал МО;

Нбi – максимально возможная величина базы налогообложения по -му виду налога;

Снi – ставка по i-ому виду налога;

Ноi – норматив отчисления i-ого вида налога в местный бюджет;

Дпрi – максимально возможная величина неналогового дохода местного бюджета из j-ого источника.

Предложенный подход к понятию финансового потенциала позволяет оценить финансовые возможности в муниципальном образовании.

По мнению автора, косвенно финансовый потенциал МО, интерпретируемый через наличие собственных финансовых ресурсов, а также уровень его использования определяет уровень дотационности, а, следовательно, изначальной качественной характеристикой дотационного МО является или низкое значение финансовых возможностей или низкий уровень его использования. Низкая величина финансового потенциала МО может быть связана со следующими обстоятельствами:

  • неразвитая производственная база региона;

  • скудные природно-ресурсные возможности региона;

  • низкий уровень развития науки и внедрения достижений научно-технического прогресса в хозяйственную деятельность региональных предприятий и т.д.[11]

При этом А.В. Кизеев отмечает, что дотационное МО, выбирая рост финансового потенциала в качестве основной первостепенной цели, предполагает уменьшение в будущем их зависимости от финансовой помощи, а также возможности для достижения практически любой из задач социально-экономического развития [11].

Главное достоинство данного метода – это оценка финансовых возможностей муниципального образования, которые с учетом внутреннего управленческого воздействия могут преобразоваться в финансовые ресурсы и послужить средством для достижения цели развития МО.

Недостатки данного метода – это, прежде всего, односторонность подхода, т.е. оцениваются только возможности региона, при этом не учитывается реальное финансовое состояние территории.

3. Подход к финансовой самостоятельности МО как к одному из аспектов финансовой устойчивости МО Каткова Н.С. и Севастьянова В.В [10].

Н.С. Катков и В.В. Севастьянов, говорят что, финансовая устойчивость экономики региона, а также её способность поддерживать собственное стабильное положение зависит от эффективности функционирования региональной экономической системы (далее – РЭС), которая является частью системы управления воспроизводственным процессом. По мнению авторов, финансовая самостоятельность РЭС зависит от материально-ресурсной базы и конъюнктуры цен. В соответствии со сформулированными критериями и факторами определения эффективности экономики они представили следующий методический инструментарий оценки финансовой устойчивости региона.

Для расчета финансовой самостоятельности местных бюджетов применяется интегрированная формула:

Кфи=0,75ДсР+0,151-КЗк-ДЗККЗн-ДЗн+0,11-УПкУПн(1.2)

где, Дс – сумма собственных доходов бюджета;

Р - сумма расходов бюджета;

КЗ, ДЗ – объем кредиторской и дебиторской задолженности;

УПк– удельный вес убыточных предприятий.

Характеристика финансового положения региона рассматриваются в зависимости от значения интегрального показателя (табл. 1.5):

Таблица 1.5 – Значения интегрального показателя

 

Отличное

Депрессивное

Предкризисное

Кризисное

Значение интегрального показателя

Кф=1

1>Кф>0,5

0,5>Кф>0,2

Кф 1 Мероприятие эффективно.

Таким образом, оказание содействия субъекту малого предпринимательства повлекло за собой следующие результаты:

1. Регистрация нового субъекта малого предпринимательства на территории Архангельского района.

2. Развитие инфраструктуры села в направлении общественного питания.

3. Создание 5 новых рабочих мест.

4. Поступление в бюджет Архангельского района налоговых платежей в сумме 377 772,3 руб. (трехсот семидесяти семи тысяч семисот семидесяти двух рублей 30 копеек) за три года предоставления арендных льгот на помещение.

Таким образом, предоставление производственных площадей субъектам малого предпринимательства на арендное пользование с освобождением от арендных платежей сроком на 3 года, увеличит собственные доходы муниципального образования на 377 772,3 рубля, при этом повысив финансовую самостоятельность данного МО.

Заключение

В результате проведенной работы можно сделать следующие выводы.

В научной литературе имеется целый ряд публикаций, посвященных анализу категорий «финансовые ресурсы», «финансовая самостоятельность». Обзор различных точек зрения позволил раскрыть сущностное содержание финансовой самостоятельности и дать авторское определение данному понятию, финансовая самостоятельность представляет собой, способность муниципального образования покрыть расходные обязательства и удовлетворить социально-экономические потребности населения за счет собственных средств, а также выражающейся в развитии и расширении финансовых ресурсов при эффективном использовании налогового и финансового потенциала территории.

