СВАДЕБНАЯ ПЕСЕННАЯ ОБРЯДНОСТЬ В ИСТОРИКО – КУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

СВАДЕБНАЯ ПЕСЕННАЯ ОБРЯДНОСТЬ В ИСТОРИКО – КУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ

Сараева Л.П. 1, Шенцева Ю.С. 2
1БГИИК
2Белгородский государственный институт искусств и культуры, кафедра искусства народного пения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
При изучении народно-песенной культуры Белгородчины, студент с помощью специальных дисциплин кафедры искусства народного пения («Постановка голоса», «Методика расшифровки народных песен» и др.), идут параллельно с историко-теоретическим компонентом содержания. Взаимосвязь практической деятельности с изучением теоретических источников даёт ту необходимую информацию, которая позволяет по-новому взглянуть на традиционную песенную культуру.

Так, теоретические материалы книги М.С. Жирова «Народная художественная культура Белгородчины» позволили в полной мере представить содержательный объём обрядов и традиционных праздников. В то же время, весь «свод» белгородского песенного фольклора распределяется в пределах трёх стилевых зон.

Особенно объёмной предстала белгородская обрядовая традиция, и в ней – поразительной красоты и разнообразия свадебная песенность. В Белгородско-Курской стилевой зоне её напевы ритмически четкие, подвижные, распетые на основе функционального одноголосия, то есть изложенны в гетерофонной фактуре. В Белгородско-Воронежской стилевой зоне представлено чёткое переплетение контрастных голосовых линий. Запевалы ведут основной напев, низкие голоса образуют прочное гармоническое основание («фундамент»), верхние голоса (подголоски), по говору местных жителей, «тянут на пистон», составляя с нижними голосами квинтовый каркас. Свадебные песни Белгородско-Оскольской стилевой зоны, в основном, звучат в узкообъёмных ладах. Для них характерны внутрислоговые распевы на гласные «е», «о» и огласовки согласных, многообразие поэтических образов и богатство ритмического рисунка.

По отношению к особенностям поэтики фольклорных песен следует сказать, что в текстах изобилуют так называемые «классические символы» (груша-яблонь, шкора (кора) золотая и т. п.), которые присущи «фольклору по происхождению»:

  1. Груша-яблонь зеленая, шкора золотая.

  2. Мимо грушицы зеленой дорожка лежала.

  3. Никто по той по дорожуньке не ходя ни ездя.

  4. Только одна Татьянушка она проходила.

  5. Сы грушицы, сы зелененькой шкору колупала

  6. Шкору колупала, шкору колупала, золото вынала.

  7. Она тем золотом, она тем серебром, сарафан вышивала

(село Репинка. Красногвардейского района; Белгородско-Воронежская стилевая зона)

Под этим подразумеваются жанры, зародившиеся в период восточнославянской общности. В то же время в них имеются реальные образы, которые присущи для «фольклора по бытованию». Например, в свадебной плясовой песне «Груша-яблонь зеленая» (Белгородско-Воронежской стилевой зоны) поётся о реальной обрядовой ситуации – свадебный пир. Текст насыщен иносказательными деталями: «шкора золотая», «дорожка», «золото». Все вместе они передают ситуацию перехода невесты в другой социальный статус замужней женщины. Подобный контекст характерен для традиционной песенности в целом, и свадебной – в частности, что показывает нам как присущие фольклору этнические и региональные черты, так и скрытую за партитурой и текстом представленного песенного образца историко-стадиальную сложность.

Примечания

  1.  
    1. Жиров, М.С. Народная художественная культура / М.С. Жиров. – Белгород, 2000.

    2. Жиров, М.С. Феномен музыкального фольклора (философско-культурологические аспекты): моногр. / М.С. Жиров, Л.П. Сараева. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2008. – 152 с. – С. 104-128.

    3. Щуров, В.М. Песни Усёрдской стороны / В.М. Щуров. – М.: Композитор, 1995. – 360 с.- С. 290.

Просмотров работы: 1069