Одной из приоритетных задач педагогического образования на современном этапе становится обеспечение готовности педагога дошкольного образовательного учреждения к работе в изменяющихся условиях на основе разнообразия образовательных программ и дошкольных образовательных учреждений. Сегодня возрастает потребность общества в педагоге, который готов к отбору, оцениванию, освоению и внедрению инноваций, способных внести в систему дошкольного образования качественные изменения. Поэтому в последнее время стал актуальным вопрос подготовки педагога к инновационной деятельности.
Готовность педагога к инновационной деятельности начали активно обсуждать в конце 80-х гг., что было связано с переходом от авторской педагогики к общественно-педагогическим движениям (ассоциации педагогов, инновационные комплексы). В этот период появлялись модификации инновационных технологий, порой значительно отклоняющихся от концептуальных оснований. Поэтому возникла идея выделить образовательные учреждения, где учёные и практики несут ответственность за реализацию инновационных технологий от разработки до получения результата. Так появилась потребность в теоретической и практической готовности педагогов к инновационной деятельности.
Рассмотрим три подхода к определению понятия «готовность».
В психологическом словаре В. В. Давыдова даётся следующее определение: готовность – состояние мобилизации всех психофизиологических систем человека, обеспечивающих эффективное выполнение определённых действий [3].
К. К. Платонов считает, что готовность – субъективное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению соответствующей деятельности и стремящейся её выполнять [4].
В. А. Сластёнин определяет готовность как ту или иную степень соответствия содержания и состояния психики и физического здоровья, качеств требованиям выполняемой деятельности [4].
В нашем исследовании мы будем придерживаться точки зрения В. А. Сластёнина и определять готовность как ту или иную степень соответствия содержания и состояния психики и физического здоровья, качеств требованиям выполняемой деятельности.
Теперь рассмотрим подходы к определению понятия «готовность к инновационной деятельности».
И. Дерновский определяет готовность к инновационной деятельности как особое личностное состояние, которое предусматривает наличие у педагога мотивационно-ценностного отношения к профессиональной деятельности, владение эффективными способами и средствами достижения педагогических целей, способности к творчеству и рефлексии [1].
По мнению В. В. Марковой, готовность к инновационной деятельности представляет собой состояние целостного субъекта, которое включает осознанные и неосознанные установки, модели вероятного поведения, определение оптимальных способов деятельности, оценку своих возможностей в их соответствии с предстоящими трудностями и необходимостью достижения определённого результата в осуществлении инновационной деятельности [2].
Ф. Р. Султанова даёт такое определение: «Готовность к инновационной деятельности – сложное, динамически развивающееся целостное личностное образование, которое проявляется в единстве мотивационно-ценностного, ориентационно-целевого, содержательно-гностического, операционно-деятельностного, рефлексивно-оценочного компонентов, наличие и степень сформированности которых обеспечивают успешное осуществление инновационной деятельности» [5].
В нашем исследовании мы остановимся на определении готовности к инновационной деятельности, которое дал И. Дерновский. Итак, готовность к инновационной деятельности – это особое личностное состояние, которое предусматривает наличие у педагога мотивационно-ценностного отношения к профессиональной деятельности, владение эффективными способами и средствами достижения педагогических целей, способности к творчеству и рефлексии.
В структуре готовности педагога дошкольного образовательного учреждения к инновационной деятельности И. Дерновский выделяет четыре компонента:
1. Мотивационный компонент – осознанное отношение педагога к инновационной деятельности и её значению в решении актуальных проблем дошкольного образования;
2. Когнитивный компонент – совокупность знаний педагога о сущности и специфике инновационной деятельности, а также комплекс умений и навыков по осуществлению инновационной деятельности;
3. Креативный компонент – оригинальное решение педагогических задач;
4. Рефлексивный компонент – познание и анализ педагогом явлений своего сознания и инновационной деятельности [1].