В рамках второго раздела предложена интегральная методика расчета и четыре показателя для оценки финансовой самостоятельности муниципальных образований.

Расчет показателей выявил лидера по финансовой самостоятельности в рассматриваемой группе — это Учалинский район, а также районы с низкой финансовой самостоятельностью – это Бурзянский, Архангельский, Мишкинский районы, в этих районах необходимы срочные меры по повышению собственных доходов и социально-экономических показателей.

На устойчивое развитие регионов, как показал анализ, влияет множество факторов. Поэтому для повышения самостоятельности муниципальных образований РБ, необходимо развивать доходную базу, т.е. активно развивать производства, привлекать инвестиции, оказывать поддержку малому бизнесу и т.д.

Список литературы

  1. Европейская хартия местного самоуправления [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».

  2. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс».

  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 17 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 02.11.2013). //СПС «Консультант Плюс».

  4. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : часть четвертая от 18 дек. 2006 г. №230-ФЗ : принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 24 нояб. 2006 г. : одобр. Советом Федерации Фед. Собр. Рос. Федерации 8 дек. 2006 г. : ввод. Федер. законом Рос. Федерации от 18 дек. 2006 г. №231-ФЗ. // СПС «Консультант Плюс».

  5. Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 16 июля 1998 г.: ввод. Федер. законом Рос. Федерации от 31 юля. 1998 г. №146-ФЗ (ред. от 23.07.2013). [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».

  6. Федеральный закон Российской Федерации от 6.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».

  7. Решение от 29.03.2012 № 444«Об утверждении Порядка оформления прав пользования муниципальным имуществом муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан и Методики определения годовой арендной платы за пользование муниципальным имуществом муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан» [Электронный ресурс] // официальный сайт «Муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан».

  8. Бизнес-планирование: Учебник для вузов/ Под ред. В.М Попова, С.И. Ляпунова, С.Г. Млодика. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 816 с.

  9. Составление бизнес-плана: нормы и рекомендации.- М.: Книга сервис, 2012. – 346 с.

  10. Система муниципального управления /под ред. В.Б. Зотова. - 5-е изд., испр. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 717 с.

  11. Финансовый ландшафт территории/ Уфимский гос. авиационный техн. Ун-т, ин-т соц.-экон. Исследований УНЦ РАН, Ин-т экономики Уро РАН [ред. кол.: Татаркин А.И.(рук) и др.]. – Москва: Экономика, 2012. – 396 с.

  12. Атаева А.Г. Механизм формирования финансовой самостоятельности муниципальных образований [Текст]: автореф. на соискание уч. ст. кандидата экон. наук / А.Г. Атаева // Екатеренбург, 2011. – 26 с.

  13. Булатов Ю. И. Правовое обеспечение принципа финансовой самостоятельности местного самоуправления в Российской Федерации [Текст]: автореф. на соискание уч. ст. кандидата экон. наук / Ю. И. Булатов // Челябинск, 2010. – 22 с.

  14. Гиляровская С.В. Бюджетная самостоятельность как фактор повышения финансовой устойчивости территорий [Текст]: автореф. на соискание уч. ст. кандидата экон. наук / Гиляровская С.В .// Mосква, 2007. – 19 с.

  15. Катков Н.С., Севастьянов В.В. Оценка финансовой устойчивости региона на примере Республики Марий Эл // Вопросы современной науки и практики. - 2009. - №1. - С. 39-46.

  16. Кизеев А. В. Финансовый потенциал как критерий оценки финансовой самостоятельности региона //Экономические исследования. - 2011. - №3 - С.4

  17. Репченко, Н. А. Оценка инвестиционной привлекательности региона с учетом инновационного и бюджетно-финансового потенциала региона / Н. А. Репченко, О. М. Фокина // Инновации. - 2007. - N 7. - С. 64-67.

  18. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: официальный сайт. – Режим доступа:. http://www.gks.ru/

  19. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан [Электронный ресурс]: официальный сайт. – Режим доступа:. http://www.bashstat.ru/

  20. Муниципальный район Архангельский район Республика Башкортостан [Электронный ресурс]: официальный сайт. – Режим доступа:. http://www.arh-raion.ru/

Приложение А

Статистические данные по муниципальным образованиям РБ, за 2012 год.

