В современном мире, в век научно-технического прогресса, автоматизации и компьютеризации производства, развития транспорта, гиподинамия стала «болезнью цивилизации» и человек испытывает дефицит двигательной активности, начиная со «школьной скамьи». Студент, ведя неактивный образ жизни, вне меньшей степени подвержен гиподинамии.
Цель исследования: определить влияние двигательной активности на функциональное состояние организма студентов.
Объектом исследования является функциональное состояние организма.
Предмет исследования - изменения, происходящие в сердечнососудистой, дыхательной системах, нервно-мышечном аппарате под воздействием физических нагрузок.
В рамках практической части настоящей работы, были проведены исследования функционального состояния организма студентов. В исследовании приняли участие студенты 1 курса медицинского колледжа и группа представителей фитнес-центра. Общее количество участников составило 60 человек.
На первом этапе в ходе анкетирования были выявлены три группы участников с разным уровнем физической подготовленности. 35% от всех участников исследования, регулярно занимаются спортом 3 и более раз в неделю, 43% занимаются спортом нерегулярно, 22% опрошенных вообще не занимаются каким-либо видом спорта.
Второй этап предполагал проведение физиологических измерений, определение средних величин по группам тренированности и дальнейший сравнительный анализ с целью выявления влияния физической активности на функциональное состояние организма. Измерения были проведены в состоянии покоя и после физической нагрузки.
Средний пульс у спортсменов составил 70 ударов в минуту, а у не имеющих физической подготовки, - 74 удара в минуту. Неравенство сохраняется и после физической нагрузки: угруппы нетренированных студентов – 118 ударов в минуту, по группе регулярно занимающихся – 97 ударов в минуту.
После физической нагрузки у спортсменов систолическое артериальное давление повысилось в среднем на 14 мм.рт.ст., а у не занимающихся спортом студентов на большую величину – 24 мм.рт.ст. Диастолическое изменилось незначительно, в среднем по всей совокупности – на 10 единиц.
Дыхательный объём у студента, не занимающегося спортом, составляет 0,52 литра, величина максимального вдоха (ЖЕЛ) – 2,61 л, в то время как у спортсмена данные показатели составляют 0,77 л и 3,45 л соответственно. Среднее время задержки дыхания на вдохе у спортсменов составляет 66 секунд, что превышает время нетренированных студентов почти в 2 раза.
При проведении пробы Ромберга спортсмены в среднем могут сохранять равновесие около 2 минут, нетренированные студенты в 1,5-2 раза меньше.
Теппинг-тест показал, что в среднем количество движений кисти руки у тренированного спортсмена выше, чем у не имеющего спортивной подготовки студента, а процесс врабатываемости начинается раньше.
Сравнительный анализ данных трех групп по показателям, характеризующим физиологическое состояние организма, позволил выявить преимущественное положение студентов, регулярно занимающихся спортом, а худшие результаты оказались у студентов, не имеющих спортивной подготовки.
Результаты проведенного исследования дают основание говорить о положительном влиянии регулярных тренировок на весь организм в целом. Для не имеющих спортивной подготовки студентов был разработан комплекс упражнений.
Литература:
1. Калашникова Л.А. Влияние двигательной активности на функциональное состояние организма» [Текст]/ Л.А.Калашникова // Я – специалист: Материалы ХII областной научно-практической конференции- Тюмень, 2013