КАЛЕНДАРНО-ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЕ ОБРЯДЫ СЕЛА ГОТОВЬЁ КРАСНЕНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ. - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

КАЛЕНДАРНО-ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЕ ОБРЯДЫ СЕЛА ГОТОВЬЁ КРАСНЕНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ.

Данченко О.С. 1, Данченко О.С. 2
1Белгородский государственный институт искусств и культуры, кафедра искусства народного пения 2 курс группа 24ИНП
2МОУ ДОД "Вейделевская ДШИ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Обряд в традиционной культуре - это универсальный способ взаимодействия людей с внешним миром (как силами природы - божествами, духами и «нечистой силой», так и другими сообществами людей) и их влияние на этот внешний мир. В традиционной культуре восточных славян существуют два основных цикла обрядов, которые упорядочивают две основные сферы жизни человека. Во-первых, это цикл календарных земледельческих обрядов и праздников, отражающий все основные этапы сельскохозяйственных работ в течение года. Во-вторых, это цикл семейно-бытовых ритуалов, включающий родинно-крестинную, свадебную и погребально – поминальную обрядность, то есть отражающий все главные этапы человеческой жизни.

Большинство обрядов календарного и цикла у восточных славян относится к так называемым обрядам перехода. Выделяют три основных этапа обряда перехода. Первый их них связан с выделением объекта ритуала и подчеркиванием его особого пограничного (переходного между прежним и будущим) состояния с помощью определенных ритуальных действий. Вторым этапом обряда перехода является уничтожение прежнего статуса объекта. Третьим этапом любого переходного обряда является рождение ритуального объекта в новом качестве.

Рассмотрим некоторые календарные земледельческие семейно-бытовые обряды села Готовьё, Красненского района, Белгородской области.

Село Готовьё основано во второй половине XVII века однодворцами. Однодворцы – это «служилые люди» несшие службу на Белгородской засечной черте. За свою службу и на время службы «служилые люди», получали земельные наделы. С течением времени большинство однодворцев утратили свои хозяйственные и правовые привилегии, превратились в государственных крестьян, однако личная собственность на землю сохранилась у жителей села Готовьё вплоть до 17 года XX века.

Откуда же такое интересное название села? Готовьё – «готовищное» место, куда складывали рубленные, готовые дрова в лесу. По названию села можно судить о преобладающей хозяйственной деятельности селян.

Календарные обряды приурочены к определенным периодам или датам земледельческого календаря и выполняют определенную магическую функцию. Следует отметить, что участники обряда пели, плясали, играли на народных музыкальных инструментах. При этом многие песни были строго приурочены к тому или иному календарному празднику. Так в селе Готовьё существовали так называемые «весновые» песни, исполняющиеся только весной. Примером такой песни служит плясовая «Ой, шли девки по улице гурьбой».

Все старинные земледельческие праздники приурочены к основным поворотным моментам движения земли вокруг солнца. Славяне на заре своей культуры установили четыре определяющие годовые даты: дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего солнцестояния и зимнего солнцеворота, которые были отмечены особыми празднованиями. Кроме времен года, на сезонную обрядность влияли хозяйственные факторы. Первый выгон скота, время сева, прополки, покоса, жатвы- все это сопровождалось специальными ритуалами. При этом значимость тех или иных обрядов в разных местностях была не одинаковой, что зависело от географического расположения сел.

Среди важнейших земледельческих праздников в селе Готовьё особое место занимают зимние святки. Обряды зимних Святок связаны с древним языческим обычаем встречать начало солнечного года. По старым славянским представлениям, новый год начинался весной, 1 марта. С 1492 года его начало стали отмечать 1 сентября. Однако время отсчета очередного земледельческого цикла стало перемещаться на Рождество, 25 декабря. Из-за несовершенства исчисления длительности года в старой России постепенно переместилось на 7 января.

Время от Рождества Христова до Васильева вечера (13 января) называют Святками – «святыми вечерами». Святки один из наиболее любимых и почитаемых праздников календарного цикла в селе. Считалось - коли дни на зимние святки веселые и счастливые, то и год будет таким. А потому к ним готовились с особой тщательностью: хозяйки наводили порядок в избах, готовили вкусную еду (блины, узвар (компот из сухофруктов), окорок). Мужчины приводили в порядок хозяйственный инвентарь.

