В условиях активного распространения глобальной сети Интернет исследователи все большее внимание уделяют виртуальным социальным сетям. Под виртуальной социальной сетью понимается «социальная Интернет-структура, узлы которой составляют организации или отдельные люди, а связи обозначают установленные взаимодействия (политические, корпоративные, служебные, семейные, дружеские, по интересам и т. д.)» [3]. Основная цель виртуальных социальных сетей – обеспечить социальное взаимодействие пользователей.
За последние годы виртуальные социальные сети стали самым массовым и перспективным средством коммуникаций. По данным статистики сервисов Twitter и Facebook, охват виртуальных социальных сетей составляет около миллиарда человек по всей планете [8], [9]. Согласно отчету TNS, представленному на "Российском интернет-форуме 2011", совокупная аудитория социальных сетей в России выросла за прошедший год на 22% [7]. При этом наиболее активной категорией пользователей социальных сетей является молодежь.
По оценкам различных исследовательских центров, самой распространенной среди молодежи является виртуальная социальная сеть ВКонтакте. Согласно данным сервиса статистики ВКонтакте, в октябре 2013 года число зарегистрированных пользователей по всему миру составило 220 млн. человек. Более 53 млн. посетителей заходят на сайт каждый день, около 66% из них – посетители, проживающие в России [10]. Такая популярность данной виртуальной социальной сети объясняется возможностью свободного обмена информацией, неограниченной коммуникации в реальном времени, консолидации в виртуальные социальные сообщества, в рамках которых обсуждаются общественные явления и процессы.
В условиях распространенности виртуальных социальных сетей как средства коммуникации особого внимания заслуживает тема межнациональных отношений. Не секрет, что обсуждения межнациональной тематики в виртуальных социальных сетях имеют негативную окраску, а в ряде случаев – националистическую экстремистскую направленность. Под национальным экстремизмом в данной статье понимается идеология и практика использования силы как самого эффективного средства решения национального вопроса. Проявлением национального экстремизма является «разжигание ненависти между нациями и народностями, региональных войн, вооруженных конфликтов и столкновений, акты геноцида по отношению к так называемому коренному населению, которое выступает с позиции защиты «своей нации», ее прав, ее интересов и отвергает подобные же права других национальных и этнических групп» [1].
Как отмечает Н.Р. Димлевич, «сегодня контент основных интернет-ресурсов по продвижению идеологии насилия (террористической, экстремистской, националистической и другой направленности) носит наступательный, агрессивный характер, отличается хорошей теоретической базой, продуманным спектром методов управляемого информационно-психологического воздействия на пользователей. Наибольшую опасность для российского общества представляют русскоязычные интернет-ресурсы, вовлекающие молодежь в экстремистскую и террористическую деятельность, в том числе популяризирующие образ „террориста-героя“» [5]. В подтверждение этому приведем результаты социологического исследования по вопросам формирования националистических представлений населения основных социально-значимых городов Красноярского края (г.Красноярск, г.Норильск, г.Минусинск, г.Ачинск, г.Канск) средствами глобальной сети Интернет в 2011 году, больше половины (52,9%) жителей городов считают, что социальные сети имеют данный деструктивный потенциал [11]. По их мнению, виртуальная социальная сеть может служить инструментом для разжигания межнациональной розни.
Вместе с тем, виртуальная социальная сеть ВКонтакте изобилует виртуальными социальными сообществами, в которых ведется открытая пропаганда националистической экстремистской идеологии, призывы к националистической экстремистской деятельности, сообществами, в которых обсуждаются проблемы притока мигрантов из стран ближнего зарубежья и взаимодействия с ними жителей принимающей территории, а также другие вопросы межнациональных отношений. К таким сообществам относятся: «Анти-мигрант», «Скажем НЕТ мигрантам», «Против таджиков», «ДПНИ Держи кровь чистой», «Красноярск для Русских» и др. Содержащийся в этих и подобных виртуальных сообществах контент носит явно негативный характер и представляет собой угрозу, связанную с усилением напряженности в сфере межнациональных взаимодействий.
