К ПРОБЛЕМЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ ДШИ НА ОСНОВЕ ФОЛЬКЛОРА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

К ПРОБЛЕМЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ ДШИ НА ОСНОВЕ ФОЛЬКЛОРА

Селюкова Т.А. 1, Незбутняя Н.Н. 2
1БГИИК
2Белгородский государственный институт искусств и культуры, кафедра искусства народного пения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Русская традиционная художественная культура - сложное, многоуровневое социокультурное явление, зародившееся в глубине веков. Говоря словами Михаила Семёновича Жирова «…постоянно эволюционирующий социальный организм, живущий по своим собственным законам, чуткий сейсмограф и регулятор социально-экономического и духовно-нравственного климата всего общества, эпицентр человеческого бытия, синоним полноценной жизни каждого человека.» [1;11]. Однако, несмотря на свой возраст, во многих своих проявлениях она сохранила в себе изначальный смысл и духовно-практическое содержание, о чем свидетельствуют материалы фольклорно - этнографических экспедиций, в том числе авторских.

Как известно многогранность бытия проявляет себя в процессе становления культуры, на пересечении материального и духовного начала жизни. Именно на уровне культуры аккумулируется и воспроизводится в повседневной практике исторический опыт человечества. История культуры - процесс удержания, накопления, обновления и дополнения прошлого опыта, его адаптация к постоянно меняющимся условиям, что находит отражение не только в системе культуры, но и в науке, образовании, общественных отношениях и т.д.

В бесконечном разнообразии и многомерности содержания, форм, направлений современной культурной деятельности выделя­ется самостоятельная сфера народной традиционной культуры, имеющая значение корневой основы всего «древа» культуры. Фор­мирование жизненных смыслов в русле народной традиционной культуры восходит к категориям синкретически целостного, нерасчленённого сознания, которое охватывает различные стороны, яв­ления и процессы жизни природы и человека в их взаимосвязи и соподчинённости. Отсюда и каждый факт традиционной культуры не может, не теряя важнейших смысловых элементов, существо­вать вне системных отношений, обусловленных природой культуры данного типа. Каждое ее явление содержит и воссоздает присущее ему жизненно значимое начало во всей полноте и силе, определя­емой внутренними связями и глубиной самой традиции.

В практической деятельности, в повседневном обиходе сложилось упрощенное понятие «народ­ная культура», которое подменяет суть понятия «народная тради­ционная культура». При этом термин «культура» используется главным образом применительно к формам художественной деятельности, художественного творчества, а определение «народная» интерпретируется как противопоставление деятельности профессиональной (А.С. Каргин).

При таком подходе отдельные звенья народной традиционной культуры - фольклор, художественный промыслы, хореография и т. д. - вытесняются за пределы естественных форм культурного процесса, меняют свои существенные характеристики на уровне функционирования, смыслового содержания, включаются в сферу коммерческого искусства (сферу культурного обслуживания, культурного потребления).

Восстановление духовного здоровья человека и всего российского общества возможно лишь на путях возрождения основ национальной культуры; естественных форм самого культурного процесса согласующего все виды деятельности со здравым смыслом, с историческим опытом народа.

В последнее десятилетие, в Белгородской области, в нашей стране, так и во всём мире, в целом, возрастает интерес к народной культуре. Для скептиков, тех, кто предрекал её близкое исчезновение, это было полной неожиданностью, так как считалось, что народная культура не найдёт себе места в культурном потенциале будущего «технотронного» общества.

Тяга к прошлому объясняется, желанием приспособится к переменам, адаптироваться, не поддаться убыстряющемуся влиянию времени, сохранить историческую культурную преемственность. Объяснить интерес к культурному наследию предшествующих поколений, в том числе и к традиционной культуре народа, можно и повышением уровня культуры общества, когда оно начинает в полной мере осознавать ценность традиций народной культуры. Знание прошлого даёт твёрдую основу для развития человека, как личности и человечества в целом.