Муниципальный район

Расходы

Собственные доходы

Дотации

Налоговый потенциал (НП)

Численность населения

Абзелиловский

918970

513496

71735

46 636

45791

Альшеевский

640295

369639

27650

56 392

44209

Архангельский

370791

190170

58985

19 546

19829

Аскинский

428816

244479

42581

22 822

23337

Аургазинский

635068

342523

48324

41 528

37133

Баймакский

1130581

573206

70034

50 694

56410

Бакалинский

594277

382738

91243

30 770

31886

Балтачевский

638406

443447

58253

24 104

23155

Белебеевский

1266330

820335

40201

209 880

101226

Белокатайский

436472

236673

64509

22 860

21277

Белорецкий

1807223

1170578

1200

263 580

109737

Бижбулякский

456780

251865

41768

27 998

27479

Бирский

1033644

720648

23310

92 390

62240

Благоварский

466250

282293

51679

34 560

26009

Благовещенский

756576

538272

1400

115 792

49215

Буздякский

644561

433290

28823

38 150

29972

Бураевский

416312

253072

59973

24 550

25982

Бурзянский

396187

199263

51784

16 020

18166

Гафурийский

778938

419452

53371

39 106

35605

Давлекановский

569302

299687

27275

52 090

42758

Дуванский

559569

336818

19368

41 360

31738

Дюртюлинский

1004414

679242

16495

108 800

65053

Ермекеевский

360930

251059

577035

15 080

16563

Зианчуринский

660613

361002

128575

22 870

30146

Зилаирский

401264

247135

83686

16 610

16546

Иглинский

1075031

756953

81185

61 030

48873

Илишевский

740075

556027

80290

40 030

34181

Ишимбайский

1372432

897535

68272

132 996

94507

Калтасинский

510155

386961

41048

27 758

28202

Караидельский

562906

374710

127112

26 090

27520

Кармаскалинский

892288

539996

55031

61 310

51979

Кигинский

324791

186700

36193

15 746

19064

Краснокамский

593936

413164

1755

48 780

27601

Кугарчинский

680425

403589

50564

33 593

32356

Кушнаренковский

492676

334264

15383

43 220

26259

Приложение А (продолжение)

Муниципальный район

Расходы

Собственные доходы

Дотации

Налоговый потенциал (НП)

Численность населения

Куюргазинский

443552

310917

55099

39 810

88382

Мелеузовский

1240799

823927

29424

140 144

26417

Мечетлинский

450849

247665

58770

23 820

26253

Мишкинский

476905

255436

59744

17 620

31247

Миякинский

530296

331457

96699

27 910

21449

Нуримановский

417295

227429

35867

23 628

27838

Салаватский

479830

282779

22525

35 960

20454

Стерлибашевский

386708

233171

62807

18 880

32741

Стерлитамакский

767478

517127

21724

65 512

23873

Татышлинский

541770

358160

79435

27 184

131042

Туймазинский

1799748

1282364

-24000

261 031

61503

Уфимский

1205412

865680

24000

204 290

77386

Учалинский

1208227

744271

37143

166 460

19541

Федоровский

349862

207006

43194

15 828

32342

Хайбуллинский

761682

466388

16561

44 748

32321

Чекмагушевский

540090

354503

45652

38 190

53090

Шаранский

424368

222607

32743

24 450

23620

Янаульский

865509

651996

53102

81 528

48916

Приложение Б

Расчет показателя «Коэффициент покрытия» по муниципальным районам РБ.

Муниципальный район

Налоговые и неналоговые доходы (млн. р.)

Расходы

Коэффициент покрытия

Абзелиловский

513496

1011325

0,50775

Альшеевский

369639

735504

0,50257

Архангельский

190170

404816

0,46977

Аскинский

244479

442013

0,5531

Аургазинский

342523

733858

0,46674

Баймакский

573206

1211959

0,47296

Бакалинский

382738

606754

0,6308

Балтачевский

443447

651301

0,68086

Белебеевский

820335

1350538

0,60741

Белокатайский

236673

439451

0,53857

Белорецкий

1170578

2310299

0,50668

Бижбулякский

251865

466569

0,53982

Приложение Б (продолжение)

Муниципальный район

Налоговые и неналоговые доходы (млн. р.)

Расходы (млн. р.)

