Инфраструктура представляет собой категорию региональной экономики: именно в регионе происходит комплексное обслуживание населения ее отраслями. На базе комплексности инфраструктура превращается в систему жизнеобеспечения населения.
Одной из составляющих экономического пространства является формирование рыночной инфраструктуры. «Инфраструктура» (от лат. infra – «основание, фундамент» и «structure» - «строение, взаиморасположение») означает комплекс соответствующих составляющих, применительно к товарному рынку [1, с.33]. Н. В. Калинчик выделяет две стороны рыночной инфраструктуры: 1) материальная база, экономический потенциал, который создает условия для функционирования системы рынков (торговые площади, складские помещения, здания и сооружения бирж, коммерческих банков и другое; 2) экономические отношения по поводу деятельности субъектов рынка, направленных на создание условий товарного и денежного оборота, а носителем данных отношений является рыночная инфраструктура [3, с.12].
Особенностью современного этапа развития страны является повышение роли и совершенствование инфраструктуры. В условиях развивающихся общероссийского и региональных аграрных рынков инфраструктурный, рыночный потенциал будет все больше приобретать значение нового важного экономического ресурса мощного "двигателя" хозяйственного прогресса. Развитие инфраструктуры рынка оказывает непосредственное влияние на эффективность деятельности, как хозяйствующих субъектов, так и района, в котором они функционируют в целом.
Поддержка развития рыночной инфраструктуры для сельскохозяйственных предприятий должно стать приоритетным стратегическим направлением развития рынка. Как считает Т.О. Осташко: «Инфраструктура аграрного сектора является наиболее слабым элементом в системе «сельское хозяйство – переработка – торговля» [4, с. 14].
С целью управления развитием инфраструктуры, обслуживающей организации АПК возможно создание системы информационно-консультационного обслуживания (на примере Саргатского района Омской области).
Изучая современное состояние инфраструктуры Саргатского района можно сказать, что в целом инфраструктура развита. С каждым годом происходит увеличение числа КФХ и ЛПХ, а в настоящее время действуют различные предприятия, государственные структуры и учреждения. Однако для повышения эффективности деятельности предприятий необходимо осуществить ряд мер по развитию инфраструктуры. В частности необходимо уделить внимание информационной составляющей и развитию объектов социальной инфраструктуры.
В современных условия функционирования предприятий аграрного сектора особое значение приобретает наличие и своевременное доведение до пользователей разного рода информации. Потребность сельских товаропроизводителей и предпринимателей в разной информации и необходимость обеспечения функционирования информационной инфраструктуры подтверждают необходимость создания системы информационно-консультационного обслуживания в Саргатском районе.
Районный информационно-консультационный центр (далее ИКЦ) будет являться связующим звеном между сельскими производителями с одной стороны и научно-исследовательскими, образовательными учреждениями, производителями сельскохозяйственной техники, оборудования, удобрений, средств защиты растений и др. Служба даст активным фермерам современную информацию об экономике и методах производства сельскохозяйственной продукции. Специалисты местных консультационных центров обеспечат фермеров качественной информацией в сфере планирования и организации производства, ведения бухгалтерского учета, повышения квалификации кадров и т.д.[1].
Основная цель, которая ставится перед районным ИКЦ - создание единой информационно-консультационной сети в агропромышленном комплексе Саргатского района. Это позволит сделать всю систему информационно-консультационного обслуживания сельхозтоваропроизводителей оперативной, маневренной, удобной и доступной [2].
Для организации деятельности ИКЦ возможно привлекать материально-техническую базу как административных органов, так и педагогического училища и колледжа на базе СПТУ-31. Важно организовать активное взаимодействие с Омским государственным аграрным университетом имени П.А. Столыпина, поскольку на базе учебно-опытных хозяйств имеется возможность заложить показательные посевы сельскохозяйственных культур, создать образцовые фермы. По предварительным расчетам на организацию ИКЦ потребуется около 247 тыс. рублей.