В сложившейся ситуации, все больший интерес исследователей вызывает проблема влияния идей национального экстремизма, размещенных в виртуальных социальных сетях, на молодежь. Как было отмечено ранее, именно молодежь – это наиболее активная категория пользователей социальных сетей. Вместе с тем молодежная аудитория является одной из самых уязвимых, подверженных манипуляции категорий населения, которая в силу своих возрастных особенностей не способна анализировать и фильтровать получаемую информацию. Данный факт объясняет концентрацию внимания исследователей на данной возрастной группе.
На сегодняшний день, в научной литературе существуют экспериментально подтвержденные данные негативного влияния материалов экстремистской направленности, размещенных, в том числе, в социальных сетях, на молодежь. А.А. Оселковым было проведено экспериментальное исследование с целью изучения психологических особенностей влияния материалов экстремистской направленности на молодёжную аудиторию. При этом под материалами экстремистской направленности автор понимает «материалы, содержащие пропаганду политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы» [6].
Результаты исследования свидетельствуют о том, что тексты, содержащие прямую пропаганду экстремизма, способствуют формированию негативного образа определённых социальных групп, повышению уровня открытого проявления агрессии, сильному снижению уровня позитивных эмоций и повышению негативных, а также активации установок на действия против указанных групп, а в отношении лиц, уже обладающих выраженными интолерантными установками – актуализирует их и повышает их выраженность [6].
Обращают на себя внимание данные, полученные в ходе социолингвистического исследования, проведенного Ю.А. Антоновой. Объектом изучения выступили виртуальные сообщества социальной сети ВКонтакте, занимающиеся дискредитацией китайцев. По ее мнению, виртуальные сообщества в социальных сетях представляют собой «набор продуцируемых участниками текстов (страниц), видеороликов, аудиозаписей, иллюстраций, выкладываемых в рамках концепции группы». Содержание ресурсов социальной сети ВКонтакте рассматривалось как целостный текст и подвергалось тщательному анализу [2].
В результате проведенного анализа было установлено, что реплики коммуникантов относительно китайцев выражены в двух формах: в виде высказываний без аргументации и высказываний, подкрепленных аргументами. В первом случае высказывания представляют собой «наклеивание ярлыков», выраженных в форме «инвективной, бранной, оценочной лексики, неологизмов», а также в виде призывов к насилию над китайцами [2].
Высказывания, подкрепленные аргументами, основаны на трех коммуникативных стратегиях, реализуемых коммуникантами в виртуальных сообществах: 1) стратегия формирования ненависти к китайцам, разжигания межнациональной розни; 2) стратегия побуждения к насилию над китайцами; 3) контрстратегия защиты китайской культуры и китайцев как нации. В процессе анализа указанных стратегий и контента виртуальных сообществ социальной сети ВКонтакте в целом, автор приходит к выводу, что ряд высказываний членов виртуальных сообществ, определяются как экстремистские. Посредством данных высказываний распространяются «нормы вседозволенности, идеи массового физического насилия, вплоть до геноцида социальных групп» [2]. В заключении, Ю.А. Антонова отмечает, что контент сообществ виртуальной социальной сети ВКонтакте представляет реальную угрозу, так как создает ситуацию напряженности во взаимодействии с представителями различных этнических групп, прежде всего с китайцами [2].
Важнейшим направлением исследований является изучение отношения молодежи к националистической экстремистской идеологии. Данные социологического исследования «Национализм в молодежной среде как социокультурное явление (на примере Астраханского региона)», проведенного специалистами кафедры социологии АГУ, позволили выявить некоторые факторы, влияющие на формирование националистических взглядов в молодежной среде. В ходе исследования было опрошено 24 астраханца в возрасте от 15 до 27 лет, придерживающихся экстремистских и националистических взглядов, среди которых 22 мужчины и 2 девушки [4].