Коэффициент покрытия

Бирский

720648

1150752

0,62624

Благоварский

282293

529447

0,53318

Гафурийский

419452

811919

0,51662

Давлекановский

299687

596277

0,5026

Дуванский

336818

631634

0,53325

Дюртюлинский

679242

1108277

0,61288

Ермекеевский

251059

442948

0,56679

Зианчуринский

361002

675704

0,53426

Зилаирский

247135

441217

0,56012

Иглинский

756953

1163511

0,65058

Илишевский

556027

777325

0,71531

Ишимбайский

897535

1657211

0,54159

Калтасинский

386961

525250

0,73672

Караидельский

374710

627535

0,59711

Кармаскалинский

539996

942374

0,57302

Кигинский

186700

365116

0,51134

Краснокамский

413164

637176

0,64843

Кугарчинский

403589

772744

0,52228

Кушнаренковский

334264

590944

0,56564

Куюргазинский

310917

542255

0,57338

Мелеузовский

823927

1342574

0,61369

Мечетлинский

247665

465679

0,53184

Мишкинский

255436

523943

0,48753

Миякинский

331457

535535

0,61893

Нуримановский

227429

459195

0,49528

Салаватский

282779

503360

0,56178

Стерлибашевский

233171

356695

0,6537

Стерлитамакский

517127

835442

0,61899

Татышлинский

358160

607776

0,5893

Туймазинский

1282364

2063854

0,62134

Уфимский

865680

1382747

0,62606

Учалинский

744271

1363784

0,54574

Федоровский

207006

366896

0,56421

Хайбуллинский

466388

803357

0,58055

Шаранский

222607

434613

0,5122

Янаульский

651996

1002896

0,65011

Средний уровень по РБ

   

0,5598

Приложение В

Расчет показателя «Индекс налогового потенциала» по муниципальным районам РБ

Муниципальный район

Налоговый потенциал

Численность населения

Индекс налогового потенциала

Абзелиловский

46 636

45791

0,3971549

Альшеевский

56 392

44209

0,4974227

Архангельский

19 546

19829

0,3843934

Аскинский

22 822

23337

0,3813533

Аургазинский

41 528

37133

0,4361138

Баймакский

50 694

56410

0,3504445

Бакалинский

30 770

31886

0,3763104

Балтачевский

24 104

23155

0,4059412

Белебеевский

209 880

101226

0,8085331

Белокатайский

22 860

21277

0,4189716

Белорецкий

263 580

109737

0,9366518

Бижбулякский

27 998

27479

0,3973241

Бирский

92 390

62240

0,5788609

Благоварский

34 560

26009

0,518166

Благовещенский

115 792

49215

0,9174869

Буздякский

38 150

29972

0,496361

Бураевский

24 550

25982

0,3684663

Бурзянский

16 020

18166

0,3438919

Гафурийский

39 106

35605

0,4283031

Давлекановский

52 090

42758

0,475068

Дуванский

41 360

31738

0,5081826

Дюртюлинский

108 800

65053

0,6521994

Ермекеевский

15 080

16563

0,3550432

Зианчуринский

22 870

30146

0,2958389

Зилаирский

16 610

16546

0,3914672

Иглинский

61 030

48873

0,4869599

Илишевский

40 030

34181

0,456688

Ишимбайский

132 996

94507

0,5487738

Калтасинский

27 758

28202

0,3838195

Караидельский

26 090

27520

0,3696957

Кармаскалинский

61 310

51979

0,4599623

Кигинский

15 746

19064

0,3220884

Краснокамский

48 780

27601

0,6891849

Кугарчинский

33 593

32356

0,4048674

Кушнаренковский

43 220

26259

0,6418379

Приложение В (продолжение)

Муниципальный район

Налоговый потенциал

Численность населения

Индекс налогового потенциала

Куюргазинский

39 810

88382

0,1756496

Мелеузовский

140 144

26417

2,0687586

Мечетлинский

23 820

26253

0,3538194

Мишкинский

17 620

31247

0,2198955

Миякинский

27 910

21449

0,5074247

Нуримановский

23 628

27838

0,3309846

Салаватский

35 960

20454

0,6855833

Стерлибашевский

18 880

32741

0,2248686

Стерлитамакский

65 512

23873

1,0701204

Татышлинский

27 184

131042

0,080895

Туймазинский

261 031

61503

1,6550632

Уфимский

204 290

77386

1,0294459

Учалинский

166 460

19541

3,3218644

Федоровский

15 828

32342

0,1908438

Хайбуллинский

44 748

32321

0,5398929

Чекмагушевский

38 190

53090

0,2805148

Шаранский

24 450

23620

0,4036619

Янаульский

81 528

48916

0,6499421

Средний уровень по РБ

   