Помимо прочих структур, входящих в информационно-консультационный центр (бухгалтерия, техническая служба, служба НИОКР и т.д.), необходимо создать инновационно-экономический отдел, поскольку именно инновационное развитие предприятий ставится на первый план в современных условиях.
Для функционирования отдела достаточно двух специалистов – начальника отдела и специалиста по инновациям. Перед тем, как инновационно-экономический отдел начнет свою работу, работники отдела обязаны будут пройти курсы повышения квалификации в ИЗО и ПК ОмГАУ.
Таким образом, общая сумма затрат на организацию создания инновационно-экономического отдела составит:
Таблица 1
Затраты на открытие инновационно-экономического отдела ИКЦ Саргатского района
п/п |
Мероприятия в соответствии с направленностью |
Затраты, руб. |
11 |
Повышение квалификации персонала в Институте заочного обучения и переподготовки кадров*: |
4140** |
22 |
Повышение квалификации главного экономиста по специальности «Экономика и управление на предприятии АПК» в количестве 72 ч. |
1380 |
33 |
Повышение квалификации специалиста по инновациям по направлению «Инновации в сельском хозяйстве» в количестве 72 ч. |
1380 |
4 |
Курс пользователя ПК для специалиста по инновациям 72 ч. |
1380 |
5 |
Стимулирующие выплаты работникам |
15 192 |
6 |
Единовременная выплата руководителю отдела |
8862 |
7 |
Единовременная выплата специалисту по инновациям |
6330 |
8 |
Покупка компьютера |
25 250 |
9 |
Подключение к Интернету |
2252 |
10 |
Годовая подписка на журналы |
1296 |
Итого: |
48 130 |
*С учетом компенсации Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области.
**С учетом стоимости проживания в общежитии ИЗО и ПК.
Эффект от реализации консультирующих функций ИКЦ возможен путем создания модели продвижения продукции, произведенной товаропроизводителями Саргатского района.
Особым направлением в рамках повышения эффективности деятельности товаропроизводителей является выбор рациональных цепочек в системе приобретения и сбыта продукции. Центральная проблема здесь – высокий уровень издержек обращения, наличие в торговой сети посредников, большая часть которых не является оправданной ни организационно, ни технологически [4].
Как показывает практика, наиболее эффективным способом товародвижения для малых форм хозяйствования является реализация продукции собственными силами на рынках населенных пунктов и Губернской ярмарке. Однако многие производители не имеют необходимой информации для выхода на конечного потребителя – именно с этой целью и создается районный ИКЦ – обеспечение товаропроизводителей своевременной и достоверной информацией, В том числе и о рынках сбыта продукции. Тогда как возможно продавать произведенную продукцию минимум в полтора раза дороже [3].
К предложениям развития инфраструктуры относится разработка инструментов финансового оздоровления аграрного сектора, эффективных диверсифицированных процедур кредитного обслуживания, формирование системы ипотечного кредитования, создание специализированных банковских и альтернативных небанковских кредитных институтов, механизмов финансовых гарантий возврата сельхозпроизводителями кредитов, страхование финансовых рисков, применение разрешенных нормами ВТО механизмов защиты национального аграрного рынка.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Тимофеева Г. В. Развитие инфраструктуры АПК как фактор подъема отечественного сельского хозяйства // Вестник ВолГУ. Серия 3: Экономика. Экология. 2010. №8. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-infrastruktury-apk-kak-faktor-podema-otechestvennogo-selskogo-hozyaystva (дата обращения: 17.12.2013).
Русскова Е. Г. Методология системного исследования инфраструктуры рыночной экономики. – ГОУ ВПО «РИНХ», 2011, 51 с.
Морова А. П. Инвестиции в человеческий капитал и социальную инфраструктуру. / Социологические исследования. 2011, № 9, с. 72-77.
Панина Е.И. Проблемы становления и развития рыночной инфраструктуры в условиях переходного периода/Е.И. Панина. М.:« Грааль», 2009,- 340с.