Фольклор - это особый, изменяющийся тип художественной культуры, возникающий и существующий в определённых социальных условиях (В.Е. Гусев). Мировоззрение народа формируется и реализуется в различных сферах жизнедеятельности. Оно является стержнем культуры и частью этнического самосознания, через который человек, как индивидуум ощущает себя не просто членом узкого конкретного общения, но и осознаёт себя как личность и свою принадлежность к народу - этносу. Как показывает анализ, традиционная народная культура представляет широкие возможности для преодоления бездуховности, пассивного потребительства. Это связано с тем, что в народной культуре заключена многовековая мудрость житейского опыта. Многие приёмы, советы, рекомендации представляют интерес для современности, благотворно влияя на личность, так как отражают мировоззрение, психологию, идеалы народа, его представления о нравственности и красоте.

Сегодня много говорят о затухании фольклорных традиций, о том, что исконная традиционная культура вытесняется из повседневной жизни народа, что сужается социальная база её бытования. Однако «всё больше и чаще раздаются голоса в пользу народной песни, её жизненной силы» [2; 123]. Таково мнение Земцовского И.И. о творческой природе фольклора: «Традиция фольклора - тенденции к творчеству, которые реализуются в различных формах: как новаторство, как исполнительская импровизация на традиционной основе, как переосмысление, переинтонирование традиционных произведений и др.» [3; 137]. Правильное решение вопроса о фольклоре исследователь видит в способности народных традиций к саморазвитию. «Жизнеспособность традиции означает её непрерывное развитие, постоянное «пропитывание» современностью и потенциальную готовность «осовремениться» переосмыслиться и тем самым, сохранив свою основу, не только выжить, но и плодоносить» [4;7].

В поисках смысла русского фольклора к нему обращались представители многих областей знаний: филологи, искусствоведы, культурологи, лингвисты, историки, этнологи, и т.д. Исходя из смысло - содержательной сути фольклора, как эволюционизирующей сложной системы, можно полагать, что он обладает множеством функций: социальной, познавательной, эстетической, информативной, коммуникативной, воспитательной, организующей, ритуальной, развлекательной. Иначе говоря, «речь идёт об утверждении нового взгляда на фольклор как на бытовую утилитарно-эстетическую систему, функционирующую в условиях динамично протекающих культурно-национальных процессов» [5; 201].

Как известно, фольклор - это целая система передачи социального и бытового опыта следующим поколениям в художественной форме. Несмотря на распространённое в широких кругах мнение об устарении вековых традиций по отношению к современному обществу, нужно иметь в виду, что до сих пор мы сталкиваемся в повседневной жизни с выработанной веками структурой внутрисемейных отношений, поведенческими нормами и т.д.. Поэтому традиционный фольклор, как показывает практика, очень просто адаптировать для понимания молодёжи. Так, изучая народные музыкальные традиции, мы пытаемся их оживить в детской молодёжной среде посредством организации фольклорных и этнографических коллективов. Востребованность этого более чем очевидна.

Изучение фольклора в ДМШ и ДШИ имеет огромное музыкальное воспитательное воздействие и большую перспективу, так как вся система обучения осуществляется лишь на добровольных началах. Дополнительное образование создает возможности для того, чтобы разделять детей по их индивидуальным особенностям и интересам. Методы обучения и их содержание рассчитаны на интеллектуальное развитие ребенка, и корректируются в зависимости от его конкретных возможностей, способностей и запросов. Образовательный процесс имеет развивающий характер, направленный на развитие природных задатков заложенных в каждом ребенке, на развитие общих, творческих и специальных способностей. Все это преимущество системы дополнительного образования в процессе обучения.

Одна из ведущих целей многочисленных в нашей стране дополнительных детских учреждений воспитание человека, обладающего глубокой внутренней культурой и широким кругозором. Перспективным решением этой задачи должно стать реализация комплексного обучения, понимаемая как взаимосвязь предметов, объединенных учебным материалом, видами и формами деятельности направленных на достижение единой цели. Но сразу необходимо подчеркнуть, что осуществление комплексности обучения в ДМШ и ДШИ сопряжено с немалыми сложностями. Это объясняется, прежде всего, наличием в каждом учебном предмете своей программы, опирающейся на свои основные методические принципы последовательности и системности в изучении. Разнонаправленность принципов строения учебных программ составляют особую трудность при их комплексном объединении. Так, предмет «Сольфеджио» на фольклорном отделении в ДШИ преподается по учебной программе, составленной для всех отделений школы. Поэтому не учитывается потребность в нотном материале, основанном на песенном фольклоре. Этот вопрос поднимала доктор педагогических наук, профессор Российского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова Т.И. Бакланова на III секционном заседании региональной научно-творческой конференции «Маничкины чтения». Она отметила, что долгое время в непрерывной системе этнокультурного образования отсутствует общая этноориентированная программа учебных занятий, как одной из составных частей учебного плана дополнительного образования. Немалая сложность заключается также в ограниченном количестве учебных часов и большом объеме материала, что заставляет преподавателя сосредоточиться на решении многочисленных задач каждого предмета, тем самым вынуждено сужая возможности комплексного подхода. Эта проблема наводит на поиск оптимального варианта: учебный материал должен подаваться быстро, информативно-насыщено, с учетом возрастной психологии учащихся, их темперамента, культурно-интеллектуального уровня развития.