0,57874

Приложение Г

Расчет показателя «Дотационность» по муниципальным районам РБ

Муниципальный район

Собственные доходы

Дотации

Дотационность

Абзелиловский

513496

71735

0,139699238

Альшеевский

369639

27650

0,074802713

Архангельский

190170

58985

0,310169848

Аскинский

244479

42581

0,174170379

Аургазинский

342523

48324

0,141082497

Баймакский

573206

70034

0,122179461

Бакалинский

382738

91243

0,238395456

Балтачевский

443447

58253

0,131364064

Белебеевский

820335

40201

0,049005589

Белокатайский

236673

64509

0,272565945

Белорецкий

1170578

1200

0,001025135

Бижбулякский

251865

41768

0,165834872

Бирский

720648

23310

0,032345889

Приложение Г (продолжение)

Муниципальный район

Собственные доходы

Дотации

Дотационность

Благоварский

282293

51679

0,183068656

Благовещенский

538272

1400

0,002600916

Буздякский

433290

28823

0,066521268

Бураевский

253072

59973

0,23697999

Бурзянский

199263

51784

0,259877649

Гафурийский

419452

53371

0,127239827

Давлекановский

299687

27275

0,091011622

Дуванский

336818

19368

0,057502865

Дюртюлинский

679242

16495

0,024284423

Ермекеевский

251059

57035

0,229840396

Зианчуринский

361002

128575

0,356161462-max

Зилаирский

247135

83686

0,338624638

Иглинский

756953

81185

0,107252366

Илишевский

556027

80290

0,144399463

Ишимбайский

897535

68272

0,076066114

Калтасинский

386961

41048

0,106077873

Караидельский

374710

127112

0,339227669

Кармаскалинский

539996

55031

0,101910014

Кигинский

186700

36193

0,193856454

Краснокамский

413164

1755

0,004247708

Кугарчинский

403589

50564

0,125285873

Кушнаренковский

334264

15383

0,046020511

Куюргазинский

310917

55099

0,177214498

Мелеузовский

823927

29424

0,035711902

Мечетлинский

247665

58770

0,237296348

Мишкинский

255436

59744

0,23389029

Миякинский

331457

96699

0,2917392

Нуримановский

227429

35867

0,157706361

Салаватский

282779

22525

0,079655844

Стерлибашевский

233171

62807

0,269360255

Стерлитамакский

517127

21724

0,042009023

Татышлинский

358160

79435

0,221786352

Туймазинский

1282364

0

0

Уфимский

865680

24000

0,02772387

Учалинский

744271

37143

0,049905209

Федоровский

207006

43194

0,208660619

Хайбуллинский

466388

16561

0,035509061

Чекмагушевский

354503

45652

0,128777472

Шаранский

222607

32743

0,147088816

Янаульский

651996

53102

0,081445285

Средний уровень по РБ

   

0,141437

Приложение Д

Расчет показателя «Бюджетная самообеспеченность» по муниципальным районам РБ

Муниципальный район

Собственные доходы

Численность населения

Бюджетная самообеспеченность

Абзелиловский

513496

45791

11,21391

Альшеевский

369639

44209

8,361171

Архангельский

190170

19829

9,590499

Аскинский

244479

23337

10,47603

Аургазинский

342523

37133

9,224221

Баймакский

573206

56410

10,16143

Бакалинский

382738

31886

12,00332

Балтачевский

443447

23155

19,15124

Белебеевский

820335

101226

8,103995

Белокатайский

236673

21277

11,12342

Белорецкий

1170578

109737

10,66712

Бижбулякский

251865

27479

9,165727

Бирский

720648

62240

11,57853

Благоварский

282293

26009

10,85367

Благовещенский

538272

49215

10,93715

Буздякский

433290

29972

14,45649

Бураевский

253072

25982

9,740282

Бурзянский

199263

18166

10,96901

Гафурийский

419452

35605

11,7807

Давлекановский

299687

42758

7,008911

Дуванский

336818

31738

10,61245

Дюртюлинский

679242

65053

10,44136

Ермекеевский

251059

16563

15,15782

Зианчуринский

361002

30146

11,97512

Зилаирский

247135

16546

14,93624

Иглинский

756953

48873

15,48816

Илишевский

556027

34181

16,26714

Ишимбайский

897535

94507

9,497021

Калтасинский

386961

28202

13,72105

Караидельский

374710

27520

13,61592

Кармаскалинский

539996

51979

10,38873

Кигинский

186700

19064

9,793328

Краснокамский

413164

27601

14,96917

Приложение Д (продолжение)

