Согласно проведенным исследованиям, современное научное знание демонстрирует возрастающий интерес к проблеме нарушения интонационной стороны речи у детей.
Общение – это взаимодействия и взаимоотношения, возникающее между различными субъектами: между отдельными личностями, личностью и группой, личностью и обществом, обществом и группой.
Особое внимание исследователи, Ховланд К., Лассуэл Г., Лабунская В.А., уделяют двум аспектам (видам, языкам) общения – вербальному (речевому) и невербальному (неречевому). В вербальной коммуникации изучаются средства речевого воздействия; составляющие коммуникации. В невербальной коммуникации выделяются следующие системы: оптико-кинетическая, пара- и экстралингвистическая, организация пространства и время коммуникативного процесса, визуальный контакт.
Еще до усвоения родного языка ребенок учится понимать невербальный (внеречевой) контекст общения, который помогает кодировать и декодировать речевые сообщения. Так, по мнению Дружинина В. Н., вербальное послание типа «не трогайте меня» может проявляться в контексте сердитого тона, тона просьбы, оно может сопровождаться отстраняющимися движениями рук, выражением лица, расположением тела в пространстве, изменением интонации голоса.Актуальность данной проблемы заключается в том, что при организации коррекционно-логопедической работы по развитию речи детей дошкольного возраста используются различные средства для достижения положительного результата, но на наш взгляд, основным средством эффективности логопедической работы выступает развитие интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста. Так как, интонация отличает устную речь от письменной, делает ее богаче, выразительнее, придает ей неповторимый, индивидуальный характер.
Существует большое количество интерпретаций понятия «интонация». Противоречивость интерпретаций данного понятия обусловлены тем, что интонация является важным средством формирования различных коммуникативных единиц. В энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза, И. А. Эфрона интонация определяется как «произведение звука посредством человеческого голоса или струнного духового инструмента без клавишей». В лингвистическом словаре интонация понимается как единство взаимосвязанных компонентов: мелодики, интенсивности, длительности, темпа речи и тембра произношения. В Большом толковом словаре русского языка, интонация - это звуковая форма высказывания, система модуляций высоты, громкости и тембра голоса, организованная при помощи темпа, ритма и пауз. Интонация формирует высказывание и выявляет его смысл, эмоционально-экспрессивное содержание, служит средством эстетического воздействия на слушателя, по словам Н. И. Жинкина, интонация является «индикатором экспрессии» и одним из важнейших способов самоидентификации и самовыражения человека.Интонация передает смысловые и эмоциональные различия высказываний, отражает состояние и настроение говорящих, их отношение к предмету беседы или друг к другу.
Она выполняет и синтаксическую функцию: указывает конец фразы, ее законченность или незаконченность, то, к какому типу относится предложение, содержит ли оно вопрос, восклицание или повествование. В письменной речи о синтаксической роли интонации читатель узнает по знакам препинания.
Интонация относится к паралингвистическим средствам общения. Паралингвистическими называются неязыковые (невербальные) средства, входящие в речевое сообщение и передающие вместе с языковыми (вербальными) средствами смысловую информацию. По своему составу они подразделяются на три вида: 1) фонационные (особенности произнесения звуков, слов, высказываний; звуковые заполнители пауз); 2) кинетические (жесты, мимика, телодвижения); 3) графические (особенности почерка, заменители букв и слов). Фонационные средства включают в себя и интонацию.
Интонация включает в себя следующие компоненты:
мелодика (изменение голоса в процессе речи по высоте и силе),
ритм (равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе произношения);
темп (количество слов или слогов, произнесенных за определенную единицу времени),
логическое ударение (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путем повышения или понижения голоса, изменения темпа),
пауза (временной остановки в речи),
тембр (эмоционально-экспрессивная окраска речи; с его помощью можно выражать радость, досаду, печаль и т. д.),
сила голоса (смена громкости звучания речи в зависимости от содержания высказывания).
По наблюдениям Л.Р. Зиндера все компоненты интонационной выразительности, кроме паузы, обязательно присутствуют в высказывании, потому что никакой его элемент не может быть произнесен без какой-либо высоты голоса, силы и так далее. Интонация составляет суперсегментный уровень, вторую линию речевого звучания, который имеет сложное строение и выполняет многообразные функции.
Независимость интонации от конкретного лексико-грамматического состава высказывания позволяет говорить об относительной ее автономности. Большое значение для теории интонации имеют работы Л.В. Бондарко, Е.А. Брызгуновой, Л.П. Блохина, Л.Р. Зиндера, Л.В. Златоусовой, Т.М. Николаевой, Н.Д. Светозаровой, Н.С. Трубецкого, Л.Д. Щербы, разработавших концепцию суперсегментной организации речи как системы. Под просодической организацией речи понимается совокупность звуковых средств, которые оформляют последовательности сегментных единиц (фонем) и служат для объединения их в значимые языковые единицы: слова, синтагмы, высказывания. По мнению Н.Д. Светозаровой, использование в качестве просодических характеристик речи таких обязательных признаков звука, как длительность, интенсивность и частота основного тона, является одним из универсальных свойств человеческой речи.