Таким образом, при попытке осуществления комплексности в обучении от преподавателя требуется большая работа по переосмыслению методических принципов, педагогических и психологических задач. Можно предложить некоторые формы взаимосвязи учебных предметов в ДМШ и ДШИ. В первую очередь это касается соотношения различных предметов с песенным фольклором и проявляется в применяемых формах работы.

Взаимосвязь песенного фольклора и сольфеджио происходит с использованием фольклорных песен Белгородской области при написании диктантов, пения с листа, изучение интервалов и ладов на основе этих песен. Также проблемы интонирования, формирование, развитие и закрепление певческих навыков у учащихся находится в центре внимания преподавателя с самых первых занятий. Поэтому при работе над вокальными распевками, над дыханием, пением одноголосных упражнений, сольфеджированием, освоением многоголосия, также можно использовать песенный фольклор, так как все формы работы являются значительными на начальном этапе и обязательными в течение всего периода.

В основу работы школ заложена гибкая система музыкального обучения, дающая возможность учащимся с различным уровнем музыкальных способностей достичь определенной ступени в музыкальном развитии. Одновременно решается задача отбора наиболее перспективных учащихся для специального, целенаправленного профессионального обучения.

Учебные планы и программы имеют различную степень сложности. Соответственно применяются разнообразные методы преподавания, моделируются соотношения групповых и индивидуальных форм занятий. Таким образом, следует использовать максимальную индивидуализацию при групповом методе обучения, позволяющую преподавателю учитывать степень продвижения каждого учащегося в овладении музыкальным материалом.

Для активизации творческой деятельности учащихся в условиях организованного обучения необходимо учитывать не только специфику фольклора и обучаемых, но и объективные закономерности педагогического процесса. В его основе - наглядность, повторность, образно-игровая подача исходного материала, органичное соединение произвольных и непроизвольных действий, включающих имитацию, подражание, рекомбинации, подводящие к индивидуально выраженному творчеству, и при этом - совместные коллективные действия с учетом возникающих определенных связей и зависимостей от сообща решаемых задач.

Сегодня ДМШ и ДШИ области ведут работу фольклорных отделений по своим учебным программам. К сожалению, в программах не всегда уделяется должное внимание репертуару различным регионам Белгородской области, нет последовательности и системного изложения в изучение устного и музыкального материала.

Изучая на занятиях песенный фольклор разных регионов Белгородчины, нужно стремиться к исполнению приближенному к оригиналу. Активный интерес к традиционному народному творчеству способствует возрождение его в быту, что в свою очередь способствует продлению жизни уходящих пластов народной культуры. Для создания у обучающихся реальных представлений о звуко-интонационности песенного фольклора необходим подбор фонограмм, записей, которые являются эффективным средством для устно-слухового усвоения песенного фольклора с голоса народных исполнителей.

Литература

  1. Жиров, М.С. Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры. Белгород, 2003. - 189 с.

  2. Жиров, М.С. Алексеева, О.И. Русская народная песня: история и современность. - Белгород, 2007. - 218 с.

  3. Земцовский, И.И. Социалистическая культура и фольклор / Народная музыка СССР и современность. - Л. «Музыка», 1982. - 234 с.

  4. Кабалевский, Д. Б. Прекрасное пробуждает доброе. Эстетическое воспитание. Статьи, доклады выступления / Д. Б. Кабалевский. М.: Педагогика, 1973.-334 с.

  5. Колпакова, Н.П. Песни и люди . - Л.: Наука, 1977. - 136 с.

Просмотров работы: 1993