Муниципальный район

Собственные доходы

Численность населения

Бюджетная самообеспеченность

Кугарчинский

403589

32356

12,47339

Кушнаренковский

334264

26259

12,7295

Куюргазинский

310917

88382

3,517877

Мелеузовский

823927

26417

31,18927

Мечетлинский

247665

26253

9,433779

Мишкинский

255436

31247

8,174737

Миякинский

331457

21449

15,45326

Нуримановский

227429

27838

8,169732

Салаватский

282779

20454

13,82512

Стерлибашевский

233171

32741

7,121682

Стерлитамакский

517127

23873

21,66158

Татышлинский

358160

131042

2,73317

Туймазинский

1282364

61503

20,85043

Уфимский

865680

77386

11,18652

Учалинский

744271

19541

38,08766

Федоровский

207006

32342

6,400532

Хайбуллинский

466388

32321

14,42988

Чекмагушевский

354503

53090

6,677397

Шаранский

222607

23620

9,424513

Янаульский

651996

48916

13,32889

Средний уровень по РБ

   

12,26998

Приложение Е

Нормирование показателей

Муниципальный район

Коэффициент покрытия

ИНП

Дотационность

Бюджетная самообеспеченность

Абзелиловский

0,223733

0,097582

0,607764

0,239877

Альшеевский

0,206171

0,12852

0,789975

0,159188

Архангельский

0,094983

0,093645

0,129131

0,193959

Аскинский

0,377506

0,092707

0,510979

0,219006

Аургазинский

0,084724

0,109603

0,603881

0,183599

Баймакский

0,105795

0,08317

0,656955

0,210108

Бакалинский

0,640901

0,091152

0,330653

0,262206

Балтачевский

0,810641

0,100294

0,631167

0,464384

Белебеевский

0,561629

0,224513

0,862406

0,151914

Белокатайский

0,328218

0,104314

0,234712

0,237318

Приложение Е (продолжение)

Муниципальный район

Коэффициент покрытия

ИНП

Дотационность

Бюджетная самообеспеченность

Белорецкий

0,220113

0,264044

0,997122

0,224411

Бижбулякский

0,332484

0,097634

0,534383

0,181945

Благовещенский

0,629838

0,258133

0,992697

0,232049

Буздякский

0,698371

0,128193

0,813227

0,331594

Бураевский

0,490853

0,088733

0,334628

0,198196

Бурзянский

0

0,081149

0,270338

0,23295

Гафурийский

0,253812

0,107193

0,642747

0,255909

Давлекановский

0,206277

0,121624

0,744465

0,120939

Дуванский

0,310193

0,13184

0,838548

0,222865

Дюртюлинский

0,580165

0,176277

0,931816

0,218026

Ермекеевский

0,42391

0,084589

0,354674

0,351431

Зианчуринский

0,313624

0,066323

0

0,261408

Зилаирский

0,401297

0,095829

0,049238

0,345163

Иглинский

0,707962

0,125293

0,698866

0,360774

Илишевский

0,927417

0,115953

0,594567

0,382808

Ишимбайский

0,338485

0,144364

0,786428

0,191315

Калтасинский

1

0,093469

0,702164

0,310792

Караидельский

0,526712

0,089112

0,047545

0,307818

Кармаскалинский

0,445016

0,116962

0,713866

0,216537

Кигинский

0,235933

0,074422

0,455706

0,199696

Краснокамский

0,700684

0,187688

0,988074

0,346095

Кугарчинский

0,273008

0,099964

0,648233

0,275502

Кушнаренковский

0,420021

0,173081

0,870788

0,282746

Куюргазинский

0,44624

0,029238

0,502432

0,022195

Мелеузовский

0,582915

0,613356

0,899731

0,804879

Мечетлинский

0,305405

0,084212

0,333739

0,189526

Мишкинский

0,155184

0,042891

0,343303

0,153914

Миякинский

0,600662

0,131606

0,180879

0,359787

Нуримановский

0,181463

0,077165

0,557205

0,153773

Салаватский

0,406931

0,186577

0,776349

0,313735

Стерлибашевский

0,718546

0,044425

0,243713

0,124129

Стерлитамакский

0,600863

0,305227

0,882051

0,535389

Татышлинский

0,500207

0

0,377287

0

Туймазинский

0,608858

0,48571

1

0,512446

Уфимский

0,624839

0,292678

0,922159

0,239103

Учалинский

0,352541

1

0,85988

1

Федоровский

0,415156

0,033925

0,41414

0,103731

Хайбуллинский

0,470552

0,141624

0,900301

0,330841

Приложение Е (продолжение)