Интонация представляет собой один из важнейших компонентов языка. Вместе с тем она является и неотъемлемой составной частью речевой деятельности, представляя собой единство взаимосвязанных компонентов мелодики, длительности, интенсивности, темпа речи и тембра произнесения. Интонацию в совокупности с ударением называют еще просодической системой языка. Просодическая система языка относится к области нелинейных (супрасегментных) звуковых единиц (в отличие от линейных — сегментных). Если сегментные единицы непосредственно реализуют функцию смыслоразличения (дистинктивную), то супрасегментные, прежде всего, обеспечивают структурную организацию первых в рамках единств более высокого порядка (слогов в структуре слов, слов в структуре синтагмы и т. д.). Таким образом, по мнению В. Б. Касевича и Е. М. Шабельниковой (1979), основной функцией супрасегментных единиц может быть названа конститутивная. При этом авторы не отрицают наличие конститутивной функции и у сегментных единиц, которая, однако, отличается от таковой, характерной для супрасегментных единиц. В. Б. Касевич и Е. М. Шабельникова предлагают рассматривать конститутивные функции двоякого рода: собственно конститутивную («строящую»), свойственную сегментным единицам, и организующую, характерную для супрасегментных средств, которые «как бы накладываются на сегментные, линейные, организуя их».
С интонации начинается речь ребенка. В дословесный период, который считается подготовительным к речевой деятельности, просодическая сторона языка напрямую связана с его эмоционально-экспрессивным аспектом, играющим в данный период ведущую роль. Для ребенка изначально слово не представляет смысловой значимости, а носителем «смысла» является интонация, темп, тембр голоса, мелодика, и только в процессе овладения речью интонационная выразительность уходит на второй план.
Существуют различные мнения о сроках и очередности становления основных компонентов интонации, анализ теоретических источников позволяет сделать вывод о том, что к старшему дошкольному возрасту интонационная система в речи детей с нормальным речевым развитием в целом сформирована, а употребление интонационных конструкций русского языка приближается к эталонным моделям взрослых.
Интонационная выразительность передает разнообразную информацию, смысловые и эмоциональные различия высказываний, позволяет узнавать человека по индивидуальному тембру голоса, судить об эмоциональном состоянии говорящего, об оценке им ситуации и отношении к сообщаемой и воспринимаемой информации и т. д.
Интонация не только расширяет смысловое значение речи, но и передаёт тончайшие оттенки мысли. Одно и то же слово можно произнести на тысячу ладов. "Простое слово "здравствуйте", - пишет И. Андроников, - можно сказать ехидно, отрывисто, приветливо, сухо, мрачно, ласково, равнодушно, застенчиво, высокомерно".
Благодаря разнообразию интонаций, возрастает выразительность устной речи по сравнению с письменной в передаче мыслей, чувств и настроений. "Есть пятьдесят способов сказать "да", - заметил Б. Шоу, - и пятьдесят способов сказать "нет", и только один способ их написать". Именно интонационная выразительность отличает устную речь от письменной, делает ее богаче, выразительнее, придает ей неповторимый, индивидуальный характер. По мнению Л. Р. Зиндер, интонация выполняет синтаксическую функцию: членит поток речи на предложения, организовывает связь между ними, членит предложения на синтагмы, указывает конец фразы, ее законченность или незаконченность, то, к какому типу относится предложение, содержит ли оно вопрос, восклицание или повествование. В письменной речи о синтаксической роли интонации читатель узнает по знакам препинания.
В исследованиях Светозаровой, интонационная выразительность речи детей дошкольного возраста способна «делать» предложение, содержащее императив, приказом или просьбой, превратить в приказ или просьбу любое слово и любую грамматическую конструкцию. Интонация способна изменять до неузнаваемости значение слова. Так, ироническая или осуждающая интонация «переводит» слова с положительной коннотацией в их противоположность. Основная функция интонации - превращать назывные единицы языка (слова и словосочетания) в единицы коммуникативные (высказывания).
Таким образом, невербальные аспекты речи, в частности интонация, чрезвычайно важны, так как с их помощью передается смысл высказывания, понимание которого наряду со значениями слов обеспечивает общение людей. По мнению Морозова В. П., владение такими средствами помогает ребенку снимать напряженность в общении с людьми, а так же позволяет, дополняя свою естественную речь невербальными и паралингвистическими коммуникациями, полнее передать людям ту информацию, которой он располагает. Многие психологи обоснованно считают, что через невербальные средства общения от человека к человеку передается больше информации, чем через вербальные и недостаточно хорошее владение невербальной коммуникацией значительно обедняет общение людей друг с другом.