В. В. Маркова включает в структуру готовности педагога дошкольного образовательного учреждения к инновационной деятельности следующие компоненты:
1. Мотивационный компонент – понимание сущности инновационной деятельности, осознание значимости получаемых компетенций для эффективной инновационной деятельности, удовлетворённость от творческой работы в процессе инновационной деятельности, осознание необходимости самообразования и саморазвития;
2. Когнитивный компонент – знание методологии научно-педагогического исследования, основ инновационной деятельности по внедрению научных разработок и презентации проектов;
3. Информационный компонент – готовность вести работу по поиску информации об инновационных проектах с привлечением современных информационных технологий и представлении итогов работы в виде отчётов, статей;
4. Операциональный компонент – овладение инновационной деятельностью, умение выбирать методы исследования, модифицировать их и разрабатывать новые, владение навыками планирования, проведения эксперимента, обработки и анализа данных;
5. Эмоционально-волевой компонент – наличие чувства ответственности за результаты инновационной деятельности, переживание чувства удовлетворённости от результатов инновационных поисков, волю к преодолении внешних и внутренних преград [2].
Ф. Р. Султанова выделяет пять компонентов готовности педагога дошкольного образовательного учреждения к инновационной деятельности:
1. Мотивационно-ценностный компонент;
2. Ориентационно-целевой компонент;
3. Содержательно-гностический компонент;
4. Операционно-деятельностный компонент;
5. Рефлексивно-оценочный компонент [5].
В структуре готовности педагога дошкольного образовательного учреждения к инновационной деятельности представленные выше авторы (И. Дерновский, В. В. Маркова и Ф. Р. Султанова) выделяют мотивационный компонент самым первым. Поэтому мы можем предположить, что именно мотивация является наиболее важной в организации осуществления инновационной деятельности педагогом дошкольного образовательного учреждения.
Готовность педагога дошкольного образовательного учреждения к инновационной деятельности характеризуют следующие личностные и профессиональные качества:
- осознание смысла и целей образовательной деятельности в контексте актуальных педагогических проблем;
- зрелая педагогическая позиция;
- умение по-новому формулировать образовательные цели, достигать и осмысливать их;
- способность выстраивать образовательную программу, учитывающую индивидуальный подход, образовательные стандарты, новые педагогические ориентиры;
- соотнесение реальности с требованиями личностно-ориентированного образования коррекция образовательного процесса по критериям инновационной деятельности;
- способность видеть индивидуальные способности детей;
- умение продуктивно, нестандартно организовывать обучение и воспитание;
- владение технологиями, формами и методами инновационного обучения;
- способность видеть, оценивать и стимулировать формы культурного самовыражения воспитанников;
- умение анализировать изменения в образовательной деятельности;
- способность к личностному творческому развитию, рефлексивной деятельности, осознанию значимости, актуальности инновационных поисков и открытий.
Рассмотрим показатели готовности педагога дошкольного образовательного учреждения к инновационной деятельности, которые выделил И. Дерновский:
1. Осознание необходимости внедрения инноваций в педагогической практике;
2. Информированность о новейших педагогических технологиях, знание новаторских методик работы;
3. Ориентация на создание творческих задач, методик, настроенность на экспериментальную деятельность;
4. Готовность к преодолению трудностей, связанных с содержанием и организацией инновационной деятельности;
5. Владение практическими навыками освоения педагогических инноваций и разработки новых [1].
Г. Яковлева характеризует готовность педагога дошкольного образовательного учреждения к инновационной деятельности следующими показателями:
1. Нравственность (научная этика, достоверность и аргументированность результатов инновации);
2. Компетентность (сведения об инновации, представления о своих функциях в условиях инновации, представления о готовности к осуществлению инновации, сведения о характеристиках исследования, знания о щадящих технологиях осуществления инновационных процессов, опыт осуществления инновационной деятельности);
3. Инициативность (направленность на поиск и постановку проблем, потребность совершенствовать образовательный процесс, обязательность в исполнении инновационной деятельности, наличие организационно-управленческих способностей);
4. Мастерство (наличие опыта ведения инновационной деятельности) [6].
И. Дерновский и Г. Яковлева по-своему видят показатели готовности педагога дошкольного образовательного учреждения к инновационной деятельности, но выделенные ими показатели сходны в своём значении.
