ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ АВАРИЙ НА АЗС - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ АВАРИЙ НА АЗС

Гурбанова А.Г. 1, Локтионова Е.Г. 1
1Астраханский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

АЗС это комплекс сооружений и оборудования, предназначенный для заправки автотранспортных средств топливом. На АЗС наряду с традиционным жидким топливом (бензины и дизельное топливо) отпускают также сжиженный нефтяной газ (смесь пропана и бутана) и сжатый природный газ (метан). АЗС, специализирующиеся только на отпуске газообразного топлива, называются газозаправочными станциями. По технологическому оборудованию АЗС делятся на стационарные и передвижные. Стационарные АЗС имеют топливораздаточные колонки (ТРК) предназначены для отпуска топлива в заданном количестве или на заданную сумму. ТРК могут осуществлять отпуск до четырех видов топлива. Наиболее распространены ТРК производительностью 40–50 дм3/мин с минимальной дозой отпуска топлива 2 дм3; имеются модели ТРК с повышенной производительностью (до 130 дм3/мин). Для предотвращения разлива топлива ТРК оснащены автоматически выключателем, срабатывающим при заполнении бака автомобиля. На стационарных АЗС предусматриваются также системы освещения и молниезащиты. Контейнерные АЗС, в отличие от стационарных, имеют наземные резервуары для хранения топлива. На передвижных АЗС топливо отпускают из автомобилей-топливозаправщиков.

По расположению на местности различают АЗС дорожные и городские. Дорожные АЗС располагают вдоль наиболее оживленных магистралей, городские – населенных пунктах. К городским АЗС предъявляют повышенные требования безопасности: их ТРК или топливные резервуары должны находиться на расстоянии не менее 50 м до границ земельных участков детских дошкольных учреждений, школ, больниц, стен жилых и общественных зданий. Если АЗС имеют не более двух ТРК, то безопасное расстояние может быть уменьшено до 25 м [2]. Условия эксплуатации АЗС: в холодное время года при температуре в среднем -10°С; в теплое время года +30°С, максимально +41°С.

Загорание нефтепродуктов всегда начинается со вспышки или взрыва паров с воздухом. Первоначальная вспышка паров переходит в воспламенение нефтепродуктов и создает условия для полного его сгорания. По сравнению с бензином дизельное топливо испаряется значительно медленнее. Однако, взрыв смеси паров дизельного топлива с воздухом не уступает силе взрыва паровоздушной смеси бензина. Основными видами аварий на АЗС являются пожары и взрывы. Взрывы в свою очередь порождают пожары и в ряде случаев прослеживается обратная связь. Рассмотрим основные причины аварий на АЗС.

1. Открытый огонь: зажженная спичка, лампа, брошенный окурок сигареты у хранилищ, у заправочной станции; проведение ремонтных работ с источником открытого огня;

2. Искра: выполнение работ стальным инструментом, из выхлопных труб машин, эксплуатация неисправного электрооборудования, всякая другая искра независимо от природы её происхождения;

3. Разряды статического электричества: нарушение системы защиты от статического электричества; плавающие на поверхности нефтепродуктов предметы могут накопить заряды статического электричества и, приблизившись к стенке резервуара, вызвать искровой разряд, который будет источником воспламенения смеси газа с воздухом; грозовые разряды, молния (при неисправности конструкции молниезащиты) могут вызвать пожары и взрывы;

4. Природные катаклизмы. Наличие большого количества дизельного топлива и бензина в емкостном оборудовании создает опасность возникновения пожара в случае утечки топлива и наличия источника воспламенения. При утечке топлива в технологические колодцы создается опасность образования взрывоопасных концентраций топливно-воздушной смеси в технологических колодцах, что при наличии источника инициирования взрыва может обусловить взрыв топливно-воздушной смеси в технологических колодцах и создать условия для дальнейшего развития аварии в подземных хранилищах. Не исключена вероятность аварии в резервуарах даже при наличии исправной системы защиты от статического электричества и нормальной эксплуатации технически исправного оборудования.

При определенных условиях налива нефтепродуктов в ёмкости (при увеличении скорости налива) заряды статического электричества накапливаются быстрее, чем отводятся через заземление, так как бензин и дизтопливо относятся к диэлектрикам с очень слабой проводимостью электрического тока. В таких случаях с увеличением уровня налива топлива в ёмкости напряжение статического электричества будет возрастать и может достигнуть такого значения, при котором в момент приближения свободной поверхности топлива к стенкам заливной горловины (при наполнении емкости свыше 90% наполнения) вследствие разности потенциалов произойдет искровой разряд, способный вызвать воспламенение или взрыв смеси паров с воздухом и пожар [1].