Муниципальный район

Коэффициент покрытия

ИНП

Дотационность

Бюджетная самообеспеченность

Чекмагушевский

0,562106

0,061593

0,63843

0,111562

Шаранский

0,23882

0,099591

0,587016

0,189264

Янаульский

0,706391

0,17558

0,771325

0,299699

Приложение Ж

Интегральный показатель уровня финансовой самостоятельности муниципальных районов РБ

Муниципальный район

Интегральный показатель

Место

Учалинский

7,129923

1

Мелеузовский

6,77607

2

Туймазинский

6,405006

3

Калтасинский

5,995525

4

Краснокамский

5,688042

5

Илишевский

5,629469

6

Стерлитамакский

5,618622

7

Благовещенский

5,511196

8

Уфимский

5,460809

9

Балтачевский

5,270164

10

Янаульский

5,194654

11

Буздякский

5,13611

12

Бирский

5,031333

13

Иглинский

4,966231

14

Дюртюлинский

4,931152

15

Белебеевский

4,796781

16

Хайбуллинский

4,438522

17

Кушнаренковский

4,223649

18

Салаватский

4,053887

19

Белорецкий

3,891241

20

Чекмагушевский

3,821623

21

Кармаскалинский

3,775218

22

Бакалинский

3,760572

23

Стерлибашевский

3,619014

24

Ишимбайский

3,551203

25

Дуванский

3,536256

26

Миякинский

3,519011

27

Бураевский

3,097063

28

Приложение Ж (продолжение)

Муниципальный район

Интегральный показатель

Место

Аскинский

3,02911

29

Ермекеевский

3,010184

30

Кугарчинский

2,963892

31

Альшеевский

2,949382

32

Куюргазинский

2,899736

33

Гафурийский

2,878229

34

Бижбулякский

2,87355

35

Благоварский

2,846351

36

Давлекановский

2,79985

37

Караидельский

2,777092

38

Татышлинский

2,755401

39

Федоровский

2,69441

40

Абзелиловский

2,643083

41

Шаранский

2,617348

42

Зилаирский

2,336318

43

Белокатайский

2,332556

44

Мечетлинский

2,331263

45

Кигинский

2,278106

46

Нуримановский

2,225531

47

Баймакский

2,196707

48

Аургазинский

2,059063

49

Зианчуринский

1,714872

50

Мишкинский

1,589931

51

Архангельский

1,113087

52

Бурзянский

1,017071

53

Приложение И

Карта Республики Башкортостан, распределение муниципальных районов по финансовой самостоятельности, за 2012 год.

Приложение К

Налоговые и неналоговые доходы муниципальных образований Республики Башкортостан

МО

НДФЛ (x1)

Земельный налог (х2)

Налог на имущество физических лиц (х3)

ЕНВД

(х4)

Единый с/х налог (x5)

Гос. Пошлина (x6)

Доходы от использования имущества, находящегося в гос. и муниципальной собственности (x7)

Доходы от ГУПов и МУПов (x8)

Доходы от продажи мат. и немат. Активов (x9)

интегральный показатель (Y)