На основе показателей готовности педагога дошкольного образовательного учреждения к инновационной деятельности И. Дерновский выделил четыре уровня готовности педагога дошкольного образовательного учреждения к инновационной деятельности:
1. Интуитивный – педагог относится к инновациям как к альтернативе традиционной практике, эмоциональный, интуитивный настрой на восприятие нового. Педагогическая рефлексия не сформирована.
2. Репродуктивный – педагог знаком с теоретическими основами, содержанием, методиками педагогов-новаторов, применяет элементы этих систем в педагогической деятельности. Но использование инноваций в практике является неупорядоченным, ситуативным. Педагогическая рефлексия выражена недостаточно.
3. Поисковый – педагог пытается воплотить в деятельности известные технологии и методики, идёт на эксперимент, не скрывает своих успехов и ошибок, открыт для публичного обсуждения педагогических инноваций.
4. Творческий – педагог имеет содержательные знания о новых подходах к обучению, владеет новейшими технологиями и создаёт собственные [1].
В. В. Маркова также определила уровни готовности педагога дошкольного образовательного учреждения к инновационной деятельности, руководствуясь следующими критериями: интерес к нововведениям, знание сущности инновационной деятельности, применение знаний, навыков, компетенций в реализации инновационной деятельности, наличие опыта инновационной деятельности, рефлексивный анализ инновационной деятельности, креативность мышления. Таким образом, она выделяет три уровня готовности: адаптивно-репродуктивный, репродуктивно-продуктивный, креативный [2].
Г. Яковлева предлагает следующие уровни готовности педагога дошкольного образовательного учреждения к инновационной деятельности:
1. Нейтрально низкий уровень готовности к осуществлению инновационной деятельности (пассивность, отсутствие инициативы);
2. Пропедевтический уровень готовности педагога к осуществлению инновации (внутренняя готовность к участию в осуществлении инновации);
3. Продуктивно зрелый уровень готовности педагогов к инновациям (эффективное осуществление инновационной деятельности, освоение необходимых сведений об инновации, опыт и мастерство в её осуществлении) [6].
Несмотря на то, что И. Дерновский, В. В. Маркова и Г. Яковлева предлагают на первый взгляд разные подходы к уровням готовности педагога дошкольного образовательного учреждения к инновационной деятельности, они имеют общее сходство: сначала педагог нуждается в предварительной подготовке в образовательно-теоретическом и практическом планах, затем ему необходима целенаправленная подготовка к инновационной деятельности и в итоге он осуществляет эффективную инновационную деятельность.
В современном мире стал актуальным вопрос подготовки педагога дошкольного образовательного учреждения к инновационной деятельности, так как именно педагог является основным носителем качества образования, и стремление к отбору, оцениванию, освоению и внедрению инноваций является главным условием обеспечения готовности к работе в меняющихся условиях. Проведя анализ психолого-подходов к изучению проблемы готовности педагога дошкольного образовательного учреждения к инновационной деятельности, можно сделать вывод о том, что инновационная деятельность способствует росту профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования, а готовность, в свою очередь, характеризует потребности в педагогических новшествах, их восприимчивость, что определяет содержание инновационной направленности профессиональной деятельности педагога.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дерновский И. Инновационные педагогические технологии: Учеб. пособие / К.: Академвидав, 2004. – 352 с.
2. Маркова В. В., Проскурина И. В. Развитие практической готовности к инновационной деятельности у педагогов дошкольного образования // Детский сад от А до Я 2010. - №1. – С. 91-96.
3. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1983. – 448 с.
4. Сластёнин В. А. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластёнин, В. П. Каширин. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 480 с.
5. Султанова Ф. Р. Управление инновационной деятельностью учреждения дополнительного образования детей: Автореф. … дис. канд. пед. наук. – Ижевск., 2005. – 20 с.
6. Яковлева Г. Готов ли педагог к инновациям? // Дошкольное воспитание 2009. - №7. – С. 101-104.