Одной из добрых традиций было славление Христа. Неженатые парни ходили по дворам, пели песни духовного содержания. Обязательным атрибутом таких хождений была звезда, которую мастерили из 3-4 сложенных лучинок, или из палок, или из бумаги, украшали фольгой и бумажными цветами, в центре крепили свечу. Готовую звезду фиксировали на длинной палке. Юноши старались посетить каждый двор. Хозяева домов одаривали славильщиков сладостями или деньгами. Не принять Христославцев считалось большим грехом.

Дети и подростки ходили колядовать. Колядовать в селе Готовьё, значит петь величальные песни хозяевам дома. Колядка должна была принести хозяевам дома благополучие и достаток.

Вечером селяне от мала до велика, шли на улицу. Играли песни. Одной из песен исполняющихся и во время святочных гуляний была плясовая «Молодка, молодка».

Во истину, любимым готовчанами праздником считалась Масленица. Еще древние славяне отмечали праздник проводов зимы и встречи весны. Называли его в честь языческого бога Велесом. После принятия христианства на Руси праздник стал называться Масленицей. Масленица была принята православной церковью как религиозный праздник под названием сырной, или мясопустной, недели, но христианского переосмысления так не получила – содержание, по сути, осталось языческим.

По срокам поведения Масленица предшествует Великому сорокадневному посту перед Пасхой и справляется за 7-8 недель до нее - в период с конца февраля до начала марта. Каждый из дней масленичной недели имеет свое название. К сожалению точных названий масленичных дней в селе не помнят. Мне назвали лишь «Тещины блины» и «Прощеное воскресенье». Забыты и многие ритуалы, сопровождающие Масленицу. Одним из комплексов обрядовых действий в селе был связан с чествованием молодых. Таким образом, селяне устраивали своеобразные смотрины. Молодожены должны были посетить всех гостей, которых они приглашали к себе на свадьбу. Для новобрачных обязательным было катание с ледяных гор и катание на тройках.

Основным ритуальным блюдом на Масленицу были блины. С понедельника до четверга выпекали большие, толстые (дрожжевые) блины, а с четверга до воскресенья – маленькие, тонкие, легкие блинцы на молоке и яйцах. Вторым масленичным блюдом были орехи. Готовили его так: блинное, густое тесто закатывали в шарики размером с лесной орех и жарили в разогретом конопляном масле.

Границы цикла ранневесенних праздников определяются с одной стороны, прощеным воскресением, с другой – празднованием Пасхи. Таким образом, ранневесенний сезон практически совпадает с Великим постом. В этот период церковь запрещает все увеселения, к которым относятся пение «мирских» песен, танцы, игра на музыкальных инструментах. Исключение из этого правила составляет пение духовных стихов – песен с текстами религиозного содержания. Одним из центральных праздников является Пасха, его основные символы наполнены не языческим, а православным содержанием. Поэтому обычай встречать этот праздник в селе Готовьё не отличается от обрядов совершающихся на Пасхальной неделе в других регионах России.

Летний период календарно-земледельческого цикла начинается с мая. Седьмая неделя после Пасхи называется Троицкой. За три дня до нее готовчане ломают распустившиеся ветки березы, липы, клена. Украшают ими ворота, крыльцо, ставни. Полы в доме устилают ковыль - травой, мятой, зверобоем, полынью. По словам селят эти травы обладают чудодейственной силой, предохраняют от «всякой нечисти». Травы хранили потом весь год, используя для заварки целебного питья для больных. Когда отмечался Семик, жители села точно не помнят, но утверждают, что на Семик молодые девки завивали венки, а на Троицу – развивали. После развивания венков молодые девушки и ребята собирались в одной из хат и устраивали трапезу -жарили яичницу. Пили напиток, приготовленный следующим образом: водку наливали в квас, добавляли соду: - «А она пыхаеть, играеть».

С течением времени многие праздники и сопровождающие их обряды видоизменились, а некоторые и вовсе забылись. Но, тем не менее, обряды, хранящиеся в памяти жителей села Готовьё, являются одним из уникальных явлений культуры Белгородчины.

Просмотров работы: 2413