Как показали результаты исследования, подавляющее большинство молодых людей придерживаются националистических взглядов (83,4%) и 16,6 % участников опроса ответили, что частично их разделяют. При этом больше половины опрошенных оценивают свою деятельность как экстремистскую (66,7%). Анализ причин выбора респондентами данной формы протестного поведения показал, что молодые люди хотят изменить общество к лучшему. Наряду с этим, при выборе данной модели поведения молодежь руководствуется в первую очередь знаниями о националистических идеях, полученных из интернета (100%); 91,7 % респондентов ответили, что смотрят видеоролики и фильмы националистического содержания; 20,8 % признают, что читают или читали националистическую литературу; наконец, менее четверти получают информацию от знакомых и друзей. Подводя итог, автор статьи отмечает, что «такое социокультурное явление, как национализм в молодежной среде все же можно считать формой протестного поведения, что и признали сами респонденты» [4]. При этом основным источником информации о националистических идеях молодые люди единогласно признали Интернет.
Обобщая вышесказанное, следует отметить, что виртуальные социальные сети представляют собой самое массовое и легкодоступное средство коммуникации, что порождает целый ряд проблем, связанных с негативным влиянием националистических экстремистских материалов, распространяемых в виртуальных сообществах. Во-первых, материалы националистической экстремисткой направленности формируют новые и подкрепляют уже существующие агрессивные установки в отношении представителей этнических групп. Во-вторых, реплики и высказывания, публикуемые в виртуальных сообществах, связанных с обсуждением межнациональной проблематики, имеют характер радикальной, националистической экстремистской направленности. В-третьих, молодые люди при выборе формы выражения протеста руководствуются в первую очередь информацией, полученной из сети Интернет, нежели чем знанием, полученным от знакомых и друзей.
Таким образом, угроза, связанная с разжиганием межнациональной розни посредством виртуальных социальных сетей является реальной. Виртуальные социальные сети предоставляют целый спектр возможностей для трансляции национальной экстремистской идеологии и манипуляции сознанием миллиарда людей по всей планете. Это подкрепляется возможностью анонимной коммуникации и слабым контролем со стороны государства. На наш взгляд, одним из путей снижения уровня потенциальной угрозы виртуальных социальных сетей как средства коммуникации является разработка комплексных мер государственного контроля ресурсов социальных сетей, а также технологий отслеживания и блокирования виртуальных сообществ, имеющих экстремистскую направленность.
Литература
Авшалумова Л.А., Национальный экстремизм и его проявления// Экстремизм.ru – 2010. –URL: http://www.ekstremizm.ru/publikacii/nacionalnyy-ekstremizm/item/623-nacionalnyy-ekstremizm-i-ego-proyavleniya (дата обращения 20.12.2013)
Антонова Ю.А., Виртуальное сообщество в социальной сети как способ распространения экстремистской идеологии среди молодежи// Политическая лингвистика. – 2012. - №4 С. 71-80
Бобровский С., Эволюция и искусственная жизнь // PC WEEK/RE. - 2005. - №4. С. 32—33.
Бочарникова И.С., Экстремизм и национализм в интерпретации молодежи Астрахани// Социология. – С. 320-323
Димлевич Н. Р. «НЕТ!» Информационному терроризму в Интернете. 2011. URL: http://www.truenet.info/analitika (дата обращения: 20.08.2013).
Оселков А.А., Психологические особенности влияния на студентов высших учебных заведений материалов экстремистской направленности: автореф. дис. … канд. психол. наук. – Ростов-на-Дону, 2011.
Отчет исследовательской компании TNS об аудитории русскоязычного сегмента интернета. – URL: http://www.slideshare.net/ni404/tns-36 (дата обращения 20.12.2013)
Официальный сайт сервиса микpoблoгoв Twitter. – URL: www.twitter.com/about (дата обращения 20.12.2013)
Официальный сайт социальной сети Facebook. – URL: www.facebook.com/press/info.php7factsheet (дата обращения 20.12.2013)
Официальный сайт статистики социальной сети ВКонтакте. – URL: http://www.liveinternet.ru/stat/vkontakte.ru/ (дата обращения 21.12.2013)
Этническая и религиозная толерантность населения основных социально значимых городов Красноярского края// Информационный бюллетень по вопросам межэтнических и миграционных отношений в Красноярском крае. – 2012. - №8. С. 73-83.