Начальным событием аварии на АЗС является утечка пожаровзрывоопасного продукта, что может произойти вследствие разгерметизации емкости (резервуара), разгерметизации автоцистерны, разгерметизации элемента наливной эстакады (гибкого шланга) [3]. Основные причины возникновения пожаров на АЗС приведены в таблице 1.

Таблица 1

Причины возникновения пожаров на АЗС

Причины возникновения пожаров и загораний

Количество

%

1

От автомобилей, в том числе:

- искры из выхлопной трубы

- нагретые части автомобиля

- электрооборудование

- заправка с работающим двигателем

17

6

5

4

2

25,1

8,8

7,4

5,9

3,0

2

Электрооборудование операторной, освещение территории

15

22,0

3

Нарушение правил ремонтных работ и техники безопасности

12

17,6

4

Переливы

9

13,2

5

Неисправности электрооборудования топливораздаточных колонок

7

10,3

6

Статическое электричество

4

5,9

7

Поджоги

3

4,4

8

Курение

1

1,5

 

Всего

68

100

Статистика аварий с взрывом бензино-воздушной смеси (БВС) на АЗС ведется во всех странах, приведем лишь некоторые из них. В мировом масштабе:

7 июля 2003 г., АЗС в Турции (при перекачке сжиженного топлива из топливозаправщика в емкости на АЗС) пострадали 180 человек (РИА-Новости и ITAR-TASS);

24 июля 2000 г., АЗС в Масалах (Азербайджан), пострадали 4 человека, в том числе 1 человек погиб (MediaPress).

В России:

14.04.94 г. в г. Камышин, СУ № 19 «Волгоградстрой» произошел взрыв емкости V=800 дм3 с дизельным топливом. В результате взрыва 1 человек погиб и 1 человек получил тяжелую степень поражения. Сгорела автомашина КАМАЗ.

25.04.94 г. в г. Себене Псковской области произошел пожар на автозаправке. Погибло 2 человека.

20.06.97 г. в г. Нижний Новгород произошло возгорание топлива на заправочной станции АО «Нитек».

04.02.99 г. в г. Борзя Читинской области произошел взрыв на автозаправочной станции. Погиб 1 чел., госпитализированы 2 человека. Статистика пожаров на АЗС на 2007-2011 гг. приведена в таблице 2.

15 июля 2000 г., АЗС г. Артема Приморского края, погибло 3 человека (НСН. Архив обзоров);

1 августа 2001 г., АЗС в г. Тольятти, погиб 1 человек;

24 января 2003 г., АЗС в г. Бугульме, телесные повреждения получили 3 человека, полностью разрушены автомойка и магазин;

За последние 10 лет в пределах г. Москвы произошли три крупные аварии с возгоранием топлива:

30.09.97 г. возник пожар на АЗС по адресу ул. Крымский вал. Пожар произошел при сливе топлива из топливозаправщика в емкости АЗС. Можно предположить, что причиной пожара явилась искра от топливозаправщика. Искра вызвала возгорание паровоздушной смеси в результате «большого дыхания» емкости при заправке. Затем огонь распространился на емкости с бензином. Для ликвидации пожара привлекалось 53 пожарника и 16 пожарных машин.

02.11.97 г. произошло возгорание двух топливозаправщиков при сливе топлива в подземные емкости фирмы «Бинон». Сгорело 10 т топлива. Для ликвидации пожара было задействовано 40 пожарных машин. Эвакуировано 70 жителей, размещаемых вблизи фирмы.

21.08.98 г. возник пожар на Московском нефтеперерабатывающем заводе. Произошло возгорание емкости с дизельным топливом объемом 890 м3. Для ликвидации пожара привлекалось 393 чел, 78 единиц техники [4].

Таблица 2

Статистика пожаров на АЗС

Дата

Происшествие

Последствия и причины

15.11.2007

Произошел пожар на газовой заправочной станции в Екатеринбурге

На Режевском тракте сгорело помещение оператора на территории газовой заправки. Огонь охватил шесть квадратных метров. Ожоги лица, рук первой и второй степени (20% тела) получила женщина оператор АЗ, которая была госпитализирована в ожоговое отделение горбольницы. Причина пожара короткое замыкание электропроводки.

22.08.2008

В селе Молчаново Молчановского района Томской области на территории неэксплуатируемой автозаправочной станции произошел взрыв емкостей с горюче-смазочными материалами (ГСМ). На заправочной станции были вкопаны в землю две металлические емкости по 25 м3 с остатками ГСМ.