Абзелиловский

149651

8 373

3297,65

8696

623

1770

13682

24

1474

2,64308

Альшеевский

185253

15 382

2313

12486

1191

2640

5815

68

3807

2,94938

Архангельский

50438

4 352

1007,78

6278

59

596

4155

1

309

1,11309

Аскинский

64173

4 057

2095,29

6904

197

636

2639

134

594

3,02911

Аургазинский

105152

10 178

2870

10567

2170

1383

6097

9

843

2,05906

Баймакский

142673

6 524

2888

15126

800

1806

7775

22

3242

2,19671

Бакалинский

101132

3 246

2286

10200

726

939

4132

182

2089

3,76057

Балтачевский

64605

4 097

1850

8451

1028

246

2660

0

2201

5,27016

Белебеевский

252748

29 336

7624

54784

524

4584

49722

1

40305

4,79678

Белокатайский

65227

2 570

1133

7386

152

442

1357

0

90

2,33256

Белорецкий

406769

33 993

6243

69397

280

6605

46026

570

16797

3,89124

Бижбулякский

88723

4 126

2397

6233

1154

722

2192

1

1006

2,87355

Бирский

217245

17 076

5448

30219

576

3151

12356

120

2484

5,03133

Благоварский

104691

9 144

1441

7131

471

759

5014

3

1837

2,84635

Благовещенский

206298

21 745

2576

22411

29

2248

15090

10

16420

5,5112

Буздякский

92231

11 181

2378

9917

1121

753

7576

0

7650

5,13611

Бураевский

70234

5 072

1620

6741

840

608

2939

99

2237

3,09706

Бурзянский

42241

1 880

1317

0

0

470

3358

113

1234

1,01707

Гафурийский

110925

7 668

2499

8563

494

1304

17922

4

2139

2,87823

МО

НДФЛ (x1)

Земельный налог (х2)

Налог на имущество физических лиц (х3)

ЕНВД

(х4)

Единый с/х налог (x5)

Гос. Пошлина (x6)

Доходы от использования имущества, находящегося в гос. и муниципальной собственности (x7)

Доходы от ГУПов и МУПов (x8)

Доходы от продажи мат. и немат. Активов (x9)

интегральный показатель (Y)

Дуванский

137477

4 786

1918

13997

730

1210

1727

33

277

3,53626

Дюртюлинский

259383

14 524

5908

0

0

2843

20821

47

5948

4,93115

Зианчуринский

71545

4 070

1985

8586

226

1063

2904

1

1381

1,71487

Зилаирский

48130

1 111

1006

4838

185

610

2466

0

537

2,33632

Иглинский

157818

26 857

3165

11283

334

1958

7873

0

77293

4,96623

Ишимбайский

250635

25 136

6330

32870

354

4657

55995

757

41786

3,5512

Калтасинский

102122

2 664

1342

4850

401

695

4198

2

64

5,99553

Караидельский

79156

5 358

1643

9563

118

1163

4801

16

4235

2,77709

Кармаскалинский

179731

16 960

5187

13743

629

2260

8660

88

13159

3,77522

Кигинский

47419

2 771

1073

5877

281

498

3226

5

4487

2,27811

Краснокамский

193989

4 893

1795

4393

1037

1038

24355

12

5946

5,68804

Кугарчинский

100808

5 479

1717

10087

373

826

2610

0

2161

2,96389

Кушнаренковский

134365

17 798

2506

5728

772

806

3834

2

3167

4,22365

Куюргазинский

76104

9 323

1793

6909

314

1327

6271

19

8868

2,89974

Мелеузовский

310511

14 949

6380

37595

1166

4311

46112

428

26455

6,77607

Мечетлинский

68353

4 408

1581

9502

171

722

2291

0

550

2,33126

Мишкинский

54134

3 582

1635

5061

130

457

2224

0

134

1,58993

Миякинский

88923

5 248

3284

8167

1478

935

5004

3

808

3,51901

Нуримановский

62150

3 503

1592

6161

35

757

2855

0

4989

2,22553

Салаватский

131079

3 044

1090

7556

243

728

3339

59

281

4,05389

Стерлибашевский

57537

4 582

1983

6357

878

611

2172

900

505

3,61901

Стерлитамакский

237371

9 613

3825

5904

2916

651

22890

3

2109

5,61862

Татышлинский

86642

2 289

1230

10352

527

597

11382

0

0

2,7554

МО

НДФЛ (x1)

Земельный налог (х2)

Налог на имущество физических лиц (х3)

ЕНВД

(х4)

Единый с/х налог (x5)

Гос. Пошлина (x6)

Доходы от использования имущества, находящегося в гос. и муниципальной собственности (x7)

Доходы от ГУПов и МУПов (x8)

Доходы от продажи мат. и немат. Активов (x9)

интегральный показатель (Y)

Уфимский

298093

52 853

10529

13779

3345

667

29837

358

30255

5,46081

Учалинский

191072

26 384

6373

38989

386

3153

49911

630

30929

7,12992

Федоровский

49618

2 837

1227

4293

718

685

3607

1

233

2,69441

Хайбуллинский

166699

3 435

1736

9956

390

1325

11046

11

403

4,43852

Чекмагушевский

137903

9 138

2636

9655

1957

943

10680

24

1772

3,82162

Шаранский

74923

5 598

1411

4742

660

535

2338

49

3178

2,61735

Янаульский

272615

7 579

3166

19823

891

2039

16148

96

5638

5,19465

 

Просмотров работы: 4824