Трое детей пришли на станцию поиграть. В результате неосторожного обращения с огнем произошел взрыв паров ГСМ, деформация одной из емкостей, розлив и возгорание остатков ГСМ на площади 20 м2. В результате серьезные ожоги получили двое детей, мальчики 1997 и 2000 годов рождения. Они доставлены в центральную районную больницу с ожогами первой степени лица и кистей рук.

Декабрь 2008

В Володарском районе Нижегородской области в поселке Мулино на АЗС ООО «Катран» при перекачке топлива из бензовоза произошло загорание мотопомпы.

Мастер АЗС, заметивший возгорание, бросился тушить пожар, но споткнулся и упал на горящую мотопомпу. В результате с ожогами 1, 2 степени он был госпитализирован в военный госпиталь в п. Мулино.

2.03.2009

Произошел взрыв цистерны с соляркой на автозаправочной станции на территории сельскохозяйственного производственного кооператива "Садовое" Александровского района Ставропольского края.

ЧП произошло при проведении сварочных работ на АЗС. В результате взрыва 4 человека погибли, еще трое были госпитализированы.

29.05.2009

На автозаправочной станции в Приморском районе Новороссийска из-за нарушений правил техники безопасности при проведении сварочных работ произошел взрыв газовоздушной смеси в цистерне.

В результате один рабочий погиб и трое пострадали. Пострадавшие были госпитализированы с ожогами и травмами различной степени тяжести.

17.11.2009

В северной части Ульяновска на автозаправочной станции прогремел взрыв. ЧП произошло во время проведения ремонтно-сварочных работ на топливной емкости реконструируемой АЗС.

Взорвались пары бензина, возгорания не было. В результате взрыва погиб сварщик. Его коллега госпитализирован в тяжелом состоянии. По данным МЧС, причиной ЧП стало нарушение требований безопасности при проведении пожароопасных газосварочных работ.

26.03.2011

В с. Сосновый Бор Юрьев Польского района Владимирской области из-за нарушения правил пожарной безопасности при проведении сварочных работ произошло возгорание паров дизельного топлива в емкости, приведшее к взрыву.

В результате происшествия мужчина 1962 г.р. погиб на месте, еще один мужчина 1977 г.р. с ожогами тела третьей степени был доставлен в больницу, где впоследствии скончался.

В соответствии с ГОСТ 12.3.00275 безопасность производственного процесса на АЗС обеспечивается выбором режима работы технологического оборудования, выбором конструкции оборудования и его размещения, профессиональным отбором и обучением работающих. Производственный процесс приема, хранения и отпуска нефтепродуктов на АЗС осуществляется по непрерывной схеме в герметичном оборудовании, исключающем контакт работающих с нефтепродуктами. Все резервуары с нефтепродуктами расположены на площадке АЗС под землей. Электрооборудование установлено во взрывозащищенном исполнении. Контроль и управление технологическим процессом осуществляется частично в ручном режиме, частично автоматически со щита управления операторной. При наиболее опасных нарушениях технологического режима предусмотрена сигнализация. АЗС оснащена громко говорящей связью. К работе на АЗС допускаются лица, прошедшие необходимую подготовку, сдавшие экзамен на допуск к самостоятельной работе. В аварийных ситуациях действовать согласно рабочей инструкции по охране труда и оперативной части ПЛАСа. В основу разработки мероприятий по безопасному ведению процесса положены действующие нормы и правила: ППБ79, НАОП 1.3.00-1.01-88 -ОПВХП 88, НАШ А.01.001-95 и др.

Литература

1. Анализ условий возникновения и развития аварий АЗС. [Эл. ресурс] http://lib.com.ru/Military%20Science/34271.htm. Дата обращения 27.11.2013.

2. Автозаправочная станция. Большая российская энциклопедия. – Москва : Научное изд-во «Большая Российская Энциклопедия», 2005. [Эл. ресурс] http://alcdata.narod.ru/encyclopedia/BRE_2005/. Дата обращения 25.11.2013.

3. Борушко, О.В. Оценка последствий аварий на автозаправочных станциях. [Эл. ресурс] http://www.techros.ru/text/2579. Дата обращения 27.11.2013.

4. Исследование и разработка технических решений по повышению безопасности автозаправочных станций. [Эл. ресурс] http://www.sgm-oil.ru/articles/konkurs2/nominatsia1/article3.pdf. Дата обращения 1.12.2013.

Просмотров работы: 18849